Формирование экологической компетентности учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин.
материал по биологии по теме

Описание опыта работы по формированию экологической компетентности учащихся в поцессе изучения естественно научных дисциплин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty.doc182.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 49»

Октябрьского района города Барнаула Алтайского края

Формирование экологической компетентности учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин

(описание опыта работы)

Выполнила:

Баранец Татьяна Владиславовна,

учитель биологии и химии

высшей квалификационной

категории

МБОУ «СОШ №49»

Барнаул

2013

Актуальность и перспективность опыта

Проблема взаимоотношений человека, природы и общества стояла на всех этапах развития человечества, но особой остроты достигла на пороге  третьего тысячелетия. Анализ подлинных причин экологического кризиса убеждает нас в том, что главное противоречие не между человеком и природой, а между культурой и деятельностью в природе. Поэтому основная задача сегодня - достижение экологической грамотности всего населения страны и, прежде всего, наших детей.

На современном этапе развития наиболее важными проблемами являются глобальные экологические катастрофы, вызванные нерациональным, безнравственным, потребительским отношением людей к природе. А также высокий уровень заболеваемости школьников, обусловленный, с одной стороны, их недостаточно здоровым образом жизни, а с другой, стрессогенным характером образовательного процесса.

Низкий уровень экологической культуры вызывает необходимость ее формирования в период становления личности на школьной ступени образования. В связи с этим мы должны сформировать у выпускника школы экологическую компетенцию, которая позволит ему оптимально взаимодействовать с окружающим миром, сохраняя свое здоровье и целостность природных экосистем.

Экологическая компетенция это способность учащегося самостоятельно переносить и комплексно применять общеучебные умения и предметные знания для проектирования и организации экологически безопасной деятельности в учебных социально проблемных экологических ситуациях, здоровья человека и безопасности жизни.

Содержание экологического воспитания отражается в следующих его аспектах

  • научный (развитие научно-познавательного отношения к социоприродной среде);
  • ценностный (определение значения в природе в жизни общества и человека);
  • нормативный (овладение системой моральных и правовых норм и правил);
  • деятельностный (формирование познавательных, практических и творческих умений, видов и способов деятельности экологического характера).

В план работы нашей школы включены  разделы экологического воспитания и образования, что является важной составной частью целостного процесса обучения.

Предмет биологии имеет большой потенциал для экологического воспитания. При формировании экологической компетенции необходимо разнообразить виды и формы организации урочной и внеклассной деятельности учащихся.

Реализация идеи экологического обучения в курсе школьной биологии означает создание каждым школьником понимания данной проблемы, основанной на его личном опыте. Проблема активизации процесса обучения не может на современном этапе развития рассматриваться без учета личной позиции обучаемого.

Накопленный опыт по данной тематике позволил, начиная с 2010 года и по настоящее время, проводить экспериментальную и исследовательскую работу в области экологизации обучения и воспитания.

На протяжении нескольких лет работаю над проблемами формирования экологических компетенций учащихся.

Идея опыта заключается в интеграции образовательных технологий через методы и приемы личностно-ориентированного обучения учащихся биологии, что позволяет решать следующие задачи:

-Формирование познавательной и социальной активности учащихся;

-Воспитание у детей ценностных экологических ориентаций и сознательного научно-обоснованного отношения к природе, стойких убеждений и активной позиции по проблемам ее охраны и улучшения;

-Формирование у детей и юношества на основе альтернативных обучающих технологий научных экологических представлений о целостности окружающей природной среды, о единстве Человека с природой.

Направления деятельности по формированию экологической компетентности учащихся:

Натуралистическое:

- изучение экосистемы района;

-участие в месячниках по охране окружающей среды.

Просветительская пропаганда:

- сбор, анализ, обработка и распространение информации природоохранного характера.

Экологический мониторинг:

- контроль загрязненности воды, воздуха;

- контроль нарушений почв;

- составление экологического паспорта школы.

Природоохранная:

- восстановление, защита, сохранение природных экосистем;

- научно-исследовательская работа;

- экологические проекты.

Художественно-эстетическая:

-программирование и зарисовка природных объектов;

-сбор и коллекционирование природного материала;

-изготовление и художественное оформление альбомов, выставок, стендов.

