Тематическое планирование Биология. Животные. 7 класс.
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс) по теме

Барцева Наталья Владимировна

Тематическое планирование для преподователей, работающих по программе В.В.Пасечника для 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7_kl.2013.doc149 КБ
Microsoft Office document icon planirovanie_7_klass_2.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";
  2. Примерные программы основного общего образования по биологии.
  3. Программы  для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. Авторы  В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, В.М.Пакулова.
  4. Перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011г. N 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год";
  5. Учебный план школы на 2012/2013 учебный год, утверждённый решением Педагогического совета от 23.04.2012. Протокол № 4.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Рабочая программа выполняет две основные функции: информационно – методическую позволяющую всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного предмета и организационно- планирующую, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом этапе.

Данный учебный курс входит в курс естественно-научного цикла знаний.

Цель обучения в 7 классах – формировать общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения в природе, научить строить отношения с природой на основе уважения к человеку и окружающей среде; формировать навыки экологической культуры; знания биологических терминов, понятий.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического воспитания школьников. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Преемственность связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Учащиеся получают представления о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологий и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Согласно действующему  школьному учебному плану рабочая программа для 7 класса – предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю (70 часов в год).

Рабочая  программа составлена на  основе  авторской программы с внесенными в неё изменениями. Изменения внесены с учетом  примерной программы по биологии  и стандарта основного общего образования по биологии.

Увеличено количество часов на  изучение тем: «Многообразие животных» с 34 до 39 часов; в разделе 3 «Индивидуальное развитие животных» с 3 часов до 5 ч; в разделе 4 «Развитие животного мира на Земле» с 3 ч до 4 ч. Раздел 5 «Биоценозы» с 4 ч до 5ч. Уменьшено количество часов на  изучение тем раздел 2 «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных» с 14 ч до 9ч, раздел 6 «Животный мир и хозяйственная деятельность человека с 5 ч до 4 ч.

 Из высвободившегося времени добавлено 5 часов на тему «Многообразие животных» для изучения материала, рекомендованного требованиями стандарта основного общего образования по биологии и примерной программы по биологии, в частности добавлена тема «Тип Круглые черви» и лабораторная работа «Знакомство с многообразием круглых червей», которые взята из примерной программы, темы «Многообразие моллюсков» с 1ч на 2 ч; 2ч на проведение контрольных работ «Многоклеточные беспозвоночные животные», «Многоклеточные хордовые животные» и темы «Отряд Хищные».Добавлена лабораторная работа по теме «Знакомство с многообразием водных простейших» для углубления представлений учащихся о водных простейших.

 Добавлено 2 часа на изучение темы раздела 3 «Индивидуальное развитие животных» для проведения контрольной работы «Индивидуальное развитие животных» и проведения лабораторной работы. Добавлен 1 ч  на тему «Развитие животного мира на Земле» для изучения на тему «Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных», так как данный материал показывает взаимосвязь организмов и окружающей среды в основе которого лежат эволюционные процессы. Добавлен 1ч на тему «Биоценозы» для проведения зачета по теме «Развитие и закономерности размещения животных на земле. Биоценозы».

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой по биологии. Нумерация лабораторных работ (в виду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные работы являются этапами в комбинированном уроке и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Исходя из особенностей построения программы и в целях формирования у обучающихся ключевых компетенций  на уроках используются следующие методы обучения:

-  словесные: беседа, дискуссия , рассказ, объяснение , работа с книгой, решение проблемных задач;

- наглядные: таблицы, демонстрации, рисунки, технические и интерактивные средства обучения;

- практические: упражнения, индивидуальная, самостоятельная работа, создание проектов;

- контроль: устный индивидуальный и фронтальный опрос, взаимоконтроль, тесты разного уровня.

Данная программа имеет межпредметные связи с географией, анатомией, экологией, медициной и тд.

Критерии оценивания

оценка

Устный ответ


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.


Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предметам.

Оценка умений проводить наблюдения.

5

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутри предметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Если ученик:

1. правильно определил цель опыта;

2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;


3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

5. правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

6. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

если ученик:

1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;

2. выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

3. логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

4

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Если ученик:

1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;

2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал  второстепенные;

3. допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

3

1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;


3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

1. допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;

3. допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

2

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Если ученик:

1. допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2. неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);

3. опустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Программа предусматривает следующие формы контроля: - практические: упражнения,  индивидуальные творческие задания, самостоятельная работа;

- контроль: устный индивидуальный и фронтальный опрос, контрольные работы в виде разноуровневых тестов, зачеты.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Количество часов

Всего

в том числе

Лабораторные работы

Контрольные работы

1

Введение. Общие сведения о животном мире

2

2

РАЗДЕЛ 1Многообразие животных

39

7

2

3

РАЗДЕЛ 2 Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных

9

1

1

4

РАЗДЕЛ 3 Индивидуальное развитие животных.

5

1

1

5

РАЗДЕЛ 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле.

4

6

РАЗДЕЛ 5 Биоценозы  

5

1

7

РАЗДЕЛ 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

6

ИТОГО

70

9

5

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение.

Общие сведения о животном мире – 2 часа.

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различие животных и растений. Систематика животных.

РАЗДЕЛ 1

Многообразие животных – 39 часов.

Простейшие. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация. Микропрепаратов простейших, живых простейших.

Лабораторные работы. Знакомство с многообразием водных простейших.

        

Многоклеточные животные.

Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Экологические и биологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Экологические и биологические особенности. Значение в природе и жизни человека, исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация. Микропрепаратов гидры.

Тип Плоские черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Экологические и биологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

 Тип Круглые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Экологические и биологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа. Знакомство с многообразием круглых червей.

Тип Кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Экологические и биологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторные работы. Знакомство с многообразием кольчатых червей.

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Экологические и биологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация. Разнообразных моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Экологические и биологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация. Морских звёзд и морских ежей.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. и паукообразные . Многообразие, среда обитания, образ жизни. Экологические и биологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие и охраняемые виды.

Лабораторная работа. Знакомство с многообразием ракообразных..

Класс Паукообразные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Экологические и биологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие и охраняемые виды.

Класс Насекомые. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Экологические и биологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторные работы. Изучение представителей отрядов насекомых.

Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа. Знакомство с внешним видом и передвижением рыб.

Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторные работы. Изучение внешнего строения птиц.

Экскурсия. Изучение многообразия птиц.

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация. Видеофильма.

РАЗДЕЛ 2

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных. – 9 часов.

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения, полости тела, органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения и продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация. Влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторные работы.

Изучение особенностей различных покровов тела.

РАЗДЕЛ 3

Индивидуальное развитие животных – 5 часов.

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Лабораторная работа. Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

РАЗДЕЛ 4.

