РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ для специальности технического профиля среднего профессионального образования базовой подготовки
рабочая программа по биологии (10, 11 класс) по теме

Соплина Ольга Николаевна

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального  и среднего профессионального образования, одобренными Научно-методическим  советом  Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» (Протокол №1, от «03» февраля  2011г.)

            Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена с получением среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_tehn._prof._biologiya_soplina_o.n.2.doc493 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

СПб ГБОУ СПО «Петровский колледж»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

для специальности    технического профиля  

среднего профессионального образования

базовой  подготовки

2014 г.

ОДОБРЕНА

Методической предметно-цикловой комиссией

Протокол №1  от  27.08.2014г.

Разработана на основе примерной программы учебной дисциплины для специальностей СПО, утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16 апреля  2008г

ОДОБРЕНА

Методическим советом

Петровского колледжа

Протокол №1 от 19.09.2014

        Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального  и среднего профессионального образования, одобренными Научно-методическим  советом  Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» (Протокол №1, от «03» февраля  2011г.)

        Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена с получением среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.

        

Разработчики:

Соплина О.Н. преподаватель биологии

_________________________________________________


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4-5

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6-14

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15-17

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17-19


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Биология

1.1. Область применения программы

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена с получением среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО

15.02.08  «Технология машиностроения»;

26.02.02  «Судостроение»;

27.02.02  «Техническое регулирование и управление качеством»;

09.02.02 «Компьютерные сети» ;

09.02.03«Программирование в компьютерных системах»;

08.02.09  «Монтаж, наладка и эксплуатация промышленных и гражданских зданий»;

21.02.05  «Земельно-имущественные отношения».

22.02.06 «Сварочное производство»

09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована  при подготовке студентов дневного отделения (и вечернего) при освоении специальностей СПО технического профиля

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

общеобразовательная дисциплина

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать  биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78  часов;

самостоятельной работы обучающегося   30  часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

     лабораторные занятия

*

     практические занятия

7

     контрольные работы/итоговые тесты по разделам

5

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

в том числе:

подготовка докладов и сообщений

7

написание рефератов

6

работа с учебной литературой, изучение материалов из интернет источников

11

домашняя работа по составлению таблиц  и составление схем

2

составление сравнительного анализа

4

Промежуточная  аттестация в форме                                               зачета    


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины _________________Биология________________

наименование                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Биология как наука

Тема 1.1

Развитие, содержание, задачи и значение общей биологии. Критерии жизни

Содержание учебного материала

2

Предмет и задачи биологии.

Многообразие живого мира.

Физиология. Морфология. Цитология. Анатомия. Систематика

Методы познания живой природы.

Критерии   жизни.    

2

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся  

Тема 1.2.

Многообразие живого мира. Уровни организации живой материи и методы биологического исследования

Содержание учебного материала

4

Органоиды. Клетка. Организм Популяция. Вид. Биоценоз. Биосфера.

Метаболизм.    Дискретность.    Открытые системы.

Раздражимость. Рост. Развитие. Размножение. Саморегуляция.

Автотрофы. Гетеротрофы. Фотосинтез.

Методы научного познания. Современная естественнонаучная картина мира.

2

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся Подготовка докладов о выдающихся открытиях в биологии, биография учёных биологов

2

Раздел 2. Учение о клетке

Тема 2.1. 

Клеточная теория.

Неорганические соединения и их роль в жизнедеятельности клеток. Вклад разных химических веществ в образование живой материи

Содержание учебного материала

2

Цитология. История изучения клетки.

Положения клеточной теории.

Вклад разных химических элементов в образование живой материи.

Биогенные элементы.

 Макро- и микроэлементы.

Основные неорганические вещества клетки и их роль для жизнедеятельности

2

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

Тема2.2

Органические соединения клетки углеводы,  липиды, витамины, атф…

Содержание учебного материала .

3

2

Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, витамины. Их строение и функции.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся Подготовка докладов о значении витаминов  в рациональном питании

1

Тема 2.3

Нуклеиновые кислоты. Строение РНК, функции РНК. Строение ДНК, функции ДНК

Содержание учебного материала

4

2

Строение и функции ДНК и РНК.

ДНК - носитель наследственной информации.

Репликация ДНК. Строение и функции хромосом.

2

Лабораторные работы

Практические занятия    Решение задач по молекулярной биологии.

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 2.4

Строение клетки. Многообразие клеток. Основные органоиды эукариотической клетки, их строение и функции

Содержание учебного материала

4

2

Строение и функции клетки.

Цитоплазма и клеточная мембрана.

Органоиды клетки

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов на тему «Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших, особенности их  жизнедеятельности».