На данный момент являясь магистрантом 2 курса федерального бюджетного общеобразовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет», факультет психологии и педагогики, отделение педагогики по специальности «Информационные технологии в биологическом образовании» работаю над написанием магистерской диссертации «Формирование экологической компетентности учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин на основе информационных технологий»

Учебно-воспитательная работа в классе

Курс биологии по сравнению с другими дисциплинами отличается большей степенью экологизации. Этот предмет, рассматривает проблемы окружающей среды глубоко, расширенно, непрерывно, на трех уровнях: глобальном, региональном, локальном, на основе краеведческого подхода.

В преподавании биологии придерживаюсь теории развивающего обучения, соединяю проблемы биологии с другими науками естественного цикла – химией, экологией, географией, физикой, математикой – находя общие точки соприкосновения этих дисциплин. Применяю знания, умения, навыки, полученные на других уроках. В ходе преподавания предмета использую современные информационные технологии.

На уроках биологии в 9-11 классах при изучении темы «Основы экологии» использую учебное пособие «Экология 1С: Школа». Данный образовательный комплекс представляет собой мультимедиа-курс, включающий учебник с большим количеством иллюстративного материала, систему тестовых заданий, виртуальные экскурсии и модели.

Для всестороннего развития личности ребенка, его мыслительной деятельности, способностей включаю детей в социокультурную, общественно – значимую деятельность (общественная экспертиза, проектная деятельность, выступление перед родителями и др.). Все  это дает возможность воспринимать процесс обучения комплексным, единым, а не разрозненным на отдельные дисциплины и оторванным от жизни. У ребенка формируется целостная картина мира, природы.

При изучении темы «Многообразие животных »организую уроки с животными.

На уроках химии, биологии, используются тексты, задачи, практические работы, дополнительный материал экологического содержания.

Особое внимание уделяю поисковой и исследовательской деятельности школьников в образовательном процессе, создаю учебно-практические ситуации, в которых школьник приобретает опыт самостоятельной познавательной деятельности, необходимой для развития экологической компетенции.

Ребята выполняют творческие задания используя дополнительную литературу и интернет – ресурсы.

Проектная деятельность, дискуссии, уроки-конференции по темам «Здоровый образ жизни», «Первая помощь», «Глобальные экологические проблемы» формируют личное ценностное отношение учащихся к экологическим проблемам.

Физкультурные паузы или гимнастика для глаз на уроках, проветривание кабинета, влажная уборка кабинета, мытье рук перед едой в столовой формируют привычки здоровьесбережения.

Проводя систематическую работу на уроках, я добилась хороших результатов успеваемости учащихся по биологии, которые представлены мною в таблице 1.

Таблица 1.Динамика общей и качественной успеваемости обучающихся в 2010-2013 годах

Учебный год

Общая успеваемость, %

Качественная успеваемость,%*

2010/2011

100

68,5

2011/2012

100

71,3

2012/2013

100

73,0

Среднее значение

100

71

Мною разработана рабочая программа для учащихся пятого класса по курсу «Экология Алтайского края», а также программа элективного курса для 9 класса «Зеленое строительство». Рецензирование программы  проводилось методистами экспертно – аналитического центра АКИПКРО. Была дана рекомендация к использованию в образовательных учреждениях Алтайского края.

Все вышеперечисленное позволяет мне создать условия для расширения и углубления знаний учащихся, развития их познавательной активности, дает возможность учащимся применять полученные знания на практике (см. Приложение 2).

Внеурочная деятельность по предмету

Каждый учитель заинтересован в том, чтобы внеурочная работа по предмету способствовала расширению, углублению знаний учащихся, давала возможность применять полученные знания на практике, развивала познавательную активность.

В своей работе использую разнообразные формы внеурочной работы по предмету. Самое важное в подготовке и проведении внеклассной работы – это привлечь к участию и заинтересовать как можно больше учащихся. В процессе неформального общения возникает взаимопонимание, расширяется круг друзей, а любая созидающая деятельность способствует развитию позитивных качеств личности.