Развитие и закономерности размещения животных на Земле – 4 часа.

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира на Земле. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Закономерности размещения. Миграции. Ареал. Зоогеографические области.

Демонстрация. Палеонтологические доказательства эволюции.

РАЗДЕЛ 5

Биоценозы – 5 часов.

Естественные и искусственные биоценозы (водоемов, луг, степь, тундра, лес, населённый пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Фенологические наблюдения. Весенние изменения в жизни животных.

Экскурсия. Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

РАЗДЕЛ 6.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека – 6 часов.

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

Должны знать:

- сходство и различие растительного и животного мира;

- важнейшие систематические категории: вид, род, семейство, отряд, класс, отдел, тип, царство;

-  важнейшие типы животных: простейшие, губки, кишечнополостные, плоские черви, круглые черви, кольчатые черви, моллюски, иглокожие, членистоногие, хордовые; различать их представителей;

- среду и место обитания животных, их приспособленность к ним;

- биологические и экологические особенности различных групп животных, их значение в природе и жизни человека;

- исчезающие, редкие и охраняемые виды животных и меры по охране и восстановлению численности этих животных;

- эволюционное развитие и усложнение строения систем органов и функций этих органов у животных;

- процессы индивидуального  развития животных: способы размножения, развития, периодизации и продолжительности жизни животных;

- доказательства эволюции животного мира, учение Ч. Дарвина о причинах эволюции животных;

- важнейшие закономерности размещения животных на Земле.

Должны уметь:

- различать систематические категории, давать классификацию различных видов животных;

- различать различные типы животных, находить и узнавать виды животных на таблицах и немых рисунках;

- давать характеристику классам и отрядам животных, их биологическим и экологическим особенностям; объяснять значение животных в природе и жизни человека;

- объяснять приемы охраны и восстановления редких и исчезающих видов животных;

- вести наблюдения за натуральными объектами, выявлять особенности их строения и поведения; группировать животных по определенным признакам; делать выводы;

- совершенствовать умения работать с микроскопом и другим лабораторным оборудованием;

- совершенствовать навыки работы с учебником, текстом, выявлять главную мысль, давать характеристику, работать с таблицами, карточками и учебными иллюстрациями;

- совершенствовать умение работать с дополнительным материалом при подготовке творческих работ, сообщений и докладов;

- иметь представление об эволюции мира животных, об основных доказательствах эволюции и учении Ч.Дарвина о причинах эволюции на Земле;

- объяснять процессы индивидуального развития животных, их способах размножения, развития.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА

Учебно-управленческие умения.

Учебно-информационные умения.

Учебно-логические умения.

1) Определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи.

2) Адаптировать основные правила гигиены учебного труда под собственные индивидуальные способности.

3) Оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами, с их деятельностью в прошлом.

1)Составлять конспекты письменного текста.

2)Осуществлять пометки, выписки, цитирование письменного текста

3) Составлять конспект устного текста.

4) Составлять доклад устного текста

5)Самостоятельно использовать различные виды наблюдения (структурированное и неструктурированное, полевое и лабораторное).

1)Определять причинно-следственные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать, какими компонентами данный компонент порожден или изменен и какие компоненты данным компонентом порождены или изменены.

2) Определять свойства объекта, т.е. устанавливать свойства, порожденные взаимосвязью компонентов, но им не принадлежащие.

3) Определять отношения объекта с другим объектом.

4) Определять Существенные признаки объекта.

5) Выполнять неполное комплексное сравнение, т.е. устанавливать либо только сходство, либо различие по нескольким аспектам.

6) Выполнять полное однолинейное сравнение, т.е. одновременно устанавливать сходство и различие объектов по одному аспекту.

7) Осуществить индуктивное обобщение, т.е. определять общие существенные признаки двух и более объектов и фиксировать их в форме понятия или суждения.

8) Осуществлять классификацию, делить род (класс) на виды (подвиды) на основе установления признаков объекта, составляющих род.

9) Различать родовое и видовое понятия.

10) Осуществлять перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем.

11) Определять для решения проблем новую функцию объекта, т.е. устанавливать новое значение, роль, обязанность, сферу деятельности.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Программы и литература

Учебники и учебные пособия

Учебное оборудование

1. Программно-методические материалы: Биология. П78 6-11 кл. / Сост. В.С. Кучменко. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 224с. Авторы  В.В.Пасечник,В.М. Пакулова, В.В. Латюшин, Р.Д. Маш. 7 класс. Животные.

2. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/ авт.-сост. Г.М.Пальдяева. – М.Дрофа, 2009. -92,(4) с.

3. Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику в.В. Латюшина, В.А. Шапкина/ авт. – сост. Н.И. Галушкова. – 2-е изд., стереотип. Волгоград: Учитель, 2008.

4. Биология 7(8) класс. Универсальные поурочные разработки. – М.: ВАКО, 2006. (В помощь школьному учителю).

5. биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Латюшина, в.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ В.В. Латюшин, Г.А. Уфимцева. – 4-е изд.. стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

1. Биология. Животные. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 302, (2) с.: ил.

2. Серия: Я иду на урок биологии: Зоология: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002. – 272с.: ил.

3. И.Х. Шарова, А.А.Мосалов. Зоология. Практикум. 7 класс.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.-112с.

4. Т.С.Сухова. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы./Методическое пособие/ М. Дрофа – 1996. – 160 с.: ил.

5. Биология. Мир животных. 7 кл.: задачи, дополнительные материалы/ Демьянков Е.Н., А.И. Никишов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.-175 с.: ил.

6. Н.Ю. Захарова. Тесты по биологии. К учебнику В.В.Латюшина, В.А.Шапкина «Биология. Животные. 7 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 126 /2/ с., ил. – (Серия «Учебно-методический комплект»).

7. Н.Ю. Захарова. Контрольные и проверочные работы по биологии. К учебнику В.В.Латюшина, В.А.Шапкина «Биология. Животные. 7 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 158 /2/ с., ил. – (Серия «Учебно-методический комплект»).

8. Биология. 7-8 классы: тесты / авт. – сост. М.В. Оданович. – Волгоград: Учитель, 2007. – 150с.

9. Агеева И.Д. Литературные забавы на уроках и праздниках. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 240 с. – (Игровые методы обучения).

10. Биология в таблицах. 6-11 классы : справочное пособие / авт. – сост. Т.А.Козлова, В.С. Кучменко. – 9-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 234, /6/ с.

11. Рабочие программы по биологии (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н.Понамаревой) / авт. - сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд. Стереотип. – М.: Глобус, 2008. – 464 с. – ( Новый образовательный стандарт).

12. Пименова И.Н., Пименов А.В. Зоология беспозвоночных. Теория. Задания. Ответы. Саратов: Лицей, 2005. – 288с. – (Биология).

