Статья МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ.
методическая разработка по биологии на тему

Гуськова Диана Владимировна

В данной статье некоторый опыт работы осоздания  проблемных ситуаций на уроке биологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы.20.23 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

кафедра естественно-математического образования

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ОСВОЕНИЯ ФГОС:

ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, СТРАТЕГИИ

Тезисы докладов

Всероссийской научно-практической конференции

24-25 сентября 2013 г.

Владивосток, 2013

ББК 74.262+74.262.21

Е86

Естественно-научное и математическое образование в условиях освоения ФГОС: опыт, проблемы, стратегии: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. г. Владивосток: 24-25 сентября 2013 г. – Владивосток: Издательство ПК ИРО, 2013. – 128 с.ISBN 978-5-98892-029-8

В сборнике представлены материалы Всероссийской научно-практической конференции «Естественно-научное и математическое образование в условиях освоения ФГОС: опыт, проблемы, стратегии», посвященной проблемам теории, методики и практики развития естественно-научного и математического образования в условиях реформирования российской школы. Сборник представляет интерес для учителей общеобразовательных

учреждений, педагогов дополнительного образования, научных работников естественнонаучного профиля.

Ответственный редактор кандидат биологических наук,

доцент кафедры ЕМО С.А. Шабалин.

Издано по решению Редакционно-издательского совета

Приморского краевого института развития образования

ISBN 978-5-98892-029-8

© Изд-во ПК ИРО, 2013

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОЙ

СИТУАЦИИ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ

Д.В. Гуськова

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа», п. Ярославский

Значение создания проблемной ситуации на уроке в настоящее время

обсуждается на всех уровнях образовательного пространства, но так как

отсутствует методическая система, пошагово описывающая деятельность

учащихся под руководством учителя, безусловно, использование проблемного обучения в учебном процессе затрудняется. Данная работа – итог нескольких лет работы по определению основных приемов организации проблемной ситуации на уроке, которая способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, направленной на формирование нестандартных подходов к решению учебных задач.

Целью данной работы является раскрытие методики использования проблемных ситуаций на уроках биологии; организация всей работы с учащимися таким образом, чтобы в процессе усвоения конкретных предметных знаний не только повысилось качество учебной деятельности учащихся, но и возник искренний интерес к учебному процессу.

Особенности проблемного обучения это переход от проблемной ситуации, предложенной учителем, в проблемную ситуацию, личностно значимую для учащихся. При этом происходит переход учащихся из позиции пассивного слушания в позицию активной познавательной деятельности.

Так как нет таких проблем и, как следствие, ситуаций, которые могут быть

личностно значимы для большинства учащихся, нами были разработаны и апробированы новые приемы организации проблемной ситуации, охватывающие эмоциональную и творческую сферу школьников подросткового возраста, позволяющие сформировать у них внутреннюю мотивацию к учебной деятельности.

При создании проблемных ситуаций на уроках мы используем литературные тексты, иллюстрации и рисунки, содержащие ошибки или неточности в содержательной части учебного материала; визуализацию образа объекта по изучаемому тексту. Такой вид деятельности очень удобен при изучении тем «Мир растений», «Разнообразие растений» – в шестом классе, «Общие сведения о мире животных» – в седьмом классе. Также на

уроках биологии я применяю рисование картин, проблемных ситуации, рассказанных педагогом. Эта работа чаще всего выполняется при изучении тем, связанных с охранной деятельностью растений и животных, деятельностью человека. Во время проведения внеклассных мероприятий («День тигра», «День Земли», «День Воды», «Неделя птиц» и другие), показываются мини театрализованные представления, проигрываются различные

ситуации, проходят акции в защиту окружающей среды; проводится рефлексия учащихся, для которых данная ситуация личностно значима.

Широко известны следующие методы проблемного обучения: проблемное изложение материала; эвристический метод; исследовательский метод. Эти методы часто используются мною на уроках. Их задача – личностно приблизить предложенную учителем проблемную ситуацию к учащимся.

Закономерно, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений обучаемых, так и их познавательной активности:

26

познавательная самостоятельность обучаемого может быть либо очень высокой, либо почти полностью отсутствовать.

Наиболее распространенные приемы создания проблемных ситуаций, которые мы применяем на уроках, это: сообщение информации, которая содержит в себе познавательное противоречие. Например, на открытом уроке в седьмом классе по теме «Моллюски», перед учащимися была поставлена проблема: «Зачем нужны моллюски на Земле?». Поскольку эти живые организмы приносят как пользу, так и большой вред. Ребята, выполняя разноуровневые задания, предлагают пути решения этой проблемы. В целом, создаётся несоответствие между знаниями ученика о предметах, явлениях природы, их взаимосвязях и новыми фактами, что их характеризуют. Чтобы предъявление ученикам проблемное задание (сформулированное учителем проблемное задание сначала не является проблемой для учеников) превратилось в проблему, дети должны проанализировать это задание, осознать цель, которую необходимо достичь и убедиться в том, что в их опыте нет нужного ответа. В результате такой умственной деятельности осмысливается содержание противоречия, которое лежит в основе задания. Только после этого оно принимается как субъективная проблема в сформулированном учителем виде или переформулированном самими учениками.

Для успешного применения методов организации проблемных ситуаций на уроках биологии я пользуюсь некоторыми правилами проблемного обучения. Например, правила создания проблемных ситуаций; правила управления процессом усвоения в проблемной ситуации; правила, определяющие последовательность проблемных ситуаций. Наши уроки мы проводим в форме урока-дискуссии, урока – проблемной лекции, урока-семинара, а так же урока-креативного типа (урок-диалог, диспут, поисковый урок, деловая игра, урок «наоборот» – ученик в роли учителя, урок защиты творческих работ и др.). Именно на этапе актуализации знаний возникают проблемные ситуации и ставятся учебные проблемы. На этом этапе урока уместны методы активного обучения: опорные схемы, диалог, мозговой штурм, игровые моменты и пр.

Использование определенных методических приемов в процессе организации проблемных ситуаций на уроках биологии позволяет сформировать гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях (сначала – учебных, затем – жизненных), систематизировать и накапливать знания, готовую к самоанализу, саморазвитию и самореализаци.

     -: http: //www.drofa.ru/for-users/teacher/main/vertical/                                       27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Приемы создания проблемной ситуации на уроках истории" (2012)

              На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развива...

Статья "Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке" (из опыта работы)

В предлагаемой статье рассматриваются вопросы проблемного обучения....

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке (из опыта работы)

ФГОС по химии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности  учащихся.Технология проблемного обучения спо...

"Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке русского языка"

Технология проблемного обучения  позволяет  открывать знания вместе с детьми,  предоставляет богатейший материал для воспитания думающей, размышляющей личности, способной видеть прекрас...

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке

Для современного общества владение иностранным языком рассматривается как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста. Это приводит к значительной перестройке учебного процес...

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке (из опыта работы)

Проблемное обучение способствует развитию самостоятельности и активности школьников, что, в свою очередь, позволит им стать конкурентоспособными во взрослой жизни.Технология проблемного обуч...

Приемы создания проблемных ситуаций на уроках математики

Технология проблемного обучения на уроках математики....