2

Тема 2.5

Ядро, прокариоты и эукариоты.

Содержание учебного материала

2

2

Строение ядра и его функции.

Прокариотические и эукариотические клетки.

Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение.

Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.)

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 2.6

Обмен веществ и энергии в клетках. Метаболизм. Пластический  обмен:  биосинтез, фотосинтез.

Содержание учебного материала

4

Метаболизм  -  основное  свойство живого.

Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Пластический обмен.

Сущность энергетического обмена и его стадии.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся с учебно-методической литературой, изучение материалов из интернет источников

2

Тема 2.7.

Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз

Содержание учебного материала

4

2

Жизненный цикл клетки.

Митоз.

Мейоз. Кроссинговер

Соматические и половые клетки.

2

Лабораторные работы

Практические занятия Составление таблицы – сходства и различия митоза и мейоза

1

Контрольные работы : Итоговый тест по I и II разделам

1

Самостоятельная работа обучающихся

Раздел 3 Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Тема 3.1

Организм как единое целое. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Бесполое и половое размножение.

Содержание учебного материала

4

2

Многообразие   организмов.   Размножение - важнейший   признак   живого.  

 Половое   и   бесполое размножение.

Образование половых клеток

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся Составление таблицы –Сравнение полового и бесполого размножения

2

Тема 3.2

Оплодотворение  и зародышевое развитие организмов.

Содержание учебного материала

4

2

Оплодотворение. Зигота. Онтогенез.

Эмбриональное развитие: прямое и непрямое.

Уязвимость эмбриональных стадий развития.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся Подготовка докладов на темы: «Причины   нарушений   развития   организмов»; «Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека».

2

Тема 3.3

Постэмбриональное развитие организмов

Содержание учебного материала

3

2

Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы : Итоговый тест по III разделу

1

Самостоятельная работа обучающихся 

Раздел 4. Основы генетики и селекции

Тема 4.1

Предмет и методы генетики. Основные генетические  термины и понятия

Моногибридное скрещивание 1ый закон  и 2ой закон Г. Менделя

Содержание учебного материала

4

2

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.

Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

Законы генетики, установленные Г. Менделем.

 Моногибридное и дигибридное скрещивание

2

Лабораторные работы

Практические занятия 

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся  Подготовка докладов о развитие генетики как науки

2

Тема 4.2

Дигибридное скрещивание

3-й закон Г. Менделя

Содержание учебного материала

3

2

Дигибридное скрещивание

2

Лабораторные работы

Практические занятия  Составление простейших схем скрещивания , решение генетических задач

1

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 4.3

Сцепленное наследование генов.

Содержание учебного материала

2

2

Хромосомная теория наследственности Т.Моргана

2

Лабораторные работы

Практические занятия 

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 4.4

Генетика пола.

Содержание учебного материала

4

2

Генетика пола.

Сцепленное с полом наследование.

Наследственные болезни человека, их  причины и профилактика.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся подготовка рефератов на тему  «Мутагены и их влияния на организм человека»

2

Тема 4.5

 Взаимодействие и множественное действие генов - основа целостности генотипа.

Содержание учебного материала

2

2

Взаимодействие генов.

Взаимодействие аллельных генов.

Взаимодействие неаллельных генов.

2

Лабораторные работы

Практические занятия 

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 4.6

 Закономерности изменчивости. Виды изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции.

Содержание учебного материала

4

2

Закономерности изменчивости.

Модификационная изменчивость.

2

Лабораторные работы

Практические занятия 

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся  с учебно-методической литературой, изучение материалов из интернет источников

2

Тема 4.7

Наследственная изменчивость.

Содержание учебного материала

2

2

Наследственная или генотипическая изменчивость.

1

Лабораторные работы

Практические занятия Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и кривой

1

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 4.8

Значение генетики для медицины и здравоохранения. Лечение и предупреждение некоторых наследственных заболеваний

Содержание учебного материала

4

2

Значение генетики для селекции и медицины.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся  подготовка рефератов  на тему « Н.И. Вавилов - выдающийся ученый-генетик и селекционер. Клонирование животных (проблемы клонирования человека)»

2

Тема4.9

Задачи и методы современной селекции. Центры происхождения культурных растений.

Содержание учебного материала

4

2

Генетика – теоретическая основа селекции.

Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции.

Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся с учебно-методической литературой, изучение материалов из интернет источников

2

Тема 4.10

Достижения и основные направление в современной селекции.

Содержание учебного материала

2

2

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.

Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии.

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы: Итоговый тест по IV разделу

1

Самостоятельная работа обучающихся  

Раздел  5 Эволюционное учение

Тема 5.1

Возникновение и развитие эволюционных идей.

