Программа дополнительного образования "Цветоводство"
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Чаркина Ольга Викторовна

Программа расчитана на учащихся 12-14 лет, включает 144 часа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tsvetovodstvo.doc225.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Новоникольская СОШ

Рабочая программа дополнительного образования детей

«Цветоводство»

(экспериментальная, возраст 12-15 лет, срок реализации 1 год)

        

        

Составитель

Чаркина О.В..

                                                                                                                           Учитель биологии

                                                    Мичуринский район, 2014 г

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования "Цветоводство" является экспериментальной и ориентирована на активное познание мира цветочно-декоративных растений. В этой связи в нее включены  практические работы, опыты и наблюдения. Предусмотренные теоретический материал и практическая деятельность учащихся предоставляет им возможности для саморазвития и самореализации, для наиболее полного раскрытия своих творческих способностей.

Данная программа составлена на основе экспериментальной программы дополнительного  образования  "Цветик - семицветик" Уржаткиной Оксаны Владимировны, педагога дополнительного образования Балтайского района Саратовской области.

Новизна программы

 Данная программа предусматривает получение основных знаний по правильному  ведению цветоводства. Не имея специального агрономического образования, часто делая ошибки при подборе сортов, неправильно размещая растения при посадке часто наступает разочарование.  Чтобы этого не произошло, необходимо правильно спланировать территорию участка, выбирать оптимальные схемы посадки, организовывать правильный уход за почвой,  растениями, грамотно утилизировать различные отходы.

Актуальность программы

Воспитание экологической культуры, это одна из актуальнейших задач в сложившемся потребительском отношении к природе. Идеалы общего воспитания всесторонне развитой личности, согласуются со способностью жить в гармонии с окружающей природной средой. Через живые объекты, растения, осуществляется связь познания себя и отношение к себе и окружающему миру, как части самого себя.

Основной идеей построения программы творческого объединения является: углубление знаний обучающихся о разнообразии цветочно-декоративных  растений.

Направленность дополнительной образовательной программы

Данная программа эколого-биологической направленности.

Программа направлена на:

-развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- создание условий творческой самореализации личности ребенка.

   Программа имеет большое природоохранное значение (создание зеленых зон, приток чистого воздуха, защита от вредителей, улучшение микроклимата). В программе усилено внимание к опытнической работе учащихся: дети знакомятся с влиянием влаги, тепла и света на рост растений; влиянием различных способов подготовки семян на их прорастание, сроков посева и на их урожайность.

Педагогическая целесообразность

Благодаря полученным знаниям  исследовательской работе, обучающиеся будут  учиться: самостоятельно мыслить, осуществлять поиск, работать творчески, приобщаться к науке, учитывать пути и возможности своего организма и природной среды, в которой они живут.

Цветоводческая деятельность на земле – это активный отдых, связанный с физическим трудом, заряд бодрости  и творческое удовлетворение.  Занимаясь в творческом объединении, обучающиеся  обнаруживают и развивают у себя определенные способности, такие, как декоратор, флорист, садовник, цветовод, проектировщик. В подготовке к занятиям используется  различная литература: научная, научно-популярная, художественная, местная и периодическая печать, справочники и др.

Перед учащимися должна стоять ближняя и доступная цель - экскурсии, творческие дела, подготовка докладов, сообщений, умение планировать, фантазировать, составлять экспозиции и букеты из природного материала, изготавливать поделки из различных материалов.  

Цель и задачи программы

Цель:

способствовать формированию экологически  грамотной, творческой, активной личности, проявляющей интерес к художественному творчеству и желанию трудиться.

