Интегрированный урок биология + физическая культура "Опорно-двигательная система человека"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Воронина Светлана Петровна

Интегрированный урок

Цели урока:

Образовательные -  сформировать  представления о взаимосвязи скелета и мышц в согласованной  работе организма, раскрыть особенности строения и соединения костей в скелете.

Развивающие – систематизировать знания учащихся о роли суставов и скелета в работе целостного организма человека.

Воспитательные – воспитывать потребность в здоровом образе жизни (ЗОЖ), приобщать к подвижному образу жизни и занятиям физической культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc72 КБ
Microsoft Office document icon tablicy.doc41.5 КБ
Файл soprovozhdenie_uroka.pptx1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по биологии из курса 8 класса «Биология: Человек »,

Учитель Воронина Светлана Петровна, МОУ СОШ № 4, г.о. Новокуйбышевск

 

 Тема: «Скелет человека. Строение  и типы соединения костей».

Класс: 8 «Б»

Дата проведения урока: 23.09.2009 года

Номер урока в году: 6

Номер урока по теме: 1

Вид урока:  Интегрированный.

Цели урока: 

Образовательные -  сформировать  представления о взаимосвязи скелета и мышц в согласованной  работе организма, раскрыть особенности строения и соединения костей в скелете.

Развивающие – систематизировать знания учащихся о роли суставов и скелета в работе целостного организма человека.

Воспитательные – воспитывать потребность в здоровом образе жизни (ЗОЖ), приобщать к подвижному образу жизни и занятиям физической культуры.

Задачи урока:

  1. решить кроссворд;
  2. рассмотреть понятие опорно-двигательная система;
  3. изучить строение костей, типы соединения костей в скелете;
  4. выполнить задания в рабочей тетради;
  5. научиться выполнять комплекс упражнений для суставов.

Оборудование для учителя:

 компьютер, проектор для показа демонстрационных слайдов, цветные жетоны  из клеящейся бумаги, скелет человека, череп.  

Оборудование для учащихся:

набор позвонков, гимнастические палки, мячи, демонстрационные карточки, раздаточный материал, рабочая тетрадь, учебник.

План урока:

  1.      Организационная часть (1 – 3 мин.)
  2.      Повторение пройденного материала (5 – 7 мин.)
  3. Изучение нового материала (12 - 15 мин.)
  4. Практическая работа  (5 - 7 мин.)
  5.       Подведение итогов (2 - 5 мин.)

Ход урока:

  1. Организационная часть.

Проверка подготовки учащихся к уроку.

  1. Повторение пройденного материала (решить кроссворд – слайд 1).

За правильные ответы учащиеся получают цветной жетон.

1.

М

И

Т

О

Х

О

Н

Д

Р

И

Я

             

2.

К

Л

Е

Т

К

А

3.

Д

И

А

Ф

Р

А

Г

М

А

4.

Э

К

О

Л

О

Г

И

Я

5.

С

И

С

Т

Е

М

А

6.

Т

К

А

Н

Ь

7.

А

К

С

О

Н

          Из курса ботаники и зоологии вы уже знаете, что живой организм состоит из клеток, клетки образуют ткани, из тканей органы, из органов - системы органов и целостный организм. Организм человека не исключение. Его составляют  8 основных систем органов. Сегодня мы знакомимся с опорно-двигательной системой.

  1. Изучение нового материала.

        Опорно-двигательная система состоит из скелета и мышц (слайд 2). Она позволяет человеку совершать различные движения, а также защищает внутренние органы от повреждения. Скелет определяет форму тела, к нему прикрепляются мышцы. В организме человека насчитывается более 220 костей, образующих скелет головы, туловища, верхних и нижних конечностей и их поясов. У мужчин масса костей скелета составляет 18 % от массы тела, а у женщин – 16 %.

        Скелет человека состоит из костей. Различают длинные (кости плеча, предплечья, бедра, голени), короткие (кости кисти и стопы) и плоские (кости черепа, лопатки) кости. Сверху кости покрыты плотной оболочкой – надкостницей, через мелкие отверстия которой проходят кровеносные сосуды, питающие кость. Благодаря надкостнице обеспечивается рост костей в толщину и срастание костей при переломе. Концы кости покрыты хрящом. За счет деления клеток хряща кость растет в длину. За надкостницей расположено компактное плотное вещество, пропитанное солями кальция, а под ним – губчатое вещество кости, которое состоит из множества перекрещивающихся костных пластинок, придающих им прочность. Полости заполнены красным костным мозгом,  он вырабатывает клетки крови. Длинные трубчатые кости внутри имеют полость, заполненную желтым костным мозгом (слайд 3).

Изучение химического состава костей (работа в  печатных тетрадях стр.21, работа №11, на парте раздаточный материал табл. №1, для работы используем материал учебника стр. 37 (приложение 1)).