14.Анишкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. / Художники Янаев В.Х., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 128 с., ил. Серия: «Учиться надо весело».

15. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы/ авт.-сост. М.М.Богданарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 174 с.

16. Агеева И.Д. Весёлая биология на уроках и праздниках: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 352с.

17. Справочник учителя биологии: законы, правила принципы. биографии ученых/ авт. – сост. н.А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2009.


1. Оптическая: Лупы ручные; микроскоп «Юннат 2П – 3.

2. Комплект посуды и принадлежностей для опытов.

3. Портреты выдающихся биологов

4. Таблицы  Пугал Н.А. Уровни организации живой природы»

5.  Видеофильмы «Биология 1-2-3, 4, 5».

6. Слайд – альбомы: «Млекопитающие», «Птицы», «Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся».

7. Микропрепараты по зоологии.

8. Барельефные модели к разделу «Животные»: внутренне строение ящерицы, археоптерикс, внутренне строение голубя, внутренне строение собаки, желудок жвачного животного, внутренне строение жука, внутренне строение кролика, внутренне строение рыбы, строение дождевого червя.

9. Чучела крысы, рыбы.

10. Коллекции: «Раковины моллюсков», «Морская звезда и морской ёж».

11. Влажные препараты: «Внутреннее строение брюхоногого моллюска», «Внутренне строение крысы», «Внутренне строение лягушки», «Внутреннее строение рыбы»,  «Перловица», «Пескожил», «Тритон».

12. Модели (объемные) демонстрационные к разделу «Животные»: «Скелет конечности лошади», «Скелет конечности овцы», «Строение яйца птицы», Скелет костистой рыбы.

13. CD – disc Биология. Животные. 1С.: Школа

14. CD – disc Интерактивные творческие задания. Биология 7-9

15. CD – disc Интерактивное наглядное пособие «Беспозвоночные животные», «Позвоночные животные»;

16. CD – disc Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные. 7 класс.

17. Лабораторно-демонстрационно-экспериментальное оборудование

18. Комплект лабораторного оборудования для биохимических исследований.


Техническое обеспечение:

  1. мультимедийная доска
  2. мультимедиа-проектор
  3. компьютер
  4. моноблок
  5. принтер Epson
  6. видеодвойка «LG»


ПРИЛОЖЕНИЕ

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

  1. .Простейшие. Класс Споровики. Их значение в природе.
  2. Эвглена зеленая. Знакомая незнакомка.
  3.  Тип Губки. Класс Известковые губки
  4.  Тип Губки. Класс Обыкновенные губки.
  5.  Опасные полипы. Гидроидные медузы.
  6. Паразитические плоские черви.
  7.  Насекомые переносчики заболеваний человека.
  8.  Медоносная пчела.
  9. Незнакомый муравей.
  10. Тутовый шелкопряд.
  11.  Промысловые костные рыбы.
  12.  Пираты морских глубин. Акулы.
  13. Бесхвостые амфибии. Их значение в жизни человека и природе.
  14. Черепахи.
  15. Знакомьтесь, крокодил.
  16. Птицы открытых пространств.
  17. Певчие избранники России. Соловей.
  18. Птицы обитатели тундры.
  19. Класс Млекопитающие. Отряд Сумчатые.
  20. Многообразие млекопитающих.



Предварительный просмотр:

№ п./п.

Дата

Тема

Цели урока

Основной материал

д/з

ЗУН

Оборудование

Межпредметные связи

Контроль

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Введение. Общие сведения о животном мире – 2 часа.

Цель изучения раздела: дать понятие о науке зоология, показать сходство и различие животного мира и растительного мира, продолжить знакомить учащихся с классификацией животных.

Задачи изучения раздела: научить работать с учебником,  отработать умение учащихся находить систематическое место животного в классификации животных.

1.

История развития зоологии.

*Дать представление о зоологии - науке о животных, об этапах её развития, многообразие животного мира; познакомить с систематикой животных, её основными категориями, учебником зоологии и учебной литературой.

Систематические категории зоологии, история развития зоологии.

§1

Знать историю развития зоологии, основы систематической классификации животных.

Картинки  животных, чучела, коллекции; портреты К.Линнея,

Ч.Дарвина, Аристотеля. Таблицы с представителями различных систематических групп животных.

История.  

2.

Современная зоология.

*Познакомить учащихся с признаками сходства и различия между животными, растениями, грибами, бактериями.

Структура зоологии как науки о животных, роль животных в природе и их значение в жизни человека.

§2

Знать и уметь объяснять сходства и различия между животными, растениями, грибами, бактериями.

Таблицы, рисунки, фотографии, гербарии и чучела животных

Ботаника.

Опрос.

РАЗДЕЛ 1 Многообразие животных – 39 часов.

Цель изучения раздела: дать понятие о многообразии животного мира, представителях различных классов, их отличительных особенностях, месте в классификации животного мира, историческом усложнении строения и поведения.

Задачи изучения раздела: научить различать различные классы животных, отличать их особенности строения и поведения, таксономическом месте в мире животных; научить готовить микропрепараты с простейшими животными, отрабатывать навыки и приемы работы с микроскопом. 

3.

Общая характеристика простейших.

*Дать понятие об особенностях строения простейших, их образе жизни, роли в природе и жизни человека, раскрыть их систематическое положение в царстве животных, совершенствовать умение работать с учебником.

Строение и особенности поведения корненожек, инфузории, эвглены.

§3

Знать и уметь проводить наблюдений и формулировать выводы.

Таблица «Тип Простейшие», микроскоп и оборудование для лабораторной работы, культура простейших, тематические карты, рисунки.

Физика.

Лабораторная работа №1 «Знакомство с многообразием водных простейших

4.

Простейшие: жгутиконосцы, инфузории.

*Дать понятие об особенностях строения простейших, их образе жизни, роли в природе и жизни человека, раскрыть их систематическое положение в царстве животных.

Дать понятие о половом размножении простейших.

§4

Знать и уметь сравнивать, работать с таблицей.

Таблица «Тип Простейшие», тематические карты, рисунки.

География.

Индивидуальный опрос.

5.

Тип губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные.

*Познакомить учащихся с общей характеристикой типа губок, их многообразием, классификацией; показать родство с одноклеточными животными; сформировать понятие о тканях, о двухслойном животном; раскрыть особенности строения и жизнедеятельности различных классов губок.

Дать понятие о двухслойном теле, включениях, полостном и внутриклеточном пищеварении.

§5

Знать и уметь наблюдать и делать сообщения.

Таблицы «Тип Губки», «Одноклеточные животные». Таблицы «Черви», «Кишечнополостные», «Тип Членистоногие», влажные препараты.

География.

С/р.

6.

Тип кишечнополостные. Общая характеристика.