Задачи:

1. образовательные:

- научить выращивать посадочный цветочно-
декоративный материал для озеленения и благоустройства территории;

-сформировать знания по рациональному планированию участка;

-совершенствовать практические навыки учащихся в природоохранной деятельности;

-научить правильному обращению с инструментом в соответствии с правилами техники безопасности;

2. воспитательные:

-продолжить формирование эколого-эстетического мировоззрения учащихся через разведение и выращивание цветочных и древесно-кустарниковых культур;

-продолжить воспитание усидчивости, упорства, стремления доводить начатое дело до конца;

-способствовать повышению эстетического уровня благоустройства и гражданской ответственности за экологическое состояние окружающей среды;

3. развивающие:

-создать условия для личностного роста детей;

-развивать чувство любви к природе, уважению ко всему живому, заботу о нем;

- развивать творческий  потенциал подростков;

- продолжить формирование умения работать в коллективе;

-создать условия для формирования экологической культуры и художественного вкуса учащихся.

Особенностью программы является то, что в процессе обучения большое внимание уделяется формированию творческого мышления, которое успешно реализуется в рамках предметно-практической деятельности. При таком подходе программа становится мощным стимулом экологического воспитания детей. Дети постигают конкретные закономерности и принципы дизайна.

Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы:

Дополнительная программа предназначена для учащихся 6-9 классов, проявляющих интерес к знаниям естественнонаучного цикла.

Она призвана расширить теоретическую базу  знаний образовательных областей  «Биология», «Экология», «Технология», «Экономика» и осуществить возможность для их практического применения.

 Сроки реализации программы:

Программа рассчитана  на 144 часа (4 часа в неделю).

Формы проведения занятий и режим.

Работа в творческом объединении состоит из теоретических и практических занятий. Основной формой  содержания теоретических занятий являются беседы и рассказы  о методах выполнения той или иной работы. На практических занятиях дети учатся  получать  навыки  выполнения  разнообразных работ.

Предполагаются групповые, индивидуальные и коллективные формы организации деятельности. Возможны следующие формы занятий: экскурсионная, оформительская, поисковая,  игровая, исследовательская, проектная, экспериментальная.

На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:

-Проводить, организовывать рейды, игры, мероприятия.

-Приобретение навыков творческой деятельности.

-Овладевать методами опытнической и исследовательской работы.

-Вести дневники наблюдений.

-Умение ухаживать за растениями.

-Умение работать с разной литературой.

-Оформлять выставки, стенды, альбомы, изготавливать поделки.

-Писать доклады, выступать с ними перед другими ребятами.

Данная программа рассчитана на последовательное овладение умениями и постоянное их совершенствование. Основной идеей в подаче материала является  коллективно-творческое дело, необходимое для развития творчества, ответственности.

 Степень усвоения и реализации программы проверяется и оценивается в течение всего учебного времени - тестированием по основным темам, проектами по наиболее понравившейся теме. А в конце учебного года защитой творческой работы (согласно уровню обучения).

Предполагаемая программа способствует социализации личности, влияет на заряд бодрости, настроение, творческое удовлетворение.

Программа предусматривает участие детского объединения в выставках, слетах, конкурсах.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Ожидаемые результаты образовательной программы и способы определения их результативности.

При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:

·   Знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

·   Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения данной программы являются:

·   умение работать с разными источниками информации;

·   овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

·  умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

·    способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

·  умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения программы являются:

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты растительного мира;

• объяснение  роли растений в жизни человека; значения растительного разнообразия;

• сравнение растений, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление приспособлений растений к среде обитания.

2.  В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3.   В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете и на пришкольном участке;

• соблюдение правил работы с приборами и инструментами.

4.   В сфере физической деятельности:

• освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

5.   В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Форма проверки результатов освоения программы:

  • тесты,
  • кроссворды,
  • викторины,
  • конкурсы,
  • вопросы для самоконтроля

Требования к результатам освоения

Личностные:

 - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные:

- формирование основ биологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости действий по сохранению биоразнобразия видов растений.

Санитарно-гигиеническая требования

Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо также наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

          Кадровое обеспечение 

Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее специальное образование по специализации эколого-биологического направления, а также обладать необходимыми знаниями   по детской психологии.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование тем

Всего час

В том числе

теорет

практ

Вводное занятие. Инструктаж  по ТБ. Начальная диагностика. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека.        

