Задания ЕГЭ по биологии теме "Формы достижения биологического прогресса"
тест по биологии (11 класс) на тему

Никитенко Ольга Дмитриевна

Задания подобраны из открытого банка заданий ФИПИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ege_formy_dostizheniya_biologicheskogo_progressa.ppt276.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЕГЭ формы достижения биологического прогресса.

Слайд 2

Какие признаки называют конвергентными? 1) возникшие у неродственных видов в сходных условиях 2) имеющие общность происхождения 3) возникающие у особей внутри популяции 4) сходные у близкородственных организмов

Слайд 3

Гомологичными называют органы, которые развиваются 1) из одинаковых эмбриональных зачатков 2) из образовательной ткани 3) под влиянием аллельных генов 4) в сходных условиях среды обитания

Слайд 4

Установите соответствие между примером и формой эволюции, которую он иллюстрирует. ПРИМЕР ФОРМА ЭВОЛЮЦИИ А) развитие жаберного дыхания у рыб и раков Б) обтекаемая форма тела у рыб и китов В) окраска шерсти у серой и чёрной крыс Г) разная форма клювов у большой и хохлатой синиц Д) наличие крыльев у птиц и бабочек 1) дивергенция 2) конвергенция

Слайд 5

Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие. ВИД НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ А) одуванчик обыкновенный Б) домовая мышь В) латимерия Г) лотос ореховидный Д) австралийская ехидна Е) заяц русак 1) биологический прогресс 2) биологический регресс

Слайд 6

Отсутствие органов чувств у паразитических плоских червей по сравнению со свободноживущими – результат их развития по пути 1) ароморфоза 2) общей дегенерации 3) идиоадаптации 4) конвергенции

Слайд 7

Установите соответствие между примером и формой эволюции, которую он иллюстрирует. ПРИМЕР ФОРМА ЭВОЛЮЦИИ А) сходное расположение глаз у лягушки, крокодила, бегемота Б) обтекаемая форма тела синего кита и тигровой акулы В) окраска шерсти белого и чёрного медведей Г) разная форма клюва у галапагосских вьюрков Д) наличие крыльев у летучей мыши и птицы 1) дивергенция 2) конвергенция

Слайд 8

Голосеменные растения вытеснили древних папоротникообразных благодаря ароморфозу− образованию у них 1) плодов 2) цветков 3) корней 4) семян

Слайд 9

Установите соответствие между ароморфозом и классом животных, у которых он впервые появляется в ходе эволюции. АРОМОРФОЗ КЛАСС ЖИВОТНЫХ А) возникновение зародышевых оболочек Б) появление шерстного покрова В) внутреннее оплодотворение Г) возникновение лёгочных пузырьков Д) появление четырёхкамерного сердца 1) Пресмыкающиеся 2) Млекопитающие

Слайд 10

АРОМОРФОЗ КЛАСС ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ А) два круга кровообращения Б) диафрагма В) альвеолярное дыхание Г) трёхкамерное сердце Д) рычажные конечности Е) развитие эмбриона в матке 1) Земноводные 2) Млекопитающие

Слайд 11

По пути общей дегенерации и идиоадаптации происходила эволюция 1) плоских ресничных червей 2) плоских ленточных червей 3) свободноживущих круглых червей 4) кольчатых малощетинковых червей

Слайд 12

Установите соответствие между примером животного и типом приспособления, которое для него характерно. ПРИМЕР ЖИВОТНОГО ТИП ПРИСПОСОБЛЕНИЯ А) морской конёк-тряпичник Б) осовидная муха В) насекомое палочник Г) бабочка шмелевидка Д) гусеница бабочки берёзовой пяденицы Е) муха пчеловидка 1) маскировка 2) мимикрия

Слайд 13

Установите соответствие между примером приспособления и его значением в жизни животных. ПРИМЕР ЗНАЧЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ А) изменение окраски тела Б) наличие стрекательных клеток В) способность впадать в спячку Г) мигрирование в поисках пищи Д) сезонное изменение густоты шерсти Е) наличие игл на спине 1) защита от врагов 2) перенесение неблагоприятных условий

