Рабочая программа по биологии 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Хаустова Ольга Анатольевна
Рабочая программа по биологии 10 класс базовый уровень по учебнику Д. К. Беляева, Г. М. Дымщиц
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._programma_10_kl_1_ch.docx42.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Богучарская средняя общеобразовательная школа №2»

          Согласовано                                                                           Утверждаю

Зам. директора по УВР                                                                     Директор

МКОУ «Богучарская СОШ №2»                                       МКОУ «Богучарская СОШ №2»

__________ /Дворникова О.А./                                              ____________ /Булах И.П./

       «___ » августа 2016 г                                           приказ от «___» августа 2016 г № ___

Рабочая программа

по биологии

10 класс

(Д. К. Беляев, Г. М. Дымщиц)

Составила: учитель биологии Хаустова О. А.

Количество часов 35 – часов (1 ч в неделю)

                                                                                       Рассмотрено на заседании ШМО

                                                                                       учителей естественных наук

                                                                                       протокол №1 от «__ » августа 2016 г.

                                                                            Руководитель ШМО _____ /Хаустова О. А./

                                                                                                                                                                               

2016/2017 учебный год.

                                           

Пояснительная записка.

   Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного)  общего образования. Базовый уровень. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии М. Дрофа, 2007). Также использованы Программы по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень (авторы О.В. Саблина, Г.М. Дымшиц) (Программы общеобразовательных учреждений. Биология 10-11 классы М., Просвещение, 2008), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены цели, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на изучение общих основ живого, законов его существования и развития. Биологические знания должны соответствовать формированию биологического мышления и экологической культуры и каждого числа общества, без чего дальнейшее развитие человеческой цивилизации невозможно.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи  изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень).

Изучение биологии в 10-м классе на базовом уровне предназначено для проведения занятий в классах социально-экономического, информационно-математического, физико-математического  профилей – направлено на достижение следующих целей:

- Освоение знаний о биологических системах (вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

- Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их списания и выявления естественных и антропогенных изменений, находить и анализировать информацию о живых объектах;

-   Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

-   Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

-   Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей средне, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Рабочая программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются:  сравнение объектов,  анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования  на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее  отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде,  востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования  современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в  старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания. Клетка. Организм. Вид. Экосистемы.

Изучение курса биологии по данной программе будет реализовываться на основе учебника Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица «Общая биология» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение», 2008 г.

При составлении тематического планирования, были учтены: основное содержание, минимальный перечень лабораторных и практических работ.

Данная программа согласована с требованиями стандарта, которые определяют базовый уровень общебиологических знаний и умений.

Рабочая программа предусматривает некоторые изменения:

На 1 час уменьшилось время изучения тем: «Химический состав клетки», «Структура клетки», так как этот материал изучался в 9 классе, увеличилось число часов на изучение темы «Основные закономерности явлений наследственности».

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 10 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, всего 35 часов.

Содержание курса

Введение  (1 час)
            Биология — наука о живой природе. Основные признаки живого. Биологические системы. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии. Значение биологии.
            Демонстрации: Схемы и таблицы, иллюстрирующие различные биологические системы и уровни организации живой природы.

Раздел I. КЛЕТКА — ЕДИНИЦА ЖИВОГО (15 часов)

Тема 1. Химический состав клетки (5 часов)

           Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.

Лабораторная работа №1 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях».

Тема 2. Структура и функции клетки (4 часа)

           Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Строение и функции хромосом.
           Прокариоты и эукариоты.

           

Лабораторная работа №2 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука».

           Лабораторная работа №3 «Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом».

Тема 3. Обеспечение клеток энергией (3 часа)

Обмен веществ и превращение энергии — свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.

Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (3 часа)

Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. Вирусы. Профилактика СПИДа.

           Демонстрации: Схемы, таблицы, транспаранты  и пространственные модели, иллюстрирующие: строение молекул белков, молекулы ДНК, молекул РНК, прокариотической клетки, клеток животных и растений, вирусов, хромосом; удвоение молекул ДНК; транскрипцию; генетический код; биосинтез белков; обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез. Динамические пособия «Биосинтез белка», «Строение клетки».


Раздел II. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (6 часов)

Тема 5. Размножение организмов (4 часа)

           Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (2 часа)

Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое. 

Демонстрации: Схемы, таблицы, транспаранты и учебные фильмы, иллюстрирующие: деление клетки (митоз, мейоз); способы бесполого размножения; формирование мужских и женских половых клеток; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма; взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Динамическое пособие «Деление клетки. Митоз и мейоз». Сорусы комнатного папоротника (нефролеписа или адиантума).

