ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев»
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Сигналова Юлия Алексеевна

 ПРОЕКТ  УРОКА  ПО  БИОЛОГИИ  7 класс  по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев» Урок построен с использованием деятельностной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp_ur_po_bio_7docx.docx36.74 КБ
Файл klass_ptitsy_44.pptx2.32 МБ

Предварительный просмотр:

Тверской  Государственный  Университет

ПРОЕКТ  УРОКА  ПО  БИОЛОГИИ

 7 класс

 по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев»

в деятельностных технологиях.

        

Ф.И.О                                    

Сигналова Юлия Алексеевна

Место работы

МБОУ гимназия №5 г. Конаково Тверской области

Должность

учитель начальных классов,  биологии

Предмет

биология

Класс

7 класс

Модуль и тема в модуле.

 «Класс Птицы»  Тема 1 «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев.»

Базовый учебник

Биология .Животные. 7 класс. Учебник.

 (авторы Константинов В.М., Бабенко В.Г. Кучменко В.С.).

Цели:

Предметные результаты:

– формировать умение определять основные приспособления птиц к полёту;

– формировать умение объяснять особенности внутреннего и внешнего строения птиц в связи с полетом, различия  видов  перьев и их роль  в жизнедеятельности птиц;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов:, очин , опахало, бороздки, теплокровност ,холоднокровность .

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (лабораторная  работа). 

Познавательные УУД

1. Сформировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, рассматривание чучел птиц, коллекции перьев, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Оборудование: чучела птиц,  коллекция «Перья птиц», таблица «Птицы», лупы, мультимедийная установка, компьютер.

Форма работы учащихся: коллективная, работа в группах, индивидуальная.

Структура и ход урока.

Этап

Содержание

Оборудо-вание

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

I. Проблем-ная ситуация и актуали-зация знаний.

1. 

На прошлом  уроке мы закончили изучение класса Пресмыкающихся. К какому типу относится класс Пресмыкающихся?

(Хордовые)

Какие еще классы типа Хордовые мы уже изучили?

(рыбы, амфибии)

Рассмотрите  представителей.

Каждая рассмотренная группа животных- рыбы, амфибии, рептилии- имеют черты приспособления именно к той среде, в которой они живут.

Но универсальны ли эти приспособления? Что произойдет с рыбой или с озерной лягушкой, если их отдалить от воды?

(Они погибнут)

Почему?

( они приспособлены к жизни в воде)

Еще раз рассмотрите изученных представителей. Что общего у них?

( они все холоднокровные, их жизнь зависит от температуры окружающей среды)

Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним классом типа Хордовых .

   

Слайд №1

Слайд №2

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

II. Совмест-ное открытие знаний.

Когда в истории Земли наступило похолодание, у эволюции было 2 пути:

  1. Создать новые жизненные формы, которые бы выдержали похолодание, или
  2. Завершить развитие, оставшихся в живых существ.

Дополним схему:

Изменение условий внешней среды

Похолодание

Какой путь был выбран?

Плотные покровы пресмыкающихся не спасали их от похолодания.

Почему?

( низкий уровень обмена веществ, несовершенство кровеносной системы, холоднокровные)

За счет чего можно было выдержать похолодание?

( сохранить тепло внутри организма)

Как этого добиться?

 (усиление обмена веществ)

Усиление обмена веществ

?????????????

Ускорился обмен веществ, температура  тела перестала зависеть от окружающей среды. Как называется такой признак?

(теплокровность)

Теплокровность

Это было возможно лишь с усовершенствованием кровеносной и дыхательной системы.

Совершенствование кровеносной и дыхательной систем

И так возникают параллельно два класса животных:

1.Животные , освоившие воздушные пространства-ПТИЦЫ.

2.Наземные- МЛЕКОПИТАЮЩИЕ.

Поработаем в парах:

Обсудите и запишите, что  животным каждого из этих классов   помогает сохранить постоянную температуру?

Проверяем.

( 1.Птицы: оперение,  укрытия, подкожный слой жира.

