Методическая разработка урока "Митоз"
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Голоднова Светлана Юрьевна

Разработка урока по теме "Митоз" с лабораторной работой. Сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_mitoz.doc73.5 КБ
PDF icon delenie_kletki._mitoz.pdf1.54 МБ

Предварительный просмотр:

 МОУ Новоульяновская СОШ №1

Открытый урок по биологии в  10 классе

Тема: ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ.

МИТОЗ.

Учитель биологии

Голоднова С.Ю.

Цели урока:

Образовательные:

Формирование знаний  о сущности жизненного цикла любой клетки, механизмах клеточного деления (митозе) и его биологической роли.

 Раскрытие  особенностей  протекания каждой фазы митоза.

Закрепление знакомых понятий по данной теме и формирование новых, усвоение терминологии;

Развиваюшие:

 Формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников,  строить схему, таблицу.

Развитие логического мышления, умение анализировать, сравнивать, делать обобщение и выводы, работать с разными источниками информации, демонстрационным материалом.

Воспитательные:

Совершенствование навыков и умений, необходимых для индивидуальной и групповой работы. Развитие познавательного интереса к предмету.

Оборудование:

На доске: таблица « Митоз», электронное пособие «Деление клетки. Митоз».

презентация,  мультимедийный проектор.

На столах учащихся:  Инструкция к лабораторной работе  «Митоз в клетках корешка лука », учебники «Общая биология» 10-11 класс  , листы формата А4, фломастеры.

Основные понятия: жизненный цикл клетки, митотический цикл, апоптоз, интерфаза, пресинтетический период, синтетический период, постсинтетический период, репликация, кариокинез, цитокинез, веретено деления, амитоз.

Тип урока: Формирование новых знаний.

Метод обучения:

 

- по источнику знаний: словесный, наглядный;

- по характеру деятельности учащихся: частично – поисковый;

- по характеру деятельности учителя: объяснительно – иллюстративный  

                                                                         (репродуктивный).

Форма организации: урок формирования новых знаний с применением ИКТ.

Форма проведения: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа в  группах.

                                                           ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент: приветствие учащихся, готовность к уроку.
  2. Актуализация знаний: мотивация к изучению нового материала.

Учитель: Ребята мы сегодня начинаем изучать новый раздел «Общей биологии».

 Посмотрите, пожалуйста , на слайды и скажите какое свойство живых организмов здесь изображено?

  (Размножение или воспроизведение себе подобных).

-  Какие живые организмы способны размножаться? ( Все без исключения, от бактерий до млекопитающих)

- Способы размножения различных организмов могут сильно отличаться друг от друга. Назовите какие способы размножения вы знаете? (Половое и бесполое)

- А вот что лежит в основе любого типа размножения? (Деление клетки)

Верно , как сказал немецкий ученый Рудольф Вирхов ( он один из основоположников клеточной теории)  : «Все клетки происходят только от другой клетки».

 Ребята,  как вы думаете, какая тема нашего урока?     (Деление клетки. Митоз.)

  1. Формирование новых знаний.

  1. Учитель:  Все клетки организма  можно разделить на де группы : соматические и половые. Для каждой из них характерен свой тип деления .

(Слайд 6)  .  Митоз, амитоз и мейёоз.  

Амитоз – это…

Митоз – это…

Мейоз – это…(слайд 7)

Но жизнь клетки не может состоять только из одного деления.  Различают 2 понятия :

Под жизненным (клеточным) циклом.  понимают существование клетки от момента ее появления в результате деления до другого деления или до гибели клетки.

Митотический цикл — это жизнедеятельность клетки от деления до следующего деления.

Жизненный цикл может быть равен митотическому, но в отличие от него — это более широкое понятие и охватывает постмитотические популяции клеток, потерявших способность к делению с высокой степенью дифференциации.

  Митотический цикл наблюдается у клеток, которые постоянно делятся, в этом случает цикл состоит из интерфазы и митоза.

Между  митотическими  циклами  у многоклеточных организмов  происходит может происходить гибель клетки 

1)  -  апоптоз – генетически обусловленный процесс физиологической гибели клетки. («запрограммированная» клеточная смерть, это происходит  потому что ДНК клетки содержат особые «Гены смерти», которые рано или поздно активируются, это приводит к синтезу особых белков, которые убивают эту клетку).

От своего рождения до апоптоза клетка проходит множество клеточных циклов (у бактерий он занимает 20 минут, у инфузории – туфельки от 10 до 20 часов)

Клетки тканей многоклеточного организма на разных стадиях его развития делятся очень часто, а затем клеточные циклы значительно удлиняются.  (Например:  80 % головного мозга (клетки нейроны) формируются путем деления сразу после рождения животного. Однако большинство этих клеток теряют способность к делению, и часть из них доживает не делясь до естественной смерти животного от старости.)

2) некроз – случайная гибель клетки.

 

  1. Учитель: Посмотрите на слайд и скажите : здесь представлена схема … какого цикла? Жизненного или митотического?

 Рассмотрим главный момент жизненного цикла клетки – митотический цикл .

Он состоит из фазы ложного покоя  ИНТЕРФАЗЫ и процесса деления клетки МИТОЗА.

 Митоз разделён на фазы в которые последовательно вступают сначала ядро клетки – кариокинез, а потом и сама клетка -  цитокинез :

ПРОФАЗА

МИТОФАЗА

АНАФАЗА

ТЕЛОФАЗА

Продолжительность по времени митоза не велика ( как мы видит по схеме) составляет 1 – 2  часа, а подготовка клетки к делению – интерфаза, в клетках растений и животных может продолжаться от 10 -  20 часов до нескольких суток.