Раздел III. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (13 часов)

Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности (5 часов)

Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом.

Тема 8. Закономерности изменчивости (4 часа)

Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.

Лабораторная работа  №4 «Фенотипы местных сортов растений».

Лабораторная работа  №5 «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой».

Тема 9. Генетика и селекция (4 часа)

Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование.

Демонстрации: Схемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие: моногибридное скрещивание; дигибридное скрещивание; перекрест хромосом; неполное доминирование; наследование, сцепленное с полом; мутации (различные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев у комнатных растений, если есть возможность — культуры мутантных линий дрозофилы); модификационную изменчивость; центры многообразия и происхождения культурных растений; искусственный отбор; гибридизацию; исследования в области биотехнологии. Динамическое пособие «Перекрест хромосом». Семена гороха с разным фенотипом (гладкие, морщинистые, желтые, зеленые).

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Формы контроля

 Введение

1

Текущий контроль

Раздел I. Клетка – единица живого

15

1.

Химический состав клетки

5

Текущий контроль

Лабораторных работ – 1

2.

Структура и функции клетки

4

Текущий контроль Лабораторных работ – 2

3.

Энергетическое обеспечение клетки

3

Текущий контроль

4.

Наследственная информация и реализация ее в клетке

3

Текущий контроль

Контрольных работ - 1

Раздел II. Размножение и развитие организмов

6

5.

Размножение организмов

4

Текущий контроль

6.

Индивидуальное развитие организмов

2

Текущий контроль Контрольных работ - 1

Раздел III. Основы генетики и селекции

13

7.

Основные закономерности явлений наследственности

5

Текущий контроль

8.

Закономерности изменчивости

4

Текущий контроль Лабораторных работ - 2

9.

Генетика и селекция

4

Текущий контроль Контрольных работ - 1

Всего

35

Контрольных работ – 3

Лабораторных работ – 5

Критерии оценки

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта.

2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик:

1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2. Или было допущено два-три недочета.

3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

4. Или эксперимент проведен не полностью.

5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".

4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.

2. Допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

2. Или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. Не более двух грубых ошибок.

2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.

3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.

4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.

5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате обучения учащиеся должны:

Характеризовать (описывать) основные уровни организации живой природы; основные положения клеточной теории; химический состав клетки, роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды и других неорганических веществ в жизни клетки и организмов; строение и функции клеток прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов; особенности строения и функционирования вирусов, энергетический и пластический обмен, их значение, особенности обмена веществ у растений, их космическую роль; роль ферментов в обмене веществ; бесполое и половое размножение организмов; хромосомы, их роль в хранении и передаче наследственной информации; значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом; митоз, мейоз, оплодотворение и их значение; онтогенез; зародышевое и послезародышевое развитие; основную генетическую терминологию и символику; методы генетики, особенности методов изучения генетики человека; законы наследственности; модификационную. Мутационную комбинативную изменчивости, их причины; норму реакции; значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа, мутаций в эволюции; генетики для селекции и здравоохранения.

Сравнивать (распознавать, узнавать, определять) строение клеток автотрофов и гетеротрофов; прокариот и эукариот; митоз и мейоз; способы размножения организмов; фенотипы и генотипы; гомо- и гетерозиготы; мутационную и модификационную изменчивость.

Обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы)

Значение мутаций для эволюции, законов генетики для селекции.

Применять знания  по биологии для оценки состояния окружающей среды.

Овладевать умениями пользоваться предметным и именным указателями при работе с научной и популярной литературой; составлять  развернутый план-тезисы текста; конспектировать текст; готовить рефераты; составлять схемы, таблицы, на основе работы с текстом учебника.

Календарно-тематическое планирование

Номер урока

Дата проведения

Содержание

(разделы, темы)

Количество часов

Примечание

1.

06.09.16

Введение

Биология - наука о живой природе.

1 час

1

1(2).

2(3).

3(4).

4(5).

5(6).

13.09.16

20.09.16

27.09.16

04.09.16

11.10.16

Раздел I

КЛЕТКА — ЕДИНИЦА ЖИВОГО 

Тема 1

Химический состав клетки

Неорганические вещества клетки.

Органические вещества клетки. Углеводы,  липиды.

Биополимеры. Белки, их строение и

функции.

Л/р№1 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях».

Биополимеры. Нуклеиновые кислоты.

АТФ и другие органические соединения

клетки.

15 часов

5 часов

1

1

1

1

1

1(7).

2(8).

3(9).

4(10).

18.10.16

25.10.16

08.11.16

15.11.16

Тема 2

Структура и функции клетки

Клеточная теория.