4

3

1

1

Комнатные растения

33

11

22

1.1

Биологические особенности комнатных растений

2

1

1

1.2

Ассортимент комнатных растений. Жизненные формы растений. Сказки. Загадки. Легенды. Стихи.

6

3

3

1.3

Уход за комнатными растениями        

4

1

3

1.4

Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними        

4

1

3

1.5

Питание комнатных растений из почвы и их подкормка        

6

2

4

1.6

Вегетативное размножение комнатных растений (размножение черенками)        

5

1

4

1.7

Семенное размножение комнатных растений

4

1

3

1.8

Размещение растений в комнате

2

1

1

2

Паспортизация растений

8

-

8

2.1

Определение комнатных растений

4

-

4

2.2

Систематизация школьной коллекции комнатных растений

4

-

4

3

Флористика

14

9

5

3.1

Введение во флористику. Цветовые сочетания в композициях

1

1

-

3.2

Принципы составления композиций. Стили флористики.

1

1

-

3.3

Праздничная флористика

2

1

1

3.4

Композиции из живых цветов

2

1

1

3.5

Композиции из сухоцветов

2

1

1

3.6

Икебана

2

1

1

3.7

Цветочный этикет

1

1

-

3.8

Методы высушивания растений

1

1

-

3.9

Уход за цветами

2

1

1

4

Многолетники

12

4

8

4.1

Биологические особенности многолетних цветочно-декоративных растений        

4

1

3

4.2

Вегетативное размножение многолетников

4

1

3

4.3

Выращивание многолетников из семян

2

1

1

4.4

Выгонка многолетних цветочно-декоративных растений

2

1

1

5

Однолетники

33

9

24

5.1

Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений        

2

1

1

5.2

Семена однолетников и подготовка их к посеву

4

1

3

5.3

Выращивание рассады однолетников        

4

1

3

5.4

Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения        

3

1

2

5.5

Выращивание цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт        

4

1

2

5.6

Высадка рассады,   выращенной в теплице и парниках        

4

1

3

5.7

Летние работы на участке однолетников

6

2

4

5.8

Проведение «Праздника цветов»        

2

-

2

5.9

Сбор и хранение семян        

4

1

3

6

Декоративные деревья и кустарники

10

3

7

6.1

Размножение декоративных деревьев и кустарников        

2

1

1

6.2

Летнее черенкование многолетников и декоративных кустарников        

4

1

3

6.3

Окулировка декоративных кустарников (сирени, роз)        

4

1

3

7

Озеленение школьного учебно-опытного участка

6

4

2

7.1

Типы оформления участков цветочно-декоративными растениями

2

2

-

7.2

Сочетание многолетников и однолетников в различных типах оформлений

2

2

-

7.3

Составление плана озеленения участка

2

-

2

8

Весенние работы на участке цветоводства

8

1

7

8.1

Виды весенних работ по уходу за однолетниками, многолетниками, кустарниками и деревьями

2

-

2

8.2

Подготовка и посадка деревьев, кустарников.

2

-

2

8.3

Правила ухода за посаженными растениями

4

-

4

9

Летние работы на цветочно-декоративном участке

8

-

8

9.1

Уход за цветочно-декоративными растениями в летний период

6

-

6

9.2

Борьба с насекомыми-вредителями цветочно-декоративных растений

2

-

2

Итоговое занятие. Итоговая диагностика. Подведение итогов опытнической работы.

8

-

8

                                                               Итого

144

44

100

Содержание программы.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Начальная диагностика.

Цветочно-декоративные растения,  их значение в жизни человека.

Теория:  Ознакомление с планом работы кружка, с видами общественно–полезного труда по озеленению,  с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать члены кружка.

Ознакомление с грунтовыми и комнатными цветочно-декоративными растениями,  деревьями, кустарниками, травами, используемыми для озеленения. Беседа со специалистами о значении зеленых насаждений в жизни человека, в народном хозяйстве нашей страны.

Практика: участие в школьном «Празднике урожая». 

Экскурсия "Ознакомление с грунтовыми и комнатными цветочно-декоративными растениями, деревьями, кустарниками".

1.  Комнатные растения.

