Исследовательская работа "Определение качества воды методом биоиндикации"
проект по биологии (11 класс) на тему

Для исследования качества воды в водоёмах используют метод биоиндикации по методике индекс Майера и Машкова. Для исследования брали водоёмы Боковского района.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материалы XVII слёта экологического движения               «Шолоховский родник»

 «Изучение загрязнений водоёмов  методом биоиндикации»

Научно-исследовательская работа

Номинация «Собственный опыт экологических исследований»

Автор: Власенко Анастасия Сергеевна

Руководитель: Мирошниченко Татьяна Викторовна

учитель биологии  

«МБОУ Боковская СОШ имени Я.П. Теличенко»

Боковского района

                                      ст. Боковская Ростовской области

346250, 8(86382)3-13-72

Аннотация.

   Для проведения охраны и восстановления водных ресурсов Боковского района   необходимо их исследовать, оценить состояние, выяснить причины загрязнения. Поэтому своей работой хочу показать, что лучшими показателями качества воды могут быть живые организмы, которые быстро реагируют на изменение среды. Однако, живые организмы не могут указать дозу загрязняющих веществ, нельзя точно определить какие вещества подействовали, но то что произошел сброс вредных веществ  может показать количество мертвых организмов. Улучшение состояния водоема можно констатировать увеличением здоровых особей, их ростом и развитием.  Проводя исследование водоемов и водотоков, это реки, водохранилище в черте станицы  установила, что большинство водоемов имеют сильное загрязнение вод, так как живых обитателей  встретила очень мало.   Только после детального исследования водоемов можно будет дать рекомендации к их охране и восстановлению.

Содержание

1.Введение……………………………………………………..3

2.Цели и задачи исследования……………………………….3

3.Обзор литературы………………………………………….3-4

4. Описание районов исследования. ………………………..4-6

5. Методы исследования………………………………………6-7

6.Результаты исследования…………………………………. 8-14

7.Вывод……………………………………………………….. 15

8..Литература…………………………………………………  17

1.Введение

     Для определения загрязнения  вод в водоёмах станицы Боковской можно использовать живые организмы, поэтому остановлюсь на методах биоиндикации. Своей работой хочу показать, что лучшими показателями качества воды могут быть живые организмы, которые быстро реагируют на изменение среды. Однако, живые организмы не могут указать дозу загрязняющих веществ, нельзя точно определить какие вещества подействовали, но то что произошел сброс вредных веществ покажет количество мертвых организмов. Улучшение состояния водоема можно констатировать увеличением здоровых особей, их ростом и развитием. Мы провели исследование водоемов – это Земцовское водохранилище, река Чир, речка Кривая, живых обитателей мы встретили очень мало.  Биологические методы дают комплексную оценку качества воды, учитывают взаимодействие разных загрязняющих веществ  в каждом отдельном водоеме.

 Цель: Предварительная оценка  степени загрязнения  водоемов станицы Боковской с использованием водных организмов  как биоиндикаторов.

Задачи:

 Определить качество вод в малых сельских водоемах с помощью моллюсков -  фильтраторов.

3. Обзор литературы

      Для  исследования были выбраны водные животные: бокоплавы, личинки стрекоз, поденок, речные раки, прудовики и другие обитатели  указанные в таблице  и обнаруженные в малых водоемах Боковской. Во многих источниках (Басс 2001г); (Боголюбов А.С. 1996г)  есть методики , по которым можно определить степень загрязненности вод, приведены  приемы  забора проб и описаны специальные инструменты. Для исследования качества воды в водоемах станицы использовали методику (П.В. Машкина.) Исследуя водных обитателей, делим их на группы, каждая группа имеет набор своих представителей, которые указывают на качество вод. Для  этого используем методы биоиндикации описанные в работах «Экосистемы» (Боголюбов,1996г). Другая часть видов, обитающих в узких пределах условий окружающей среды, не выдерживают даже небольшого загрязнения и исчезает — такие виды являются хорошими индикаторами низких уровней загрязнения.(Ласуков 2000г). Основные методы исследования мы взяли из книги (Басс М.Г.)  «Проведение комплексной весенней учебной практики школьников», где последовательно описаны этапы исследования., что я и взяла на вооружение. В книге «Биологические исследования в водоемах»  (автор Долгов Г.И.) подробно описывает приемы и методы биоиндикации  водоемов  России, но многое может быть использовано и для изучения малых водоемов станицы.