Учение Дарвина об эволюции органического мира.

Содержание учебного материала

2

2

Развитие биологии в додарвиновский период: работы К. Линнея и Ж-Б. Ламарка

Сущность дарвинизма - теория естественного отбора. Синтетическая теория эволюции.

Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

2

Лабораторные работы

Практические занятия 

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 5.2

Доказательства и движущие силы эволюции органического мира.

Содержание учебного материала

2

2

Доказательства эволюции.

Результаты эволюции: многообразие форм жизни, адаптация организмов к условиям среды и возникновение сложных организмов

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 5.3

Направления и пути эволюционного процесса.

Содержание учебного материала

4

2

Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюционного процесса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.

2

Лабораторные работы

Практические занятия 

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся  Проведение сравнительного анализа биологического прогресса и биологического регресса

2

Тема 5.4

Вид. Популяция. Видообразование – результат эволюции. Вид его критерии, структура.

Содержание учебного материала

2

2

Вид  и его критерии. Популяция. Популяция - единица эволюции

1

Лабораторные работы

Практические занятия  Изучение приспособленности организмов к среде обитания

1

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся 

Раздел 6 История развития жизни на Земле

Тема 6.1

Происхождение жизни на земле.

Содержание учебного материала

2

1

Гипотезы происхождения жизни на Земле.

Современные взгляды на возникновение жизни.

2

Лабораторные работы

Практические занятия 

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 6.2

Развитие жизни на земле.  Классификация организмов.

Содержание учебного материала

2

2

Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли.

2

Лабораторные работы

Практические занятия 

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 6.3

Эволюция человека

Содержание учебного материала

4

2

Место человека в живой природе.

 Доказательства родства человека с животными.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

2

Тема 6.4

Биологические и социальные факторы антропогенеза. Человеческие расы.

Содержание учебного материала

4

2

Стадии антропогенеза. Свойства человека как биологического вида. Происхождение человеческих рас. Социальные и биологические факторы эволюции человека.

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы: Итоговый тест по V и VI разделам

1

Самостоятельная работа обучающихся работа с учебно-методической литературой, изучение материалов из интернет источников

2

Раздел 7 Основы экологии

Тема 7.1

Предмет экологии. Экологические факторы. Понятие о сообществе и экосистеме. Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к различным экологическим факторам.

Содержание учебного материала

2

2

Экология. Экологические факторы.

 Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Биоценозы и экосистемы.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 7.2

Круговорот веществ в экосистеме. Поток энергии. Свойства, смена экосистем. Выявление абиотических и биотических компонентов

экосистем.

Содержание учебного материала

2

2

Поток энергии и цепи питания в экосистеме.

 Свойства экосистем: Саморегуляция, устойчивость и динамика.

Причины устойчивости и смены экосистем. Стадии развития экосистемы.

2

Лабораторные работы

Практические занятия 

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 7.3

АгроЭкосистемы. Применение экологических знаний в практической деятельности человека. Выявление антропогенных изменений в экосистемах.

Содержание учебного материала

3

2

Агроэкосистемы.

2

Лабораторные работы

Практические занятия 

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся  с учебно-методической литературой, изучение материалов из интернет источников

1

Тема7.4

Биосфера, её структура, свойства, закономерности.

Содержание учебного материала

2

Биосфера - глобальная экосистема.

Учение В.И. Вернадского о биосфере

Эволюция биосферы

1

Лабораторные работы

Практические работы Решение экологических задач

1

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

Тема7.5

Круговорот веществ и энергии в биосфере. Биосфера и человек

Содержание учебного материала

4

2

Особенности распределения биомассы на Земле.

Глобальные изменения биосферы.

Проблема устойчивого развития биосферы.

1

Лабораторные работы

Практические занятия 

Контрольные работы: Итоговый тест по VII разделу

1

Самостоятельная работа обучающихся работа с учебно-методической литературой, изучение материалов из интернет источников

2

Раздел 8 Бионика

Тема 8.1

Бионика –как одно из направлений биологии и кибернетики

Содержание учебного материала

2

1

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов  и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.

Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

2

Лабораторные работы

Практические занятия 

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

Всего:

108


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Биологии.

Оборудование учебного кабинета:

Имеется в наличии

Комплект таблиц к разделу Эволюционное учение

Наименование таблиц:

1.Развитие биологии до Ч. Дарвина.

2.Эволюционное учение Ч. Дарвина.

3.Виды. Образование видов.

4.Изменчивость организмов.

5.Искусственный отбор.

6.Естественный отбор.

7.Доказательства эволюции.

8. Главные направления эволюции.