*Познакомить учащихся с общей характеристикой типа кишечнополостные.

Дать понятие о специализированных клетках: стрекательные, промежуточные, нервные, кожно-мускульные.

§6, повт. §5.

Знать и уметь наблюдать, сравнивать, работать с таблицей.

Таблицы «Кишечнополостные», фотографии и рисунки кишечнополостных, влажные препараты.

География.

Тестовый опрос.

7.

Многообразие кишечнополостных.

Дать понятие о роли кишечнополостных  в природе и жизни человека, многообразии.

Дать понятие о коралловых полипах, медузах и гидроидных полипах.

§6

Уметь распознавать животных, работать с таблицами.

Таблицы «Кишечнополостные», фотографии и рисунки кишечнополостных, влажные препараты.

Фронтальный опрос.

8.

Тип плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные.

*Познакомить учащихся с общей характеристикой типа плоские черви, их многообразием, классификацией, сформировать понятие о строении червей, с их  паразитическим образом жизни.

Дать понятие о реснитчатых, ленточных червях и сосальщиках.

§7

Знать и уметь наблюдать, сравнивать, работать с таблицей.

Таблицы «Белая планария», «Печеночный сосальщик», «Бычий цепень», карточки, схемы.

Медицина.

С/р.

9.

Тип круглые черви.

*Раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых червей, рассмотреть особенности человеческой аскарида в связи с паразитическим образом жизни.

Дать понятие об острицах, аскаридах, их паразитическом образе жизни.

§8

Знать и уметь наблюдать, сравнивать, работать с таблицей.

Таблица «Тип круглые черви. Человеческая аскарида», влажный препарат, культура круглых червей.

Медицина.

Лабораторная работа №2 «Знакомство с многообразием круглых червей».

10.

Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые.

*Раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых многощетинковых червей, рассмотреть особенности их строения, образа жизни,  рассмотреть их роль в природе.

Дать понятие о малощетинковых, многощетинковых червях, пиявках, их  образе жизни.

§9

Знать и уметь наблюдать, сравнивать, работать с таблицей.

Таблица «Тип кольчатые черви. Полихеты», рисунки, фотографии.

С/р.

11.

Многообразие кольчатых червей. Олигохеты.

*Раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых малощетинковых червей и пиявок, рассмотреть особенности их строения, образа жизни на примере дождевого червя,  рассмотреть их роль в природе и жизни человека.

Дать понятие о формировании почвы малощетинковыми червями.

§10

Знать и уметь наблюдать, сравнивать, работать с таблицей.

Влажные препараты, инструктивные карты. Таблица «Тип кольчатые черви. Дождевой червь».

Физика.

Лабораторная работа №3 «Многообразие кольчатых червей».  

12.

Тип Моллюски.

*Рассмотреть особенности строения в связи со средой обитания, многообразие моллюсков и их образа жизни.  показать их роль в природе и практической деятельности человека.

Дать понятие о моллюсках, их образе жизни, значении в природе и жизни человека.

§11

Знать и уметь наблюдать, сравнивать, работать с таблицей.

Таблицы «Тип Моллюски. Класс Брюхоногие моллюски», «Класс Двустворчатые. Беззубка», «Класс Головоногие моллюски. Дальневосточный кальмар».

Физика.

Викторина.

13.

Многообразие моллюсков.

*Добиться усвоения обучающимися знаний об особенностях строения, процессов жизнедеятельности моллюсков в связи с их средой обитания.

Дать понятие о брюхоногих, двустворчатых и головоногих, их образе жизни. Реактивное движение.

§12

Знать и уметь наблюдать, сравнивать, работать с таблицей.

Таблицы «Тип Моллюски. Класс Брюхоногие моллюски», «Класс Двустворчатые. Беззубка», «Класс Головоногие моллюски. Дальневосточный кальмар».

География.

С/р.

14.

Тип Иглокожие.

*Познакомить обучающихся с общей характеристикой типа Иглокожих, их многообразием, особенностями поведения и  значением в природе и жизни человека.

Дать понятие о иглокожих, их образе жизни, их значении в природе и жизни человека.

§13

Знать и уметь наблюдать, сравнивать, работать с таблицей.

Таблица «Тип Иглокожие», коллекция иглокожих.

География.

С/р.

15.

Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные.

*Познакомить учащихся с общими признаками членистоногих, выявить особенности их внешнего строения, черты их сходства и различия; дать представление о классификации типа, его представителях.

Дать понятие о членистоногих, их образе жизни, их значении в природе и жизни человека.

§14

Знать и уметь наблюдать, сравнивать, работать с таблицей.

Таблицы «Тип Членистоногие. Речной рак», коллекция, культура ракообразных животных.

Физика.

Л/р.  №4 «Знакомство с многообразием ракообразных».

16.

Класс Паукообразные

§14

Знать и уметь наблюдать, сравнивать, работать с таблицей.

Таблица «Тип членистоногие. Паук-крестовик».

Игра «Да- нет».

17.

Класс Насекомые. Общая характеристика и значение.

*Расширить и углубить знания детей о типе Членистоногие путем изучения строения насекомых, выявить причины процветания класса Насекомых.

Дать понятие о насекомых, об их особенностях,  образе жизни, указать причины процветания этого класса.

§15

Знать и уметь наблюдать, сравнивать, работать с таблицей.

Таблицы «Тип Членистоногие. Майский жук», коллекция насекомых, лупы.

Физика.

Лабораторная работа №5 «Изучение представителей класса Насекомых».

18.

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховёртики, Подёнки.

*Раскрыть особенности организации насекомых , рассмотреть основные принципы систематики; формировать навыки и умения различать насекомых различных отрядов; дать понятие о неполном развитии на примере кузнечика.

Дать понятие о таракановых, прямокрылых, уховёртках, подёнках, их образе жизни. Неполное превращение насекомых

§16

Знать и уметь наблюдать, сравнивать, работать с таблицей.

Таблицы

 « Отряды насекомых», коллекции, лупы, фотографии, рисунки.

География.

С/р.

19.

Отряды Насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

*Раскрыть особенности организации насекомых  данных отрядов, рассмотреть основные принципы систематики,; раскрыть особенности их строения и развития, значение в природе и жизни человека; дать понятие о полном превращении на примере развития майского жука.

Дать понятие о стрекозах, вшах, жуках, клопах, раскрыть особенности их строения и значении в природе и жизни человека. Полное превращение насекомых.

§17.

Знать и уметь наблюдать, сравнивать, работать с таблицей.

Таблицы

« Отряды насекомых», коллекции, лупы, фотографии, рисунки.

География, медицина.

С/р.

20.

Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

*Раскрыть особенности организации насекомых данных отрядов, дать понятие о полном превращении на примере развития бабочки и мухи.

