Исследовательский проект "Зоотерапия"
проект по биологии на тему

 Мокова Залина Ауладиновна

Исследования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zooterapiya.doc467.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Введение. Освещение проблемы------------------------------------------------стр.2-3
  2.  Дельфины – необыкновенные животные. Классификация.------------стр.3-4
  3. Жизнь дельфина в воде.------------------------------------------------------------стр.5
  4. Особенности строения тела дельфинов----------------------------------------стр. 5-7
  5. Дельфинотерапия. Сущность метода дельфинотерапии------------------стр. 8
  6. Направления дельфинотерапии. Этапы курса дельфинотерапии-----стр.8-14
  7. Иппотерапия. Лошадь как представитель животного мира------------стр. 15-17
  8. Иппотерапия для детей-------------------------------------------------------------стр. 17-18
  9. Иппотерапия для взрослых--------------------------------------------------------стр.19-20
  10. Заключение. Выводы и рекомендации-----------------------------------------стр.21
  11. Использованная литература-------------------------------------------------------стр. 22

Исследовательский проект

«Зоотерапия»

                             Человек должен помнить, что он - часть природы, и

                            взаимодействие с ней оказывает благоприятное воздействие на него.

                                                                                                                         Жак - Ив Кусто

Положительные эмоции от общения с некоторыми животными, в частности с дельфинами и лошадьми, позволяют значительно стимулировать психическое, речевое и физическое развитие детей. В результате сеансов дельфинотерапии  и иппотерапии ребенок расширяет границы своего мира, приобретает новый опыт общения и получает огромный положительный заряд, делающий его жизнь более живой, творческой и яркой.

Существует нетрадиционная система медико-психологической реабилитации при комплексном лечении разнообразной органической психологии ЦНС. При лечении достигается высокая эффективность, что делает метод дельфинотерапии  и иппотерапии исключительно пригодным для лечения пациентов с  функциональными расстройствами различных систем организма.

Цель исследования: Доказать, что дельфинотерапия и иппотерапия  могут ускорить процесс излечения детей с различными психическими травмами и заболеваниями

Объект исследования: дельфины- афалины и лошади

Предмет исследования: физиологические механизмы воздействия дельфинотерапии и иппотерапии

Гипотеза: предположим, что система эхолокации и эстетическое восприятие,

эмоции, вызываемые общением с дельфинами и лошадьми, могут объяснить лечебные свойства    этих млекопитающих

Задачи:

  1. Изучить источники информации по данному вопросу
  2. Собрать сведения об уникальных способностях дельфинов и лошадей,  как природных биоэнерготерапевтах
  3. Познакомиться с методами дельфинотерапии и иппотерапии и воздействием их на организм человека
  4. Провести и проанализировать наблюдения за лечебным эффектом общения с дельфинами и верховой езде на лошадях.

Введение

Специалисты, как в России, так и за рубежом на протяжении последних лет занимаются проблемами психологической реабилитации методом дельфинотерапии и иппотерапии.

 Благотворное влияние общения детей с симпатичными морскими животными было установлено еще в 1978 году учеными Великобритании. В настоящее время Мексика занимает второе место в мире после США по масштабам применения в медицинской практике дельфинотерапии. Лечение детей-инвалидов с помощью дельфинов началось в Нюрнберге (Германия). До 2005 года в дельфинарии Нюрнберга недельную терапию прошли не менее 50 детей-инвалидов.

В отечественной психологической практике дельфинотерапия - новое направление, насчитывает не более 4-5 лет. Возникла необходимость теоретической и практической разработки этого метода, т.к., хотя за рубежом это направление развивается с 70-х годов 20-го века, найденная информация дает представление только о примерном направлении работы в этой области.

Глава 1. Дельфины – необыкновенные животные.

Классификация.

Класс Млекопитающие.

Отряд Китообразные.

Подотряд Зубатые киты.

Семейство Дельфиновые.

Виды:

  • Дельфин-белобочка;
  • Полосатый продельфин;
  • Уздечковый продельфин, обитающий в Атлантическом океане;
  • Афалина;
  • Белуха;
  • Дельфин серый;
  • Дельфин амазонский.

        Китообразные принадлежат к двум разным подотрядам в зависимости от того, имеются у них зубы или ус. Наделенные зубами дельфины относятся к подотряду зубатых китов. В то время, как китообразные, снабженные гибкими роговидными мембранами, помогающими животным отбирать и процеживать планктон, объединяются в подотряд усатых китов. Усы служат киту своеобразными фильтрами, позволяющими отбирать из воды пищу.

Дельфин обыкновенный может достигать от 2,70 до 4 м в длину и весить до 650 кг.  Это самый распространенный вид. Спинка у такого дельфина темно-коричневая или черная, а бока украшены рисунком в виде песочных часов, сочетающим рыжеватый  и желтоватый цвета со светло- серым.

 Как и большинство своих собратьев, живущих в пресной воде, амазонский дельфин практически слеп. Ориентироваться и охотиться ему позволяет чрезвычайно развитая система эхолокации.  Удивительный факт-этот дельфин обладает осязательными волосками, чем-то напоминающие кошачьи усы. Достигающий 2,80 м в длину, амазонский дельфин- самый большой из пресноводных дельфинов.

