«Применение ресурсов медиатеки для самостоятельной работы учащихся при изучении биологии в рамках реализации ФГОС второго поколения»
методическая разработка по биологии по теме

Современная образовательная система претерпела колоссальные изменения. И в первую очередь изменилась сама цель образования: от классического понимания «научить, чтобы знать» мы плавно переходим к понятию «научить умению узнавать». То есть во главу угла положено развитие самостоятельной познавательной деятельности учащегося. И этот переход гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Ведь порой даже отличник смотрит на учителя в ожидании, что ему полностью разжуют материал, а предложение подумать натыкается зачастую на стену недоумения. И ученик порой совершенно не понимает, как это можно что-то узнать/понять/открыть самому.

         Но всё же развивать умение учащихся учиться необходимо. Для этого можно использовать ресурсы интернета и различные интерактивные образовательные программы как для изучения нового материала и закрепления изученного на уроках, так и во внеурочной деятельности.

         Для реализации данной задачи я взяла тему самообразования «Применение ресурсов медиатеки для самостоятельной работы учащихся при изучении биологии в рамках реализации ФГОС-2». Я бы хотела рассказать вам о некоторых практических аспектах моего исследования. На своих уроках я использую разнообразные образовательные программы, которые в интерактивном режиме позволяют применять информационно-поисковый метод в изучении различных тем, сочетая его с методом проблемного обучения.

  • Например, изучение новой темы трансгенные организмы. Интерактивная программа позволяет визуально познакомиться с новой информацией, актуализировать знания по систематике, пользоваться словарём.
  • Изучение сложных тем программы позволяют производить на интерактивных моделях (кроссинговер)
  • Одна из самых сложных областей моего предмета – это абстрактные понятия невидимых объектов (например, ДНК). 3D модели позволяют визуализировать образ,  посмотреть молекулу с разных сторон в объёме и увидеть воочию эти непонятные водородные связи.
  • Можно использовать на уроках для проверки правильности рассуждения. Например, постановка проблемы (иногда на 1 растении встречаются разные листья. С чем это может быть связано?) → обсуждение (причина гетерофилии) → ученик сам находит ответ на вопрос в программе, анализируя верность своего суждения.
  • Можно использовать интерактивные тесты или тренинги для закрепления изученного материала.

Применяются также ресурсы интернета. Я привожу примеры нескольких сайтов, которые я использую в работе и рекомендую учащимся.

  • «Элементы науки» - Здесь дети знакомятся с передовыми открытиями в науке и технике. Я часто отсылаю их с вопросами к этому сайту, а порой они сами находят что-то интересное. Главное – сайт контролируется учеными РАН, поэтому он максимально достоверен.
  • «Википедия» - словарь и быстрый источник информации. Правда не всегда достоверный. Но и это не плохо: развивается внимание и умение анализировать информацию. С позапрошлым 11 классом исправили 2 ошибки.
  • «Электронные образовательные ресурсы» - позволяют не только получать новую информацию но и ставить опыты на подтверждение или опровержение теории. Например, тема урока – факторы эволюции. Изучили эффект бутылочного горлышка – и я дала ученикам ссылку на данный ЭОР, а там есть интерактивная модель, которая позволяет поставить виртуальный эксперимент, который покажет механизм этого фактора в действии. Это не только хорошо запоминается, но и помогает понять суть идеи.

Создание научно исследовательских проектов также опирается на использование мультимедиаресурсов.

  • Поиск теоретической информации, работа с электронными учебниками и определителями, которых порою нет в печати (Алина с помощью альгологического справочника определяет видовой состав водорослей в пробе воды), работа с электронными библиотеками музеев и выставок.
  • Как результат – уверенное и всестороннее знание изученных вопросов и достойная защита проектов как на школьной конференции, так и на конкурсах.

 

  • Так же мультимедиаресурсы становятся хорошим подспорьем для разработки уроков ученикам-дублёрам, что позволяет им в интересной форме изучать информацию по выбранной теме. Зачастую я просто даю им диск.

 

Конечно, всё это требует огромного количества времени от учителя, потому что прежде чем по какой-то ссылке отправить ребёнка, приходится самому прочесать сотны сайтов и источников. Но зато если наладить эту работу, а в последствии и детей подключить, станет значительно легче.

Моя тема самообразования находится ещё только на самой первой стадии: я проверяю на практике некоторые свои идеи и изучаю теоретические материалы.

Но при этом я прекрасно понимаю, что в наш век электронные ресурсы становятся практически основным источником знаний наших учеников. И задача современного учителя – научить их грамотно ориентироваться в этом безграничном информационном море и самостоятельно находить важные и сведения.

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ....

"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС" (тезисы Коваленко Елены Германовны, опубликованные в сборнике "ИТО-Ростов-2014")

В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ Коваленко Е.Г. в условиях перехода к ФГОС в основной школе в направлении организации практической деятельности учащихся. Цель рабо...

Моделирование современного урока английского языка в рамках реализации ФГОС второго поколения.

   Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.......

Урок иностранного языка в рамках реализации ФГОС второго поколения

"Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя"Кин Хаббард...

Внеурочная деятельность по иностранному языку в рамках реализации ФГОС второго поколения

Внеурочная деятельность очень важна в начальной школе. Анализ последних лет показал, что уже в начальной школе у детей возникают проблемы со здоровьем и наблюдается низкий уровень активности. Вне...

Метапредметный подход в обучении в рамках реализации ФГОС второго поколения (на примерах собственного опыта).

Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача каждого из нас, а метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на ...