4. Описание районов исследования.

Станица Боковская расположена по правому берегу р. Чир. Существует наша станица уже около 300 лет. Рядом проходят  трасса Волгоград - Миллерово, Близлежащие хутора: Дуленков, Земцов, Коньков. Все они расположены очень компактно. Коньков и Боковскую разделяет небольшая река Чир, мелкая  в летнее время и полноводная весной. По берегам Чира растут хвойные леса, в которых множество грибов и ягод.  Протяженность  реки Чир  составляет  371  км,  исток  в  хуторе  Ильичи,  правый  приток  реки  Дон,  впадает  в  Цимлянское  водохранилище,  южнее  города  Суровикино. С правой стороны станицы простираются бескрайние зерновые поля.

Климат нашего района имеет ряд особенностей. Это связано особенностями его географического положения. Станица Боковская расположена на юго-востоке Русской равнины, вдали от океанов и морей, поэтому климат континентальный, с холодной малоснежной зимой и продолжительно жарким и сухим летом, поздними осенними  и ранними весенними заморозками, зимними оттепелями и недостаточным и неустойчивым атмосферным увлажнением. Весна короткая, осень теплая и ясная. По обилию солнечного тепла район не уступает южному берегу Крыма. Равнинная местность способствует проникновению различных воздушных масс: зимой вторгается холодный, сухой континентальный воздух Сибирского антициклона, усиливая суровость зимы, а так же свободное проникновение воздушных масс. С Атлантического океана и Средиземного моря летом наблюдается приток воздушных масс, приносящих циклоны. Чаще всего циклоны приходят зимой, поэтому погода в этот период особенно изменчива и сопровождается оттепелями, мокрым снегом гололёдом. Летом же, чаще всего, вторгаются сухие горячие массы воздуха с территории Казахстана.

На распределение осадков оказывает влияние  и рельеф. В районе отмечаются опасные метеорологические явления: засухи, пыльные бури, ураганы, метели, метели с заморозками, гололёд.

Территория нашего района обширна и располагается в северной  части области. Станица наша расположена в яме, как бы в птичьем гнезде. Когда въезжаешь в населённый пункт с северной стороны, то он весь виден, как на ладони.        

Вряд ли найдётся человек, который скажет о себе: « Я не люблю природу». На словах её любят все. Однако любовь проявляется, прежде всего, в реальных делах и поступках, в желании защитить и сохранить природу. Почему же многие люди, оказавшись наедине с природой, считают, что она ничья; относятся к ней потребительски? Почему не знают и не стремятся узнать, как грамотно вести себя в природе, чтобы не причинять ей вреда? Некоторые думают, что вреда не будет, если собрать охапку цветов, поймать птенца, помыть машину в реке. А это совсем не так. Мы должны вести разъяснительную работу, для того, чтобы становилось как можно больше экологически грамотных людей. Необходимо действовать! Наша задача состоит в том, чтобы препятствовать дальнейшему загрязнению реки, запретив свалку мусора и мытьё машин в реке Чир.  Только все вместе мы можем вернуть нашей реке и её берегам первоначальный вид. Река Чир берет свое начало в х. Ильичи и течет в западном направлении, в районе г. Калач-на-Дону, она впадает в реку  Дон, являясь его правым притоком.

Правый берег реки крутой и обрывистый, левый – пологий. Русло извилистое. Берега образованы обломочными горными породами – песком и глиной. Берега омывают водами реки, но растительность прибрежной зоны предохраняет их от дальнейшего разрушения. Есть участки берегов, где хорошо просматриваются последствия ветровой эрозии. Ширина реки на разных участках – от 3 до 5 метров, глубина - от 20 см на мелководье до 2,5 м на ямах, образовавшихся во время весеннего половодья. Река Чир, является объектом сельского хозяйства – она используется для орошения полей, для водопоев.

У реки можно найти множество интересных объектов для изучения. Заслуживает внимание даже тина, которая так часто покрывает дно водоемов. Если внимательно ее рассмотреть, то можно увидеть, что она состоит из шелковистых тончайших нитей. Это многоклеточная водоросль спирогира.

