Проверочная работа по теме: "Клетка как биологическая система"
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Скобникова Ирина Евгеньевна

Все живое состоит из клеток, поэтому необходимо представлять себе строение клетки. Данная работа способствует систематизации и углублению знаний о строении эукариотической клетки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proverochnaya_rabota_po_biologii_v_9_klassakh.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проверочная работа по биологии в 9 классах

Клетка как биологическая система

Составитель: учитель биологии ГБОУ № 43

Приморского района г.Санкт-Петербурга

Скобникова Ирина Евгеньевна

Кодификатор

элементов содержания  и требований к уровню подготовки выпускников по биологии

Код элемента                                                       Элементы содержания

2

Клетка как биологическая система

2.1

Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы.

2.2

Многообразие клеток. Прокариотические и эукариотические  клетки. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

2.3

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека.

2.4

Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности.

2.5

Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль  хемосинтезирующих бактерий на Земле.

2.6

Генетическая информация  в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.

2.7

Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза.

Назначение проверочной работы – выявить уровень овладения учащимися знаний по теме в кодификаторе 2.4 : «Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности».

Общее количество заданий в работе – 7.

Характеристика структуры и содержания работы.

Проверочная работа разделена на три части: первая часть тестовая, включает пять заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных; вторая часть включает одно задание на  установление соответствия; третья часть включает одно задание со свободным развернутым ответом.

Используемые типы заданий.

1.Задания с выбором одного ответа из четырех. Задание считается выполненным, если ученик отметил номер правильного ответа. Задание признается невыполненным, если ученик отметил номер неправильного ответа или отметил номера двух и более ответов, или вообще не отметил ни одного номера ответа.

2.Задание с кратким ответом. Ответ дается в виде комбинации цифр, последовательности букв. Задание считается выполненным, если верный ответ зафиксирован в той форме,  которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания.

3.Задание со свободным ответом. Ответ дается в свободной развернутой форме.

Проверяемые элементы содержания.

Задача данной работы – конкретизировать знания одного из  положений клеточной теории, что клетка является структурно-функциональной единицей всех живых организмов на основе изучения строения и функций ее главных составных частей, что в основе структурной организации клетки лежит мембранный принцип строения.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

1.Знать строение и функции органоидов эукариотической клетки, систематизировать знания о характерных чертах строения клеток различных царств живой природы (растений, животных, грибов)

2.Устанавливать взаимосвязи: строения и функций органоидов клетки

3.Сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов)

Время выполнения работы 20 минут.

Параметры оценивания.

Верное выполнение каждого задания части 1(А) оценивается одним баллом.

Задание части 2 (В) оценивается от нуля до двух баллов в зависимости от правильности ответа.

Задание 3 (С) оценивается от нуля до трех баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.

Часть  А – 5 баллов                                Часть В – 2 балла                 Часть С – 3 балла

 «5» -  10 баллов

«4» -   9-8 баллов

«3» -   7-6 баллов

«2» -   5 и менее баллов

Тема «Клетка как биологическая система»

I-вариант

  1. Задания с выбором одного верного ответа.
  1. Мембраны эндоплазматической сети выполняют функцию:                                                                  а) синтеза  белков              

       б)синтеза  углеводов и липидов                                

       в)расщепления белков          

       г)расщепления углеводов и липидов

  1. Синтез АТФ происходит:                                                                                                                  а) в гранах    

        б) в матриксе

               в)  на кристах    

               г) на оболочке

  1. За образование нитей веретена деления отвечает:                                                                                                                             а) комплекс Гольджи  

        б) ЭПС  

               в)клеточный центр    

               г)миофибриллы

  1. Округлые тельца, отграниченные от цитоплазмы одной мембраной, заполненные ферментами:                                                                                                                                            а)лизосомы      

       б)вакуоли    

              в)рибосомы          

              г)митохондрии

  1. Сборка субъединиц рибосом происходит в:                                                               а)цитоплазме  

       б) ЭПС        

              в) ядрышке  

              г)митохондриях

  1. Задание на установление соответствия:  органоиды клетки - количество мембран

Органоиды                                                                     Количество мембран                                                                    

  1. Хлоропласты                                                               А) ОДНОМЕМБРАННЫЕ                                                                                            
  2. Лизосомы                                                                    Б) ДВУМЕМБРАННЫЕ
  3. ЭПС
  4. Комплекc  Гольджи
  5. Митохондрии
  6. Ядерная оболочка

1

2

3

4

5

6

  1. Задание со свободным кратким ответом

Чем митохондрии отличаются от хлоропластов? Назовите не менее трех отличий.

Тема «Клетка как биологическая система»

II-вариант

  1. Задания с выбором одного верного ответа.

1.Органеллы фотосинтеза растительной клетки:                                                                   а) хромопласты  

       б)лейкопласты  

       в)хлоропласты  

        г)пластиды

2.Биосинтез белков в цитоплазме клетки осуществляет:                                                                                                                  а) комплекс Гольджи    

       б) ЭПС    

       в)  митохондрия  

       г) рибосома

3.Переваривание пищи, попавшей в животную клетку при фагоцитозе осуществляет:                                                                                                                            а)комплекс Гольджи  

                      б) ЭПС  

        в)клеточный центр      

 г)лизосома

4.Удлиненное плотное тельце, разделенное перетяжками на несколько частей – это:                                                                                                                                            а)лизосома    

       б)хромосома        

       в)рибосома            

        г)клеточный центр

5.Органеллы клетки, в которых отсутствуют рибосомы:                                                                  а)цитоплазма  

        б)шероховатая ЭПС      

        в) ядерная оболочка

        г)пластиды

  1. Задание на установление соответствия:  органоиды клетки - количество мембран

Органоиды                                                                     Количество мембран                                                                    

1.Ядрышко                                                                  А) НЕМЕМБРАННЫЕ

2.Коплекс Гольджи                                                   Б) ОДНОМЕМБРАННЫЕ

3.Рибосомы

4.ЭПС

5.Лизосомы

6.Клеточный центр

1

2

3

4

5

6

  1. Задание со свободным кратким ответом

По каким признакам можно отличить растительную клетку от животной? Назовите не менее трех отличий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме "Кровеносная и лимфатическая системы"

В материале представлены четыре варианта карточек, задания с пропущенными словами, а также перечень вопросов для проверки знаний по теме "Кровеносная и лимфатическая системы"...

Проверочная работа по теме: "Кислородосодержащие и биологически активные вещества"

Проверочная работа знаний по теме «Кислородосодержащие и   биологически активные вещества»Цель: систематизировать полученные знания и выявить пробелы в пройденной темеОбразовательная: изучить пон...

Проверочная работа по теме: "Кислородосодержащие и биологически активные вещества"

Проверочная работа знаний по теме «Кислородосодержащие и   биологически активные вещества»Цель: систематизировать полученные знания и выявить пробелы в пройденной темеОбразовательная: изучить пон...

Проверочная работа на тему "Клетка"

Проверочная работа на тему "Клетка" 6 класс...

Проверочная работа по теме "Клетка и ткани"

Проверочная работа по теме "Клетка и ткани" биология 8 класс....

Проверочная работа по теме Клетка 9 класс

Проверочная работа по теме Клетка 9 класс...

Проверочная работа по теме "Клетка и ее строение"

проверка знаний по теме "Клетка и ее строение"...