Технологическая карта урока биологии в 5 классе «Химические вещества клетки»
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Голоднова Светлана Юрьевна

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Химические вещества клетки" по учебнику Пономарёва И.Н. ( по требованиям ФГОС).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по учебнику   Пономарева И.Н. и др.

(по требованиям ФГОС)

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1

Организацион-ный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие учащихся.

Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.

Готовятся к уроку. Отвечают на вопросы учителя

2

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Умение выделять нравственный аспект поведения.

2

Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий

Вступительное слово учителя. Повторение пройденного на прошлом уроке. Слушание домашнего творческого задания

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

10

Логический анализ объектов с целью выделения признаков. Поиск и выделение необходимой информации.

Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка учебной задачи на основе известного.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Самоопределение

3

Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими цели урока

Беседа с проблемным вопросом  по будущей теме. Задает учащимся наводящие вопросы.

Определяют цель урока.

2

Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

Целеполагание

Постановка вопросов

Самоопределение

4

Работа по выявлению усвоения  знаний

Обеспечение восприятия, осмысления, запоминания детьми изученной темы «Химический состав клетки»

Создает проблемную ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод.

Делают вывод о единстве живой и неживой природы. Решают задачу на определение алгоритма исследования тел живой природы н наличие БЖУ.

10

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Построение логической цепи рассуждений.

Планирование, прогнозирование

Умение слушать и вступать в диалог

Самоопределение

5

Проверка усвоения знаний

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Объясняет условия выполнения тестовых заданий

Самостоятельно отвечают на вопросы, решая задачи

5

Рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Умение слушать и понимать, правильно выполнять задания.

Ориентация в межлично-стных отношениях

6

Самооценка результатов

Самооценка результатов выполнения теста

Объявляет критерии выставления оценки.

Сравнивают результаты своей работы с правильными ответами. Оценивают себя.

5

Рефлексия способов и условий действия

Контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности;

Самоопределение

7

Создание проблемной ситуации для перехода к проектной деятельности

Создать условия для формулировки темы предполагаемого проекта

Использует игровые моменты, используя опыт детей по просмотру мультфильмов, создает предпосылки для перехода к проектной деятельности.

Решают проблемную ситуацию

3

Выделение и формулирование цели проектной деятельности

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи

Умение слушать, высказывать свою точку зрения, умение вести диалог

Умение выделять нравственный аспект поведения

8

Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

2

9

Проектная деятельность

Выполнение  исследовательских лабораторных работ «Определение белка в клетке», «Определение  жира в клетке»,   «Определение крахмала».

Формулирует при помощи детей алгоритм проектной деятельности.

Выступает в роли тьютора для слабых учащихся при выполнении работы.

Учащиеся выполняют в парах творческое задание по алгоритму

Делают записи в проектом листе. После выполнения задания выполняют взаимную проверку.

15

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог,

Интегрироваться в парную деятельность.;

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.

Профессионалное самоопределение, смыслообразование

10

Подведение итогов урока

Самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Подводит итоги работы в классе.

Отвечают на поставленные вопросы.

Определяют оценку своего труда по количеству заработанных баллов по ходу урока

5

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.

Жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся

11

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задает домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

5

Саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка

Практико рориентированное

12

Рефлексия.

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

-Кто работал на уроке лучше всех?

-Кому еще надо стараться?

-С каким настроением вы уйдете с урока?

Оценивают свою работу и работу одноклассников.

2

Оценка своей деятельности и других людей

Смыслообразование

                                                                                                    

                                                                                                               Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап

  Ребята, добрый день!   Присаживайтесь на свои места.  

 Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок биологии?  Покажите мне пальчиком руки у кого какое :…  Так,  запомнили))

Биологию, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень важная наука,

Очень точная наука,

Интересная наука –

Это биология!

 Учащиеся показывают большим пальцем руки своё настроение. Учащиеся готовы к началу работы.

II . Актуализация знаний и мотивация .

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.  А пока давайте вспомним что мы  изучили на прошлом уроке?.....  Да, строение клетки.  Давайте вспомним и проверим  наши знания.

- Что представляет собой клетка? Зачем она нужна?

- Какие главные части клетки вы знаете?

- К сегодняшнему уроку  вы нарисовали   разные клетки. Посмотрите и скажите:  какие виды клеток  здесь изображены. Кому они могут принадлежать?

- Чем отличаются растительные клетки от животных?

- А вот эти рисунки и панно  что изображают?

- Что такое ткань? Зачем она?

 

- Строение клетки.

- Клетка – строительная и функциональная еденица живого организма.

- Оболочка (мембрана), цитоплазма , ядро.