В рамках предметных недель и декады наук провожу внеклассные мероприятия, направленные на формирование экологической компетентности учащихся. Ежегодно провожу со своими учениками открытые мероприятия, на которые приглашаются учащиеся основной и начальной школы, а также будущие первоклассники и их родители. Формы проведения таких мероприятий разнообразны: внеклассное мероприятие «Экология вокруг нас», деловая игра–конференция «Формула здоровья», школьный «Экологический марафон», викторина «Забота о братьях меньших», «Путешествие на остров «Веселая химия», «Чудеса в кухонном шкафу» и т.д.; выпускаем предметные газеты по биологии, экологии, химии разнообразной тематики; делаем выставки творческих работ учащихся: конкурс рисунков «Животные Красной книги Алтайского края», конкурс поделок из бросового материала «Очистим планету от мусора», конкурс новогодних поделок «Новогодняя фантазия». Учащиеся нашей школы приняли участие в акции «Домик для птиц».

В рамках декады наук проходит ежегодная научно-практическая конференция, на которой учащиеся представляют свои работы и проекты: «Особенности содержания и разведения Кубинского рака в аквариуме», «Красная книга Алтайского края» и т.д. (см. Приложение 7).

Наша школа принимает активное участие в мероприятиях посвященных Дню города, ежегодно участвуем в конкурсе осенних букетов. В сентябре в школе проходит школьный конкурс «Осенний букет».

Участвуя во внеурочных мероприятиях, школьники получают не только теоретические знания, но и практические навыки.

Участие в олимпиадах, конкурсах, экологических мероприятиях, экскурсиях повышает уровень экологической культуры, мотивированность обучения, творческого потенциала учащихся.

Работа с одаренными учащимися требует еще большего внимания, так как эти учащиеся представляют в будущем реальный потенциал для участия в олимпиадах, конференциях и конкурсах различного уровня. Начинается такая работа с 5 класса, именно на этом этапе я стараюсь заинтересовать учащихся биологией и экологией, объяснить, что для лучшего понимания предмета нужны прочные, глубокие, а, главное, систематические знания. Привлекаю ребят для участия в экологических марафонах, акциях, творческих конкурсах. С 8 класса всем желающим предлагается принять участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по биологии, экологии, химии.

Мои учащиеся принимают активное участие в школьных, муниципальных, региональных олимпиадах, конкурсах, научно- практических конференциях по биологии, экологии, химии (см. Приложение 1).

 Результаты учащихся за 2012 год представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты участия школьников МБОУ «СОШ №49»

в олимпиадах, конференциях и конкурсах за 2012 год

№ п/п

Соревнование/конкурс

Уровень проведения

Команда/

личный зачет

Результат участия

1

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии

муниципальный

Маслакова Юлия, 11 класс

Призер

2

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии

муниципальный

Черников Роман, 8 класс

Призер

3

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии

муниципальный

Пархоменко Екатерина, 9 класс

Призер

4

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии

муниципальный

Жабин Виктор, 11 класс

Призер

5

Окружной этап краевой ХIV олимпиады школьников эколого-биологической  направленности

муниципальный

Жабин Виктор, 11 класс

2 место

6

Краевая ХIV олимпиада школьников эколого-биологической направленности в номинации «Зоология»

Региональный

Жабин Виктор, 10 класс

2 место

7

Краевой этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии

Региональный

Жабин Виктор, 10 класс

Победитель

8

Краевой этап Всероссийской олимпиады школьников по химии

Региональный

Жабин Виктор, 10 класс

Победитель

9

Краевой творческий марафон «О спорт, ты жизнь!»

Региональный

Денисова Марина, 9 класс

2 место

10

Краевой творческий марафон «О спорт, ты жизнь!»

Региональный

Матченя Анастасия, 9 класс

3 место

11

Краевой творческий марафон «О спорт, ты жизнь!»

Региональный

Бабкина Юлия, 7 класс

Лауреат

12

Краевой творческий марафон «О спорт, ты жизнь!»

Региональный

Масибут Николай, 6 класс

Лауреат

13

Краевой конкурс мультимедийных презентаций «Вода, дарующая жизнь»

Региональный

Ядрышникова Марина, 7 класс

Лауреат

14

Краевой конкурс мультимедийных презентаций «Вода, дарующая жизнь»

Региональный

Вальчик Ксения, 7 класс

Лауреат

15

Краевой творческий марафон «Тайны Алтайских вод»

Региональный

Ковригина Полина, 7 класс

Лауреат

16

Краевой конкурс «Красота у нас под ногами» в рамках акции «Листопад добрых дел»

Региональный

Ляховская Арина, 6 класс

3 место

17

Краевой конкурс сочинений «Мой питомец лучше всех!»