1.1. Биологические особенности комнатных растений.

Теория:  Значение комнатных растений, их группировка, биологические особенности.

Практические работы. Знакомство с комнатными растениями. Работа со справочной литературой по комнатному цветоводству.  Проведение викторины по распознаванию комнатных растений.

1.2. Ассортимент комнатных растений

Теория: Жизненные формы растений. Лианы. Ампельные. Суккуленты. Луковичные. Травянистые.  Древесные. Ассортимент комнатных растений. Сказки. Легенды. загадки.

Практические работы. оформление таблицы " Жизненные формы растений". Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке.

1.3.Уход за комнатными растениями.

Теория: Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха, температуре, освещению. Виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений и временем года. Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений. Сроки и техника проведения этой работы.

Практические работы. Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре. Поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках; мытье горшков; удаление пожелтевших листьев. Приготовление почвенных смесей. Определение необходимости перевалки и пересадки растений, проведение работ по перевалке и пересадке растений. Наблюдения за ростом и развитием комнатных растений. Проведение опытов по выяснению лучших агротехнических приемов по уходу за комнатными растениями, выращиванию комнатных растений на разных почвах.

1.4. Насекомые - вредители комнатных растений и борьба с ними. 

Теория:  Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими. Меры борьбы с вредителями (с учетом их биологических особенностей).

Практические работы. Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми, повреждающими комнатные растения. Рассматривание в лупу и зарисовка вредных насекомых, обмывание листьев и стеблей. Знакомство с устройством опрыскивателя. Наблюдения за состоянием комнатных растений, за появлением вредителей и болезней.

1.5. Питание комнатных растений из почвы и их подкормка.

Теория:  Питание комнатных растений. Питательные вещества, необходимые для правильного развития комнатных растений. Виды удобрений, их характеристика. Подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода.

Практические работы. Распознавание минеральных удобрений. Составление календаря подкормки комнатных растений. Приготовление растворов для подкормки и проведение подкормок. Работа со справочной литературой по подкормке комнатных растений. Наблюдения за ростом и развитием растений, за появлением вредителей. Постановка опытов по выяснению лучших доз и сроков подкормок растений разными удобрениями, по выращиванию комнатных растений на питательных растворах.

1.6. Вегетативное размножение комнатных растений (размножение черенками).

Теория:  Значение размножения комнатных растений черенками. Растения, размножаемые черенками. Условия, необходимые для укоренения черенков. Правила черенкования и пересадка укоренившихся черенков.

Практические работы. Заготовка песка, земли. Подготовка ящиков (парника, горшков)  для посадки. Черенкование комнатных растений. Наблюдения  за укоренением черенков и их ростом, температурой и влажностью помещения, посадка укоренившихся черенков; уход за черенками. Изготовление наглядных пособий по размножению комнатных растений черенками. Постановка опытов по выявлению лучших субстратов для укоренения черенков комнатных растений, сроков черенкования, влияния температуры и влажности помещения на приживаемость и рост

черенков.

1.7. Семенное размножение комнатных растений.

Теория:  Комнатные растения, размножаемые семенами. Способы подготовки семян к посеву. Особенности посева мелких семян. Уход за посевами. Биологическое обоснование пикировки. Правила пересадки растений. Условия, необходимые для роста и развития растений.

Практические работы. Подготовка семян к посеву. Подготовка горшков и ящиков и посев семян. Уход за посевами; пикировка. Пересадка рассады в отдельные горшочки. Уход за растениями. Наблюдения за появлением всходов, ростом и развитием растений. Проведение опытов по выяснению лучших сроков и способов посева комнатных растений.

1.8. Размещение растений в комнате.

Теория: Размещение растений в комнате. Использование растений в вазонах. Декоративные столики. Подставки и подиумы. Настенное расположение.  Вертикальное расположение растений. Светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые растения, их размещение в зависимости от освещенности помещения.

Практические работы. Оформление классной комнаты.

2. Паспортизация растений.

2.1. Определение комнатных растений.

Практическая работа. Определение комнатных растений с помощью определителя комнатных растений.