Обсуждение вопроса -  прочность костей и отчего это зависит.

        Соединение костей в скелете подразделяется на три типа: неподвижное (шов), полуподвижное и подвижное (сустав). Неподвижное соединение представлено костями черепа, полуподвижное – соединением позвонков или рёбер с грудиной, осуществляющимися с помощью хрящей и связок. Наконец, подвижно соединяются суставы. Каждый сустав состоит из суставных поверхностей, сумки и жидкости, находящейся в суставной полости. Суставная жидкость уменьшает трение костей при движении. Суставы чаще всего укреплены связками, которые и ограничивают амплитуду движений (слайд 4).

Задание – «проверим себя», на слайде 5 изображение скелета, найти и показать все суставы и  назвать части сустава.

Давайте посмотрим, какие движения возможны в указанных вами суставах (слайд 6) в тетрадях работаем с таблицей № 2 (приложение 1).

  1. Практическая работа.

          Приглашаю вас занять свои места возле парты, встать друг от друга на вытянутые руки – мы начинаем гимнастику.

Ведь именно физическая культура поможет твоему организму правильно расти и развиваться, иметь красивую осанку и фигуру. Причины нарушения осанки – это слабо развитые мышцы (слайд 7,8,9). У людей занимающихся спортом, отлично работают внутренние органы, хорошее самочувствие, бодрое, жизнерадостное настроение. Достаточно 10 -15 мин. в день и вы в форме.

Начинаем (звучит ритмичная музыка для поднятия настроения).

Первый блок упражнений для рук (2 мин.).

  1. Разминка (любые занятия должны начинаться с разминки  потому, что нужно разогреть организм и подготовить его к физическим нагрузкам)  – ходьба на месте (1 мин.).
  2. Сгибание и разгибание пальцев рук (повтор упражнения 5 - 7 раз).
  3. Сгибание и повороты запястий  рук (повтор упражнения 5 - 7 раз).
  4. Комплексное упражнение с мячом или с гимнастической палкой, перешагивание палки.
  5. Комплексное упражнение -  приседания с мячом или гимнастической палкой.

Второй блок упражнений – для туловища (4 мин.).

  1. Махи ногами к голове (по 5 раз).
  2. Наклоны туловища (по 5 раз), вправо, влево, вперед, назад с прогибанием туловища.
  3. Круговые движения туловищем.
  4.  Комплексное упражнение с мячом или с гимнастической палкой, лежа на животе прогибаем туловище и тянемся вперед.
  5. Комплексное упражнение с мячом или с гимнастической палкой, повороты туловища с палкой.

Третий блок упражнений  - для ног (2 мин.).

  1. Подъем на носочки поочередно (5раз).
  2.  Ходьба «пятка – носок» в правую сторону до 7 и обратно.
  3. Согнутую ногу в колене поднимаем к противоположному лечу (правая нога – левое плечо и наоборот) – по 5 раз.
  4. Пошатывание в расслабленном состоянии рук, ноги полусогнуты в коленях.
  5. Прыжки на месте с переменой ног.

Молодцы! Все зарядились здоровьем и энергией на весь оставшийся день.

Обсуждение вопроса: Зачем нужно заниматься гимнастикой и каково ее значение для согласованной работы опорно-двигательной системы?

        В результате снижения двигательной активности, силы сокращения мышц может развиться особое заболевание, сопровождающееся нарушением различных функций организма – гиподинамия. Типичными проявлениями гиподинамии является избыточный вес и половые расстройства. Гиподинамия распространяется у современного человека всё более и более, что связано с возрастающей ролью автомобильного транспорта и современных средств коммуникации в его жизни. Ребята, которые дружат с физкультурой, меньше  болеют, более выносливы, меньше устают, лучше учатся. Я раздаю вам брошюрки с комплексом упражнений для поддержания и коррекции своей осанки. В ней есть также тест, как проверить  свою осанку (приложение 2). Выписаны бассейны нашего города – задание, найдите их и запишите адреса, также и найдите спортивные комплексы нашего города, по возможности запишитесь в бассейн или в спортивную секцию.

5.Подведение итогов.

        Сегодня урок прошел очень плодотворно. Все получили оценки. У кого 3 жетона получают «5», у кого 2 жетона «4», один жетон «3».

Рефлексия. Давайте, вместе оценим нашу работу на уроке – кому урок понравился, тот хлопает в ладоши, кому не очень – топает.

         Домашнее задание  I вариант - работает в стиле «Мозгового штурма» и готовит плакат - призыв «Движение  - это жизнь!»; II вариант  - §6, ответить на вопросы устно и 4*, 10* письменно в тетради, III вариант – выполняет задания в рабочей тетради  стр.22 № 3,стр.24 № 2,3.

 Спасибо за внимание!

Урок окончен!

