Конспект урока биологии "Химический состав клетки"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Окуловская Ольга Евгеньевна

В конспект урока прилагается технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_po_biologii.doc51.5 КБ
Microsoft Office document icon hod_uroka.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по биологии ,6 класс

«Химический состав клетки», 1 час.

« Биология. 6 класс. Живой организм »

УМК  Н. И.  Сонина

Класс:

Дата : 10.09.2014г.

Тип урока: урок изучения и первичное закрепление новых знаний

Цель: познакомить  учащихся с химическим составом клеток ( органическими  и неорганическими веществами), функциями веществ, образующих клетку.

Задачи:

Образовательная: расширить знания учащихся о химической организации клетки, о единстве состава растительных  и животных  клеток.

Развивающая: продолжить развитие умений у учащихся работать с информационно-коммуникативными источниками, умение слушать учителя и своих одноклассников, развивать логическое мышление  у учеников и умение устанавливать причинно-следственные связи. Развивать у учащихся правильного понимания о единстве происхождения всех живых организмов

Воспитательная: воспитывать положительную мотивацию к учебе, интерес к предмету, правильной самооценке. Способствовать формированию экологического сознания у учащихся. Осуществлять эстетическое воспитание учащихся

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать  с  текстом учебника, преобразовывать информацию из одного вида в другой ( текст в таблицу, схему)
  2. Продолжить формирование умения находить  отличия, работать с информационными текстами,    объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки.  
  3. Продолжить умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
  4. Продолжить развитие навыков обучения.            

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения  при работе в группе определять общие цели, распределять роли в группе, договариваться друг с другом.
  2. Продолжить формирование умения слушать своих одноклассников  вести конструктивный диалог, обосновывать свое мнение конкретными фактами.
  3. Продолжить формирование умения четко и кратко  выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  2. Продолжить формирование умения характеризовать и описывать неорганические и органические вещества.
  3. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
  4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Личностные УУД

  1. Создание условий на уроке и при работе дома  к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию, путем дифференцированных заданий.
  2. Осознавать неполноту  свих знаний по биологии , проявлять интерес к новому содержанию по биологии
  3.  Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Планируемые  результаты:

Предметные:  

Знать: 

- неорганические и органические вещества, входящие в клетки  живых организмов;

- знать особенности строения неорганических и органических веществ;

- знать функции веществ, входящих в клетки

Уметь:

-называть вещества, входящие в клетку;

-называть основные функции неорганических и органических веществ;

- устанавливать причинно-следственные связи между  строением  и  функциями вещества;

- объяснять единство происхождения живых организмов.

Здоровьесберегающие:  сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности, создание комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Личностные:  

-осознавать единство и целостность окружающего мира;

-выстраивать собственное целостное мировоззрение;

- формировать ответственное отношение к обучению;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Метапредметные:

- регулятивные: 

- самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

-  самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;

- коммуникативные: 

- обсуждать в рабочей группе  информацию;

- внимательно слушать своих товарищей  и обосновывать свое мнение;

- выражать своё мнение по ответам своих товарищей;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: 

-  умение работать  с  текстом учебника;

-  понимать смысл терминов;

-сопоставлять информацию из  разных частей текста

 - объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

Личностные:  

- формировать ответственное отношение к обучению;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы;

- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни.

Основные понятия: неорганические вещества (вода, минеральные соли), органические вещества(белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты ),ядро, хромосомы, качественные реакции

Межпредметные связи:

интеграция физики и биологии:

-физические свойства воды, минеральных солей

интеграция химии и биологии:

- химические свойства воды, минеральных солей.

-элементарный состав клетки

- качественные реакции ,проведение опытов

интеграция математики и биологии:

- процентное содержание веществ в клетке, анализ диаграмм и таблиц

интеграция географии и биологии:

- минеральные породы в неживой природе, создание гор и океанического дна

Методы работы: частично- поисковый, практический, проблемный, самостоятельная работа.

Формы работы: индивидуальная, групповая,  парная

Педагогические технологии: системно - деятельностный подход, педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия), ИКТ- технология, здоровьесберегающие, развитие критического мышления, дифференцированное обучение.