2.2. Систематизация школьной коллекции комнатных растений

Практическая работа. Изготовление паспортов комнатных растений

3. Флористика

3.1. Введение во флористику. Цветовые сочетания в композициях.

Теория : История возникновения букета. Способы гармоничного сочетания цветовой гаммы.

3.2. Принципы составления композиций. Стили флористики.

Теория: Составление симметричных букетов, составление букетов ассиметричной формы, составление круглых симметричных букетов. Композиции в плоских вазах, композиции в высоких вазах.

3.3. Праздничная флористика.

Теория: знакомство с видами праздничных букетов.

Практические работы: Пасхальные композиции, цветы и букеты к 8 марта, мужские букеты, букеты на 23 февраля, букеты на день Валентина.

3.4. Композиции из живых цветов.

Теория: История композиций из живых цветов, виды цветочных композиций.

Практические работы: Букеты цветов в подарок, букеты из роз, букеты из гладиолусов, букеты из георгинов, композиции «пот-э-флер».

3.5. Композиции из сухоцветов.

Теория: Сухие цветы. Сбор и сушка. Композиции из сухоцветов своими руками.

Практические работы: Настольная композиция, цветущее декоративное дерево.

3.6. Икебана.

Теория: Искусство икебаны, история возникновения икебаны.

Практические работы: Виды букетов в японской аранжировке,  икебана в стиле Нагэирэ, в стиле Морибана, основные принципы составления композиции, новогодняя и рождественская икебана.

3.7. Цветочный этикет

Теория: Цветочный этикет и цветовая символика.

3.8. Методы высушивания растений.

Теория: Консервирование цветов, плоскостное высушивание цветов, объемное высушивание цветов.

3.9. Уход за цветами

Теория: способы ухода за распространенными цветами.

Практические работы: Подготовка стеблей, листьев и веток для аранжировки, способы ухода за разными видами цветов.

4. Многолетники

4.1. Биологические особенности многолетних цветочно-декоративных растений.

Теория:  Многолетние цветочно-декоративные растения; их биологические особенности. Преимущества многолетников перед однолетниками. Сроки посадки многолетников. Правила хранения многолетников, убираемых на зиму.

Практические работы. Описание разных видов многолетников. Оценка и отбор лучших экземпляров на семена. Сбор семян этих растений. Посадка луковиц тюльпанов, нарциссов и других луковичных. Выкапывание и уборка клубней георгинов, корневищ, канн, клубнелуковиц, гладиолусов. Сбор семян многолетников. Посев семян флоксов. Уход за многолетниками. Наблюдения за осенним цветением многолетников. Изготовление наглядных пособий: гербария цветочных растений, засушенных цветков, альбомов с рисунками цветков, коллекций семян многолетников и др. Проведение опытов по выяснению лучших способов посадки луковиц, хранения клубней, корневищ, клубнелуковиц цветочно-декоративных растений, сроков и способов посева семян флоксов.

  Ознакомление с многолетними цветочно-декоративными растениями, беседа с цветоводами о способах выращивания цветочно-декоративных растений.

4.2. Вегетативное размножение многолетников.

Теория:  Биологические особенности растений и способы вегетативного размножения. Техника и сроки вегетативного размножения многолетников. Требования к выполнению работ по вегетативному размножению многолетников в связи с особенностями их роста и цветения.

Практические работы. Подготовка почвы. Деление кустов и корневищ многолетников. Посадка поделенных частей растений. Черенкование флоксов и георгинов. Посадка клубнелуковиц, клубней. Размножение пионов зелеными черенками. Закладка опытов. Наблюдения за укоренением черенков, ростом и развитием растений. Проведение опытов по выяснению лучших способов и условий размножения многолетников. Изготовление наглядных пособий: гербариев, зарисовок по вегетативному размножению растений.

4.3.  Выращивание многолетников из семян.

Теория:  Значение и биологические основы размножения многолетников семенами; многолетники, размножающиеся семенами. Особенности размножения флоксов и гладиолусов. Сроки, техника посева. Уход за посевами и пересадка сеянцев в связи с биологическими особенностями многолетников.