Дельфин Риссо любит плавать на большой глубине. В ограниченном пространстве бассейна животное чувствует себя несчастным. Этот дельфин, достигающий от 3 до 4 метров в длину, отличается очень выпуклой формой черепа.  Темно- серая кожа этого дельфина по мере взросления испещряется белыми рубцами, в некоторых случаях превращая серого дельфина почти в белого.  Белые рубцы у дельфина появляются в результате стычек с себе подобными  или из-за постоянных соприкосновений с кальмарами.

Обитающего около Северного полюса дельфина белуху также называют белым китом. В длину белуха может достигать 5 метров, а весить до полутора тонн. Это очень общительное животное, получившее прозвище морской канарейки, в то же время отличается крайней осторожностью. Плавает белуха медленно, почти никогда не подпрыгивает и дышит практически незаметно. Такое поведение- защита от хищников.  Главная опасность этого удивительного животного- человек. Именно человек, разрушающий естественную среду обитания белухи, представляет большую опасность жизни дельфина. Сегодня популяция белухи насчитывает порядка 30-35 тыс. особей.

Жизнь дельфина в воде.

В то время, как олимпийский чемпион по плаванию может развивать скорость до 9 км в час, дельфин в состоянии рассекать волны со скоростью 50 км в час. Таких выдающихся результатов дельфин добивается благодаря вытянутому  подобно торпеде корпусу, особым свойствам кожи и высокой мощности хвостового плавника- настоящего морского болида. 

Хвостовой плавник дельфина имеет горизонтальную форму, отличается развитой мускулатурой и высокой мощностью. Дельфин не был бы таким стремительным пловцом, если бы не особенное строение его кожи. Кожа дельфина устраняет эффект торможения, обычно возникающий из-за трения воды. Маленькие складочки на поверхности животного нейтрализуют турбулентность, позволяя животному очень быстро передвигаться. Еще одна особенность кожи дельфина - секреция микроскопических капель масла, которые делают погружение в воду легким и комфортным, а маленькие анатомические «датчики», расположенные в области челюсти, даже информируют дельфина о скорости, с которой он плывет.

             

Особенности строения тела дельфина.

У дельфина нет шеи, поэтому он не может поворачивать головой. Вверх и вниз - вот единственное движение, которое дельфин совершает. Таким образом, голова постоянно находится на оси тела дельфина и позволяет животному не сбиться с курса.

 

Хвостовой плавник дельфина имеет горизонтальную форму, отличается развитой мускулатурой и высокой мощностью.

Гладкая на ощупь кожа дельфина в 10 раз толще наземного млекопитающего.

Спинной плавник дельфина выполняет только направляющую функцию.

Как и в спинных плавниках, в хвостовых плавниках дельфина нет костей. Их жесткость обеспечивается очень плотной фиброзной тканью. Дельфин может погрузиться на 300-метровую глубину и оставаться в апноэ в течении 15 минут. Обладая способностью делать запас кислорода в крови и мышечной ткани, китообразные могут долгое время оставаться в апноэ. Высокая эластичность грудной клетки и легких позволяет дельфину выдерживать очень сильное давление воды на большой глубине.

Великолепные пловцы, дельфины также обладают 4 органами чувств. Они одинаково хорошо видят как под водой, так и над водой, слышат звук и определяют его источник, чувствуют вкус еды и общаются с себе подобными прикасаясь, друг к другу. Обоняние - единственное чувство, которое у дельфинов отсутствует.

Глазное дно дельфина выстилает светоотражающий слой, который позволяет животному настраивать зрение. Глаза у дельфина расположены по бокам головы. Этим объясняется отсутствие у животного объемного зрения. Тем не менее, мозг дельфина может запечатлеть трехмерное изображение благодаря системе эхолокации. Особая форма зрачков позволяет дельфину видеть над водой.

Скорость движения звука под водой в 5 раз выше, чем в воздухе, и погрузившийся под воду человек не в состоянии определить, откуда идет звук. Зато барабанные перепонки дельфина прекрасно локализуют звук. Кроме того, дельфин может принимать и передавать звук с помощью нижней челюсти.

Есть греческая легенда о дельфине, который каждый день возил мальчика в школу через морской залив – в школу и обратно. Однажды мальчик заболел и умер. Дельфин все ждал его на обычном месте и погиб от тоски по своему маленькому другу. Греческий историк рассказывает, что дельфины помогали рыбакам загонять в сети рыбу и получали за это награду – кусочки хлеба, смоченного вином.

Дельфин, которого люди назвали Пилорус Джек, провожал корабли через залив Адмиралтейства в Новой Зеландии в течении 30 лет. Однажды пассажирское судно потерпело крушение, и люди увидели, что их окружает стая акул. Но вот из открытого моря появились дельфины. Они разогнали акул и даже помогли держаться на воде ослабевшим людям, пока не подоспела помощь.  В его защиту был издан специальный закон.

Наиболее известный в природе вид дельфина – афалина. Это быстроплавающее животное. У афалины куполообразный лоб серо-стального цвета и короткая морда. Эти животные очень общительны и умны. Между собой они общаются с помощью разнообразных свистов. Дельфинов этого вида часто содержат в дельфинариях. Некоторые области их жизни все еще остаются загадкой. Далее подробные сведения о дельфине афалина.