2.Млекопитающие:  волосяной покров, подкожный жир, укрытия)

Рассмотрите рисунок на слайде «Родословная животного мира». Напишите историю Хордовых в виде схемы.

Проверяем:

Рыбы---Амфибии—Рептилии       Птицы

                                             Млекопитающие

Рассмотрите  чучело птицы, рисунки  с изображением птиц.

Что помогает большинству птиц подниматься в воздух. Чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо выполнить Лабораторную работу  по группам с помощью инструктивных карточек.( Приложение №1).

Давайте проверим , обсудив каждый вопрос Лабораторной работы.

 Оценивать будете себя, самостоятельно ставя  знак «+»на  правильно и полно освещенный  вопрос.

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд№6

Слайд №7

Слайд№8

Слайд№9

Слайд№10

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать  умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах

Познавательные УУД

1.Сформировать умение преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр., работа со схемой).

2. Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки 

III. Самосто-ятельное приме-нение знаний.

Обсудите в парах  и перечислите какие приспособления  дала птицам природа.

Проверяем:

( 1. Обтекаемая форма тела.

2.Наличие крыльев, хвоста.

3.Перьевой покров

4. Отсутствие зубов)

Сделаем вывод: все внешние признаки птиц  приспособлены к полету        

Поработаем с учебником.

Прочитать материал на стр. 209, 211, заполнить таблицу « Пресмыкающиеся и птицы» ( Приложение №2)

Слайд№11

Слайд№12

Слайд№13

Слайд№14

.

Коммуникативные УУД

Сформировать  умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах

Познавательные УУД

1.Сформировать умение преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр., работа со схемой).

2. Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения

IV. Итог урока.

.

Домашнее задание. §44.  изучить

Зарисовать виды перьев.

На дополнительную отметку задания по выбору:

  1. Подготовить сообщение или презентацию о птицах , занесенных в Красную книгу, обитающих на территории Тверской области.
  2. Составить кроссворд  , используя термины из §44.

Регулятивные УУД

3. Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Приложение №1.

Инструктивная карточка к Лабораторной работе

Тема: Особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом.

Оборудование: чучела птиц, наборы перьев, рисунки с изображением разных видов птиц.

        Ход работы

1.Рассмотрите рисунок, чучело птицы и напишите какую  форму тела  имеет птица.

2.Какие конечности птицы превратились в крылья и для чего?

3.Что представляет собой хвост птицы, его значение?

4.Есть ли у птицы шея, какая она и ее роль в жизни птицы?

5.Чем покрыто тело птицы, значение этого покрова.

6.Заполните схему (воспользуйтесь рисунком и текстом  в учебнике):

Виды   Виды перьев

(где располагаются перья, их особенность)

7.Есть ли у рассматриваемой вами птицы зубы? Если нет (да), то почему?

 

Приложение №2.

Заполнить таблицу: « Пресмыкающиеся и птицы»

Классы животных

Черты сходства

Покровы

Кожные железы

Среда обитания

Особенности конечностей

Пресмыкающиеся

Птицы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок биологии. §44

Слайд 2

К какому типу относится класс Пресмыкающиеся? Хордовые -Какие признаки указывают вам на это? (наличие хорды, нервной системы, сердца, пищеварительной системы -Какие еще классы типа Хордовые вы изучили?

Слайд 3

Класс птицы §44 оформление лабораторной работы №8

Слайд 4

В чем заключается особенность строения данных классов? Определенная среда обитания Что произойдет если изменить среду обитания, например…

Слайд 5

Пресмыкающиеся- плотные покровы, но… Похолодание- Смерть- почему? Холоднокровные-? 2 пути эволюции создать новые жизненные формы завершить развитие оставшихся в живых пресмыкающихся.

Слайд 6

Что послужило причиной возникновения новых классов? Изменение условий окружающей среды Похолодание Усиление обмена веществ ??? ( теплокровность ) Совершенствование кровеносной и дыхательной систем ( какой появляется признак?)