Дать понятие о Бабочках, Равнокрылых, Двукрылых, Блохах, их образе жизни.

§18

Знать и уметь наблюдать, сравнивать, работать с таблицей.

Таблицы « Отряды насекомых», коллекции, лупы, фотографии, рисунки.

География.

С/р

21.

Отряд Перепончатокрылые.

*Раскрыть особенности организации насекомых отряда Перепончатокрылые. Дать понятие о более сложной организации общественной жизни на примере медоносной пчелы и муравья.

Дать понятие о перепончатокрылых, их коллективном образе жизни, значении в народном хозяйстве.

§19

Знать и уметь наблюдать, сравнивать, делать выводы, работать с таблицей.

Таблицы « Отряд Перепончатокрылые», «Схема строения улья»; коллекция перепончатокрылых насекомых.

География.

Фронтальный опрос.

22.

Обобщающий урок по теме «Многоклеточные беспозвоночные животные».

*Обобщить и систематизировать знания детей о многообразии многоклеточных беспозвоночных животных, об их усложнении, приспособленности к среде обитания; о значении в природе и жизни человека.

Зачёт.

Обобщать, делать выводы.

К/р. По теме «Многоклеточные беспозвоночные животные».

23.

Тип Хордовые. Подтипы Бесчерепные и Черепные, или позвоночные.

*Раскрыть особенности строения хордовых животных на примере Ланцетника и миноги, показать их приспособленность к среде обитания; научить школьников отличать беспозвоночных и хордовых животных; раскрыть их значение в природе.

Дать понятие о хордовых, их организации, причинах их процветания, особенностях  развития.

§20

Знать и уметь наблюдать, систематизировать, сравнивать, делать выводы.

Таблицы « Тип Хордовые. Ланцетник», влажные препараты, лупы, фотографии, рисунки.

География.

С/р.

24.

Класс Рыбы. Общая характеристика.

*Раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи со средой обитания.

 Дать понятие о рыбах, особенностях их организации, значении в природе и народном хозяйстве человека.

§21

Знать и уметь наблюдать, сравнивать, работать с таблицей.

Таблицы « Класс Рыбы», «Многообразие рыб». Влажные препараты, скелет рыбы, лупы, фотографии, рисунки.

Физика.

Лабораторная работа №6 «Знакомство с внешним видом и передвижением рыб».

25.

Класс хрящевые рыбы.

*Дать понятие о систематическом положении класса хрящевые рыбы, особенностей их строения и образа жизни, роли в природе и жизни человека; раскрыть их роль в эволюции животного мира.

Дать понятие об  отрядах Акулы, Скаты, Химерообраз-

ные, их организации и образе жизни.

§22

Знать и уметь наблюдать, сравнивать, делать сообщения.

Таблицы « Класс Рыбы», «Многообразие рыб». Схема строения акулы, лупы, фотографии, рисунки.

География.

С/р.

26.

Многообразие костных рыб.

*Дать понятие о систематическом положении класса костные рыбы, особенностей их строения и образа жизни, роли в природе и жизни человека; раскрыть их роль в эволюции животного мира

Дать понятие об  данных отрядах, особенностях и образа жизни и значении в природе и жизни человека.

§23

Знать и уметь работать с учебником.

Таблицы « Класс Рыбы», «Многообразие рыб». скелет рыбы, фотографии, рисунки.

География.

Тестовая работа.

27.

Класс земноводные, или Амфибии.

*Дать понятие о систематическом положении класса амфибий, особенностей строения земноводных на основе эволюционного усложнения и приспособления к наземно-водному образу жизни.

Дать понятие земноводных, особенностях их организации и образе жизни.

§24

Знать и уметь наблюдать, сравнивать, работать с таблицей.

Таблицы « Класс Амфибии», «Многообразие земноводных». Влажный препарат «Внутренне строение Лягушки», скелет лягушки, фотографии, рисунки.

География.

Викторина.

28.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.

*Дать понятие о систематическом положении отряда чешуйчатые, особенностей строения рептилий на основе эволюционного усложнения и приспособления к наземному образу жизни.

Дать понятие о пресмыкающихся, особенностях их организации и образе жизни.

§25, таблица.

Знать и уметь наблюдать, сравнивать, работать с таблицей.

Таблицы « Класс Рептилии», «Многообразие рептилий». Влажный препарат «Внутренне строение змеи», скелет змеи, фотографии, рисунки.

География.

Опрос.

29.

Отряды пресмыкающихся.

*Дать понятие о систематическом положении отрядов Чешуйчатые, Черепахи и Крокодилы, особенностей их строения на основе эволюционного усложнения и приспособления к наземному образу жизни.

Дать понятие о данных отрядах, особенностях их организации и образе жизни.

§26

Знать и уметь наблюдать, сравнивать, работать с таблицей.

Таблицы « Класс Рептилии», «Многообразие рептилий»,  фотографии, рисунки.

география

С/р.

30.

Класс Птицы. Общая характеристика.

*Дать понятие о систематическом положении класса птиц, особенностей их строения на основе эволюционного усложнения и приспособления к полету; раскрыть роль птиц в природе и жизни человека

Дать понятие о птицах, систематике, особенностях их организации и образе жизни.

§27

Знать и уметь устанавливать взаимосвязи между строением и функциями органов и скелета.

Таблицы « Класс Птицы. Многообразие птиц», «Внутреннее строение голубя», скелет голубя.  Фотографии, рисунки.

Анатомия, физика.

Лабораторная работа №7 «Изучение внешнего строения птиц».

31.

Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные, Пингвины.

*Дать понятие о систематическом положении  данных отрядов, особенностей их строения и размножения; раскрыть роль птиц в природе и жизни человека

Дать понятие о данных отрядах, особенностях их организации и образе жизни.

§28

Знать и уметь наблюдать, сравнивать, работать с таблицей.

Таблицы « Класс Птицы. Многообразие птиц». Фотографии, рисунки.

География.

Тест.

32.

Отряды птиц: дневные хищники, Совы, Куриные, Воробьинообразные, Голенастые.

*Дать понятие о систематическом положении данных отрядов, особенностей их строения с различными способами питания; раскрыть роль птиц в природе и жизни человека

Дать понятие о данных отрядах, особенностях их организации и образе жизни.

§29,30

Знать и уметь наблюдать, сравнивать, работать с таблицей.

Таблицы « Класс Птицы. Многообразие птиц». Фотографии, рисунки.

География.

С/р.

33.

Изучение многообразия птиц нашего региона.

Расширить и углубить знания детей о многообразии птиц нашего региона, систематизировать их знания, отрабатывать навыки наблюдения в природе.

Отчёт по работе.

Знать и уметь наблюдать, сравнивать и описывать представителей птиц местной фауны.

Оборудование для экскурсии.