5.Материал и методы исследования

Объектами исследования были перловица обыкновенная и дрейсена. У обыкновенной перловицы раковина длинная, узкая. Окраска у молодых особей желто-зеленая, у старых , зеленовато - бурая. Обитает в озерах и реках, в местах с замедленным течением, на песчаном, несильно заиленном грунте. В раковине из 2 створок заключено слаборасчлененное тело, без обособленной головы. Створки соединены на спине системой зубчиков и закрываются посредством мускул. Нога дает возможность моллюску передвигаться по грунту. Крупные виды уничтожают мельчайшую биологическую муть, работая как фильтр с  производительностью до 3 л/ч.  Водные беспозвоночные также стали материалом исследования.

          Для  исследования  были выбраны несколько методик. В основу были положены исследования  с использованием методов биоиндикации. Метод обследования состояния популяций крупных фильтрующих моллюсков (Unio, Anodonta) по П.В. Машкину. Суть метода состоит  в  наблюдении за изменением параметров раковин в популяции перловиц. Первичными измеряемыми параметрами являются количество особей на тест - площадке в зоне прибрежных мелководий, их  размеры раковин моллюсков. Использовали метод пробных площадок с полным изъятием всех моллюсков. Отбор моллюсков производили на тестовых площадках площадью 5 кв. м. в прибрежной зоне реки. Для этого в дно реки недалеко от берега вбиваются четыре вешки из любого подручного материала, образующие прямоугольник размером 1 м х 5 м. По периметру, обозначенному вешками, на уровне поверхности воды натягивается бечевка, на которой через каждый метр навязаны узелки. Подсчитываются средняя плотность моллюсков на один кв. м. на каждой площадке. Среднее значение плотности в данном створе характеризует плотность популяции на некотором отрезке реки, а первичные данные протоколов позволяют оценить плотность у каждого берега, так как плотность моллюсков у разных берегов может резко различаться. В первую очередь этот параметр интересен для подсчета ущерба популяциям при ухудшении экологической ситуации.   Рассчитывается процентная доля числа раковин в каждом размерном классе. Для этого число раковин, размеры которых находятся в выбранном интервале длин, делят на общее количество всех раковин с этой площадки и результат записывают в ячейку "размерная доля в процентах". По этим данным затем строится распределение раковин по размерам, отражающее (но не прямо) их распределение по возрастам.

           Метод Индекс Майера состоит в том, что все выловленные организмы разделяют на три большие группы, которые показывают степень загрязнения водоема. Методику мы взяли  из  работы (А.С.Боголюбова  «Методы гидробиологических исследований: проведение измерений и описание рек.» М.: Экосистема, 1996). При помощи сачка достаем водных обитателей  делим их на группы, каждая группа имеет набор своих представителей, которые указывают на качество вод.

Для  оценки состояния водоёма использовали методику  Индекс Майера. .(Боголюбов,1996)  Используем эту методику , так как это более простая методика, основные преимущества которой: никаких беспозвоночных не нужно определять с точностью до вида; методика годится для любых типов водоёмов. Метод использует приуроченность различных групп водных беспозвоночных к водоёмам с определённым уровнем загрязнённости. Организмы-индикаторы отнесены к одному из трёх разделов (см. табл. 1).

 6.  Результаты исследования

     Исследования проводились в течении 2013 – 2015 гг на объектах: река Чир, Земцовское водохранилище, речка Кривая. Используя методику Индекс Майера  определила, что вода  в водоемах имеет различную степень загрязнения.  Организмы-индикаторы, которые  встретились  в водоемах, отнесены к одному из трёх разделов (см. табл). 1).Метод основан на том, что различные группы водных беспозвоночных приурочены к обитанию в местах с разной степенью загрязнения.  Отмечаем, какие из приведенных в таблице групп были найдены. Каждый организм из 1 колонки умножается на 3(3Х). Каждый из организмов из 2 колонки умножается на 2(Y). Каждый организм из 3 колонки  на 1.(z) В итоге получается 3x + 2y + 1z = ∑  По значению суммы оценивают степень загрязненности водоемов: более 21 балла – очень чистая вода, 1 класс; 17- 21 балл –чистая вода, 2 класс; 11 – 16 – вода умеренно – загрязненная, 3 класс; менее 11 баллов – вода грязная , 4 – 7 класс.

