Интегрированный урок
учебно-методический материал по биологии (9 класс) по теме

Столярова Светлана Валерьевна

Интегрированный крок, информатика + биология "Моделирование биологических объектов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_razrabotka.docx84.62 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 9

Тема: «Исследование биологической модели» 

Образовательная область: информатика и информационные технологии, биология

Этап обучения по данной теме: завершающий

Цель урока: использование навыков работы с электронной таблицей MS EXCEL для исследования биологической модели

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Применять имеющиеся знания по построению информационной модели, соответствующей исследуемым параметрам.
  2. Оценить адекватность  полученной модели объекту и цели моделирования.
  3. Отработать навыки производить вычисления в среде электронных таблиц.
  4. Овладевать методикой научного исследования и применения исследовательских знаний  в практической деятельности.
  5. Овладевать практическими способами работы с информацией, её преломлением в научной деятельности.
  6. Развивать умения применять знания для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц.

Развивающие:

  1. Формировать опыт планирования и проведения исследования, поиска решения.
  2. Формировать умение быстрой обработки информации с помощью MS EXCEL.
  3. Развивать навыки индивидуальной и групповой работы.
  4. Повышать мотивацию к дальнейшему саморазвитию, профессиональному самоопределению.

Воспитательные:

  1. Формировать информационную культуру.
  2. Воспитывать коммуникативную культуру и навыки сотрудничества, способность  вести диалог в системе «человек-человек» (вступать в контакт и вести разговор с собеседником,  высказывать свое мнение и обосновывать его, приводя аргументы); способность  вести диалог в системе «человек - техническая система» (работа с электронными таблицами в режиме вычислений, работа с графическими объектами).

Тип урока: интегрированный  урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

Используемые приемы, методы, технологии обучения:

  1. беседа,
  2. работа в группах,
  3. фронтальный опрос,
  4. тестирование,
  5. практический,
  6. исследовательский,
  7. проблемное обучение,
  8. моделирование.

Используемые формы познавательной деятельности:

  1. групповая,
  2. индивидуальная.

Межпредметные связи: математика (вычисление роста биологического существа, округление чисел), биология (биометрические параметры человека), физика (масса тела).

Авторский медиапродукт:

1. MS Power Point, MS EXCEL

2. вид медиапродукта:

  1. наглядная презентация учебного материала,
  2. файл для визуализации модели исследования.

Оборудование (демонстрационные, раздаточные материалы), основные источники информации: 

  1. персональный компьютер,
  2. программа MS EXCEL,
  3. мультимедийный проектор,
  4. презентация MS Power Point,
  5. индивидуальные конспекты урока для учащихся,
  6. бланки отчетов экспертных групп,
  7. 3 линейки по 30 см,
  8. калькуляторы.

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

  1. организация самостоятельной исследовательской деятельности;
  1. умение сотрудничать, работать в группе;  учитывать разные мнения, аргументировать свою точку зрения,
  2. адекватная оценка своей работы и полученного результата.

Предметные:

  1. знание принципов построения модели, этапов исследования;
  2. умение применять MS Exsel при решении задач;
  3. умение строить компьютерную модель;
  4. умение проводить компьютерный эксперимент для построения моделей.

Метапредметные:

  1. умение  самостоятельно формулировать учебные цели, задачи, планировать пути их достижения, осуществлять анализ объектов,  делать выводы, оформлять результаты своей деятельности, учитывать разные мнения, аргументировать свою точку зрения;
  2. умение видеть возможности применения полученных знаний в других областях;
  3. повышение мотивации к дальнейшему саморазвитию, профессиональному самоопределению.

Литература, используемая при подготовке к уроку:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика 2-11 кл.-М., БИНОМ. Лаборатория знаний,2010
  2. Обязательный минимум содержания образования по информатике от 30.06.99 г. № 56
  3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.  Информатика и ИКТ.  Базовый курс. Учебник для 9 кл— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

 I. Организационный момент  - 1 мин

Кузьмина О.Н.

- Добрый день, дорогие ребята, я рада вас видеть. Многие ученые считают, что 21 век – это век биологии. Все открытия, которые будут совершены, они будут сделаны в области биологии, но и сегодня информационные технологии задействованы везде: в промышленности, в авиатранспорте, ж/д транспорте, науке, образовании, социальных структурах, государственном управлении, экономики и культуре. Этот урок мы проведём совместно с учителем биологии – Светланой Валерьевной.

_ Столярова С.В. Здравствуйте! Надеюсь, что наша работа на уроке будет успешной и плодотворной:  в духе сотрудничества и взаимопомощи.На улице весна, но она нас не всегда радует погодой. Перед вами градусник настроения поставьте свой температурный режим. Для начала я предлагаю вам посмотреть видеосюжет и извлечь из него максимум  информации.   Просмотр видеосюжета.

О каком событии вы узнали из сюжета?( В Пермском крае увидели снежного человека. Его рост около 2 метров, окрас белый.)