Существует не менее 4 подвидов афалины, которые обитают в Средиземном и Красном морях, в Индийском, Атлантическом и Тихом океанах.

Дельфины питаются рыбой различных видов. Способ охоты на нее зависит от рода рыб. На рыбу, ведущую дневной образ жизни, дельфины в основном охотятся стаями. А в охоте на рыбу, ведущую ночной образ жизни, охотится меньшее количество дельфинов.

Дельфины помогают друг другу во время охоты. Объясняясь с помощью свистов, они вместе окружают косяк, не давая рыбам уплыть. Считается, что дельфины используют звуки также и с целью дезориентации и оглушения рыб.

Если рыбы достаточно, дельфины охотятся днем. Когда рыбы становится мало, дельфины охотятся на осьминогов и рыбу, обитающую на дне. Делают это в ночное время, когда осьминоги и донные рыбы ведут активный образ жизни.

С помощью эхозонда дельфин высылает серию звуков высокой частоты. Если какой-либо из них попадает на преграду (предмет), то возвращающееся отражение звука с легкостью воспринимается дельфином.

Мозг дельфина способен интерпретировать возвращающиеся сигналы. С помощью эхозонда он может получить "изображение" окружающего пространства и установить расстояние, место расположения и величину добычи.

Дельфины очень общительны. Они держатся стаями одного пола либо смешанными. Они всегда помогают друг другу во время охоты, рождения молодняка и болезней. Такая взаимопомощь необходима, чтобы выжить.

Часть дня они посвящают игре, общаясь с помощью свистов и специальных звуков. До сих пор не известно, насколько сложен язык дельфинов. Но, без сомнения, они могут распознавать друг друга и хорошо изъясняться с помощью своего "языка".

 Знаешь ли ты, что…

  • Частота звуков, издаваемых дельфинами, достигает частоты, слышимой человеком (0,25 кГц), а также ультразвуков, которые мы не можем слышать (80-220 кГц).
  • Дельфинов едят акулы и касатки.
  • Дельфины могут рожать на глубине нескольких сот метров и оставаться под водой до 15 минут.
  • Спят дельфины недалеко от водной поверхности и в момент, когда им необходим воздух, поднимаются наверх.

 Дельфинотерапия. Сущность метода дельфинотерапииДельфинотерапия является методом медико-психологической реабилитации и коррекции детей, страдающих всевозможными нарушениями в развитии, альтернативным, нетрадиционным методом психотерапии, где в центре психотерапевтического процесса лежит общение человека и дельфина. Это специально организованный процесс, протекающий под наблюдением ряда специалистов: врача, ветеринара, тренера, психолога (психотерапевта, дефектолога, педагога). В психотерапии участвуют специально обученные животные, обладающие «хорошим характером».

          В результате сеансов дельфинотерапии у ребенка:
- улучшается координация движений

- повышается скорость освоения новых моторных навыков; стабилизируется  настроение

- повышается уровень самооценки

- развивается коммуникативная сфера

- идет ускоренный процесс освоения новых знаний и развития мышления

        Дельфин в процессе сеанса становится
настоящим другом для ребенка.  Именно тесный контакт и взаимодействие с ним, является отправной точкой всех дальнейших изменений. Дельфин вовлекает ребенка в игровой процесс, привлекает внимание к себе и требует ответных реакций от партнера по игре.

Дельфины обладают способностью к межвидовой коммуникации, что позволяет им находить разнообразные способы общения, гибко изменять поведение, в зависимости от возможностей и  особенностей партнера по взаимодействию. Ребенок интересен дельфину, так же как и дельфин ребенку. Этот взаимный интерес и притяжение порождает стремление к изменениям, открытию и освоению нового.  Общение дельфина и ребенка происходит за границей слов и общепринятых ритуалов, оно архаично и естественно. Для детей, имеющих проблемы с развитием моторных навыков и познавательных процессов игра с дельфином является стимулом развития и овладения новыми действиями.

      Направления дельфинотерапии

Свободное взаимодействие с животным с минимальным участием специалистов (врача, тренера, психолога, психотерапевта, педагога и т.д.) В данном направлении клиент (пациент) сам выстраивает свои отношения с дельфином, выбирает способы взаимодействия в рамках допустимых возможностей. Роль специалистов ограничивается обеспечением безопасности клиентов и дельфинов.

Специально организованное общение. Общение с животным осуществляется через специалиста (врача, психотерапевта, психолога и т.д.), где общение со специалистом для клиента несет психотерапевтическое значение, а общение с дельфином выступает как фон, среда. Здесь характер и тип дельфинотерапии подчиняется намеченной цели. В этом направлении дельфинотерапия может решать разные задачи: психотерапевтические, психокоррекционные, психопрофилактические, физиотерапевтические, педагогические - это зависит от запроса клиента и специалиста, который будет замыкать терапевтическую цепь.

Дельфинотерапию можно отнести к натуропсихотерапии, т. к. влияние природного объекта (дельфина), обладающее лечебным эффектом, выступает в качестве самостоятельного метода. Она может быть индивидуальной, групповой, семейной.