География.

Экскурсия.

34.

Класс Млекопитающие, или звери.

*Дать понятие о более высоком положении класса млекопитающих; выявить причины их процветания на Земле; раскрыть особенности их строения и размножения, усложнение поведения зверей.

Дать понятие о млекопитающих, особенностях их организации и образе жизни.

§31

Знать и уметь наблюдать, сравнивать, работать с таблицей.

Таблицы « Класс Млекопитающие», «Многообразие млекопитающих». Фотографии, рисунки.

Анатомия.

С/р.

35.

Отряды: Однопроходные, сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые.

Отрабатывать умение детей отличать представителей различных отрядов.

§31

Знать и уметь наблюдать, сравнивать, работать с таблицей.

Таблицы « Класс Млекопитающие», «Многообразие млекопитающих». Фотографии, рисунки.

Анатомия.

С/р.

36.

Отряды Млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные.

*Продолжить формирование понятия о более высоком положении класса млекопитающих; познакомить с данными отрядами, особенности их строения и размножения, усложнение их поведения в связи с образом жизни.

Дать понятие о данных отрядах, особенностях их организации и образе жизни.

§32

Знать и уметь наблюдать, сравнивать, работать с таблицей.

Таблицы « Класс Млекопитающие. Зайцеобразные и Грызуны», чучела. Скелет зайца, Фотографии, рисунки.

География.

Индивидуальный опрос, работа по карточкам.

37.

Отряды Китообразные, Ластоногие, Хоботные.

*Познакомить с данными отрядами, особенности их строения и размножения, усложнение их поведения в связи с образом жизни.

Дать понятие о данных отрядах, особенностях их организации и образе жизни.

§33.

Знать и уметь наблюдать, сравнивать, работать с таблицей.

Таблицы « Класс Млекопитающие. Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные», чучела. Фотографии, рисунки.

География.

Фронтальный опрос.

38.

Отряд хищные.

*Познакомить с данными отрядами, особенности их строения и размножения, усложнение их поведения в связи с образом жизни.

Дать понятие о данных отрядах, особенностях их организации и образе жизни.

§33.

Знать и уметь наблюдать, сравнивать, работать с таблицей.

Таблицы « Класс Млекопитающие. Хищные».

География.

С/р.

39.

Отряды Парнокопытные, Непарнокопытные.

*Познакомить с  данными отрядами, раскрыть особенности их строения и размножения, усложнение их поведения в связи с образом жизни.

Дать понятие о данных отрядах, особенностях их организации и образе жизни.

§34.

Знать и уметь наблюдать, сравнивать, работать с таблицей.

Таблицы « Класс Млекопитающие: Парнокопытные, Непарнокопытные», Фотографии, рисунки.

География.

Лови вопрос. Игра.

40.

Отряд Приматы.

*Познакомить с данными отрядами, раскрыть особенности их строения и размножения, усложнение их поведения в связи с образом жизни.

Дать понятие о данных отрядах, особенностях их организации и образе жизни.

§35.

Знать и уметь наблюдать, сравнивать, работать с таблицей.

Таблицы « Класс Млекопитающие. Приматы», Фотографии, рисунки.

География.

С/р.

41.

Обобщающий урок по теме «Многоклеточные хордовые животные».

*Обобщить и систематизировать знания детей.

Обобщить и систематизировать знания о многоклеточных хордовых животных, контроль знаний.

Таблицы с изображением животных разных классов типа хордовые.

К/р. по теме «Многоклеточные хордовые животные».

РАЗДЕЛ 2 Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных. – 10 часов.

Цель изучения раздела: дать понятие о том, как менялись отдельные черты строения, в каком направлении шла эволюция строения животных, о взаимосвязи строения и функций организма, о жизнедеятельности животных; расширить знания обучающихся о размножении и развитии животных, какова продолжительность их жизни.

Задачи изучения раздела: научить выявлять сходство и различия в строении тела различных животных, распознавать стадии развития животных, определять возраст некоторых животных.

42.

Покровы тела.

*Сформировать у учащихся представления об эволюции покровов тела животных; показать их усложнение, появление новых функций в связи сих усложнением, взаимосвязь строения покровов тела с уровнем организации животных.

Разнообразие покровов тела у животных. Функции. Приспособления к условиям жизни. Строение кожи млекопитающих.

§36

Называть функции покровов тела, распознавать и описывать строен е кожи млекопитающих, выявлять приспособления покровов тела к среде обитания.

Таблицы по зоологии с изображением разных групп животных.

Анатомия.

Л/р.  №8 «Выявление особенностей строения покровов тела в связи с образом жизни».

43.

Опорно-двигательная система.

*Познакомить обучающихся со строением и функциями опорно-двигательной системы у разных групп животных, с направлением эволюции опорно-двигательной системы.

Функции. Приспособления к условиям жизни. Типы скелетов. Строение скелетов.

§37

Распознавать и описывать органы опорно-двигательной системы. называть её функции, типы скелета, выявлять признаки усложнения в строении скелета, сравнивать скелеты позвоночных.

Таблицы по зоологии с изображением опорно-двигательных систем животных.

Анатомия.

Работа с таблицей

44.

Способы передвижения животных. Полости тела.

*Познакомить учеников с основными типами движения животных; показать эволюционное направление в изменении способов движения4 сформировать представление о полости тела, её видах и значении, об эволюционном направлении в изменении полостей тела животных.

Передвижение животных. Полости тела

§38

Приводить примеры животных, имеющих разные полости тела, давать определения терминам, распознавать и описывать способы передвижения.

Таблицы по зоологии с изображением разных групп животных.

Анатомия.

Решение биологических задач

45.

Органы дыхания и газообмен.

*Сформировать у учеников понятие о газообмене у животных4 познакомить их с особенностями дыхательных структур и типами газообмена у разных групп животных4 показать эволюционное направление в изменении дыхательных структур и типов газообмена у разных групп животных.

Дыхание. Пути поступления кислорода. Приспособления к условиям жизни.

§39

Называть пути поступления кислорода в организме животных, распознавать и описывать органы дыхания, сравнивать строение органов дыхания.

Таблицы по зоологии с изображением разных групп животных, схемы дыхательных систем различных групп животных.

Анатомия.

Опрос тестовый.

46.

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

*Сформировать у обучающихся понятия об обмене веществ и энергии, о питании и пищеварении; познакомить с особенностями строения органов пищеварения различных групп животных.

Питание. Обмен веществ и превращение энергии. Органы пищеварения. Приспособления к условиям жизни. Строение пищеварительной системы млекопитающих.

§40

Называть функции органов пищеварения, распознавать и описывать органы пищеварения, сравнивать строение органов пищеварения и процессы питания.

Таблицы по зоологии с изображением разных групп животных, схемы пищеварительных систем различных групп животных.