- Животная и растительная.

- У растительных есть клеточная стенка хлоропласты зелёного цвета.

- Клетки растений , животных и ткани.

-Ткань – это групппа клеток, одинаковых по строению и выполняемым функциям.

 

  Молодцы,  ребята, как вы считаете: вы все справились с домашним заданием? Вы можете мне помочь оценить ответы ваших одноклассников?  Кого бы мы сегодня особенно похвалили за д/з? Оцените свою работу и работу товарищей в группе, поставьте предполагаемые вами баллы напротив фамилий. ….  Спасибо.

 А не было ли среди вас ребят, которые сегодня не отвечали или отвечали не очень много?  … Можем ли мы оценить их ответ сейчас? Тогда , чтоб было честно, давайте все  выполним небольшую работу и тогда каждый сможет получить оценку, а у кого то это будет уже вторая оценка.  

Возьмите на столах листочки для выполнения  кроссворда.

Смотрим на экран.  ( Слайд № 1- кроссворд)

Задание :  Ответьте на вопросы кроссворда. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово .

Л

1.Какие структуры  придают растительной клетке зелёный цвет?( слово во множественном числе)

 

К

2.  Группа клеток, сходных по строению и функциям.

 

 

К

 

 

 

 

 

 

3. С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?

 

Е

4. Тонкая эластичная структура клетки, ограничивающая её снаружи.

А

5.Полость с клеточным соком, содержащим  запас воды  и растворённые в ней вещества.  

Т

           6. Вязкое, полужидкое вещество внутри клетки.

Ключевое слово:__________________________

 

А теперь передайте свой лист соседу справа и проверим ответы:  (  Слайд №2).

1. хлоропласты

2. ткань

3. микроскоп

4. мембрана

5. вакуоль

6. цитоплазма

 Ключевое слово:  клетка.

 Оцените:

 6-7 правильных ответов – оценка «5»

  5  правильных ответов -  оценка «4»

  4 правильных ответа -  оценка «3»

  3 и менее  правильных ответов -   « ты не справился, повтори параграф  5 дома и у тебя всё получится ».

Поставьте оценку в оценочный лист.

Высказывают предложения по оценке ответов своих товарищей, отвечавших устно.

Оценивают ответы с помощью баллов в оценочных листах (самооценка и взаимооценка).

- Да, были.

 

Выполняют работу по разгадыванию кроссворда на листах с заданием.

Осуществляют взаимопроверку.

Взаимооценка.

III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.

  Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение «Химия вокруг нас». На мой взгляд, это утверждение не совсем точное, поскольку  химия не только вокруг нас, но и …   И так тема нашего урока «Химический состав клетки».

  - Ребята, а как вы считаете, как мы с вами можем узнать какие вещества находятся в такой малюсенькой клеточке?    

 -А откуда мы с вами можем почерпнуть сведения?

- Хорошо, попробуйте  теперь проговорить мне, что мы с вами  должны  узнать сегодня на уроке?

IV. Работа по усвоению новых  знаний

Ребята, ознакомьтесь с текстом своих учебников на стр. 25   и попробуйте самостоятельно (в тетрадях на печатной основе § 6, стр. 17, задание №1)  вставить в  схему «Вещества клетки» нужные слова. (Слайд № 3).

в тетрадях на печатной основе § 6, стр. 17, задание №1      

                                 вещества клетки

_______?__________                                   ________?__________

                 

Проверяем по экрану. ( Слайд № 4 ).

       

                                 вещества клетки

органические вещества                       неорганические вещества

?                              ?        ?        ?

                    ?

Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное  строение, и что их клетки  имеют  сходное  строение.

Оказывается кроме сходства в строении,  для всех клеток характерен и сходный  химический  состав.

Но вещества, из которых состоят клетки  разнообразны .

 Посмотрите, в нашей схеме ещё остались знаки вопросов. Давайте разберёмся с ними, найдите какие НЕОРГАНИЧЕСКИЕ вещества  встречаются в живой клетке и как  это можно  доказать. Занесите названия неорганических веществ в тетрадь в правую колонку.  (Работают 1-2  мин.). Какие вещества вы записали? Как   это можно доказать? …Да, вода  может испаряться из организма, а органические вещества сгорают.

 Мы узнали, что для обнаружения ве-в можно использовать  научный метод – опыт. Молодцы.

Неорганические  вещества – это  вода  и  минеральные  соли. Вы наверняка слышали, что  организм примерно на  80%    состоит из  воды.  

Минеральные  соли составляют  около 1% массы  клетки, но их значение  очень велико . Некоторые  растения способны накапливать разные минеральные  вещества:

- водоросли – йод, поэтому людям испытывающим  недостаток этого  элемента  рекомендуют  есть  морскую  капусту.