Лечебные факторы дельфинотерапии

     Использование дельфина обусловлено природными особенностями дельфина: сочетание уникальных физических данных и высокого интеллекта, потребность в общении, способность к межвидовому общению, использование невербальных средств общения, игровое поведение, а также особым отношением человека к дельфину: он является одним из ярких символов самого первого начала вещей, т. е. архетипичен. Это порождает сильную положительную установку. На стыке установки и реального восприятия появляется так называемый «Эффект дельфина», выступающий мощным лечебным фактором. Восприятие дельфина уже несет в себе психотерапевтический эффект. Общение с дельфином заключает в себе следующие лечебные факторы: положительные эмоции, седативный, отвлекающий, активизирующий и катарсический эффекты. Дельфин ярко демонстрирует интерес к партнеру по общению, активно взаимодействует, требует обратного ответа, привлекает к себе внимание, демонстрирует дружелюбность, искренность намерений.

   Общение с дельфином позволяет достичь следующего:

- прийти к принципиальному переконструированию отношения к себе, к окружающим людям, к природе, к миру вообще;

- вытащить человека из плена самоизоляции, стимулировать развитие интереса к внешнему миру, что становится условием к установлению, восстановлению, корректировке, оптимизации социальных отношений;

- выступает в качестве сенсорного стимулятора, активизируя работу мозговых структур и всего организма в целом;

- стимулировать и вербальную экспрессию, способствуя речевому и сенсомоторному развитию аутичных детей и детей со сниженным интеллектом;

- стимулировать процесс развития личности;

- восполнять дефицит положительных эмоций и обеспечивать поддержку детям и взрослым, переживающим одиночество или состояние дезадаптации, удовлетворять аффелятивную потребность;

- через тактильную стимуляцию создать условия для эмоционального отреагирования;

- создать условия для укрепления контакта ребенка с психотерапевтом

Этапы курса дельфинотерапии

Курс дельфинотерапии состоит из 3 этапов:

Подготовительный. Сбор анамнеза, знакомство с индивидуальными особенностями ребенка, беседа с родителями, получение запроса, совместное составление плана коррекционной работы.

Основной. Проведение коррекционной работы. В работе преимущественно используется игровой метод. Игры подбирались таким образом, чтобы содействовать решение поставленных коррекционных задач. Игра является одной из основных составляющих психического развития ребенка, и в то же время дельфины обычно отличаются повышенной игровой активностью, поэтому животные и дети играют друг с другом много и охотно. В зависимости от физических и психологических возможностей, дети играют с дельфинами в мяч /в футбол и волейбол/, общаются с дельфинами, гладят их руками и ногами, обнимают их, когда животные выходят на помост по команде тренера. Игра идет либо под наблюдением психолога, либо при непосредственном его участии. Общение с дельфинами, игра с ними совмещается с выполнением физических упражнений, направленных на развитие крупной моторики, ориентацию в пространстве, а также занимаются лепкой, рисованием, играют в кукольный театр. На занятиях также применяются различные психотерапевтические приемы.

Заключительный. Сравнение заключений специалистов: педагогов-дефектологов, специалистов по движению, детских психологов, длительно наблюдавших клиентов, до и после дельфинотерапии.  Разговоры о том, что взаимодействие с животными может положительно влиять на психику, а также об эффективности такого общения при лечении некоторых психических расстройств ведутся уже давно, однако научно обоснованных данных подтверждающих эти предположения не было. Недавно британские психиатры провели первое исследование в этой области. Его результаты были опубликованы в British Medical Journal. Доктор Кристиан Антониоли и профессор Майкл Ревели из Лестерского Университета набрали 30 добровольцев из США и Гондураса с диагнозом депрессии легкой или средней степени. Степень серьезности симтомов была рассчитана в соответствии с установленными критериями психического здоровья по шкалам Гамильтона и Бека. Испытуемым было предписано прекратить приём антидепрессантов и сеансы психотерапии на 4 недели. Вместо этого одна половина участников эксперимента ежедневно играла, плавала и заботилась о дельфинах-афалинах в Институте океанологии в Гондурасе. Второй же половине была предложена программа развлечений на свежем воздухе, включая плавание и погружение к коралловым рифам, но без дельфинов. Две недели спустя, показатели у членов обеих групп улучшились, а особенно у тех пациентов, кто общался с дельфинами. Их измеряемые симптомы депрессии снизились в половину и на две трети, тогда как у другой группы лишь на четверть. Кроме того, по другим показателям степени депрессии состояние общавшихся с дельфинами улучшилось на 20 процентов, в том время как во второй группы прогресс был равен 11 процентам. Три месяца спустя состояние всех участников эксперимента оставалось стабильно хорошим и не требовало сеансов психотерапии. По словам ученых, оказываемый животными терапевтический эффект значительно больше, чем просто общение с природой. Система эхо-локации, эстетическое восприятие и эмоции, вызываемые общением с дельфинами, могут объяснить лечебные свойства этих млекопитающих. Так ученые окончательно пришли к выводу, что для пациентов с легкой и средней степенью депрессии лекарства и традиционную психотерапию вполне может заменить биофилической терапией. Более того, сторонники биофилии утверждают, что в человеке есть врожденное стремление к общению с флорой и фауной, когда эта связь нарушается, психологическое здоровье человека страдает.                                   