Строение клетки. Одномембранные

органоиды.

Л/р №2 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках

кожицы лука».

Двумембранные органоиды. Органоиды

движения, включения.

Ядро. Прокариоты и эукариоты.

Л/р №3 «Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом».

4 часа

1

1

1

1

1(11).

2(12).

3(13).

22.11.16

29.11.16

06.12.16

Тема 3

Обеспечение клеток энергией

Фотосинтез. Преобразование энергии

света в энергию химических связей.

Обеспечение клеток энергией за счет

окисления органических веществ без участия кислорода.

Биологическое окисление при участии кислорода.

3 часа

1

1

1

1(14).

2(15).

3(16).

13.12.16

20.12.16

10.01.17

Тема 4

Наследственная информация и реализация ее в клетке

Генетическая информация. Удвоение ДНК.

Образование и-РНК по матрице ДНК. Генетический код.

Биосинтез белков.

Вирусы.

Контрольная работа №1

Клетка – единица живого.

3 часа

1

1

1

1(17).

2(18).

3(19).

4(20).

17.01.17

24.01.17

31.01.17

07.02.17

Раздел II

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

Тема 5

Размножение организмов

Деление клетки. Митоз.

Бесполое и половое размножение.

Мейоз.

Образование половых клеток и оплодотворение.

6 часов

4 часа

1

1

1

1

1(21).

2(22).

14.02.17

21.02.17

Тема 6

Индивидуальное развитие организмов

Зародышевое и постэмбриональное

развитие организмов.

Организм как единое целое.

Контрольная работа №2

Размножение и развитие организмов.

2 часа

1

1

1(23).

2(24).

3(25).

4(26).

5(27).

28.02.17

07.03.17

14.03.16

21.03.17

04.04.17

Раздел III

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

Тема 7

Основные закономерности явлений наследственности

Моногибридное скрещивание. Первый и

второй законы Г. Менделя.

Генотип и фенотип. Аллельные гены.

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Хромосомная теория наследственности.

Сцепленное наследование генов.

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.

13 часов

5 часов

1

1

1

1

1

1(28).

2(29).

3(30).

4(31).

11.04.17

18.04.17

25.04.17

02.05.17

Тема 8

Закономерности изменчивости

Модификационная, наследственная,

комбинативная изменчивость.

Л/р №4 «Фенотипы местных сортов

растений».

Изменчивость. Вариационный ряд,

вариационная кривая.

Л/р №5 «Изменчивость, построение

вариационного ряда и вариационной кривой».

Мутационная изменчивость.

Наследственная изменчивость человека.

Лечение и предупреждение наследственных болезней человека.

4 часа

1

1

1

1

1(32).

2(33).

3(34).

4(35).

16.05.17

16.05.17

23.05.17

30.05.17

Тема 9

Генетика и селекция

Одомашнивание как начальный этап селекции.

Методы современной селекции.

Успехи селекции.

Контрольная работа №3

Основы генетики и селекции.

Итоговый урок.

4 часа

1

1

1

1

Информационно-методическое обеспечение

Для учащихся:

Учебник:  Д.К. Беляев, П.М. Бородин.  Общая биология 10 – 11 класс.  М.: Просвещение, 2007.

Для учителя:

1.  Федеральный Государственный стандарт.

2.   Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).

3. «Общая биология» под редакцией Н.П. Дубинина,   М.: Просвещение,  1980 .

4.  Биология в вопросах и ответах.  М.: Мирос – Международные отношения. 2001.

5.   Тесты «Биология» 6 – 11 класс.  М.: Дрофа, 2000.

6.  Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по биологии.    М.: Дрофа, 2001.

7.  Биология. 10 класс:  Поурочные планы (по учебнику  Д.К. Беляева, П.М. Бородина, Н.Н. Воронцова). Автор-составитель А.Ю. Гаврилова.  Волгоград: Учитель,  2005.

8.   Кулев А.В. Общая биология. 10 класс: Методическое пособие.  СПб: Паритет, 2001.

      9.    Д а р в и н  Ч. Путешествие на корабле «Бигль» / Ч. Дарвин. М.: Мысль, 1978.

10. Д а р в и н  Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера // Дарвин Ч. Сочинения. Т. 9.  М.: Издательство АН СССР, 1959.
          11. Д а р в и н Ч. Происхождение видов путем естественного отбора: кн. для учителя / Ч. Дарвин; под ред. А. В. Яблокова, Б. М. Медникова. — М.: Просвещение, 1986.

Интернет-ресурсы

 http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://charles-darwin.narod.ru/. Электронные версии произведений Ч. Дарвина.

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...