Таблица 1. Наличие индикаторных групп  на реке Чир возле ст. Боковская

Обитатели чистых вод

Организмы средней степени чувствительности

Обитатели загрязненных водоёмов

Нимфы веснянок

Бокоплав

+

Личинки

комаров-звонцов

+

Нимфы поденок

Речной рак

Пиявки

+

Личинки

ручейников

+

Личинки стрекоз

+

Водяной ослик

+

Личинки

 вислокрылок

Личинки

комаров-долгоножек

+

Прудовики

+

Двустворчатые моллюски

+

Моллюски-катушки

+

Личинки мошки

 Моллюски дрейсены

+

Моллюски-живородки

+

Малощетинковые черви

+

1группа. 3 х 3 = 9     2.группа 5 х 2 = 10   3. группа  5 х 1=5

9 + 10 + 5 =24 Значение суммы и характеризует степень загрязнённости водоёма. Если сумма более 22 — вода относится к первому классу качества.

Таблица 2. Наличие индикаторных групп реки Кривая

Обитатели чистых вод

Организмы средней степени чувствительности

Обитатели загрязненных водоёмов

Нимфы веснянок

Бокоплав

Личинки

комаров-звонцов

+

Нимфы поденок

+

Речной рак

Пиявки

+

Личинки

ручейников

Личинки стрекоз

+

Водяной ослик

+

Личинки

 вислокрылок

Личинки

комаров-долгоножек

+

Прудовики

+

Двустворчатые моллюски

+

Моллюски-катушки

+

Личинки мошки

 

Моллюски-живородки

Малощетинковые черви

+

 1 группа 2 х 3 = 6  2 группа   3 х 2  =6   3 группа  5 х 1 =5

6 + 6 + 5 = 17 Значения суммы от 17 до 21 говорят о втором классе качества (водоём будет охарактеризован как олигосапробный

Таблица 3. Наличие индикаторных групп  в водохранилище

Обитатели чистых вод

Организмы средней степени чувствительности

Обитатели загрязненных водоёмов

Нимфы веснянок

Бокоплав

Личинки

комаров-звонцов

+

Нимфы поденок

Речной рак

Пиявки

+

Личинки

ручейников

Личинки стрекоз

+

Водяной ослик

+

Личинки

 вислокрылок

Личинки

комаров-долгоножек

Прудовики

+

Двустворчатые моллюски

+

Моллюски-катушки

Личинки мошки

 

Моллюски-живородки

Малощетинковые черви

+

1 группа 1 х3 =3   2 группа  1х 2 = 2     3 группа 5 х1 = 5

3 + 2 + 5 =10 От 11 до 16 баллов — третий класс качества (бета-мезосапробная зона). Все значения меньше 11 характеризуют водоём как загрязнённый.

Таблица 5. Значения Индекса Майера для  водоемов Боковской

Название озера

Значение индекса (в баллах)

Класс качества воды

Сапробность

Чир

24

II

олигосапробный

Кривая

17

II

олигосапробный

Водохранилище

10

III

альфа-мезосапробный

     

Чтобы убедиться в правильности данных исследования по методике Индекс Майера провела исследование чистоты водоема с помощью моллюсков  перловицы и дрейсена.

Использован метод обследования состояния популяций крупных фильтрующих моллюсков (Unio, Anodonta) по П.В. Машкину.  Отбор моллюсков  ведем на тестовых площадках площадью 5 кв. м. в литоральной зоне реки. Для этого в дно реки недалеко от берега вбиваем четыре вешки из любого подручного материала, образующие прямоугольник размером 1 м х 5 м. По периметру, обозначенному вешками, на уровне поверхности воды натягиваем бечевку, на которой через каждый метр навязаны узелки. Длинная сторона прямоугольника располагается вдоль русла реки или под произвольным углом, так чтобы глубина реки на площадке не превышала 70 см. В местах, где плотность моллюсков окажется высокой (50-100 экз./м2), для ускорения работы  уменьшаем размеры участка, отсчитывая длину по узелкам или воспользовавшись квадратными площадками размером 1м х 1м.. Это необходимо для того, чтобы повысить точность измерений, если расположение популяции имеет некое выраженное направление в пространстве. Сбор раковин с площадки  вели 2 человека, а третий держал емкость для моллюсков и сразу промывал раковины. Все живые раковины, находящиеся внутри тестовой площадки, извлекались из донных отложений. Сбор раковин производили вручную. Далее раковины тщательно промывали речной водой и разложили на берегу в тени на полиэтиленовую плёнку. После того, как все раковины с площадки извлечены, проверили качество сбора с площадки с помощью сачка - скребка с размером ячейки сетки порядка 1 х 1 мм. При первом изучении створа  обращаем внимание на количество и размеры пустых створок раковин. Это  первичная информация о предыстории популяции. Створы располагают на расстоянии примерно 400-5 00м друг от друга.