Физиологические механизмы воздействия

  К физиологическим мехаизмам воздействия дельфинотерапии относятся:

-ультразвуковое воздействие дельфина
-рефлексотерапия
-виброакустическое воздействие
- гидромассаж

          Анализ энцефалограммы пациентов до и после дельфинотерапии выявил существенное снижение амплитуды доминирующей в альфа-ритме, проявление периодов синхронизации активности обоих полушарий мозга. По ряду предварительных данных в этом состоянии мозг производит большое количество нейро-непептидов (эндорфинов), повышающих иммунитет, а также играющих важную роль в механизмах памяти, обучения и сна. Кроме того, такие показатели говорят об активизации абстрактного мышления и способности к обучению. Эндорфины также оказывают успокаивающий, седативный и болеутоляющий эффект.

Каждый год тысячи дельфинов тонут, запутавшись в сетях. Иногда целые семейства дельфинов выбрасываются на берег. Очень редко удается спасти кого-либо из них. Считают, что выбрасывание на берег это следствие нарушений в работе эхозонда, которые могут произойти из-за действия корабельного радара. Дельфин теряет способность ориентации и попадает на сушу. Он взывает о помощи, поэтому на берегу вместе с ним оказываются другие дельфины.

Годы кропотливой работы с дельфинами позволили накопить огромное количество материалов, которые доказывают положительное влияние общения с дельфином на самочувствие человека.

Давно замечено, что общение с животными поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. Многих животных – кошек, собак, лошадей используют для облегчения нервных заболеваний. Например, практикуют иппотерапию – лечение при помощи верховой езды.

Дельфины с их высоким интеллектом, дружелюбием, отсутствием агрессивности и доброжелательностью не могли остаться в стороне. В конце 80-х годов ХХ века медики, биологи, физиологи, изучавшие дельфинов, – впервые пришли к пониманию их целительной мощи.

Годы кропотливой работы с дельфинами позволили накопить множество материалов, доказывающих положительное влияние общения с дельфином на самочувствие человека.

Медиками разработано новое направление психологической реабилитации с помощью дельфинов. Оно получило название дельфинотерапии. Особенно эффективно, как выяснилось, использовать этот метод для психологической помощи «проблемным» детям с различными заболеваниями – неврозами, заиканием, детским церебральным параличом.

Многим людям, в том числе, увы, и маленьким детям требуется профессиональная психологическая помощь и реабилитация. Среди таких пациентов, например, лица, перенесшие различного рода травмы, пострадавшие от природных и техногенных катастроф, бывшие беженцы и заложники.

Вот, к примеру, аутизм. Ребенок живет только своим внутренним миром, не реагирует на окружающих, даже на своих родителей. Маленький человечек не говорит и словно не видит никого вокруг. Растет как трава. Это страшно. Он не может не то, что попроситься на горшок, не скажет даже, что он хочет, есть или пить.

А вот дельфинам, к счастью, удается пробиться к сознанию ребенка.
Вначале дети боятся дельфинов, отталкивают их от себя. Потом успокаиваются, и это способствует их выздоровлению.
Общение с дельфином в его родной стихии благотворно влияет на нервное состояние ребенка, снимает стрессы, улучшает самочувствие и работоспособность.

При использовании этого метода ребенок, нуждающийся в помощи, может свободно общаться с настоящим живым дельфином – гладить его, играть, говорить и плавать с ним прямо в бассейне, естественно, под наблюдением врача и опытного тренера.

Дельфин чувствует, что у него в гостях человек, которому нужна помощь и старается оказать ее. Дельфины к тому же еще и такие болтуны, что могут разговорить любого. Издаваемые дельфинами звуки и их ритмичные движения заинтересовывают детей и... исцеляют. «Лечение» проходит так: пациент плещется в бассейне вместе с 350-килограммовым улыбчивым «доктором». Ребенок играет с ним: подзывает жестами, дает резиновое кольцо, бросает мяч, гладит по лоснящимся бокам, пытается что-то рассказать новому другу… Собственно главный «эффект дельфина» проявляется в том, что общение с умными животными улучшает психологическое самочувствие детей. Одни начинают рисовать какие-то необыкновенные картинки, другие сочиняют музыку и стихи, а третьи обретают утраченный контакт с внешним миром. Медики отмечают, что дети, которые страдали низкой концентрацией внимания и не могли говорить, после сеансов дельфинотерапии становились активней и сосредоточенней, многие из них начинали успешнее осваивать устную речь.

После окончания сеанса дельфин-доктор отказывается работать дальше, пока не отдохнет, и устраивает перерыв на 40–50 минут. Почему этот отдых так ему необходим – еще одна загадка. Ребенок на десятом сеансе пытается сам кормить дельфина, старается подплыть к нему поближе, ухватиться за плавник. Год спустя, после повторного курса дельфинотерапии, дети, которые страдают аутизмом, начинают говорить.
         Наблюдается также
рефлексотерапевтическое воздействие дельфинов на человека. Прикасаясь рострумом к биологически активным точкам на руках и ногах ребенка, дельфин стимулирует рефлекторные зоны нервной системы. Возникающие импульсы передаются в соответствующие нервные центры. А нервная система в свою очередь посылает к пораженному органу или органам импульсы, активизирующие системы самовосстановления.
Водная среда снимает нагрузку на суставы и одновременно даёт оптимальную обстановку к тренингу мышц в случае заболеваний, связанных с двигательными расстройствами.