- лютики – накапливают  литий и по  их месту  произрастания  можно  судить о  химическом  составе почвы.

- хвощи –  накапливают кремний.

Посмотрим их значение в клетке: (Слайд № 5)

Роль воды в клетке:

  1. Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке.
  2. Входит в состав цитоплазмы (определяет форму и объём клетки)  .
  3. Составляет основу клеточного сока.

Роль минеральных солей в клетке:

  1. Необходимы для нормального обмена веществ между клеткой и средой.
  2. Входят в состав межклеточного вещества.
  3. Вода и минеральные соли  входят и в состав неживой природы.

Вторая группа веществ - органические вещества  - эти вещества содержатся  или  производятся живыми организмами. Найдите в параграфе и впишите в тетрадь в левую колонку названия органических веществ…..  Что у вас получилось?  ….Правильно, проверяем всё  по экрану ( Слайд №6)

                                 вещества клетки

органические вещества                       неорганические вещества

белки                         углеводы              вода                минеральные соли

              жиры      

 Да, к    этим  веществам  относят  белки,  жиры,  углеводы. Их  насчитывается около 10 миллионов.

Как вы думаете  каких веществ  в клетках  больше  органических или  неорганических? Кто за орг. ве-ва? Кто за неорг. ве-ва?

Давайте вместе подумаем : как можно это определить?  

 Предложите сами проведение опыта ….. А  я вам  напомню такой факт: неорганические вещества НЕ ГОРЯТ. …..Давайте сравним с тем планом, который есть у меня.

Слайд № 7.

-взвесить вещество,

-сжечь,

-взвесить оставшуюся золу – минеральные вещества,

-вычесть из исходной массы вес минеральных веществ ( получится  масса органических веществ),

-сравнить массы.

  Правы из вас оказались те, кто считал,  что  органических  веществ в клетках больше, чем неорганических. Вспомните , как горят дрова в костре.  

МЫ НАУЧИЛИСЬ ПРОЕКТИРОВАТЬ ОПЫТ. Ребята, оцените свою  работу на этом этапе урока, поставьте оценку в оценочный лист.

 

- внутри нас.

-  проведём опыты.

 -   из  учебника.

- проговаривают цель и задачи . Цель: Узнать какие вещества содержатся в клетке.

Задачи: 1.Научиться определять их с помощью опытов.

2. Узнать о значении этих веществ для клетки, используя учебник.

Работают с учебником.

Выполняют задания в тетрадях на печатной основе § 6, стр. 17, задание №1.

Самопроверка с экрна.

 

Работают с учебником и в печатной тетради.

- Органические и неорганические.

- Можно провести опыт.

- Вода  может испаряться из организма, а органические вещества сгорают.

Работают с учебником и печатной тетрадью.

- Высказывают предположения о количестве орг. и неоганических веществ.

- С помощью опыта.

Составляют варианты проведения опытов по обнаружению веществ в тканях.

Сравнивают свои работы с планом на экране.

- Дрова большие, тяжелые, а после их сгорания остаётся маленькая легкая горстка золы- минеральных веществ.

Самооценка.

V. Проектная деятельность

Ребята, а как же нам с вами можно доказать, что в живых клетках есть названные нами белки, жиры, углеводы? ... Итак, наша цель сейчас…

 На столах   перед каждым из вас лежит инструкция по проведению опыта для вашего стола. Внимательно изучите её…. Если нет вопросов, то приступайте  к работе.

Демонстрационные опыты, доказывающие наличие углеводов в клетке.

Определение крахмала

 Оформите в тетради( в клетку)  проведённый опыт:

               Опыт «Определение крахмала».

Цель: научиться…..(продолжите).

Оборудование: клубень картофеля, йод, салфетка.

Ход работы:

  1. На срез клубня картофеля капните йод.  Напишите в этом пункте что наблюдаете?  ( «Если капнуть на клубень картофеля йод, то мы увидим  ...?...  окрашивание».)
  2. Найдите в учебнике : какое вещество реагирует на йод посинением? Сделайте вывод: какое органическое вещество вы обнаружили.( « Вывод: это вещество - ….?....(…….)  .»)
  3. Найдите в учебнике и запишите в этом пункте значение в клетке вашего органического вещества. ( « Значение: ……..  .»)

Демонстрационный опыт, доказывающий наличие жира в клетке.

Оформите в тетради( в клетку)  проведённый опыт:

Опыт «Определение  жира в клетке».

Цель: научиться…..(продолжите).

Оборудование: несколько семечек подсолнечника , пестик,  салфетка.

