Поурочное планирование по теме "Приспособленность- результат действия эволюции"
план-конспект урока по биологии (11 класс) по теме

 Мокова Залина Ауладиновна

План- конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka_barievoy_z.a.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Приспособленность- результат действия факторов эволюции

Цель урока: ознакомить учащихся с формами приспособленности организмов к условиям окружающей среды

Материалы и оборудования, таблицы по теме, компьютерная презентация.

                               Ход урока

  1. Организация класса
  2. Опрос

  а) фронтальный

1 Что такое естественный отбор?

2. Какие формы естественного отбора в популяциях существуют?

3 Что такое дрейф древ?

4 Что такое изоляция?

5. Какую роль играет изоляция в образовании новых видов?

б) индивидуальный

1 Естественный отбор. Формы борьбы за существования.

2. Дрейф генов - фактор эволюции.

3. Популяционные волны.

4. Изоляция – эволюционный фактор.

в) работа по карточкам

Карточка№1

  1. Что такое естественный отбор?
  2. 2. Расскажите о формах борьбы за существование.
  3. 3. Что такое изоляция и какова ее роль в образовании новых видов?

      Карточка №2

  1. Чем искусственный отбор отличается от естественного?

      2. Приведите примеры межвидовой борьбы.

3. какие формы естественного отбора существуют? Вкратце охарактеризуйте их.

Карточка № 3

  1. К каким последствиям может привести межвидовая борьба?
  2. От чего зависит эффективность естественного отбора?
  3. Сравните между собой движущую и стабилизирующую формы отбора, выявите черты сходства и различия?

       Карточка № 4

       1.Что такое дрейф генов?

 2.Что такое популяционные волны?

 3. Какова роль дрейфа генов и изоляции в образовании новых видов?

Выставление оценок с комментариями.

        3.Изучение новой темы.

        Существование миллионов видов живых организмов на нашей планете вызывает восхищение. Причем каждый организм, независимо от сложности его уровня организации, оптимально устроен для жизни в конкретных условиях среды. В природе существует несоответствие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов.  Это является причиной борьбы за существование, в результате которой выживают особи, наиболее приспособленные к условиям окружающей среды.

Итак, одним из результатов естественного отбора можно назвать развитие у всех живых организмов адаптаций- приспособлений к среде обитания.

Покровительственная окраска развита у видов, которые живут, открыто и могут оказаться доступными для врагов. Такая окраска делает организмы менее заметными на фоне окружающей местности. Например, ночные бабочки днем могут погибнуть от насекомоядных птиц, но, поскольку окраска их крыльев сливается с той поверхностью, на которой они проводят день, многие насекомые остаются незамеченными и остаются живыми. У открыто гнездящихся птиц (глухарь, тетерев, рябчик) самка, сидящая на гнезде, почти неотличима от окружающей среды. На Крайнем Севере животные окрашены в белый цвет (белый медведь, белая куропатка)

Маскировка – приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами (например, гусеница напоминает веточку)

Мимикрия - поддержание менее защищенного организма одного вида более защищенному  организму другого вида.

Предупреждающая (угрожающая) окраска.

Виды нередко обладают яркой. Запоминающейся окраской. Раз попытавшись отведать несъедобную божью коровку, жалящую осу, птица на всю жизнь запоминает яркую окраску. Некоторые животные демонстрируют угрожающую окраску лишь при нападении на них хищников.

Новые слова:

приспособленность (адаптация);

мимикрия

маскировка

  1. Закрепление материала.
  1. Что такое адаптация и какова роль в борьбе за существование?
  2. Какова роль покровительственной окраски?
  3. Какова роль мимикрии в борьбе за существование?
  4. Приведите свой пример предупреждающей окраски?
  5. Приведите пример маскировки?

Д/З

§ 50, с. 172-175


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...

План-конспект урока по биологии (11класс) на тему: «Приспособленность организмов – результат действия факторов эволюции».

Пояснительная записка.      В курсе общей биологии базового уровня 11 класса в теме «Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение» по программе Захарова В....

План-конспект урока по биологии (11класс) на тему: «Приспособленность организмов – результат действия факторов эволюции».

Пояснительная записка.      В курсе общей биологии базового уровня 11 класса в теме «Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение» по программе Захарова В....

Поурочное планирование по предмету ИЗО 5 -8 класс Тарасовой Е.М. в период действия коронавирусной инфекции

Поурочное планирование по предмету ИЗО 5-8 класс на 4 четверть 2019\20 учебного годаТарасовой Е.М.в период действия коронавирусной инфекции....