   

Психологические механизмы воздействия 

Основными аспектами, влияющими на пациента являются общение и игровая деятельность. Известно, что для детей с различными психоневрологическими заболеваниями, нарушениями в развитии или перенёсших различные психотравмы характерно ощущение отчужденности, изолированности, сопровождающееся страхами и трудностями в общении. Дельфин со своей природной анатомической «улыбкой», дружелюбием и интересом к ребенку способствует формированию контакта и закреплению позитивных коммуникативных моделей поведения. Невербальный характер общения между ребенком и дельфином облегчает задачу взаимодействия для ребенка, делает его естественным процессом. Важным элементом этого общения является телесный контакт ребенка и дельфина.  Установление близкого, дружеского контакта с дельфином является предпосылкой дальнейшего построения позитивных и конструктивных отношений с окружающими людьми, позволяет ребенку попрактиковаться в социальном взаимодействии. Общение с дельфином является мощным эмоциональным фактором, который стимулирует ребенка к освоению новых движений и поведенческих паттернов, а также делает его открытым к восприятию и закреплению позитивных социальных установок со стороны терапевта.  Положительный эмоциональный настрой, отличающий занятия с дельфинами, способствует подъёму активности, улучшению настроения и общего состояния пациентов. 

Игра с дельфином является стимулом для развития психомоторной сферы и познавательных процессов ребенка. Благодаря дельфинам у пациентов мобилизируется волевая деятельность, возрастает мотивация и усиливается стремление к достижению положительных результатов. Поэтому ребенок быстрее и эффективнее справляется с игровыми задачами, которые ставит перед ним терапевт. По мнению доктора Натансона, дельфин является стимулом для концентрации внимания ребенка, которое приводит к улучшению процессов памяти, мышления и речи.

Иппотерапия

Лошадь как представитель животного мира

Самый первый предок лошади жил в Северной Америке и был чуть больше лисицы. Ученые называли его - халикотерий.

Прошло много веков и лошади изменились. Шесть тысяч веков назад люди приручили лошадей и стали выводить разные породы этих животных. Теперь насчитывается более 250 пород домашних лошадей. Они  очень разные и очень красивые. Цвет лошади называется мастью.

Лошади быстрые животные. Существуют три способа движения лошади, которые называются аллюрами.

В природе лошади живут группами. Группа состоит из одного жеребца, нескольких кобыл и их жеребят, а также молодых лошадей. В группе (табуне) у них бывают друзья и враги.

20 часов в день лошади тратят на пастьбу. Они медленно бродят по пастбищу и щиплют траву. Когда лошади отдыхают, то одна стоит на страже, охраняя сон своих собратьев.

Очень давно лошадь стала верным спутником человека. Лошади были необходимы для работы (возили грузы, пахали землю), помогали человеку быстрее передвигаться (возили всадников, кареты и сани). Лошади служили людям и на войне. Были конные отряды солдат. Сейчас лошади служат в милиции, работают в цирке. Люди придумали конный спорт. А совсем недавно - способы лечения через верховую езду.

Люди всегда воспевали красоту лошади и благодарили этих животных за помощь. По всему миру есть памятники лошадям. Их изображали художники, поэты сочиняли о них стихи, писатели рассказывали интересные истории. В детстве каждый из нас читал сказки, в которых лошади были самыми важными и интересными героями: «Сивка-бурка», «Конек-Горбунок».

В народной мудрости очень много пословиц о лошадях:

  • Старый конь борозды не испортит.
  • Коней на переправе не меняют.
  • Ложку, лошадь и жену не доверю никому.
  • Не изменит верный конь, с ним и в воду и в огонь.
  • Лошадь человеку крылья.
  • Погоняй лошадь не кнутом, а овсом.

Мне всегда очень нравились лошади. Они такие красивые, выносливые, добрые. Мне не раз удавалось с ними пообщаться.

Мне все время хочется узнать про них побольше нового, познакомится с их особенностями, получить представление об истории дружбы человека и лошади и узнать, как верховая езда влияет на здоровье человека.

Лечебная верховая езда называется иппотерапией. С помощью верховой езды можно вылечить много болезней, а также предупредить их появление. Об этом знают очень давно.

В нашей стране иппотерапия развивается с 1990 года. «Иппо» -  от греческого «лошадь».

Лошадь при движении передаёт всаднику двигательные импульсы, похожие на импульсы человека при ходьбе. Движение мышц спины лошади оказывает массирующее и разогревающее воздействие на мышцы ног всадника и органы малого таза, усиливают кровоток в конечностях. Верховая езда помогает тренировать координацию, синхронность движений, развивает мелкую моторику рук.

Общение с лошадью помогает детям научиться слушать, трудиться, улучшает настроение и общее физическое состояние. Занятия на лошади тренируют мускулатуру, укрепляют суставы. Во время них выполняется много разных упражнений, в которых участвует все тело: плечевой пояс, руки, ноги, голова.

В процессе такого лечения пациенту не причиняется никакой боли, он не испытывает дискомфорта, и что очень важно при работе с детьми, сам хочет продолжать занятия. Поэтому иппотерапия имеет не только обширный список показаний и практически отсутствие противопоказаний, но и эффект от занятий остается надолго.

Очень часто иппотерапия используется как дополнение к основному лечению. И стоит отметить, что такой комплекс помогает гораздо лучше.