Таблица 5. Численность моллюсков  перловица в водоемах Боковской.

 Рассчитывается процентная доля числа раковин в каждом размерном классе. Для этого число раковин, размеры которых находятся в выбранном интервале длин, делят на общее количество всех раковин с этой площадки и результат записывают в ячейку "размерная доля в процентах".

Интер-вал мм.

Речка Кривая

водохранилище

Река Чир

Кол-во

Размерная

Доля в%

Кол-во

Размерная

Доля в%

Кол-во

Размерная

Доля в%

20-30

8

0,66%

-

15

0,71

30-40

2

0,46

-

3

0,14

40-50

1

0,08

1

1

1

0,04

50-60

1

0,08

-

1

0,04

60-70

-

-

1

0,04

70-80

-

-

-

-

-

-

80-90

-

-

-

-

-

-

90-100

-

-

-

-

-

-

12

1

21

Средняя плотность моллюсков на 1 м=

12: 8=1,5

Средняя плотность моллюсков на 1 м=

1: 8= 0,1

Средняя плотность моллюсков на 1 м=

21:8 =2,6

По данным  таблицы 5 делаем вывод, что моллюски в большей степени заселяют водоемы с более чистой водой. Такими водоемами можно считать реку Чир, а река Кривая  имеет среднюю степень загрязнения. И только водохранилище имеет воду, которую можно характеризовать как сильно загрязненную.  Исследование чистоты водоема с помощью моллюсков  дрейсена. Лучше всего дрейсена развивается на глубине от полутора до двух метров, живет до семи-восьми лет. Этих моллюсков можно найти на различных находящихся в воде предметах. Кроме того, их раковины можно обнаружить вместе с раковинами других моллюсков на берегах рек  и ериков. Сильное обрастание затопленного дерева мы нашли на реке Кривая  х. Дулёнков и на берегу реки Чир районе села Коньков, где обрастанию подверглись раковины перловицы. Этот рост объясняется тем, что в водоёмах, особенно при их загрязнении органическими веществами, могут оставаться немногие, но устойчивые к загрязнению виды животных. В таких условиях они достигают очень высокого изобилия. Например, численность дрейсены и перловиц может достигать десятков и даже сотен тысяч особей на квадратный метр дна. Все раковины собирали вручную или использовали сачок - скребок.. Для взятия проб мы использовали следующие приспособления. Пробы брали при помощи банки  через каждые 10 метров береговой линии, у обоих берегов,  по 5 проб. В период с мая по сентябрь через каждые 30 дней. Затем все показатели по каждому участку сложили и нашли среднеарифметические показатели. При отборе проб при помощи сачка,  производили  движения, похожие на движения косы при кошении травы, причём вели сачок  против течения. Благодаря продолжительному жизненному циклу многих донных животных, их сообщества надёжно характеризуют изменения водной среды за длительные периоды времени. Для этого был выбран вид моллюсков перловица и дрейсена,  которых мы встретили в речке Кривая и в реке Чир и в ограниченном количестве и в придонной части водохранилища.

Сравнивая данные  двух методов биоиндикации, убеждаемся, что данные почти одинаковы, значит и степень загрязнения вод водоемов Боковской можно считать средней загрязненности. Вода в реках Чир и Кривая проточная, уносит с собой иловые частицы и таким образом очищает водоем. К зиме вода в водоемах становиться прозрачной до 2,-3 метров, а в водохранилищах этого практически не происходит. во время половодья вода везде мутная, так как уровень воды поднимается и с берегов смывается грунт, мусор.

7.Вывод.

1.  Исследования по методике Индекс Майера показал, что по составу макрозообентоса обследованные водоемы мало отличаются друг от друга, вода  в них средней загрязненности, кроме водохранилища.

2. Сравнительный анализ состава макрозообентоса и выявленные закономерности представленные в диаграмме 1 показали, что всего было найдено в водоемах 12 видов различных групп животных, которые распределены на 3 группы  индикаторов определенной степени загрязненности водоема. Метод Майера, хотя и накладывает определённые ограничения на количество групп водных беспозвоночных, но эти группы с систематической точки зрения являются очень разнообразными и итоговая оценка состояния водоема высчитывается исходя из количества обнаруженных таксонов и их соотношения, а не из соотношения численности отдельных видов.