У вас на столах листы  с названиями фаз митоза . Ваша задача: используя учебник разобрать процессы , протекающие в указанной фазе и сделать схематический рисунок стадии. (самостоятельная работа учащихся в микрогруппах со схемой ;  по окончании работы от каждой группы выходят к доске учащиеся , крепят магнитами рисунок и описание, дают характеристику фазе).

 

  1. Учащиеся : Интерфаза состоит из 3х периодов (демонстрация схемы на слайде 2)

а). Пресинтетический период (G1) – ( англ.gap (джэп) – интервал) – демонстрация схемы слайда, текст учебника стр. 109, п.28.

                               ( П – число хромосом С – количество ДНК)    

                                                                           2п 2с

1.Образование рибосом

2. Синтез р-РНК, и-РНК, т-РНК.

3. Синтез АТФ

4.Деление митохондрий

5.Синтез ферментов   6. Рост клетки

 б) Синтетический период (S) – главное – удвоение ДНК – репликация или редупликация ДНК. (демонстрация схемы слайда, текст учебника стр. 110 п.28, демонстрация анимационного слайда «Репликация ДНК» из урока «Бесполое размножение»).

2п 4с

1.Удвоение (редупликация ДНК)

2.Синтез белков – гистонов

3. Сборка второй хроматиды

в). Постсинтетический период (G2) – смотри в учебнике и на слайде.

2п 4с

1.Синтез белка

2. Синтез АТФ

3.СинтезРНК

4. Удвоение массы цитоплазмы

 

Слайд   с полным циклом.

Итак, подводим итог : …(объяснения учителя ещё раз процессов в фазах митоза с акцентом на формулы).

 

  Слайд : «Биологическое значение митоза»

Учитель: Митоз – процесс непрямого деления соматических клеток эукариот, в результате которого  :

1.  образуются две дочерние клетки, содержащие столько же хромосом, сколько их было в материнской клетке, т.е. образуются клетки, идентичные родительской.


2. В нормальных условиях никаких изменений генетической информации не происходит, поэтому митотическое деление поддерживает генетическую стабильность клетки.


3. Митоз лежит в основе роста. 


4. Митоз лежит в основе  бесполого размножения . 


          5. Благодаря митозу осуществляются процессы регенерации и замены отмирающих клеток.

 

            6. обеспечивает эмбриональное развитие

  1. Закрепление изученного.

 На столах возьмите бланки с инструкцией лабораторной работы . Внимательно прочитайте.  Какова цель нашей работы?  Что должно быть в выводе? В работе вы видите таблицу в которую вам осталось занести сведения о процессах каждой фазы. Информацию вы теперь можете брать не только из учебника, но из схем на доске. А я открываю вам наш виртуальный микропрепарат на экране. Приступайте.

                             Лабораторная работа  

 Тема: Митоз в клетках корешка лука.

 Цель работы: выявить  отличительные особенности стадий митотического деления клеток, выявить биологическую роль митоза.

Оборудование:

Презентация «Митоз в клетках корешков лука», учебник.

Ход работы

1. Рассмотрите  готовый микропрепарат  «Митоз в клетках корешков лука»

2. Найдите клетки на разных стадиях  митотического деления.

3. Заполните таблицу.

 Стадия митотического цикла

Протекающие процессы

Количество клеток на препарате в данной фазе

Интерфаза

Профаза

Метафаза

Анафаза

Телофаза

4. В чем заключается  биологическая роль митоза?

Сформулируйте вывод.

 Вывод: Биологическое значение митоза состоит в строго одинаковом распределении хромосом между дочерними ядрами, что обеспечивает образование генетически идентичных дочерних клеток и сохраняет преемственность в ряду клеточных поколений. Митоз является важным средством поддержания постоянства хромосомного набора. В результате митоза осуществляется идентичное воспроизведение клетки. Следовательно, ключевая роль митоза — копирование генетической информации. Митоз позволяет размножать растения вегетативным органами (корни, листья, стебли) и за короткий промежуток времени воспроизвести его точную копию.

 

- Какой процесс лежит в основе роста  и размножения организма? (деление клетки)

-  Из каких процессов состоит жизненный цикл клетки? (из интерфазы и митоза)

-  Какой главный процесс происходит в период интерфазы? (синтез веществ, удвоение хромосом (репликация))

- Какие клетки делятся путем митоза? (соматические)

- Перечислите по порядку из каких фаз состоит деление клетки – митоз? (профаза, метафаза, анафаза, телофаза)

- Назовите главную особенность митоза? (передача диплоидного набора хромосом от материнской дочерней клетки)

  1. Итог урока:

Д/з: Читать   п. 20,

  Оценивание работы учащихся за урок.

Рефлексия:

- Вам понравился урок?

- Что узнали нового?

- В чем возникли трудности?

- Как с ними справились?

                                                             

   

                                    Лабораторная работа  

 Тема: Митоз в клетках корешка лука.

 Цель работы: выявить  отличительные особенности стадий митотического деления клеток, выявить биологическую роль митоза.

Оборудование:

Презентация «Митоз в клетках корешков лука», учебник.

Ход работы

1. Рассмотрите  готовый микропрепарат  «Митоз в клетках корешков лука»

2. Найдите клетки на разных стадиях  митотического деления.

3. Заполните таблицу.

 Стадия митотического цикла

Протекающие процессы

Количество клеток на препарате в данной фазе

Интерфаза

Профаза

Метафаза

Анафаза

Телофаза

4. В чем заключается  биологическая роль митоза?

Сформулируйте вывод._______________________________________________                   _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                          Интерфаза

Профаза

Метафаза

Анафаза

Телофаза


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...