Даже человеку, который не страдает ярко выраженными психическими или физическими заболеваниями, иппотерапия пойдет на пользу. Она помогает справиться с:

уровнем сахара в крови;

повышенным тонусом мышц;

сколиозом;

желудочно-кишечными заболеваниями;

неврозами и депрессиями;

преждевременным старением;

и еще многими другими расстройствами и недомоганиями.

Иппотерапия и общение с лошадьми, в общем, отлично снимает стресс, поднимает настроение и улучшает физическое состояние.

Иппотерапия для детей

Для больных детей иппотерапия – настоящее спасение. Она особенно эффективна в реабилитационный период в целом ряде тяжелых заболеваний, которые трудно поддаются лечению или не излечимы обычными методами:

-ДЦП (детский церебральный паралич);

-Умственная отсталость;

-Аутизм;

-Повышенный тонус мышц;

-Бронхиальная астма;

При общении с лошадью у ребенка нет ощущения, что его лечат. Он заряжается положительной энергией от животного и сам идет на контакт, который и необходим для выздоровления. Таким образом, положительный эмоциональный эффект влечет за собой появление новых нормальных реакций: тактильные ощущения, развитие мелкой моторики, расслабление, массаж и тренировку мышц.

Знакомясь с животным, ребенок не испытывает страха и боли;

При езде верхом мышцы ребенка расслабляются, тепло от тела животного мягко разогревает их, а его движения способствуют массажу мышц ребенка;

Во время занятий у ребенка задействуются все группы мышц, что благоприятно сказывается на общем состоянии организма.

В итоге иппотерапия дает возможность:

-улучшить общее состояние организма;

-нормализовать тонус мышц и сосудов;

-укрепить дыхательную, сердечную и опорно-двигательную системы;

-развить балансировку, осанку, координацию движений;

-укрепить двигательные рефлексы.

Ребенок во время занятий по иппотерапии не только общается и тренируется, но и играет. Он проявляет интерес, учится слушать и полноценно развивается.

Стоит отметить, что иппотерапия  может являться как основным, так и вспомогательным элементом лечения. Если ребенок тяжело болен, ему показана иппотерапия в чистом виде. Это значит, что занятия проходят на спине лошади без седла, а основной эффект идет от общения, массажа и тепла животного. Температура тела лошади выше человеческой на 1,5 градуса. Возникновение ритмичных движений при ходьбе животного создает массирующий эффект для ребенка. А общение со спокойным и добрым животным – благотворно само по себе.

Если ребенок имеет среднюю степень тяжести заболевания, ему рекомендуется также начать с иппотерапии, но потом можно перейти к обучению верховой езде, а затем к райттерапии – лечебной верховой езде при активном участии ребенка. Если ребенок имеет определенные успехи, ему можно заниматься конным спортом и участвовать в соревнованиях.

При Нальчикском ипподроме организованы курсы иппотерапии, где инструкторы по ЛВЕ  занимаются с детьми с ДЦП и другими нарушениями развития. Занятия идут  ежедневно, кроме воскресенья,  по установленному графику. В детском развивающем центре «Головастик» в г. Нальчик по ул. Кирова, 2 «Б»

Иппотерапия для взрослых

Общение с лошадьми и верховая езда помогают взрослых больным реабилитировать быстрее и эффективнее. Например, она показана в качестве вспомогательного метода при восстановлении после различных травм, операций и заболеваний, проходивших в постоянном постельном режиме.

Лечебно-реабилитационное воздействие иппотерапии трудно переоценить. Она показана при:

-после хирургических вмешательств для восстановления двигательной активности;

-при заболеваниях внутренних органов (органы кровообращения, легких, кишечника, желез внутренней секреции, обмена веществ);

-при психических заболеваниях и нервных расстройствах.

В иппотерапии почти всегда используется движение шагом. В месте с ребенком рядом всегда врач-иппотерапевт, физиотерапевт и специалист по верховой езде. Лошадь должна быть специально подготовлена. У нее должны быть длинные и ровные шаги, удобная спина. Движения спины должны быть мягкими, а не тряскими. Лошади, используемые для верховой езды должны быть гибкими, и их форму необходимо поддерживать регулярными тренировками.

Можно заниматься вдвоем. Специально подготовленный человек помогает ребенку, который сидит впереди него. Помощник поддерживает ребенка, который не может сидеть верхом самостоятельно. Лучше всего, чтобы помощник был врачом, который хорошо знает лошадей. Такую верховую езду с помощником рекомендуют применять в особых случаях, когда страхующий сбоку не может страховать всадника.

Кроме того, лошадь должна отвечать следующим требованиям:

  1. Специально подготовленная, хорошо знакомая со специальным оборудованием (коляски, костыли и т.п.)
  2. Может стоять спокойно у помоста для посадки и не обращать внимание на медленную и сложную процедуру посадки.
  3. Должна одинаково хорошо работать в присутствии большого количества помощников и без них.
  4. Должна стоять или идти спокойно при различных положениях всадника (на холке, спине, крупе)
  5. У лошади должна быть сильная спина. Она должна привыкнуть к неровному распределению тяжести.
  6. Лучше использовать лошадь с широкой спиной. Ширина будет зависеть от размера всадника.
  7. Лошадь должна вести себя спокойно в любых ситуациях.