Слайд 14

Установите соответствие между примером и путём достижения биологического прогресса, который иллюстрирует это направление. ПРИМЕР ПУТЬ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА А) лёгочное дыхание у земноводных Б) семена у голосеменных растений В) длинная шея у жирафа Г) корни-прицепки у плюща Д) усики у гороха Е) половое размножение у растений 1) ароморфоз 2) идиоадаптация

Слайд 15

Установите соответствие между примером и путём эволюции органического мира, который этот путь иллюстрирует. ПРИМЕР ПУТЬ ЭВОЛЮЦИИ А) отсутствие органов пищеварения у ленточных червей Б) редукция пальцев у лошади В) отсутствие органов зрения у бычьего цепня Г) отсутствие конечностей у змей Д) редукция хорды у взрослой формы асцидии Е) редукция органов зрения у кротов 1) общая дегенерация 2) идиоадаптация

Слайд 16

Установите соответствие между примером и направлением эволюции органического мира, которое иллюстрируется этим примером. ПРИМЕР НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ А) плавательные перепонки между пальцами у утки-кряквы Б) развитие волосяного опушения на нижней стороне листа мать-и-мачехи В) молочные железы у млекопитающих Г) мягкий короткий шерстный покров у крота Д) два круга кровообращения у земноводных Е) дифференциация слоевища растений на лист, стебель, корень 1) ароморфоз 2) идиоадаптация

Слайд 17

Установите соответствие между примером и путём достижения биологического прогресса. ПРИМЕРЫ ПУТЬ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА А) возникновение приспособлений у придонных рыб к среде обитания Б) появление зародышевых оболочек в яйце у пресмыкающихся В) живорождение и вскармливание потомства молоком у млекопитающих Г) появление нервной системы сетчатого типа у кишечнополостных Д) формирование многообразных видов клювов у вьюрков Е) преобразование передних конечностей в ласты у китообразных 1) ароморфоз 2) идиоадаптация

Слайд 18

Установите соответствие между примером и направлением эволюции органического мира, которое иллюстрируется данным примером. ПРИМЕР НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ А) наличие короткого клюва с широким ртом у ласточек и стрижей Б) возникновение многоклеточности у организмов В) появление у организмов полового процесса Г) наличие хорды у бесчерепных Д) образование зелёной окраски у лесного клопа Е) наличие хорошо развитой механической ткани в листьях подорожника 1) ароморфоз 2) идиоадаптация

Слайд 19

Установите соответствие между признаком и направлением эволюции органического мира, которое иллюстрирует этот пример. ПРИЗНАК НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ А) исчезновение некоторых органов у животных, ведущих сидячий образ жизни Б) длинные тычиночные нити у цветков ржи В) утрата органов пищеварения у цепней Г) редукция нервной системы у рака-паразита саккулины Д) созревание большого количества пыльцы в цветках шиповника Е) предостерегающая окраска у божьей коровки 1) идиоадаптация 2) общая дегенерация

Слайд 20

Отсутствие пищеварительной системы у ленточных червей – пример 1) биологического регресса 2) общей дегенерации 3) биологического прогресса 4) ароморфоза

Слайд 21

Установите соответствие между признаком пресмыкающихся и эволюционным процессом, в результате которого этот признак сформировался. ПРИЗНАК ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС А) неполная перегородка в желудочке сердца Б) покровительственная окраска тела В) яйца с яйцевыми оболочками Г) сухая кожа без желёз Д) ласты у морских черепах Е) редукция конечностей у змей 1 ) ароморфоз 2) идиоадаптация

Слайд 22

Из указанного перечня выберите пример морфофизиологического прогресса. 1) наличие волосяного покрова у млекопитающих 2) образование плавательных перепонок у озёрной лягушки 3) разнообразие видов вьюрков на Галапагосских островах 4) наличие воскового налёта на листьях клюквы

Слайд 23

Установите соответствие между признаком и путём эволюции, в результате которого он возник. ПРИЗНАК ПУТЬ ЭВОЛЮЦИИ А) приспособления к перекрёстному опылению у покрытосеменных растений Б) различия в строении ротового аппарата у насекомых В) появление семени у голосеменных растений Г) образование зоба у некоторых видов птиц Д) возникновение полового процесса Е) возникновение проводящей ткани у растений 1) ароморфоз 2) идиоадаптация

