"Среды обитания организмов". Урок с учетом требований ФГОС для учащихся 5-ого класса к учебнику В.В.Пасечника "Биология. 5 класс" Издательство "Дрофа", 2012
презентация к уроку по биологии (5 класс) по теме

 

Данный урок основан на частично самостоятельной работе учащихся с различными источниками информации. Учащиеся учатся искать информацию, выделять наиболее важные, значимые моменты, интересные факты, что повышает интерес к предмету. Учащиеся приобретают опыт работы в группах, развивают умение договариваться между собой, распределять задания. Работа учащихся курируется учителем, в результате чего развиваются отношения сотрудничества между учениками и учителем-предметником, оказывающим помощь в работе учеников. На данном уроке развивается ещё одно немаловажное умение – это умение слушать одноклассников и умение интересно рассказывать. В работе над этим уроком учащиеся могут использовать имеющиеся у них знания, т.е. воспользоваться личным опытом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по биологии  в 5 классе  по теме «Среды обитания».

Цель урока:  

  1. Узнать, что такое среда обитания организмов;
  2. Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов;
  3.  Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить  черты приспособленности организмов к жизни в них;
  4. Конкретизировать знания учащихся о различных средах обитания организмов;

  1. Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.

Тип урока:

  1. Урок изучения нового материала с использование ИКТ и систематизации знаний

 Используемое оборудование:  

  1. Мультимедийный проектор, презентация “Среды обитания организмов” (в программе Power Point),ватман, клей, маркеры, фотографии животных разных сред  обитания; учащиеся разделены на группы по 4 человека, карточки с номерами столов, бейджики с именами учащихся.

 Краткое описание:  

  1. Данный урок основан на частично самостоятельной работе учащихся с различными источниками информации. Учащиеся учатся искать информацию, выделять наиболее важные, значимые моменты, интересные факты, что повышает интерес к предмету. Учащиеся приобретают опыт работы в группах, развивают умение договариваться между собой, распределять задания. Работа учащихся курируется учителем, в результате чего развиваются отношения сотрудничества между учениками и учителем-предметником, оказывающим помощь в работе учеников. На данном уроке развивается ещё одно немаловажное умение – это умение слушать одноклассников и умение интересно рассказывать. В работе над этим уроком учащиеся могут использовать имеющиеся у них знания, т.е. воспользоваться личным опытом.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

а) Вступление-приветствие.

– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится…

Для этого мне понадобиться ваша помощь.

Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы?

Ответы учеников

Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!

б) Озвучивание темы. (Приложение 1 – презентация Power Point)

СЛАЙД 1: Тема   урока: Среды жизни организмов. Приспособленность к среде обитания.

в) Постановка задач урока самими учащимися.

– Как вы думаете, какие цели  мы должны поставить  сегодня на уроке?

Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?

СЛАЙД 2: Цели урока.

Ответы учащихся

  1.  Узнать, что такое среда обитания организмов;
  2. Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов;
  1. Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить  черты приспособленности организмов к жизни в них;
  2. Конкретизировать знания учащихся о различных средах обитания организмов;
  3. Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.

II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний

– Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы.

Давайте вспомним тему прошлого урока. Что мы проходили?

Ответы учеников  (Царства живой природы)

Какие царства живой природы вам известны и сколько их

Ответы учеников  ( 4 царства – Бактерии, Растения, Грибы, Животные)

Слайд №3

Давным-давно случилась-приключилась такая волшебная история…

Никто сегодня точно не знает когда это было, как это было.… Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличие от неживых тел Природы обладали необычными чудесными волшебными качествами.

- Что за свойства отличают живые организмы  от других , неживых тел? ( возьмем  на столах листочки , подпишем  их и письменно ответим на этот вопрос)

теперь обменяемся листочками с соседом по плечу и устроим взаимопроверку

Слайд №4

дыхание

размножение,

раздражимостью,

питание

выделение

рост и развитие

обмен веществ.

А теперь перейдем к изучению нового материала. Внимательно посмотрим на экран

СЛАЙД 5-9: 

фотографии представителей различных царств живой природы: бактерии, грибы, растения, животные.

III. Этап перехода учащихся к активному сознательному усвоению знаний

- Почему же все живые организмы разные?

Почему отличаются друг от друга?

Ответы учеников ( Организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях. )

Условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения существ.

Какие среды обитания вам известны??? Вспомните все, что проходили в младшей школе.

Ответы учеников

Среда обитания – условия, окружающие организм Существует несколько сред обитания: водная, почвенная, наземно-воздушная.

Слайд № 10

А еще существует 4-ая  среда обитания – другой организм, паразиты попадают в живые организмы и питаются ими.

СЛАЙД 11 Среды обитания

Слайд 12

 Попробуем охарактеризовать каждую из этих сред.

В какой среде обитания света больше, в какой меньше?

В  какой среде больше влаги, а где ее мало???

В какой среде кислорода достаточно, а в какой не достаточно, или не всегда достаточно?

Как изменяется температура??? Резко или плавно???

Учащиеся заполняют схему, обсуждая характеристики в группах

ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕД

Факторы среды

Водная

почвенная

Наземно-воздушная

Другой организм

Количество воздуха

Количество света

Количество влаги

Интенсивность изменения температуры

СЛАЙД 13   Проверка таблицы и обсуждение параметров.

Слайд 14: Приспособленность животных и растений к наземно-воздушной среде обитания. Обобщаются ответы учеников, устно оформляется вывод о приспособлениях к различным средам обитания жизни.

Слайд 15: Приспособления к жизни в водной среде

Слайд 16 Приспособления к жизни в почвенной среде

СЛАЙД 16: Обитатели почвенной среды

 Земноводные – организмы, живущие в наземно-воздушной и водной среде.

Обратить внимание на организмы, обитающие в двух и более средах: бактерии, лягушки, мыши.

IV. Этап закрепления знаний

Творческая работа “Кто где живет?”

Попробуем населить наши царства  – среды обитания соответствующими живыми организмами. Для этого нам необходимо распределить изображения животных, растений, бактерий, грибов по средам обитания.

– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что:

Ответы учеников

СЛАЙД  последний: Выводы по уроку.

Используемая литература:

Природоведение. А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, Москва, “Дрофа”, 2003 г.

Т.В.Иванова, Г.С. Калинова, Н.И.Сонин – Природоведение. 5-й класс: Методическое пособие к учебнику А.А.Плешакова и Н.И.Сонина “Природоведение 5 класс” Москва, “Дрофа”, 1998 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...

Конструирование урока с учетом требований ФГОС.

Предлагаю разработку урока химии в 8 классе по теме "Физические и химические явления" с учетом требований ФГОС....

статья "Как построить урок с учетом требований ФГОС"

Основные принципы построения "нового" урока...

Методическая разработка урока с учетом требований ФГОС

Данный материал представляет разработку урока в 5 классе с учетом требований ФГОС по теме "Милый дом". К конспекту урока прилагается презентация....

Особенности построения урока с учетом требований ФГОС

Статья содержит перечень основных аспектов современного урока, требования, типологию уроков, особенности конструирования...

Статья "О реализации требований к современному уроку с учетом требований ФГОС при работе с обучающимися с ТМНР и РАС"

Статья "О реализации требований к современному уроку с учетом требований ФГОС при работе с обучающимися с ТМНР и РАС" (к метод.конференции)...

Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Среды обитания организмов . особенности сред обитания организмов».

Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование:Учебник Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. «Просвещение»...