Практические работы. Подготовка почвы и посев семян многолетников. Уход за саженцами. Пересадка саженцев на грядку, клумбу. Наблюдения за появлением всходов и стадиями развития растений. Проведение опытов по выяснению лучших способов выращивания многолетников из семян.

Общественно-полезный труд.  Размножение многолетников, декоративных деревьев и кустарников для озеленения территории и школы, детского сада, улиц, дорог. Посадка многолетников, декоративных деревьев и кустарников в школе, детском саду, на улицах. Участие в «Дне леса».

4.4.  Выгонка многолетних цветочно-декоративных растений
Теория:  Биологическое обоснование получения цветущих растений зимой.
Особенности ухода за  выгоночными растениями.

Практические работы. Уход за выгоночными растениями. Наблюдения за ростом и цветением выгоночных растений. Проведение опытов по выяснению лучших приемов ухода за выгоночными растениями.

5. Однолетники.

5.1.  Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений.

Теория:  Понятие о цветочно-декоративных растениях, их группировка.  Разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений,  их биологические особенности. Способы выращивания.

Практические работы. Сбор и изучение строения семян однолетних цветочно-декоративных растений. Выкапывание и посадка цветущих растений в горшки. Изготовление наглядных пособий: гербария и коллекций семян однолетников. Работа с книгой: выписка кратких ведений об однолетних растениях.

5.2. Семена однолетников и подготовка их к посеву.

Теория:  Условия, необходимые для прорастания семян однолетников. Способы их подготовки к посеву.

Практические работы. Знакомство с семенами однолетников: очистка, определение всхожести семян, намачивание и другие способы подготовки семян к посеву. Наблюдения за прорастанием семян. Изготовление наглядных пособий (коллекций семян однолетников).

5.3. Выращивание рассады однолетников.

Теория:  Условия, необходимые для выращивания рассады в теплице, парниках.

Практические работы. Подготовка ящиков, плошек и земли для посева. Посев семян. Написание и установка этикеток на ящиках. Уход за посевами; пикировка; уход за рассадой. Работа со справочной литературой по выращиванию цветочной рассады.

5.4. Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения.

Теория:  Понятие о почве, ее свойствах, плодородии. Питание растений из почвы, значение обработки  почвы и внесение удобрений для роста и развития растений.

Практические работы. Внесение удобрений. Перекопка почвы и разбивка участка.

5.5.  Выращивание цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт.

Теория:  Значение выращивания цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт. Сроки и способы посева. Площади питания и глубина заделки семян. Уход за посевами.

Практические работы. Выбор участка для грунтового посева семян однолетников. Подготовка почвы. Разбивка делянок. Посев семян. Уход за посевами. Наблюдение за их всходами, пересадка грунтовой рассады на постоянное место. Наблюдения за появлением всходов, ростом и развитием растений. Проведение опытов по выяснению лучших сроков и способов грунтовых посевов, по уходу за грунтовыми посевами цветочно-декоративных растений.

5.6. Высадка рассады, выращенной в теплице и парниках.

Теория:  Агротехнические правила высадки рассады в грунт.

Практические работы. Подготовка почвы. Подготовка рассады и высадка ее в грунт, уход за высаженной рассадой. Наблюдения за ростом и развитием цветочных растений, посаженных в грунт.

Общественно-полезный труд в весенний период. Размножение комнатных растений для озеленения помещений школы. Выращивание цветочной рассады. Высадка цветов на территории школы и уход за ними.

5.7. Летние работы на участке однолетников.

Теория:  Правила ухода за однолетниками. Потребность цветочно-декоративных растений в питательных веществах. Значение подкормок для роста и цветения растений.

Практические работы. Полив, прополка, подкормка однолетников. Ведение календаря цветения. Наблюдения за ростом и развитием однолетников. Изготовление наглядных пособий: гербария из засушенных цветов, зарисовка (фотографирование) лучших цветущих растений. Изготовление фотомонтажей. Проведение опытов по применению подкормок, прищипок и других приемов, влияющих на величину цветков. Начало и продолжительность цветения. Ускорение созревания семян.