Слайд 24

Установите соответствие между примером и путём биологического прогресса, который иллюстрирует этот пример. ПРИМЕР ПУТЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА А) переход от размножения спорами к размножению семенами Б) возникновение укороченного видоизменённого побега – цветка В) образование многообразных приспособлений к опылению у покрытосеменных Г) формирование тканей и органов у моховидных Д) появление многообразия сочных и сухих плодов у цветковых Е) преобразование листьев в ловчий аппарат у насекомоядных растений 1) ароморфоз 2) идиоадаптация

Слайд 25

Установите соответствие между примером и направлением эволюции органического мира, которое иллюстрирует этот пример. ПРИМЕР НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ А) альвеолярные лёгкие у млекопитающих Б) уменьшение количества пальцев у лошадей В) большое количество мелких цветков в соцветии одуванчика Г) двойное оплодотворение у цветковых растений Д) восковой налёт на хвоинках у голосеменных Е) узкие длинные крылья у ласточек и стрижей 1) ароморфоз 2) идиоадаптация

Слайд 26

Установите соответствие между приспособленностью организмов к среде обитания и эволюционным процессом, в результате которого она сформировалась. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС А) ласты кита и роющие конечности крота Б) крылья птицы и крылья бабочки В) обтекаемая форма тела дельфина и акулы Г) разные формы клюва у вьюрков Д) крылья летучей мыши и крылья совы 1) дивергенция 2) конвергенция

Слайд 27

Элементарной единицей эволюции считают 1) популяцию 2) семейство 3) вид 4) организм

Слайд 28

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Ароморфоз - направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. 4. В результате ароморфоза произошёл выход животных на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта.

Слайд 29

Установите последовательность ароморфозов в эволюции беспозвоночных животных. 1) возникновение двусторонней симметрии тела 2) появление многоклеточности 3) возникновение членистых конечностей, покрытых хитином 4) расчленение тела на множество сегментов

Слайд 30

Гусеницы бабочки репной белянки имеют светло-зелёную окраску и незаметны на фоне листьев крестоцветных. Объясните на основе эволюционной теории возникновение покровительственной окраски у этого насекомого.

Слайд 31

Выберите признак, характеризующий виды-двойники. 1) не обладают морфологическим сходством 2) могут скрещиваться между собой 3) репродуктивно изолированы друг от друга 4) формируют на общей территории одну популяцию

Слайд 32

Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам? 1) листья-иголки у хвойных 2) млечные железы у млекопитающих 3) корнеплоды у свёклы 4) половое размножение 5) ткани у растений 6) стебель соломина у злаков

Слайд 33

Естественный отбор как движущая сила эволюции способствует 1) дрейфу генов 2) проявлению мутаций 3) приспособленности видов 4) фенотипической однородности популяций

Слайд 34

К чему привели идиоадаптации в классе Птицы? 1) общему подъёму организации 2) увеличению числа популяций и видов 3) широкому распространению 4) упрощению организации 5) возникновению частных приспособлений к условиям среды 6) понижению плодовитости

Слайд 35

Установите соответствие между животным и типом окраски покровов его тела. ЖИВОТНОЕ ТИП ОКРАСКИ А) медоносная пчела Б) речной окунь В) божья коровка Г) колорадский жук Д) белая куропатка Е) заяц-беляк 1) покровительственная 2) предупреждающая

Слайд 36

Установите последовательность формирования ароморфозов в эволюции хордовых животных. 1) возникновение лёгких 2) образование головного и спинного мозга 3) образование хорды 4) возникновение четырёхкамерного сердца

Слайд 37

Покровительственная окраска и форма тела животных сформировались в процессе 1) онтогенеза 2) изоляции 3) миграции 4) эволюции

Слайд 38

Мимикрия – это результат 1) усложнения развития организмов 2) приспособления к паразитическому образу жизни 3) отбора сходных мутаций у различных видов 4) повышения уровня организации живого