9.Развитие органического мира.

10.Эволюция человека.

Комплект таблиц. Цитология. Генетика. Селекция

Наименование таблиц:

1. Строение клеток
2. Органоиды клетки
3. Химический состав клетки
4. Биосинтез белка
5. Фотосинтез
6. Формы размножения организмов
7. Образование клеток. Митоз. Мейоз
8. Генетика. Законы Г. Менделя
9. Генетика пола
10. Изменчивость организмов
11. Происхождение культурных растений и домашних животных
12. Селекция

Портреты известных ученых-биологов

Технические средства обучения:  Телевизор, ДВД проигрыватель

Необходимо приобрести

Схемы Строения вируса;  фотографии схем строения хромосом;  Схема строения гена.

Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и в технике. Аэродинамические  и гидродинамические устройства в живой природе и в технике.

Микроскопы

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники: 

1. А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология» 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Дрофа,2013.

Дополнительные источники:

2. Онищенко А.В.“Биология в схемах и таблицах”, С-Пб.: “ООО «Виктория плюс»”, 2012.

3. Богданова Т.Л., Е.А.Солодова «Биология – справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы»-М.АСТ-ПРЕСС КНИГА,2011 г

4. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Методическое пособие к учебнику “Общая биология” 10 – 11 кл. под ред. Захарова В.Б.,  М.: “Дрофа”,2008.

5. Гаврилова А.Ю.,  Биология поурочные планы по учебнику Беляева Д.К., Бородина П.М., Воронцова Н.Н..-Волгоград:Учитель,2008.

6.  Мансурова С.Е. , Практикум по общей биолоиги.10-11/С.Е.Мансурова. – М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2008.

7. Лернер Г.И. ,Уроки биологии. Общая биология.10,11 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие.-М:Эксмо,2008.

Интернет – ресурсы:

8. Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека: http://www.sbio.info

9. Библиотека «Жизнь растений»: http://plant.geoman.ru/

10. Национальный портал «Природа»: http://www.priroda.ru

11. «Опорно-двигательная система человека": http: // www.skeletos.zharko.ru 

12.Теория эволюции как она есть: http://evolution.powernet.ru

13. Концепция современного естествознания: http://nrc.edu.ru/est/

14. Энциклопедия растений: http://www.greeninfo.ru/

15. Открытый колледж: Биология: http://college.ru/biologiya/

16.Внешкольная экология: http://www.eco.nw.ru

17.Государственный Дарвиновский музей: http://www.darwin.museum.ru

18.Анатомия человека в иллюстрациях: http://www.anatomus.ru/

19.Анатомия человека - атлас: http://www.anatomcom.ru/

20.Животные: http://www.theanimalworld.ru/        

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь определять   предмет и задачи биологии; многообразия живого мира; основные различия растений и животных,

Оценка устного опроса

Уметь определять     основные критерия жизни; уровни организации живого

Оценка письменного тестирования

Уметь определять     содержание биологии и частных биологических   наук  

Оценка устного опроса

Уметь обосновывать места и роли биологических знаний в практической деятельности людей

Оценка устного опроса

Уметь определять     роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира

Оценка письменного тестирования

Уметь определять   вклад выдающихся ученых в развитие биологии

Оценка устного опроса

Уметь формулировать  основные положения клеточной теории

Оценка письменного тестирования

Знать  особенности  химической организации живой материи

Оценка устного опроса

Уметь определять   элементарный состав клетки, важнейшие неорганические и органические соединения живых организмов

Оценка устного опроса

Решать элементарные  задачи по молекулярной биологии

Оценка практического задания

Знать основные различия прокариотических клеток и эукариотических клеток

Оценка устного опроса

Знать особенности строения  растительной и животной клеток.

Оценка устного опроса

Знать сущность и значение метаболизма

Оценка устного опроса

Уметь определять   стадии и реакции процесса фотосинтеза

Оценка устного опроса

Уметь определять   стадии биосинтеза  белка в клетке, его матричный характер

Оценка письменного тестирования

Знать значения генетического кода и его свойств

Оценка устного опроса

Знать  виды  энергетического обмена

Оценка устного опроса

Решать задачи  по биосинтезу белка

Оценка практического задания

Знать  жизненный цикл клетки

Оценка устного опроса

Знать особенности строения генов и хромосом

Оценка устного опроса

Уметь определять   сущность процессов митоза и мейоза

Оценка практического задания

Знать виды размножения и оплодотворение

Оценка устного опроса

Знать сущность  онтогенеза и его стадий

Оценка устного опроса

Уметь определять   эмбриогенеза и его стадии

Оценка устного опроса

Демонстрация  примеров разных форм размножения у растений и животных

Оценка устного опроса

Уметь объяснять единство живой и неживой природы, родство живых организмов

Оценка устного опроса

Знать  отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы

Оценка устного опроса

Знать основные законы  Г.Менделя, Т. Моргана

Оценка письменного тестирования

Знать  и уметь применять генетическую символику

Оценка практического задания

Знание  закономерности изменчивости и наследственности

Оценка устного опроса

Знать сущность генетики пола  и наследования, сцепленного с полом

Оценка устного опроса

Знать  причин наследственных заболеваний человека и способы их предупреждения, характеризовать мутагенные факторы среды и их влияние на организм