Слайд 7

Защита этого признака от непостоянных t - ? Совершенствование покровов тела 2 класса животных: Животные воздушной среды- Наземные, покрытые волосяным покровом- птицы млекопитающие

Слайд 8

общая характеристика класса Птицы Высшие хордовые - особенность класса ? Теплокровные Высокая температура тела Перья Передние конечности – крылья

Слайд 9

3.Тело покрыто перьями

Слайд 10

СРАВНИТЕ СТРОЕНИЕ ПЕРЬЕВ ПТИЦЫ. В ЧЁМ ИХ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ? КОНТУРНОЕ МАХОВОЕ КОНТУРНОЕ КРОЮЩЕЕ ПУХОВОЕ ПЕРО ПУХ Определить название перьев

Слайд 11

Голова Первостепенные маховые перья Второстепенные маховые перья Цевка Пальцы с когтями Рулевые перья Верхние кроющие перья Туловище

Слайд 12

Линька1-2 раза в год Зачатки перьев= зачатки чешуи рептилии Цевка и пальцы=роговые щитки ящериц и змей цевка

Слайд 13

Лабораторная работа №8 Тема: Особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом. Оборудование: рисунки с изображением разных видов птиц, рисунки различных видов перьев.

Слайд 14

Ход работы: 1.Рассмотрите рисунок и напишите какую форму тела имеет птица. 2.Какие конечности птицы превратились в крылья и для чего? 3.Что представляет собой хвост птицы, его значение? 4.Есть ли у птицы шея, какая она и ее роль в жизни птицы?

Слайд 15

5.Чем покрыто тело птицы, значение этого покрова. 6.Заполните схему (воспользуйтесь рисунком в учебнике): 7.Есть ли у рассматриваемой вами птицы зубы? Если нет (да), то почему? 8.Напишите вывод о приспособленности птиц к полету. Виды перьев

Слайд 16

Проверка=подведение итога 1. Какая форма тела у птиц? (яйцевидная, обтекаемая) Чем яйцевидная форма тела удобнее шарообразной? 2. Передние конечности превратились в крылья. Крылья поддерживают птицу в воздухе 3Контурные рулевые перья образуют хвост птицы. Какую роль выполняет хвост? (роль руля) 4.Для чего птице длинная подвижная шея? 5.Каково значение перьев? (для сохранения температуры тела) 6.Почему у рептилий и млекопитающих есть зубы, а у птиц нет? ( они не летают, отсутствие зубов для облегчения массы тела)

Слайд 17

Делаем вывод все внешние признаки птиц приспособлены к полету:

Слайд 18

1- обтекаемое тело

Слайд 19

2- крылья- видоизмененные передние конечности, хвост=руль

Слайд 20

3- перьевой покров

Слайд 21

Отсутствие зубов

Слайд 22

Задание на дом Стр.208-212 Зарисуйте в тетради разные виды перьев птиц Сообщение о значении клюва для птиц Подготовить сообщение или презентацию о птицах , занесенных в Красную книгу, обитающих на территории Тверской области. Составить кроссворд , используя термины из §44.

Слайд 23

Закрепление изученного: Перечислить особенности внешнего строения птиц, подтверждающих их способность к полету. Назвать черты сходства в строении покровов птиц и рептилий. Назвать различия в строении покровов птиц и рептилий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы коррекционной работы на уроке биологии в 8 классе по теме "Среда обитания и внешнее строение млекопитающих".

На данном уроке использовались приемы деления познавательности на части. Каждая часть урока содержит передачу и прием информации, проверку ее усвоения и коррекцию....

разработка урока: "Среда обитания и внешнее строение птиц"

Урок по биологии для учащихся 7 класса....

Среда обитания и внешнее строение птиц

Методическая разработка урока биологии в 7 классе...

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

Интернет – урок по биологии в 7 классе Тема «Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение».

Тема «Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение».Цель урока: раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.Задачи:1.Обеспечить усвоение учащимис...