 Какие параметры снежного человека вы запомнили?(обсуждение в парах) Зафиксируйте эти параметры в ваших индивидуальных конспектах (Приложение 1).озвучивают

Ситуацию      «затруднения»

Достаточно ли нам этих параметров, чтобы утверждать, что увиденное биологического существо - снежный человек? Почему? Нет. Это может быть белый медведь

Кузьмина О.Н.

- Что в этом случае делают ученые, когда им необходимо изучить какое-либо явление или объект?( Исследуют имеющиеся факты, строят модель (подобие реального объекта) и ее изучают.)

Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» (и тему!)

Столярова С.В. Каждый исследователь ставит перед собой цели. Какие они у нас? обсуждение

1.Изучить все имеющиеся факты.

2.Построить модель снежного человека.

 Исходя из целей сформулируйте тему сегодняшнего урока. Исследование биологической модели. Запишите их в конспект (Приложение 1)

(Мы обдумываем варианты решения. Определяем - хватит ли знаний и умений?) О.Н. предложи!!!

Обозначаем ситуацию «разрыва»

Кузьмина О.Н. Что мы знаем о моделировании?( Варианты ответов), а Биологическом моделировании? ( варианты ответов)

Столярова С.В. Как вы думаете, достаточно ли нам сведений, чтобы определить, что некоторое биологическое существо является снежным человеком? ( Нет, нужно дополнительные параметры, информация).  Успешное решение проблемы во многом зависит от того, как мы сможем организовать совместную деятельность.

Обратите внимание на ваш конспект. (Приложение 2).

Выберете  из предложенных на бланке 5 наиболее ценных, на ваш взгляд, качеств личности, которые помогают эффективно решать поставленные задачи. Озвучьте, какие качества вы выбрали.

Спрашивает несколько учеников выбранные  качества.

Я надеюсь, что вы проявите все перечисленные качества в нашей исследовательской работе.

Кузьмина О.Н. Для решения возникшего противоречия – чтобы смоделировать снежного человека, нет достаточного количества информации и параметров, мы должны получить эту информацию. Мы поработаем в группах. Вы определили номер группы, в которой будете работать.( номер лежит в файле)

Столярова С.В.Задание для 1 группы. В вашем распоряжении есть несколько отпечатков следов, найденных в лесу. Как вы думаете, что можно узнать по следу? (Рост, вес…..) Правильно, существуют специальные формулы, вычисляющие по размеру следа рост, вес, размер головы, рук, ног. Мы с вами о них говорили в курсе биологии 8 класса. Зная параметры снежного человека, мы сможем его смоделировать. Чтобы изучить отпечатки следов, прошу вас пройдите к рабочим столам. Там  вы найдете все необходимые инструменты. От вас требуется найти размер отпечатка следа и вычислить рост по предложенной формуле.(Приложение 4)

Кузьмина О.Н.Двум другим группам я дам задание. 2 группа рисует портрет снежного человека по шаблону а программе (Paint) http://sevenartland.ru/lesson.php?id=59

3  группа работает в интернете и ищет тестовую информацию о снежном человеке и создает презентацию ( план.1 Внешний вид. Второе имя 2. Отличие от человека разумного. Место обитания…) Время для работы 15 минут

Столярова С.В.  Вы провели достаточно трудоемкую работу.  Нам нужна пауза ( здоровьесбережение)..А теперь попробуем  представить снежного человека по полученным данным. От каждой группы должен выступить эксперт с полученными результатами

1 группа - След размером 31см – рост существа 2,05 метра Возможно это баскетболист. След размером 28см - рост существа 1,87метра. Возможно это обычный человек. След размером 38см – рост существа 2,5 метра. Людей с ростом 2,5 метра не существует,  значит это след снежного  человека.

2 группа – В результате визуализации модели, используя параметры, у нас получился следующий объект. Чем-то это существо похоже на помесь обезьяны и человека. Чертами, которые отличают снежного человека от соверменного человека, являются:

1. заострённая форма черепа;
2. малая длина шеи;
3. массивная нижняя челюсть;

3 группа- Сегодня темой нашего урока будет Снежный человек. В разных странах его называют по-разному. В США любой ребенок знает легенды о Бигфуте (англ. Bigfoot). А вот коренные жители Северной Америки называют его сасквач. В Китае существуют легенды, в которых упоминается "йерен" (или "китайский дикарь"). Йети – так его зовут на Тибете. Но как бы его не называли в разных странах мира, всё же внешне этого монстра описывают одинаково. Так, все тело его покрыто шерстью (разные источники говорят о черной, рыжей или серой шерсти). Чем-то это существо похоже на помесь обезьяны и человека. Чертами, которые отличают снежного человека от соверменного человека, являются:

1. более плотное телосложение;
2. заострённая форма черепа;
3. более длинные руки;
4. малая длина шеи;
5. массивная нижняя челюсть;
6. относительно короткие бедра.