3. В ходе исследования было   установлено , что качество воды II класса у водотоков  Чир,  Кривая, а у  водохранилища  соответствует  олигосапробному уровню. По организмам макрозообентоса в обследованных водоемах  Боковской выяснилось, что чистота вод   является средней степени загрязненности. Самым чистым является река Чир, но, она же является и самым большим  водоемом и с большим течением, большей глубиной. Менее чистыми по результатам нашего исследования с помощью моллюсков – фильтрантов  можно считать воды реки Кривая и заводи водохранилища. Заводи пополняются водой во время половодья, а затем вода в водоеме становиться стоячей, поэтому чистота воды в  заводях водохранилища меняется по сезонам. Методика Индекс Майера дает возможность быстро определить качество  воды в любом водоеме и водотоке, что важно для человека и сохранения водоемов и водотоков. Предлагаю использовать ее в хозяйственной деятельности человека, чтобы вовремя заметить нарушения. связанные с качеством воды в водоеме или водотоке. Предлагаю рекомендации по сбережению воды школьниками, мы тоже можем сохранить запасы пресной воды. В 2015 году в нашей школе проводилась акция «Земля наш дом» , где учащиеся провели флэшмоб по защите водоёмов станицы от загрязнения и предложили рекомендации по сбережению воды дома и в школе.

Рекомендации по сбережению воды

  1. Не открывать краны на полную мощность при умывании.
  2. Не использовать стиральную и посудомоечную машину без полной загрузки.
  3. Следить за исправностью сливного бака в туалете.
  4. Во время чистки зубов набирать воду в стакан.
  5. Помогать младшим школьникам закручивать кран в столовой после мытья рук.
  6. Рационально использовать воду при поливе клумб и цветников.
  7. Поливать растения под корень.
  8. Применять «сухой полив» (рыхление), чтобы сохранять влагу в почве.
  9. Главный путь экономного расходования воды -  водооборотные системы «потребление-очистка-потребление»

8.Список литературы

1.Басс М.Г., Еремеева Е.Ю., Ляндзберг А.Р., Нинбург Е.А., Полоскин А.В., Черепанов И.В., Хайтов В.М. Проведение комплексной весенней учебной практики школьников. СПб.: Изд. СПбГДТЮ, 2001.

2.БоголюбовА.С. «Методы гидробиологических исследований: проведение измерений и описание рек.» М.: Экосистема, 1996.г

4. «Жизнь пресных вод СССР/ Под ред. В.И. Жадина. Т.1. М.; Л.: Изд. АН СССР, 1949.

5..Ласуков Р.Ю. « Обитатели водоемов. Карманный определитель.»- М.: Лесная страна. Изд.2-е, изм.,128с.,с илл.- (Полевые справочники – определители. Средняя полоса Европейской части России) 2000

6.Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н.  «Зоологические экскурсии.» М.: Топикал, 1994г.

 7.Летние школьные практики по пресноводной гидробиологии. Методическое пособие /Составители С.М. Глаголев, М.В. Чертопруд. М.: МЦНМО, 1999г.

8.Хейсин Е.М. «Краткий определитель пресноводной фауны». М.: Учпедгиз, 1962.

9. Экологический вестник Дона «О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 20014 году» стр. 240(Экологическое образование)



Предварительный просмотр:

                Сценарий конкурса « А ну – ка, девочки, а ну, умницы!»

Ход  мероприятия.

На сцене ведущая.

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас конкурс « А ну – ка, девочки, а ну, умницы!»

На сцену приглашаются команды.

 Первая номинация:

Выход команды, приветствие, представление эмблемы .

( Оценивается соответствие эмблемы с названием команды, красочность, юмор )

Вторая номинация:  Загадки.

Каждая команда задаёт по пять загадок.

Третья номинация:  

Ведущая.

Этот конкурс для болельщиков команд. А тем временем команды будут готовиться  для представления и защиты « Экологического костюма ».

Каждой команде болельщиков будет задано по 8 вопросов. За каждый правильный ответ команде будет добавляться по 0,25б.

Вопросы 1 команде:

1. Какая из нот не нужна для компота ( соль ).

2. Фамилия какого композитора похожа на выстрел охотника ( Бах ).

3. Какое колесо не вертится в автомобиле во время движения ( запасное )

4. Какой город  летает ( Орел ).