Анатомия, физиология.

Фронтальный.

47.

Кровеносная система. Кровь.

*Познакомить учащихся с особенностями строения кровеносной системы у животных разных групп, с составом крови, значением крови и кровообращения; сформировать представление об эволюционном изменении органов кровообращения, о составе крови животных.

Транспортировка веществ. Приспособление к условиям жизни.

§41

Называть функции кровеносной системы, распознавать и описывать органы кровеносной системы, сравнивать строение органов кровеносной системы.

Таблицы «Схемы кровеносной системы разных позвоночных животных».

Анатомия.

Тест.

48.

Органы выделения.

*Продолжить формирование понятия об обмене веществ и энергии, познакомить учеников с особенностями строения выделительной системы у разных групп животных, со значением выделения; сформировать представление об эволюционном изменении органов выделения.

Органы выделения. Строение органов выделения млекопитающих.

§42

Называть функции органов выделения. Распознавать и описывать органы выделения. Выявлять приспособленность в строении органов к среде обитания.

Таблицы «Разные группы животных».

Анатомия.

Игра «Да-нет».

49.

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

*Познакомить учеников со значением нервной системы и особенностями её строения у разных групп животных; показать, что основным элементом строения нервной системы служит нервная клетка, основой её функционирования – рефлекс; сформировать понятие об эволюционном изменении нервной системы.

Поведение животных: рефлексы, инстинкты, элементы рассудочной деятельности. Строение нервной системы млекопитающих.

§43

Называть функции нервной системы. Распознавать и описывать органы нервной системы животных и их поведения. Давать определения терминам. Сравнивать строение органов нервной системы.

Таблицы по зоологии с изображением разных групп животных, схемы дыхательных систем различных групп животных.

Анатомия.

Работа по карточкам

50.

Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

*Познакомить учеников с особенностями органов чувств животных из разных групп, сформировать представление об эволюции органов чувств; показать зависимость развития органов чувств от развития нервной системы животных.

Органы чувств. Приспособления к условиям жизни. механизм регуляции.

§44

Распознавать и описывать органы чувств. выявлять приспособленность организмов к среде обитания.

Таблицы по зоологии с изображением разных групп животных.

Анатомия.

с/р

51.

Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и систем».

*Систематизировать знания детей по этой теме; проверить их умение давать сравнительно-анатамическую характеристику изученных типов животных, выявить связь строения органов и их систем с выполняемыми функциями.

Таблицы с изображением различных систем классов типа хордовые, муляжи головного мозга, скелеты животных.

К/р. По теме «Эволюция строения и функции органов и систем»

РАЗДЕЛ 3 Индивидуальное развитие животных – 4 часа.

Цель изучения раздела: дать понятие о том, как идёт процесс размножения и развития у животных, какова продолжительность их жизни.

Задачи изучения раздела: научить распознавать стадии развития животных, определять возраст некоторых животных.

52.

Продление рода. Органы размножения.

*Сформировать представление о воспроизводстве, как одном из основных свойств живой системы; познакомить учащихся с особенностями размножения и индивидуального развития животных разных групп; способах размножения. Дать представление об оплодотворении, его видах, биологическом значении.

Размножение. Бесполое и половое размножение у животных. Органы размножения. Раздельнополые животные. Гермафродиты.

§45,46

Называть функции органов размножения. Распознавать и описывать органы размножения. приводить примеры.

Таблицы «Разные группы животных».

Анатомия.

Беседа.

53.

Способы размножения животных. Оплодотворение Развитие животных с превращением и без превращения.

*Дать представление об индивидуальном развитии; познакомить с развитием животных с превращением и без превращения; сформировать понятие о метаморфозе, показать приспособительную роль его в жизни животного.

Типы развития. Стадии развития с превращением и без превращения.

§47

Приводить примеры животных с развитием с метаморфозом и без метаморфоза.

Таблицы «Разные группы животных».

Фронтальный опрос.

54.

Периодизация и продолжительность жизни животных.

*Продолжить формирование понятия об индивидуальном развитии – онтогенезе; познакомить учащихся с периодами онтогенеза.

Эмбриональный период. Формирование и рост организма. Половая зрелость и старость.

§48

Называть периоды в жизни животных. Характеризовать возрастные периоды домашних животных.

Таблицы с изображением животных из разных систематических групп.

Л/р № 9 «Определение возраста животных».

55.

Обобщающий урок по теме «Индивидуальное развитие животных»

Обобщить знания учащихся по теме и систематизировать их.

К/р. по теме «Индивидуальное развитее животных»

РАЗДЕЛ 4. Развитие животного мира на Земле – 4 часа.

Цель изучения раздела: дать понятие о том, что можно считать доказательством эволюции животного мира, что считал Ч.Дарвин причинами эволюции, об ареале, закономерностях размещения животных на Земле.

Задачи изучения раздела: научить анализировать доказательства эволюции, находить палеонтологические доказательства в природе, разбираться в причинах и результатах эволюции, характеризовать условия обитания животных.

56.

Доказательства эволюции животных

*Дать понятие о науках палеонтологи, эмбриология, сравнительная анатомия, как о науках, занимающихся доказательствами эволюции; познакомить  с  приемами  доказательства развития животного мира.

Понятие об эволюции. Доказательство эволюции.

§49

Давать определение термину эволюция. Называть доказательства эволюции приводить их.

Таблицы «Сходство зародышей позвоночных животных», таблицы и материалы по теме.

Геология.

Урок-конференция.

57.

Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира.

*Обобщить знания о строении современных и некоторых ископаемых животных, раскрыть их роль в доказательстве эволюции животного мира; дать понятие о теории Ч.Дарвина, раскрыть понятие наследственность, изменчивость и естественный отбор, как важнейших факторов эволюции.

Учение Ч. Дарвина.

§50

Называть факторы эволюции. Приводить примеры действия факторов эволюции.

Таблицы и видеофрагменты по теме.

История.

Урок-конференция.

58.

Усложнение строения животных. Многообразие видов, как результат эволюции.

*Дать понятие об усложнении строения животных в связи с эволюционными изменениями, об образовании новых видов в результате эволюционных изменений.

Основные этапы развития животного мира на Земле: появление многоклеточности, систем органов. Происхождение и эволюция хордовых. Выход позвоночных на сушу.

§51

Называть основные этапы развития животного мира на Земле. Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличии от одноклеточных организмов.

Таблицы и видеофрагменты по теме.

Тест.

59.

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

*Сформировать знания об ареалах обитания, миграциях; познакомить с закономерностями размещения животных в ареале, вызванными сменой мест обитания и изменениями условий внешней среды; показать, что размещение животных носит приспособительный характер и является результатом эволюции.

Закономерности размещения животных. Миграции животных и их роль.