Оборудование:  -компьютер,  мультимедийный проектор

                             - пробирки, раствор марганцовки, раствор соды питьевой, раствор перекиси

                             -мука, марля, стакан  водой, йод

                             -семена подсолнечника, картофель, лист бумаги

Основные  источники : 

  1. Сонин. Н.И. Биология. Живой организм.6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.  - М.: Дрофа, 2011г.
  2. Л.Д. Панфилова, И.А. Шмарина . Тематическое и поурочное планирование  по биологии –Издательство
  3.  « Экзамен» М.: Дрофа, 2006г.
  4. З. А. Томанова,  В.И. Сивоглазов. Методическое пособие к учебнику Н.И Сонина Биология живой организм 6кл. М.: Дрофа, 2009
  5. Е.Т. Бровкина, Сонин. Н.И. Биология. Живой организм.6 класс Методическое пособие. М-  Дрофа, 2007

Дополнительные источники:

 Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина. Биологии 6 класс. Живой организм.

       Презентация к уроку.

       http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014

       сайт 1 сентября.рф.



Предварительный просмотр:

Ход урока:

Этап урока, продолжитель-ность

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Предметные

Формирование УУД

1.Организацион-ный момент,1 мин

Добрый день, ребята!

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души».  Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Организация класса, проверка готовности к уроку

Приветствие друг друга, подготовка рабочего места

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные : прогнозирование своей деятельности.

Технология:

-здоровьесберегаю-щая

2.Актуализация знаний учащихся, 4 мин

Слайд1

Слайд2

На прошлом уроке мы уже изучили строение клетки. Рассмотрели, чем отличается растительная клетка от животной. Давайте вспомним и проверим наши знания.

Презентация слайдов1,2 «Строение клетки».

Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока. фронтальный опрос.

Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Ответы учеников,

Анализ правильных ответов.

Повторение основных органоидов клетки. Различие растительной и животной клетки.

Общеучебные – поиск и выделение необходимой информации

Логические – построение логической цепи рассуждения

Самоанализ своих знаний.

Технологии:

ИКТ-технология, здоровьесберегаю-щая

3.Постановка учебной задачи,

3 мин.

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. Итак, сейчас я хочу показать Вам пару опытов. Внимание!

1.Раствор марганцовки с уксусом → красное окрашивание; к полученному раствору добавляем соду →  зелёное окрашивание. 2.В раствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода→ обесцвечивание раствора.

Вопросы:

1 Что же Вы увидели? Что произошло у нас на уроке? превращение)

2.Какая наука изучает превращение веществ? (химия) Вы слышали выражение «Химия вокруг нас», поскольку  химия не только вокруг нас, но и … (внутри нас).  Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)

Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях. Тема урока «Химический состав клетки».

 Актуализирует знания учащихся. Показывает опыты, задает вопросы, с помощью детей формулирует

тему урока и записывает ее на доске.

Называют тему урока.

Межпредмет-ные знания: превращение, химия, опыты, химические вещества

Регулятивные  УУД (целеполагание)

(прогнозирование)

Познавательные УУД – самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

Технологии:

педагогического сотрудничества

(учебный диалог, дискуссия)

4. Открытие  нового знания,  

     15 мин

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7,  8

Слайд  9,      10

   

Слайд 11,      12

Ребята, ознакомьтесь с текстом своих учебников на стр.  12-13   и попробуйте самостоятельно  составить схему «Вещества клетки».

 Слайд 3-5

Проверка слайд 6-8.

Учебник с12. рассмотреть диаграмму и сделать выводы про распространение элементов в клетке.

Используя текст приложения 1, слайды 9-12, давайте подумаем о роли

данных веществ в клетке.

Актуализация знаний учащихся, инструктаж при работе с учебником.

Проверка по слайдам 6-8

Учитель раздает текст приложение №1, консультирует и направляет работу групп

Работают с учебником самостоятельно.

Работа  происходит в парах. Составля-ют схему, проверяют себя после выполнения работы по слайдам, самоанализ, обсуждение результатов в парах.

Учащиеся в группе анализируют текст и составляют таблицу:«Неорганические и органические  вещества и их функции», активно обсуждают свои результаты. Выслушивают мнения других групп. Ученики выбирают выступающего. Выступают с результатами таблицы. Поддерживают своего представителя от группы. При выступлении других групп активно задают вопросы, корректируют свою таблицу.