Ход работы:

  1. Возьмите  салфетку  между листочками  положите несколько семечек подсолнечника.  Пестиком  раздавите семена. Напишите в этом пункте

что  наблюдаете? («Если раздавить семена ,то  появляется  …?... пятно на бумаге».)

  1. Сделайте вывод: какое органическое вещество вы обнаружили. («Вывод: это вещество - ….?....  .»)
  2. Найдите в учебнике и запишите в этом пункте значение в клетке вашего органического вещества. ( « Значение: ……..  .»)

       

Демонстрационный опыт, доказывающий наличие белка в клетке.

Оформите в тетради( в клетку)  проведённый опыт:

Опыт « Определение белка в клетке».

Цель: научиться…..(продолжите).

Оборудование:  стаканчик с водой, мука в марле, ножницы.

Ход работы:

  1. Опустите завёрнутую в марлю муку в стакан с водой на полминуты. Выньте, разрежьте нитку на марле, разверните и потрогайте полученное тесто пальчиком. Напишите в этом пункте

что  наблюдаете? ( « Если мокрую муку потрогать, то на ощупь она будет …?.... , …?.....»)

  1. Найдите в учебнике : какое вещество обладает такими качествами? Сделайте вывод: какое органическое вещество вы обнаружили. («Вывод: это вещество - ….?.... (…….) .»)
  2.  Найдите в учебнике и запишите в этом пункте значение в клетке вашего органического вещества. ( « Значение: ……..  .»)

 

 

П

-  Научиться ПРОВОДИТЬ опыт для определения   орг. веществ в клетках  

Работают в группах, выполняя по инструкции экспериментальный опыт.

VI.Подведение итогов урока.

  Ребята, вы закончили работу, давайте расскажем друг другу какие результаты получились в каждой группе ( Группа №1, №2, №3 отчитываются по плану : (слайд №8)

План отчета группы:

1.Какое оборудование использовали.

2. Что делали.

3. Какое вещество обнаружили.

4. Каково его значение в клетке.

Молодцы!!

И так, ребята,  чему  вы НАУЧИЛИСЬ  сейчас, на этом этапе урока?...  

 Ребята, поставьте , пожалуйста, себе последнюю оценку за  самостоятельную практическую работу сами в оценочный лист, а  я поставлю вам  итоговую оценку  после проверки ваших тетрадей.  А сейчас давайте подведём итог всему сегодняшнему уроку:

  1. Что нового мы узнали?  
  2. Чему мы научились?  

Подведение итогов с помощью стихотворения:

Из элементов химических состоят вещества.

И в клетках различных творят чудеса.

Кипит там работа.

Идут превращения,

Названье таким превращеньям -  явления.

И создают вещества органические,

Процессы те сложные, по сути химические.

Группа №1, №2, №3 отчитываются по плану.

План отчета группы:

1.Какое оборудование использовали.

2. Что делали.

3. Какое вещество обнаружили.

4. Каково его значение в клетке

 

-  Научились проводить опыты и делать выводы

Оценивают себя .

-  Наличие орг. и неорг. веществ в клетке; виды веществ; их значение; что их можно обнаруживать с помощью опытов.

-  Находить материал в учебнике; проектировать опыты; проводить опыты и делать выводы.

 

VII.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Сегодня мы говорили о химическом составе клетки.   Сложите , пожалуйста, тетради на своих столах в стопку и запишите д/з:

Параграф   §6 , используя ресурсы интернета и дополнительную литературу, подготовьте сообщения об отраслях промышленности, где человек использует различные вещества растительных клеток

Спасибо за работу на уроке!

Учащиеся внимательно слушают.

VIII .Рефлексия.

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока  вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока? Покажите пальчиком.

Молодцы все. Спасибо!

Учащиеся самостоятельно выставляют себе отметки с учетом предоставленных критериев, оценивают свою работу и работу одноклассников и свое настроение в конце урока.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии 9 класса "Неорганические вещества клетки"

Презентация к уроку биологии 9 класса "Неорганический вещества клетки"...

технологическая карта урока биологии 5 класс "Химический состав клетки" программа В. Пасечник

Представлена технологическая карта урока по ФГОС  по программе В. Пасечника по теме "Химический составтклетки"....

Методическая разработка-конспект урока биологии: 7 класс «Химический состав клетки»

Изучение химического состава клетки, роль органических и неорганических веществ...........

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...

Технологическая карта урока в 9 классе "Химическая организация клетки"

Урок в 9 классе по теме "Химическая организация клетки" по учебнику Пономаревой И.Н.В технологической карте отображены все основные этапы урока....