5. Какую часть слова можно найти в земле ( корень ).

6. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы ( азбука).

7. Хищная ночная птица ( сова ).

8.  Плод тропической пальмы ( кокос ).

Вопросы 2 команде:

1. Корзина из бересты ( лукошко ).

2. Исходное сырьё  для изготовления кареты для Золушки ( тыква ).

3. Женское платье без рукавов ( сарафан ).

4. Спрятанные сокровища ( клад ).

5. Равносторонний  прямоугольник ( квадрат ).

6. Вода в газообразном состоянии ( пар ).

7. Гладкая блестящая поверхность, дающая отражения ( зеркало ).

8. Сладкий фрукт, формой напоминающий лампочку ( груша ).

Вопросы 3 команде:

1. Наружный слой  плодов цитрусовых растений ( корка ).

2. Символ происхождения всего живого ( яйцо ).

3.  Герой русских народных представлений ( петрушка ).

4. Продукт простудивший старика  Хоттабыча ( мороженое ).

5. Тара для чудес ( Решето ).

6. Дискотека на которую поехала Золушка ( бал ).

7. Чипполино на грядке (лук ).

8. Глобус попавший в переплёт ( глобус ).

Четвертая номинация:   “ Экология”.

Ведущая.

Представление  и защита костюма  «Сохраним наш мир! ».

(Оценивается оригинальность, разнообразие материалов, возможность использования костюма  и расчет: какую пользу они принесли природе)

Пятая номинация:   

Ведущая.

      По одному участнику из команды. Каждый участник   должен прочитать  скороговорку  очень быстро пять раз.

Скороговорка для первого участника

Испекла Иришка
Куклам по коврижке.
Нравятся коврижки
Гришке и Маришке.

Скороговорка для второго участника

Наши руки были в мыле –
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.

Скороговорка для третьего участника

Огорченная сорока
Возвращается с урока:
Весь урок болтала с сойкой
И домой вернулась с двойкой.

Шестая номинация:       ‘’ Грация “  ( по четыре участника ).

Ведущая.

Ваша задача:  с мешочком на голове  пройти до стула, присесть рядом с ним , встать,  вернуться  обратно, передать мешочек следующему участнику.

(Выстраиваются команды, на расстоянии трех метров от старта ставят стул. Оценивается  правильная осанка, скорость)

Седьмая номинация:        “  Я иду на карнавал”.  (Юный модельер , д/з)

Ведущая.

Представление модели карнавального костюма.

(Костюмы выполнены на ватмане  «Аппликация из ткани»)

Восьмая номинация: “  Пословицы”.

 От  каждой   команды по три пословицы.

Ведущая.

Вот и закончился наш конкурс. Теперь подведём  итоги конкурса.

А пока жюри  будет подводить  итоги  мы приглашаем по одному участнику из команды и по одному болельщику. Вам будет заданно  по 10 вопросов и за правильный ответ  команде добавят по 0,25б.

Вопросы 1 команде:

1. Накладные волосы. (Парик)
2. Пакет для письма. (
Конверт)
3. Устройство для запирания дверей. (
Замок)
4. Что больше весит: 1 кг железа или 1 кг ваты? (
Одинаково)
5. Кто пишет книги? (
Писатель)
6. Перерыв между уроками. (
Перемена)
7. Место, где приготавливают и продают лекарства. (
Аптека)
8. Что было "завтра", а будет "вчера"? (
Сегодня)
9. Из какой травы в сказке вязали одежду для лебедей? (
Из крапивы)
10. Кто собирает яблоки спиной? (
Еж)
Вопросы 2 команде:

1. Какая ягода бывает черной, красной, белой? (Смородина)
2. Самая большая в мире птица. (
Страус)
3. Что теряет лось каждую зиму? (
Рога)
4. Сколько ног у паука? (
Восемь)
5. Имя мальчика, который стал козленочком. (
Иванушка)
6. Какой снег тает быстрее – грязный или чистый? (
Грязный)
7.  Какой головной убор младенца? ( Чепчик )
8. Как называется сосновый лес? (
Бор)
9. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (
Сон)                                                                      10.Из  какой шляпы фокусник достает кролика?  ( Из цилиндра )

Вопросы 3 команде:

1. Холодное кушанье из кваса. (Окрошка)
2. Где раки зимуют? (
Под водой, под корягами)
3. Посетитель библиотеки. (
Читатель)
4. Загородный дом для летнего отдыха. (
Дача)
5. Детеныш собаки. (
Щенок)
6. Растет ли дерево зимой? (
Нет)
7. Как называют слова, имеющие один и тот же корень? (
Однокоренные)
8. Что ест зимой жаба? (
Ничего, спит)
9. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (
Кукушки)
10. Самое глубокое в мире озеро. (
Байкал)

Объявление  итогов.