Снаряжение для занятий:

  1. Мягкое седло должно быть достаточно большим, чтобы разместить двоих всадников и должно быть надежно прикреплено.
  2. Должны использоваться шлемы.
  3. Специальная подпруга.
  4. Требуется помощь страхующих сбоку.
  5. Безопасные стремена.

Ведущий должен точно знать, что он должен делать на каждом уроке и быть опытным всадником. Все оборудование надо постоянно проверять до занятий. Иногда занятия проходят без седла. Тогда применяются попоны из мягкой овечьей шерсти.

Важно, чтобы на ребенке во время занятий была подходящая одежда. Штаны не должны мешать, поэтому в джинсах заниматься нельзя. На штанах не должно быть жестких швов и складок на нижней одежде. На верхнюю половину туловища надо надевать облегающие футболки, свитера, потому что они позволяют лучше видеть движения ребенка.

Взрослые рассказывают детям о предстоящих занятиях. Хорошо, если ребенок может понаблюдать за этим процессом со стороны. Детям дают время для установления контакта с лошадью. Это прогоняет их страх, повышает доверие и вызывает желание сидеть в седле.

Иногда дети не ездят верхом, а управляют специальной повозкой. Это тоже очень полезно. Все повозки должны иметь борта. Часто повозку везет пони, а не только лошадь.

В КБР можно заниматься иппотерапией по следующим адресам:

-При Нальчикском ипподроме организованы курсы иппотерапии, где инструкторы по ЛВЕ  занимаются с детьми с ДЦП и другими нарушениями развития. Занятия идут  ежедневно, кроме воскресенья,  по установленному графику.

-Детском развивающий центре «Головастик» в г. Нальчик по ул. Кирова, 2 «Б»

Заключение

        Многие пациенты, прошедшие курс дельфинотерапии, начали путь к исцелению. Дельфин вычисляет больного ребёнка и уделяет ему  максимум своего внимании.

Гипотеза, что дельфины обладают лечебными свойствами, подтвердилась. Поставленные задачи выполнены полностью.

        В результате сеансов дельфинотерапии  детей:

  •  Улучшилась координация движений
  • Стабилизировалось настроение
  • Повысился уровень самооценки
  • Улучшился сон и аппетит

Целый ряд фактов, в том числе и способность дельфина быстро адаптироваться в незнакомых ситуациях, говорит о том, что дельфин очень умное животное. У исследователей есть основания утверждать, что дельфин очень изобретателен в добыче пропитания и даже узнает собственное отражение в зеркале. По  сравнению с другими животными, у дельфина самый большой мозг (по отношению к телу). Чем обусловлен столь значительный размер мозга: необходимостью взаимодействовать с окружающим миром с помощью системы эхолокации или высокоразвитым интеллектом? Ученым еще предстоит разгадать немало загадок. На мой взгляд, дельфин- самое грациозное, загадочное животное. В процессе работы над темой мы узнали много нового для себя об это удивительном животном.

Занятия иппотерапией очень полезны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Я в дальнейшем хотела бы продолжить такие же занятия. Предлагаю всем ребятам КБР познакомиться поближе с лечебной верховой ездой, советую читать книги о лошадях, так как это животное очень красивое и умное. В КБР можно заниматься иппотерапией по следующим адресам:

-При Нальчикском ипподроме организованы курсы иппотерапии, где инструкторы по ЛВЕ  занимаются с детьми с ДЦП и другими нарушениями развития. Занятия идут  ежедневно, кроме воскресенья,  по установленному графику.

-Детском развивающий центре «Головастик» в г. Нальчик по ул. Кирова, 2 «Б»

Все дети приобретают там необходимые физические навыки, навыки общения и учатся использовать их в своей жизни.


Использованная литература

  1. Даль В. Пословицы и поговорки русского народа. – М.: Владос, 2004.
  2. Журнал «Лошадки», №1, 2009г.
  3. Журнал «Лошадки», №4, 2004г.
  4. Журнал «Тошка», №1, 2008г.
  5. Санди Рансфорд Иллюстрированная энциклопедия» Лошади и пони». – М.: ООО «Издательство Астрель», 2006 г.
  6. Филимонова О. Реферат на тему «Иппотерапия как средство коррекции». Чув.ГПУ им. И.Я.Яковлева. – Чебоксары, 2003г.

7. Матишева С.К. Дельфины- моя любовь. – Севастополь: 2004. – С. 26-29

8.Энциклопедия Мир зверей -М.: ООО «Астрель», 2002 г.- С. 290-306

9.Большая детская энциклопедия – М.:ООО «Росмэн», 2000 г.

10.// Международный Институт дельфинотерапии в Крыму- Режим доступа: http://www.delfinoterapiya.ru/ , свободный

11.// Метод дельфинотерапии- Режим доступа: http://www.sunhome.ru/psychology/12281, свободный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Организация исследовательской и опытнической деятельности на пришкольном учебно – опытном участке. Организация исследовательской и опытнической деяте

Пришкольный опытный участок является неотъемлемой частью работы нашей школы.Цель создания учебно-опытного участка – научить учащихся выращивать сельскохозяйственные растения, узнать об особеннос...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательские методы обучения как средство и результат исследовательского творчества учителей и учащихся.

Работа учреждений (школ) повышенного образовательного уровня связана с внедрением исследовательских методов обучения. Конечными результатами такой деятельности школы являются:1....

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...