Региональный

Куприкова Екатерина, 7 класс

Лауреат

18

Краевой конкурс сочинений «Мой питомец лучше всех!»

Региональный

Кениг Егор, 5 класс

Лауреат

19

Краевой конкурс сочинений «Мой питомец лучше всех!»

Региональный

Устиновская Анастасия, 5 класс

Лауреат

20

Краевой конкурс рисунков «Голуби в нашей жизни»

Региональный

Беспятова Светлана, 5 класс

Победитель

21

Краевой конкурс рисунков «Голуби в нашей жизни»

Региональный

Яблокова Влада, 5 класс

Победитель

22

Краевой конкурс рисунков «Голуби в нашей жизни»

Региональный

Немыкина Анастасия, 9 класс

Победитель

23

Краевой конкурс рисунков «Голуби в нашей жизни»

Региональный

Куприкова Екатерина, 7 класс

Лауреат

24

Краевой конкурс рисунков «Голуби в нашей жизни»

Региональный

Коношенко Зарина, 5 класс

Лауреат

25

Краевой конкурс рисунков «Голуби в нашей жизни»

Региональный

Кудрявцева Юлия, 5 класс

Лауреат

26

Краевой конкурс «Новогодняя открытка»

Региональный

Устиновская Анастасия, 5 класс

Лауреат

27

Краевой конкурс «Новогодняя фантазия»

Региональный

Антюхина Альбина, 5 класс

Лауреат

28

Краевой конкурс «Новогодняя фантазия»

Региональный

Иванов Сергей, 5 класс

Победитель

29

Краевой конкурс «Новогодняя фантазия»

Региональный

Коношенко Зарина, 5 класс

Лауреат

30

Краевой конкурс «Символ года»

Региональный

Черемнова Кристина, 5 класс

Победитель

31

Федеральная выставка «Голуби в нашей жизни»

Федеральный

Беспятова Светлана, 5 класс

Победитель

32

Федеральная выставка «Голуби в нашей жизни»

Федеральный

Яблокова Влада, 5 класс

Победитель

33

Федеральная выставка «Голуби в нашей жизни»

Федеральный

Немыкина Анастасия, 9 класс

Победитель

34

Федеральная выставка «Голуби в нашей жизни»

Федеральный

Куприкова Екатерина, 7 класс

Победитель

35

Федеральная выставка «Голуби в нашей жизни»

Федеральный

Коношенко Зарина, 5 класс

Победитель

36

Федеральная выставка «Голуби в нашей жизни»

Федеральный

Кудрявцева Юлия, 5 класс

Победитель

Из приведенной ниже диаграммы прослеживается положительная динамика результатов участия в творческих конкурсах, олимпиадах за 2010-2012 год.

Работа на пришкольном участке, оформление цветочных клумб на пришкольной территории позволяет увидеть необходимость природоохранной деятельности каждого учащегося, создание здоровьесберегающей среды для учебы. В 2011 году наша школа приняла участие в городском смотре - конкурсе цветочного оформления территорий.

Социальное партнерство в экологическом образовании

На протяжении нескольких лет работаю в сотрудничестве с  Алтайским краевым экологическим центром по вопросам организации эколого-биологического образования школьников. Составлен план работы с педагогами АКДЭЦ. На базе школы работает экологический кружок «Экология аквамира».

Учащиеся школы регулярно бывают на экскурсиях в центре, принимают активное участие в проводимых мероприятиях, участвуют в работе клуба «Фауна» на базе АКДЭЦ. Мои учащиеся ежегодно участвуют в краевом марафоне «Сохраним биосферу», «Очистим планету от мусора», краевой и окружой олимпиаде школьников эколого-биологической направленности, где становятся победителями и призерами.

Педагоги АКДЭЦ в нашей школе проводят выездные занятия «Уроки с животными» (см. Приложение 7).

В 2012 году на базе нашей школы был проведен совместно с АКДЭЦ районный экологический марафон «Знатоки природы», в котором участвовали 6 команд от школ Октябрьского района. В апреле 2013 года на базе нашей школы будет проведен традиционный, ежегодный открытый экологический марафон «Знатоки природы», где примут участие 10 команд от разных школ горда.