Неорганичес-кие вещества

( вода, минеральные соли), органические вещества

( белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты)

Регулятивные УУД: 

- самостоятельно  определяют цель учебной деятельности, находят пути решения проблемы

-  самостоятельно организовывать свою учебную деятельность; - Коммуникативные УУД:

- внимательно слушают своих товарищей  и обосновывать свое мнение;

- выражают своё мнение по ответам своих товарищей;

Познавательные УУД: 

-  умение работать  с  текстом учебника;

-  понимают  смысл терминов;

-сопоставляют информацию из  разных частей текста

-переводят информацию текста в другой вид(таблица)

 - объясняют значения новых слов;

- сравнивают  и выделяют признаки;

Технологии:

ИКТ- технологии, педагогическое сотрудничество(работа в парах)

Технологии:

-развитие критического мышления ( при анализе текста и составлении таблицы)

-здоровьесберегаю-щая технология

( смена видов деятельности)

-педагогическое сотрудничество

(учебная дискуссия)

5. Первичное закрепление материала. 7мин

Физкультминутка 2 мин

- для глаз, несколько упражнений в положении стоя.

Проведение опытов, доказывающие состав семян: 1.Наличие белков

2.Наличие жиров

3.Наличие углево-дов

Фронтальная беседа по результатам лабораторной работы

Учитель проводить инструктаж по проведению лабораторной работы.

Проводит беседу по вопросам:

1. Цель опытов

2.Что увидели?

3.Сделайте выводы по результатам

Учащиеся в парах проводят лабораторную работу, используя инструкции в инструктивной карточке.

 Умение проводить опыты и делать выводы по результатам эксперимента.Закрепление понятий крахмал (углевод), качественная реакция на крахмал, клейковина (белок), растительное масло ( жир)

Познавательные: 

-выполнение действий по алгоритму

Коммуникативные:  -уметь строить совместную работу на единый результат в группе.

Регулятивные

-уметь организовать выполнение заданий учителя,  делать выводы по результатам работы.

Технологии:

-деятельностный подход

 ( самостоятельное проведение опытов, формулирование вывода)

-здоровьесберегаю-щая технология

(зарядка 2 мин)

6.Контроль. 5 мин

7.Рефлексия, 3 мин

Самостоятельная работа в малых группах.   Биологический диктант

1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала. ( йод)

2.Вещество используется  как вещество запаса. (сахар)

3.Химический элемент, содержание которого в клетке 17%. (углерод)

4.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (крахмал)

5.Общее название солей в клетке. (минеральные)

6.Органические вещества для получения энергии.(жиры)

7.Группа веществ, к которым относятся вода и соли. (неорганические)

Проверка уровня понимания материала, психологического состояния по вопросам:

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока  вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?

Учитель задает вопросы. Мотивирует учащихся на дальнейшую работу.

Учитель проверяет понимание учебного материала с помощью вопросов.

Ученики отвечают на вопросы. Проверяют свой уровень усвоения материала, задают вопросы при неправильном ответе.

Анализ полученной информации и его обобщение

Основные понятия темы

Основные понятия темы

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация: подведение под понятие

Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения

Технологии:

- педагогическое сотрудничество(учебный диалог)

Познавательные:

-контроль и оценка процесса и результата деятельности

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и четкостью

Личностные:

-самооценка на основе критериев успешности

Регулятивные: контроль, коррекция самооценка.

Технологии:

-педагогическое сотрудничество

8.Домашнее задание,2 мин

1.Изучить текст учебника № 2 с.12-15,повторить записи в тетради

2.Изучить этикетки продуктов питания и проанализировать содержание веществ.

3.Составить синквейн по данной теме

Инструктирует по выполнению домашнего задания.

Ученики внимательно слушают и записывают домашнее задание.

Логические. Умение слушать, анализировать. Четко выполнять инструкции.

Технологии:

-развитие критического мышления(синквейн)

-дифференцирован-ное обучение

(2 задание является дополнительным и рекомендован для сильных учеников)

                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Химический состав клетки" 5-6 класс

В данном материале представлен конспект урока с описанием лабораторной работы, презентация и видеофрегмент "Движение цитоплазмы". Использовать материал можно при изучении курса "Природоведение" в 5 кл...

Сценарий урока: Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

Дорогие коллеги. Я хочу поделиться с вами разработкой урока.В связи с достаточно быстрым темпом жизни в последние десятилетие, с быстро меняющейся обстановкой в стране и мире, в настоящее время на сме...

Тема урока "Химический состав клетки" Тесты: контроль знаний.

маериал можно использовать в качестве контроля знаний учащихся по теме Химический состав клетки"...

Тема урока "Химический состав клетки" Тесты: контроль знаний.

Материал может бытть интересен в качестве контроля занний учащихся на уроке биологии в 10 классе...

Конспект урока "Химический состав клетки" .

Конспект урока "Химический состав клетки" ....

урок "Химический состав клетки" 5 класс ФГОС

Формирование УУД на уроке -  определение цели,эксперимент, самооценивание, работа в парах, составление плана изучения материала......