         Оценочный  лист конкурса  среди шестых классов

         « А ну – ка, девочки, а ну, умницы!»

Конкурс  № 1:Выход команды, приветствие (оценивается в 5б.)

Конкурс  № 1а: Представление эмблемы (3б)

 Конкурс  №1б: Газета(3б).

Класс

6 А

6 Б

6 В

6 А

6 Б

6 В

6 А

6 Б

6 В

№ конкурса

1

1

1

Оригинальность

Выполнение

Представление

Итог

Конкурс  №2: Загадки. Каждая команда задаёт по пять загадок(по 0,25б).

Класс

6 А

6 Б

6 В

итого

Загадка №1

Загадка №2

Загадка №3

Загадка №4

Загадка №5

Конкурс  №3:

Ведущая.

Этот конкурс для болельщиков команд. А тем временем команды будут готовиться  для представления и защиты « Экологического костюма ».

Каждой команде болельщиков будет задано по 8 вопросов.

За каждый правильный ответ команде будет добавляться по 0,25б.

Класс

6 А

6 Б

6 В

итого

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Вопрос 5

Вопрос 6

Вопрос 7

Вопрос 8

Конкурс  № 4:  Экология . Представление  и защита костюма

«Сохраним наш мир! » (по 10б.).

Класс

6 А

6 Б

6 В

6 А

Итого

Оригинальность

Возможность использования

Расчет принесённой пользы

Представление

Конкурс   5: Каждый участник   должен прочитать

 скороговорку  очень быстро пять раз (по 5б.).

Класс

6 А

6 Б

6 В

итого

1раз

2раз

3раз

4раз

5раз

Время

Конкурс  № 6:  Грация   ( по четыре участника ).

Задача:  с мешочком на голове  пройти до стула, присесть рядом с ним, встать,  вернуться  обратно, передать мешочек следующему участнику (по 5б.).

Класс

6 А

6 Б

6 В

итого

Ошибки

Время

Конкурс  № 7:   Я иду на карнавал.

Представление модели карнавального костюма (по 10б.).

Класс

6 А

6 Б

6 В

Итого

Оригинальность

Выполнение

Представление

Заключительный конкурс  №8; Для болельщиков команд – по10 вопросов, за каждый правильный ответ по 0,25б.

Класс

6 А

6 Б

6 В

итого

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Вопрос 5

Вопрос 6

Вопрос 7

Вопрос 8

Вопрос 9

Вопрос 10

Подведение итогов:

Класс

6 А

6 Б

6 В

Итого

Место

Ф. И. класс  судьи _____________________________________________

Дата проведения: ________________________20 уч. г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: оценивание степени загрезнения реки Кукса, методом биоиндикации.

Оценивание степени загрезнения реки Кукса г. Курганинска методом биоиндикации....

Исследовательская работа: оценивание степени загрезнения реки Кукса, методом биоиндикации.

Оценивание степени загрезнения реки Кукса г. Курганинска методом биоиндикации....

мастер-класс методы оценки качества воды

мастер-класс методы оценки качества воды...

Экологический проект «Использование метода биоиндикации для оценки загрязнения почвы»

Актуальность проблемы загрязнения почвы обусловлена тем, что год от года увеличивается антропогенное воздействие на окружающую среду. Возле нашего села  есть мусорная свалка, на которую еженедель...

«Анализ качества воды, взятой в реке в учебно-исследовательских целях»

Вода – индикатор степени загрязненности городов и качества работы очистных сооружений. Отслеживая состояние ручьев района, можно оценивать экологическое состояние местности и улучшать работу очи...

Исследовательский проект Качество питьевой воды

Исследовательский проект "Качество питьевой воды"...

Исследовательский проект на тему: «Влияние Эльбрусского рудника на качество воды».

Это исследование посвящено теме загрязнения окружающей среды. На территории нашей Республики находится законсервированное Эльбрусское полиметаллическое месторождение, расположенное в долине реки ...