Оценка устного опроса

Знать виды изменчивости: виды мутаций и их причины

Оценка устного опроса

Уметь создавать простейших схем скрещивания

Оценка практического задания

Уметь решать  генетические задачи  на моно - и дигибридное скрещивание, на сцепленное наследование признаков

Оценка практического задания

Знать предназначение  селекции; основные методы селекции, их генетические основы.

Оценка устного опроса

Знать  различные направления в биотехнологии, ее достижения и перспективы развития

Оценка письменного тестирования

Знать историю развития эволюционных идей; понятие эволюции; значения вклада К. Линнея и Ж-Б. Ламарка в развитие эволюционных идей в биологии.

Оценка устного опроса

Знать основные положения теории Ч.Дарвина; синтетическая теория эволюции; микро-и макроэволюция; результаты эволюции.

Оценка устного опроса

Знать понятия вида и его основные критерии

Оценка устного опроса

Уметь приводить доказательства эволюции, используя данные таких наук как - эмбриология, сравнительная анатомия, палеонтология, биохимия, биогеография, молекулярная биология

Оценка практического задания

Знать основных направлений эволюционного процесса

Оценка устного опроса

Уметь выделять  изменчивость у особей одного вида; выявлять адаптации организмов к среде обитания.

Оценка практического задания

Уметь анализировать  и оценивать различные гипотезы происхождения жизни на Земле

Оценка устного опроса

Знать систематическое положение Человека разумного в системе животного мира; стадии антропогенеза; биологические и социальные факторы антропогенеза; человеческие расы.

Оценка устного опроса

Знать сущность происхождения видов

Оценка устного опроса

Знать основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере

Оценка устного опроса

Знать свойства экосистем, поток вещества и энергии в естественных и искусственных экосистемах

Оценка устного опроса

Уметь определять   значение экологических факторов в жизни организмов

Оценка устного опроса

Создавать  цепи питания и превращения энергии в экосистемах

Оценка практического задания

Уметь анализировать и оценивать различные глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде

Оценка устного опроса

Находить изменения в экосистемах на биологических моделях

Оценка устного опроса

Уметь решать экологические задачи

Оценка практического задания

Знать  принципы использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных

Оценка устного опроса


Техническая экспертиза программы учебной дисциплины

БИОЛОГИЯ для


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины. История для среднего профессионального образования.

Программа расчитана на 117 часов, обязательной аудиторной учебной нагрузки....

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования профессий: 120703 «Информационное обеспечение градостроительной деятельности», 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Данное учебное пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессиям: 120703 «Информационное обеспечение градостроительной...

«Актуальные вопросы преподавания русского языка в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования»

Инновационное развитие страны требует обновления к 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. Важнейшим компонентом новой модели начального и среднего проф...

Учебные заведения начального и среднего профессионального образования Нижнего Новгорода и Нижегородской области.Официальные сайты.Адреса.Телефоны.

Для того , чтобы перейти на страницы официальных сайтов учебных заведений начального и среднего профессионального образования Нижнего Новгорода и Нижегородской области документ необходимо скачать. Наж...

Рабочая программа по общеобразовательной дисциплине "Химия" для специальностей естественнонаучного профиля среднего профессионального образования

ОУД. П.10 изучается как профильная учебная  общеобразовательная  дисциплина специальности СПО 35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» есте...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.07 АСТРОНОМИЯ по программе подготовки специалистов среднего звена для профессии среднего профессионального образования технического профиля 21.01.03. «Автомеханик».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДБ.07 АСТРОНОМИЯпо программе подготовки специалистов среднего звена для профессии среднего профессионального образования технического профиля21.01.03. «Автом...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.12 АСТРОНОМИЯ по программе подготовки специалистов среднего звена для специальности среднего профессионального образования технического профиля 21.02.05 Земельно – имущественные отношения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДБ.12 АСТРОНОМИЯпо программе подготовки специалистов среднего звена для специальности среднего профессионального образования технического профиля21.02.05 Земельно ...