5.8. Проведение «Праздника цветов».

Практика: Подготовка экспонатов на выставку; изготовление и оформление наглядных пособий, панно из засушенных растений, фотомонтажей и дневников, стенгазеты кружка. Подготовка выступлений на «Празднике цветов».

5.9. Сбор и хранение семян.

Теория:  Преимущества семян, полученных от растений, выращенных в местных условиях. Признаки созревания плодов и семян. Правила их сбора. Правила сушки и хранения семян.

Практические работы. Сбор семян растений, отобранных на семенники. Сбор и сушка плодов; очистка семян. Наблюдения за созреванием плодов и семян однолетников. Проведение опытов по влиянию прищипки, удалению части соцветий на сроки созревания плодов и семян однолетников.

6. Декоративные деревья и кустарники

6.1. Размножение декоративных деревьев и кустарников.

Теория:  Способы размножения декоративных деревьев и кустарников. Значение семенного и вегетативного размножения. Сроки и техника проведения работ по семенному и вегетативному размножению.

Практические работы. Обработка почвы и внесение удобрений в питомнике древесных и кустарниковых растений. Посев семян. Заготовка и посадка черенков деревьев и кустарников. Прививка сирени и других растений. Уход за растениями в питомнике. Наблюдения за ростом и развитием растений в питомнике. Проведение опытов по выявлению лучших способов и сроков размножения декоративных деревьев и кустарников;

выяснение влияния ростовых веществ на укоренение черенков растений.

6.2. Летнее черенкование многолетников и декоративных кустарников. Теория:  Биологические основы летнего черенкования многолетников и декоративных кустарников. Сроки и техника черенкования. Особенности ухода.

Практические работы. Подготовка ящиков или парников для черенков. Посадка черенков флоксов, георгинов, роз, жасмина, калины, гортензии грунтовой и других растений. Уход за черенками. Наблюдения за приживаемостью и ростом черенков. Проведение опытов по срокам, методам и условиям черенкования. Изготовление наглядных пособий: гербария и зарисовок по летнему черенкованию растений, посадке и приживаемости черенков.

6.3. Окулировка декоративных кустарников (сирени, роз).
Теория:  Окулировка как наиболее доступный и распространенный способ прививки для размножения роз и сирени. Сроки и техника окулировки.

Практические работы. Подготовка подвоев и привоев для окулировки, окулировка. Уход за окулянтами. Проведение опытов по срокам, способам и условиям приживаемости «глазков». Наблюдение за развитием окулировок. Изготовление наглядных пособий.

7. Озеленение школьного учебно-опытного участка

7.1. Типы оформления участков цветочно-декоративными растениями.

Теория:  Типы оформления участков цветочно-декоративными растениями.

7.2. Сочетание многолетников и однолетников в различных типах оформлений

Теория:  Сочетание многолетников и однолетников в различных типах оформлений. Беседа со специалистами, цветоводами-декораторами; ознакомление с проектами озеленения, с принципами составления планов озеленения участков.

7.3. Составление плана озеленения участка

Практические работы. Составление плана озеленения участка. Подбор деревьев, кустарников и цветочно-декоративных растений. Подсчет необходимого количества посадочного материала и семян для озеленения. Наблюдения за погодой.

8. Весенние работы на участке цветоводства

8.1. Виды весенних работ по уходу за однолетниками, многолетниками, кустарниками и деревьями

Практические работы: Виды весенних работ по уходу за однолетниками, многолетниками, кустарниками и деревьями, их биологическое обоснование. Требования к срокам и качеству их выполнения.

8.2. Подготовка и посадка деревьев, кустарников.

Практические работы. Перенесение плана озеленения на учебно-опытный участок;  разбивка клумб, отбивка дорожек. Подготовка и посадка деревьев, кустарников. Наблюдения за ростом и развитием под опытных растений, за погодой.

8.3. Правила ухода за посаженными растениями

Практические работы. Правила ухода за посаженными растениями. Проведение опытов по выяснению лучших способов посева и посадок, приемов ухода за цветочно-декоративными растениями.