Слайд 39

Разнообразие формы листьев у разных растений возникло в результате 1) модификационной изменчивости 2) действия антропогенных факторов 3) действия движущих сил эволюции 4) проявления законов наследственности

Слайд 40

Приспособленность растений к опылению насекомыми – это 1) мутационная изменчивость 2) модификационная изменчивость 3) направление эволюции 4) результат эволюции

Слайд 41

Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам? 1) сильное развитие половой системы у паразитических червей 2) появление кровеносной системы у кольчатых червей 3) возникновение теплокровности у млекопитающих 4) расположение пальцев у дятлов – два вперед и два назад 5) развитие сосущего ротового аппарата у насекомых 6) появление четырёхкамерного сердца у птиц

Слайд 42

Верны ли следующие суждения о направлениях эволюции? А. Упрощение в строении животных, связанные с паразитическим образом жизни, относят к биологическому регрессу. Б. Возникновение класса Насекомые, сопровождавшееся повышением общего уровня их организации, – пример ароморфоза. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Слайд 43

Установите соответствие между примером и формой эволюции, которую он иллюстрирует. ПРИМЕР ФОРМА ЭВОЛЮЦИИ А) число горбов у одногорбого и двугорбого верблюдов Б) ласты пингвина и тюленя В) длинные задние конечности страуса и кенгуру Г) окраска шерстного покрова зайца-беляка и зайца-русака Д) копательные конечности у крота и насекомого медведки 1) дивергенция 2) конвергенция

Слайд 44

Мухи-пчеловидки внешним видом похожи на пчёл. Какую форму приспособления иллюстрирует данный пример? 1) маскировку 2) мимикрию 3) сезонную окраску 4) расчленяющую окраску

Слайд 45

Появление тёмноокрашенных бабочек в популяции светлоокрашенных особей берёзовой пяденицы в результате наследственной изменчивости называют 1) подражательным сходством 2) предупредительной окраской 3) индустриальным меланизмом 4) мимикрией

Слайд 46

Выберите пример ароморфоза. 1) появление корневой системы у древних папоротников 2) формирование разнообразных листьев у растений 3) формирование различий в строении цветков у растений 4) образование нектарников в цветках

Слайд 47

Результатом эволюции является 1) изоляция 2) борьба за существование 3) естественный отбор 4) приспособленность организмов

Слайд 48

Какие функции выполняют органы крота и медведки, обозначенные на рисунке буквами А и Б? Как называют такие органы и какой эволюционный процесс обусловил их появление? Ответ поясните.

Слайд 49

Короткие крылья или их отсутствие у насекомых, обитающих на островах с сильными ветрами, – пример 1) общей дегенерации 2) идиоадаптации 3) биологического регресса 4) конвергенции

Слайд 50

Почему популяцию считают элементарной единицей эволюции? 1) особи связаны пищевыми цепями и сетями питания 2) она состоит из отдельных взаимодействующих особей 3) это наименьшая единица вида, изменяющаяся во времени 4) в ней происходит круговорот веществ и преобразование энергии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочная разработка урока по теме: Биологический прогресс и пути его достижения" 10 класс

Открытый урок по общей биологии в рамках компетентно- ориентированных технологий( кейс -метод) в 10 классепо теме " Биологический прогресс и пути его достижения" позволит педагогу найти индивидуальный...

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ, БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОМОНИМЫ, БИОЛОГИЯ + ГРАММАТИКА, ШУТОЧНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА, ВИКТОРИНА «ЗАБАВНАЯ АНАТОМИЯ»

Фрагменты нестандартных форм работ на уроках природоведения, географии, биологии и русского языка...

Вопросы и задания ЕГЭ по биологии Часть С по теме "Организм - биологическая Система"

Вопросы взяты из открытого банка заданий ЕГЭ по биологии 2014 г....

Пути достижения биологического прогресса 11 класс

Урок биологии 11 класс "Пути достижения биологического прогресса"...

технологическая карта урока по теме " Пути достижения биологического прогресса"

Принципиальным отличием стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Процесс учения понимается не п...