Ежегодно принимаем участие в новогодних конкурсах: «Альтернативная елка», «Новогодняя фантазия», «Символ года». Ребята выполняют поделки из различного материала  и в разной технике исполнения.

Результатом сотрудничества с АКДЭЦ является:

  • ежегодная позитивная динамика уровня обученности и качества знаний учащихся;
  • прослеживается тенденция к увеличению численности участников и призеров предметных олимпиад школьного, муниципального, регионального уровней;
  • победителей, призеров и лауреатов творческих конкурсов.

За годы работы в качестве классного руководителя сложилась определённая система работы с учащимися. Для учащихся своего класса организую различные экскурсии и поездки, способствующие расширению социокультурного пространства, получению эмоционального позитива, формированию экологической компетенции у ребят. Считаю, что экскурсии по родному городу, посещение музеев, выставок, расширяют  интерес учащихся к биологии, экологии, прошлому и настоящему России. Со своими учениками посетила выставку «Тропические бабочки», Алтайский государственный краеведческий музей, экскурсии в АКДЭЦ и дендрарий, НИИ садоводства Сибири им. М.А. Лисавенко.

Наша школа участвует в проекте «Школа жизни». Являясь классным руководителем 9А класса приняла активное участие в работе этого проекта. В рамках проекта были проведены мероприятия: «Прикладное творчество», «Самая интеллектуальная команда» в направлении «Краеведение», «Самая интеллектуальная команда» в направлении «Здоровый образ жизни».

В течение нескольких лет профессиональной деятельности принимаю активное участие в работе школьного, районного методического объединения учителей биологии, активно участвую в работе семинаров, конференций и конкурсов разного уровня.

Повышаю свою квалификацию через курсы, семинары, конференции, способствующие моей более продуктивной деятельности. В 2012 году приняла участие во Всероссийской конференции «Информатизация образования» и краевой научно - практической конференции «Юннатское движение на Алтае»

Имею благодарности и грамоты за подготовку победителей региональных олимпиад, за эффективную работу с одарёнными детьми, за благоустройство школьной территории, за участие в организации мероприятий посвященных Дню города.

Мои ученики  стали студентами вузов и других учебных заведений с эколого-биологической направленностью.

Анализируя выше приведённую статистическую информацию, можно сделать вывод о позитивных учебных достижениях моих учеников по биологии. экологии, химии. Считаю, что этому во многом послужили эффективные методы и приёмы преподавания, активизирующие познавательную деятельность учащихся, а также соблюдение принципов личностно-ориентированного обучения и воспитания, реализация идей педагогической помощи и поддержки ребенка, учёт социально-педагогических и психолого-педагогических особенностей обучающихся.

Экологическая компетенция школьников является интегрированным общекультурным показателем, результатом многосторонней учебно-воспитательной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Формирование исследовательских умений учащихся в процессе изучения курса «География человеческой деятельности»

  Аннотация:   Педагогический опыт, накопленный мной по использованию проектно-исследователького метода обучения и развития учащихся, вызвал интерес у коллег-географов. С целью р...

Статья. Роль исследовательской деятельности учащихся в формировании экологической компетентности учащихся при изучении химии.

Статья посвящена актуальной проблеме современного общества - экологической безопасности.Исходя из этого целью школьного экологического образования и воспитания являются:формирование высокой культуры п...

Формирование экологической компетентности учащихся через систему уроков и внеклассных мероприятий

В современных условиях для большин­ства людей природа — это окружающая среда, разные объекты которой можно использовать для собственного блага, в прагматических целях. Несомненно, та­кое взаимод...

Формирование информационной компетентности учащихся в процессе использования возможностей интерактивной доски на уроках математики

Материалы краевого педагогического фестиваля «Инновационный поиск -2013».  Выступление по теме: «Формирование информационной компетентности учащихся в процессе использования возможностей интеракт...

Формирование экологической компетентности учащихся в результате реализации творческого интегрированного проекта "Капля жизни" на занятиях по внеурочной деятельности в системе требований ФГОС.

  Проект направлен на реализацию инновационной образовательной программы по формированию экологической компетентности учащихся. На современном этапе развития цивилизации стало совершенно о...

Программа формирования экологической компетентности учащихся.

В настоящее время экологическая грамотность людей является важнейшим условием развития современного общества. В связи с этим проблема экологического образования  подрастающего поколения ста...