Роль интерактивных форм обучения в повышении познавательной активности учащихся
статья по биологии по теме

Статья содержит материал о видах и роли интерактивных форм обучения на уроках биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Михайленко Ольга Викторовна

Учитель, МОУ гимназия №9, г. Комсомольск-на-Амуре

Актуальность изучении интерактивной технологии объясняется тем, что среди отечественных исследователей методистов крепнет понимание необходимости создания такой модели обучения (названную ими идеальной), в которой сущность обучения не будет сводиться ни к передаче учащимся готовых знаний,  ни к самостоятельному преодолению затруднений, пи к собственным открытиям учащихся. Ее отличает разумное сочетание педагогическою управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью школьника. И именно только такая модель обучения, которая опирается па всю совокупность нынешних знаний о механизмах обучения, целях и мотивах познавательной деятельности будет пригодной для реализации главной цели всестороннего и гармоничного развития личности.

Уровень общественного развития обусловливает усвоение больших объемов знаний, усложнение самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, и задача учителя состоит в том, чтобы создать условия, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения. Какие же это условия? Прежде всего, это условия, которые смогут обеспечить следующие возможности:

  • вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;
  • совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;
  • широкого общения со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира;
  • свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах не только своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования;
  • постоянного испытания своих интеллектуальных, физических, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.

Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Именно использование этой модели обучения учителем на своих уроках, говорит об его инновационной деятельности. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность. Поэтому в структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, позволяющие сделать урок необычным и более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью интерактивные уроки.

Интерактивные технологии и методы.

  1. работа в группах;
  2. информационные технологии;
  3. модульное интерактивное обучение (МИО);
  4. технология моделирования, или метод проектов (скорее как внеурочная деятельность);
  5. уроки семинары (в форме дискуссий, дебатов);
  6. конференции;
  7. деловые игры.

Так, на уроках биологии в 6 классе я использую групповую форму  работы

при проверке пройденного материала по теме «Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения». В начале урока раздаю по три разные карточки на группу (при условии, что в состав группы входят три ученика), затем объясняю задание: каждый участник группы будет работать с каждой карточкой по 5 минут, меняться карточками необходимо по указанию учителя.

Карточка 1  Вставьте пропущенные слова.

Карточка 2  Заполните таблицу.

Карточка 3  Дайте определения понятий. Подпишите части цветка  (по рисунку)

В 8 классе провожу уроки с использованием интерактивной доски (ИД) по теме «Терморегуляция. Закаливание организма. Первая помощь при  ожогах и обморожениях»

1.Задание на повторение изученного материала: «Лови ошибку»-    используя карандаш ИД соотнести систему  органов и соответствующий орган.    

2.  Работа с текстом (самопроверка) 

Учащиеся подписывают структуры кожи, затем  проверяют  свою работу по интерактивному рисунку

3. Соотнести признаки заболеваний кожи и  соответствующие заболевание

4. Распределить по столбцам  «Ожоги» и «Обморожения» средства для оказания первой помощи, используя средства ИД

В классах старшего звена  использую следующие технологии:  

1) моделирования, или метод проектов

2)  модульное интерактивное обучение.

Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» школьниками различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучаемых. Данная технология предполагает «проживание» учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Интересным для учащихся оказался проект ученицы  9 класса по теме «Школьное питание».

Модульное интерактивное обучение использую в теме «Прокариоты и эукариоты».

Таким образом, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, в которой ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности, чему способствуют современные интерактивные технологии. И именно только такая модель обучения, которая опирается на всю совокупность нынешних знаний о механизмах обучения, целях и мотивах познавательной деятельности, будет пригодной для реализации главной цели — всестороннего и гармоничного развития личности.

Литература

1. Загрекова Л. В. , Николина В. В. Теория и технология обучения М, 2004.

2.Количенко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. Санкт-    Петербург.2002.

3.Сальникова Т. П. Педагогические технологии. М., 2005.

5. Полат Е. С. , Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. , Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе  образования. М. 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интерактивных технологий для повышения познавательной активности учащихся на уроках математики.

Выступление на педагогическом совете. Содержит презентацию по данной теме. В основе презентации - игровые методы, которые можно использовать на уроках математики....

СТАТЬЯ: "Применение интерактивной доски на уроках трудового обучения по профессии "Оператор ЭВ и ВМ" как средство повышения познавательной активности учащихся"

Статья опубликована в сборнике материалов Межрегиональной научно-практической конференции "Подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов для регионального рынка труда в условиях инновацио...

Формы работы, использование современных технологий по повышению познавательной активности учащихся (Из опыта работы).

Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентноспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие кач...

ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Цель работы - показать технологию разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность её использованияна уроках истории на основе собственного опыта....

Формы и методы повышения познавательной активности учащихся

Систематическое укрепление и развитие познавательной деятельности является основой положительного отношения к обучению...