9.Летние работы на цветочно-декоративном участке.

9.1. Уход за цветочно-декоративными растениями в летний период.

Практические работы. Полив, прополка, удобрение, культивирование  цветочно-декоративных растений.

9.2. Борьба с насекомыми-вредителями цветочно-декоративных растений.

Практические работы. Методы борьбы с насекомыми-вредителями цветочно-декоративных растений.

Итоговое занятие. Подведение итогов опытнической работы.

Теория:  Завершающие работы в соответствии с планом занятий кружка.

Общественно-полезный труд в летний период. Участие в работе «зеленых патрулей», в работах по уходу за зелеными насаждениями на участках школы, детского сада, на улице.

Литература

Список литературы для педагога:

  1. Алехин В. В., КудряшовЛ. В., ГоворухинВ. С. География растений с основами ботаники. М, Учпедгиз, 1957.
  2. Алексеев С.С. Цветоведение. М.,  Лесная промышленность 1999.
  3. Афанасенко Н.А. Опыты в школьном саду.- М.: «Просвещение»,1992.
  4. Борисова Е.Н. Все о комнатных растениях ООО «Издательство Астрель» 2001
  5. Бриккел К. Обрезка растений. Розы и другие декоративные кустарники. Плодовые культуры. – М.: «Мир» 1987.
  6. Бычкова Е. Что нужно знать школьнику об экологии. – М.: «Чистые пруды», 2009.
  7. Верзилин Н. М., РождественскийВ. Цветы из сада. М., Детгиз,1962.
  8. ГромовА. Сирень. «Московский рабочий», 1963.
  9. Гуленкова М.А. Летняя полевая практика по ботанике. – М.»Просвещение», 1986.
  10. ЖурбинА. И. Ботаника с основами общей биологии. М., «Медицина», 1968.
  11. ЖурковаЕ., ИльинаЕ. Комнатные растения. Справочная книга для учителей. М., «Просвещение», 1968.
  12. Измайлов И.В., Михлин В.Е Биологические экскурсии. Кн. для          учителя-М.: Просвещение, 1983.
  13. КиселевГ. Е. Цветоводство. М., «Колос», 1964.
  14. Кудрявец Д.Б. Как вырастить цветы.- М.: просвещение, 1993.
  15. ЛавровА. Н. Подготовка учащихся к профессии садовод-декоратор. М., «Просвещение», 1964.
  16. ЛевданскаяП. И., МерлоА. Комнатные цветочные растения. Минск, «Ураджай», 1967.
  17. Литературная энциклопедия: В 11 т. - М., 1929-1939.
  18. Мак-Миллан Броуз Ф. Размножение растений. – М.: «Мир», 1987.
  19. Петров В.П. Растительный мир нашей Родины. Москва, Просвещение, 1996г.
  20. РодинаВ. А. Цветоводство в школе. М., «Просвещение», 1974.
  21. Сосновский И.П. Уголок природы в школе. – М.: «Просвещение», 1986.
  22. Рошаль И.В. Азбука цветов. – Кристалл; Терция, 1998.
  23. ТавлиноваТ. К, СерпуховаВ. И. Комнатные и балконные растения. Лениздат, 1964.

Список литературы для родителей и учащихся:

  1. Алексин. Что такое. Кто такой.- М.: Педагогика - Пресс, 1992.год.
  2. Верзилин Н. М. Путешествие с домашними растениями. Л., «Детская литература», 1970.
  3. Елкина Н. В., Тараборина Т. Н. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  4. Кудрявец Д.Б. Как вырастить цветы.- М.: просвещение, 1993.
  5. «Биология  для школьников», «Школьная пресса» №1-6,2004-2005гг.
  6. Смирнов А. Мир растений.- М.:Молодая гвардия, 1988.
  7. Танасийчук В. Экология в картинках. Москва «Детская литература» 1989.год.
  8. Чудакова Н. В. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Культура. – Издательство
  9. ACT -ЛТД, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...