Учебная и методическая литература, используемая при подготовке к уроку:

  1. Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия 2008» на CD  дисках.
  2. Журнал «Биология в школе» № 6, 2007 год.
  3. Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Уроки биологии. Человек. 8 класс. на CD диске.
  4. http://festival.1 september.ru
  5. http://www.rus edu.ru



Предварительный просмотр:

Таблица 1. Сравнительная прочность кости,

 сухожилий, хрящей

и неорганических материалов

на растяжение и сжатие (в кг на 1 мм2)


п/п

Название

Растяжение

Сжатие

1

Сталь

80 -100

100

2

Железо

40

35

3

Медь красная

21

41

4

Сосна

10,5

5,25

5

Кость

9 -12

12 -16

6

Чугун

13

75

7

Дуб

8,1

5,3

8

Сухожилия

7

-

9

Хрящ костный

1,51

2,72

10

Хрящ реберный

0,17

1,52

11

Свинец

1,3

5,2

Таблица 2. Суставы

Формы суставов

Местонахождение

Движения

Блоковидные

Между фалангами пальцев

Седловидные

Между запястьем и пястью

Элипсоидные

Лучезапястный сустав

Шаровидные

Плечевой сустав

Ореховидные

Тазобедренный сустав

Плоские

Между поверхностями позвонков


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Р 2. Е 3. Ф 4. Л 5. Е 6. К 7. С Реши кроссворд 1. Органоид – энергетическая станция клетки М И Т О Х О Н Д Р И Я 2. Элементарная структурная единица живого К Л Е Т К А 3. Грудо – брюшная перегородка Д И А Ф Р А Г М А 4. Наука изучающая воздействие деятельности человека на природу Э К О Л О Г И Я 5. Связанные между собой органы, объединенные общей работой, образуют ….. С И С Т Е М А 6. Группа клеток, выполняющих общие функции и обладающие сходным строением Т К А Н Ь 7. Длинный отросток нейрона А К С О Н

Слайд 2

Тема: «Скелет человека. Строение и типы соединения костей».

Слайд 3

Опорно – двигательная система СКЕЛЕТ МЫШЦЫ +

Слайд 4

Строение трубчатой кости Головка кости с суставной хрящевой поверхностью Губчатое вещество Костно – мозговая полость Надкостница Компактное вещество Головка с суставной ямкой 1 –ряды костных пластинок; 2 – костные клетки; 3 – кровеносные сосуды.

Слайд 5

Виды соединения костей ШОВ СУСТАВ

Слайд 6

Проверим себя 1 – Суставная поверхность 2 - Суставная жидкость 3 - Связка 4 – Суставная головка 5 - Суставной хрящ 6 – Суставная сумка

Слайд 7

Суставы

Слайд 8

Гимнастические упражнения

Слайд 9

Комплексные упражнения

Слайд 10

Упражнения для туловища

Слайд 11

Выводы и советы: Снижение двигательной активности – гиподинамия. Скелет и мышцы связанны друг с другом и выполняют согласованную работу – двигательные акты. Скелет – опора, мышцы – поддержание опоры и движение (осанка). Занимайся физкультурой - меньше будишь болеть, станешь более выносливым, меньше уставать, лучше учиться. Движение – это жизнь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии "Заболевания сердечно-сосудистой системы человека"

Последний урок темы "Кровь и кровообращение", как правило, посвящен заболеваниям сердечно-сосудистой системы человека. Урок проходит в нестандартной форме - в виде ток-шоу. Презентация необходима для ...

Интегрированный урок по физике и биологии "Механическая работа в системе "Человек"

Данная разработка поможет учителям естественно-научного цикла показать учащимся межпредметную связь законов физики и биологии с целью формирования научного мировоззрения о единой связи всех наук о при...

Интегрированный урок биологии - химии. Тема : «Пищеварительная система – химическая лаборатория».

     Современная система образования направлена на формирование интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и п...

Интегрированный урок биологии – искусства в 8 классе Тема урока: «Осевой скелет человека и каноны красоты человеческой фигуры»

Дети знакомятся с опорно- двигательной системой человека на примере скелета. Повторяют особенности строения скелета человека. Выполняют кроссворды по теме урока. Знакомятся с канонами красоты в разные...

«Значение физических упражнений для правильного формирования опорно-двигательной системы человека» интегрированный урок биология, физическая культура в 8 классе .

Цели урока: определение роли физических упражнений для правильного формирования опорно-двигательной системы человека. Задачи:изучить  материал об основных группах мышц;познакомить учащихся с физи...

Интегрированный урока (биология, химия). Опорно двигательная система

Тип урока: обобщающийЦели:Образовательные:обобщить, систематизировать и проверить знания, умения и навыки по теме “скелет конечностей, значение кальция и первая помощь при переломах конечностей...


 

Комментарии

Носова Марина Владимировна

Очень интересный вариант проведения урока. Обязательно воспользуюсь некоторыми фрагментами.