§52

Называть причины миграций. Приводить примеры мигрирующих животных.

Географические карты.

География.

Фронтальный опрос.

РАЗДЕЛ 5 Биоценозы – 5 часов.

Цель изучения раздела: дать понятие о том, что  такое биоценоз, как влияют факторы среды на биоценозы; раскрыть, какие существуют компоненты биоценозов, что значит понятие «цепь питания» и куда направляются потоки энергии в биоценозе.

Задачи изучения раздела: научить определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу; выявлять влияние окружающей среды на биоценоз; распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания.

60.

Естественные и искусственные биоценозы.

*Дать понятие об естественных и искусственных биоценозах; раскрыть, как формируется биоценоз, его строение, какие организмы их населяют; дать понятие о взаимосвязях организмов в биоценозе.

Биоценоз. Примеры биоценозов: естественных и искусственных.

§53

Давать определение понятию биоценоз. Приводить примеры биоценозов. Распознать и описывать компоненты биоценозов.

Таблицы и рисунки по теме.

Экология.

Беседа.

61.

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

*Сформировать знание о многообразии экологических факторов, влияющих на живые организмы биоценозов; расширить знания детей об адаптации организмов к различным условиям внешней среды.

Основные среды жизни: водная, почвенная, наземно-воздушная. Условия в различных средах.

§54

Называть основные среды обитания., описывать условия среды обитания, приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на среду обитания.

Таблицы и рисунки по теме.

Экология.

Викторина.

62.

Цепи питания. Поток энергии.

*Дать понятие  о цепях питания в различных биоценозах, раскрыть о перераспределении потока энергии в биоценозе, о приспособлении живых организмов к данным условиям; раскрыть понятие пищевых и энергетических пирамид.

Цепь питания. Поток энергии. Примеры цепей питания.

§55, 56 прочитать.

Давать определение понятию цепь питания, приводить примеры.

Таблицы, схемы и рисунки по теме.

Экология.

Фронтальный опрос.

63.

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

*Дать понятие о взаимосвязях компонентов биоценоза и их приспособленности друг к другу; раскрыть виды связей: трофические, пространственные; об экологических группах животных.

Взаимосвязь компонентов биоценоза. Пищевые связи.

§56, отчёт по работе.

Приводить примеры взаимосвязи компонентов в биоценозе. Давать определение понятию пищевые связи.

Таблицы, схемы и рисунки по теме, оборудование для экскурсии.

Экскурсия.

64.

Обобщающий урок по теме: «Развитие и закономерности размещения животных на земле. Биоценозы».

*Обобщить знания по данным темам; ещё раз отработать основные понятия темы.

Урок- зачёт.

РАЗДЕЛ 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека – 6 часов

Цель изучения раздела: дать понятие о том, кого, когда из диких животных одомашнил человек; дать знание о том, что нужно знать для успешного животноводства, какие законы регулируют природоохранную деятельность и хозяйственную деятельность человека; раскрыть понятие мониторинга и о том, какие охраняемые территории существуют в нашей стране и за рубежом.

Задачи изучения раздела: научить осознано относится к одному из главных природных ресурсов – животному миру, как правильно пользоваться Красной книгой; понимать причинно-следственные связи. Возникающие в результате воздействия человека на природу.

65.

Воздействие человека и его деятельности на животных. Одомашнивание.

*Дать понятие о воздействии человека и его деятельности на животных; как это воздействие влияет на животный мир; как человечество осуществляет охрану животного мира.

Раскрыть смысл понятий промысел, промысловые животные.

§57

Знать и уметь распознавать промысловых животных по картинкам и таблицам.

Таблицы, схемы и рисунки по теме.

Селекция, история.

Беседа.

66.

Законы РФ об охране животного мира. Система мониторинга.

*Познакомить с основными законами и декларирующими их документами об охране животного мира, с системой мониторинга как государственной службой управления и контроля  состояния животного мира в связи с хозяйственной деятельностью человека.

Раскрыть понятие мониторинг, биосферный заповедник.

§59

Знать о законах РФ о природопользовании, уметь объяснять понятия мониторинг, биосферный заповедник.

Конституция РФ, физико-географическая карта земного шара, физико-географическая карта РФ.

Правоведение.

Викторина.

67.

Охрана и рациональное использование животного мира

*Расширить понятие об охране и рациональном использовании животного мира; раскрыть понятия заповедник, биосферный заповедник, заказник, памятник природы, природные национальные парки, об их значении и нахождении на территории РФ.

Работать с понятиями заповедник, заказник, памятники природы, красная книга, акклиматизация.

§60

Уметь различать и знать понятия по данной теме. Знать о заповедниках и заказниках нашего края.

Географическая карта земного шара, географическая карта РФ.

Экология.

Фронтальный опрос.

68.

Обобщение темы «Животный мир и хозяйственная деятельность человека»

Обобщить и закрепить знания по данной теме

Работать с основными понятиями темы

§57-60 повторить

Уметь оперировать основными понятиями темы,

Тест

69.

Обобщение темы «Многообразие животных»

Обобщить и закрепить знания по данной теме

Работать с основными понятиями темы

Творческое задание

Кроссворд

70.

Заключительный урок по курсу «Биология. Животные».

*Обобщить знания детей по данному курсу.

Обобщить знания детей по теме, дать летние задания.

Задания на лето.

Урок – конференция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование биология 9 класс

Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс. К учебнику И.Н. Пономарева «Основы общей биологии», М., Издательский центр «Вентана-Граф»....

тематическое планирование. Биология.6 класс.2 часа в неделю

Тематическое планирование. Биология.6 класс.2 часа в неделю. Автор учебника И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. Издательский центр "Вентана-Граф"2009 год. Программа для учащихся VII вида обуч...

Календарно-тематическое планирование биологии 6 класс УМК Пономаревой И.Н.

Программа составлена по курсу "Растения. Бактерии. Лишайники" 6 класс авторов И.Н.Пономарева, В.С. Кучменко Предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю ( 70 часов за год). В рабоче...

Календарно тематическое планирование Биология 6 класс

Календарно тематическое планирование Биология 6 класс...

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием Биология 5 класс (по ФГОС) Плешаков, Сонин

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием курса Биология 5 класс (по ФГОС линейный). Авторы УМК Плешаков, Сонин...

Календарно- тематическое планирование " Биология. Животные. 7 класс" ФГОС (ВВ. Пасечник)

Календарно- тематическое планированиеБиология. Животные. 7 класс  (70ч, 2 ч в неделю). ФГОС ВВ Пасечник...

Календарно-тематическое планирование "Биология. 7 класс. Животные"

Программа ориентирована на использование учебника:Биология. 7 класс (авторы В. И. Сивоглазов, Н. Ю. Сарычева, А. А. Каменский)-М.: Просвещение, 2020....