Чаще всего упоминание о снежном человеке можно встретить в горной и лесной местности. Считается, что они живут в пещерах, а так же могут строить дома-гнезда на деревьях

- Но на самом деле история снежного человека уходит глубоко в века. Так, изображения его можно встретить в искусстве Древней Греции, Древнего Рима и других стран, а упоминание можно встретить в Библии, в поэме Низами Гянджеви «Искандер-наме», фольклоре разных народов. Основными современными доказательствами существования снежного человека по сей день являются гипсовые отпечатки следов, кусочки шерсти, свидетельства очевидцев, а также фото и видео съемки. Некоторые из этих доказательств находятся под сомнением, так как они могут быть фальшивыми, особенно это относится к фото и свидетельствам очевидцев. Из реально существующих доказательств, которые не подвергаются сомнению современными учеными, можно назвать документ о том, что в XIX веке в Абхазии в селе Тхина жила у людей женщина Зана, похожая на снежного человека и имевшая от людей нескольких детей, нормально интегрировавшихся в человеческое общество. Так же, в 1921 году альпинист видел Йети, при своем подъеме на Эверест. И еще много других примеров. Так, в СССР существовала специальная программа, которая занималась поисками снежного человека.

- Среди людей все так же существуют те, кто верят в существование снежного человека, и те, кто в него не верят. Я, опять же, себя отношу к верующим.

Лола перевела дыхание и стала продолжать свой рассказ. 

- Давайте теперь я вам расскажу о версиях происхождения Снежного человека.
Первой версией является то, что Йети – есть предок рода человеческого. Он есть недостающее звено эволюции. Вторая версия называется «Отталкиваемый вид». Ее основателем стал В.Б.Сапунов. Его теория гласит, что снежный человек и человек разумный были конкурирующими видами. В результате конкуренции двух близких видов получилось следующее: гоминоиды ушли в глухие места, стали более скрытными, развили свои экстрасенсорные способности и т.д., а люди, обладавшие меньшей физической силой, для того, чтобы победить в борьбе за выживание, стали создавать орудия труда и охоты, создали сложную систему коллективных взаимоотношений, технику, науку и только так одолели "лесных братьев".

- Еще одной теорией является то, что Йети – это одичавшие современные люди (бомжи, беглые, дезертиры, отшельники, сумасшедшие и т.д.). Основоположник этой теории А.И. Белов. Это была третья теория. Четвертой теорией называют теорию того, что снежные люди – это инопланетная форма жизни. Такая идея родилась в США. Теорией номер пять будет теория «Хрономиражи», которая гласит, что там, где-то в Парамирах, в Прошлом или Будущем существуют волосатые люди, которые иногда только видны у нас, иногда осязаемы, но всегда неуловимы. Еще одна схожая теория, которая похожа на предыдущей, гласит, что Бигфуты – это жители параллельных миров. Ну и последняя теория, которая наверняка является теорией тех, кто в Йети не верит – это теория о том, что Снежный человека всего лишь плод человеческой фантазии.


Кузьмина О.Н. Уважаемый эксперты, сравните информацию о снежном человеке, предложенную в видеосюжете с той информацией, которую узнали в ходе исследования. Информация подтвердилась. Мы узнали ещё и ряд новых данных . ,то вторе имя снежного человека, информацию о том, что снежный человек, как биологический объект изучается  и сегодня.

Получив результат,  мы сравниваем его с целью.

Кузьмина О.Н. Давайте подведем итог нашей работы. Пройдите в центр кабинета.

Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

Смогли ли мы их решить?

Что нового для себя  узнали, и что нам в этом помогло?  

Зачитывают задачи  из конспекта.

Да.

Научились моделировать облик снежного человека при  помощи информационных технологий. Электронные таблицы, отпечаток ступни, линейка

формулы.

Столярова С.В.  Какие качества, отмеченные в начале урока, удалось вам проявить?

В каких науках  подобное моделирование может найти практическое применение? Запишите

Кузьмина О.Н. В каких науках  подобное моделирование может найти практическое применение? Запишите В археологии. Воссоздание облика  динозавров по окаменелым отпечаткам следов. В криминалистике -нахождение преступников. Может также применяться при создании фильмов.

Фотографии: след динозавра, динозавр, отпечатки следов человека, отпечатки пальцев, мужчина.

Людям очень нравится моделировать ситуации, отношения, предметы, изучая тем самым окружающую нас действительность. Но самое сложное в мире – это познать себя. И для тех, кого заинтересовала тема, затронутая на уроке, желаю  начать познание себя с вычисления идеальной массы своего тела. Пусть это и станет вашим домашним заданием.

Познавайте себя и окружающую вас действительность. И тогда вы сможете смоделировать и решить любую ситуацию. Спасибо за урок. Удачи вам.

Рефлексия. В начале урока вы ставили температуру своего настроения , изменилась ли она?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам".

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам" (конспект и презентация)....


 

Комментарии

Каримова Элина Александровна

Спасибо, очень понравился неординарный подход , а это всегда интересно.