Урок - практикум. Составление родословных
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Столярова Светлана Валерьевна

Урок - практикум "Составление родословных" является методической разработкой для 9 классаа по курсу "Общая биология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-praktikum.doc166.5 КБ
Файл urok.priznaki_odnodolnyh_i_dvudolnyh_rasteniy.docx65.19 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство просвещения и науки РФ

Урок – практикум

Составление родословных

Составила:

Столярова С.В.

учитель биологии

                                                                                   высшей категории  

МБОУ СОШ №2

г. Усолье – Сибирское

2013


                                                                                «Неуважение к предкам

есть первый признак

дикости и безнравственности»

А.С.Пушкин

Цель:

Ознакомление учащихся с генеалогическим методом изучения родословных.

Задачи:

1) провести исследование родословной А.С.Пушкина;

2) научить учащихся пользоваться генеалогической символикой;

3) составление родословной своей семьи.

Оборудование:

Раздаточный материал:

а) условные обозначения для составления родословной;

б) родословная семьи Пушкиных;

в) родословная европейских царственных фамилий, ведущих род от королевы Виктории.


I. Когда-то свою генеалогию знали только аристократические семьи. Позже их родословные очень пригодились науке – помогли установить закономерности наследования многих заболеваний.

Генеалогический метод – это изучение наследственных признаков человека по родословным.

Русский философ П.А.Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой:

«История рода должна

давать нравственные

уроки и задачи»

Он призывал к активному познанию своего рода, утверждал, что перед каждым родом стоит «заданная» ему историческая задача, которую он «призван решать».

История сохранила для нас несколько родословных хорошо известных людей. Среди них – А.С.Пушкин. Поэт своими предками гордился и не раз в публицистических статьях и в стихотворениях упоминал их.


Стихотворение «Моя родословная»

Смеясь жестоко над собратом,

Писаки русские толпой

Меня зовут аристократом.

Смотри, пожалуй, вздор какой!

Не офицер я, не асессор,

Я по кресту не дворянин,

Не академик, не профессор;

Я просто русский мещанин.

Наш предок Рана мышцей бранной

Святому Невскому служил.

Его потомство гнев венчанный,

Иван IV пощадил.

Водились Пушкины с царями;

Из них был славен не один,

Когда тягался с поляками

Нижегородский мещанин.

Под гербовой моей печатью

Я кипу грамот схоронил

И не якшаюсь с новой знатью,

И крови спесь угомонил.

Я грамотей и стихотворец,

Я Пушкин просто, не Мусин.

Я не богач, не царедворец,

Я сам большой: я мещанин.


II. Работа учащихся с родословной по вопросам:

  1. Возможно ли, что от первого брака А.Ганнибала родилась дочь Поликсена со светлой кожей?
  2. Могли ли Пушкину передаться от матери доминантные гены?
  3. Были ли сходны своими личностными характеристиками мать и отец поэта?
  4. Как на личности А.С.Пушкина и на его творчестве отразились наследственные признаки?

III. Родословная, ведущая род от королевы Виктории демонстрирует передачу наследственного заболевания – гемофилии.

VI. 1) Изучать родословную великих людей занимательно, полезно, но не менее увлекательно, интересно и важно заняться изучением и составлением собственной родословной, узнать, веточкой какого древа являешься ты и где твои корни…

2) Работа учащихся с символикой.

3) Основные правила:

а) ветви (корни дерева должны быть симметричными, а количество ветвей – четными. Число предков с каждым восходящим поколением удваивается;

 б) при заполнении родословной старайтесь, чтобы каждая веточка содержала Ф.И.О., делайте отметки о перенесенных заболеваниях;

в) не откладывайте ни на один день задуманного в работе, особенно это касается людей старшего возраста;

г) работа над родословной бесконечно, она может продолжаться всю жизнь и потребует тщательных изысканий, поэтому нужно запастись терпением, старанием и аккуратностью.

Успехов!


Приложение

Цикличность творчества А.С.Пушкина

1817-1818г.г. – первый творческий подъем, сразу после окончания лицея;

1820г. – год завершения «Руслана и Людмилы», написаны «Бахчисарайский фонтан», начало «Евгения Онегина»;

1825 г. - легкость, влюбленности и ... «Борис Годунов»;

1830 г. - болдинская осень: две последние главы «Онегина», «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», около 30 стихотворений, и все это - легко, играючи.

        Условные обозначения для составления родословной

         Женщина

         Мужчина

Пробанд (лицо, по отношению к которому составляется      родословная (исследуется наследственность семьи)) обозначается стрелочкой под углом 450

                       

                   

                  Зарегистрированный брак

Внебрачная связь (незарегистрированный, «гражданский» брак, «пробный брак)


Внебрачная связь одного из супругов:

                     женщины

                     мужчины

Развод (черта пересекает середину линии, обозначающий брак, под углом 450)

                      Повторный брак разведенной женщины

                      Повторный брак разведенного мужчины

                       мужчина

                       женщина

                       Бесплодный брак

Смерть в младенчестве (здесь пробанд – это второй ребенок, девочка) – символ сплошь зачерняется, помещается чуть выше линии, на которой расположены символы, обозначающие остальных детей, родившихся в данной семье; размер символа несколько меньше, чем символ, обозначающий живых детей

                     

                       Аборт спонтанный

                       Аборт медицинский

Пять беременностей, которые завершились следующим образом: 1-й (девочка) и 4-й (мальчик) существуют, 2-й и 3-й ребенок умерли сразу после рождения, последняя беременность была прервана по желанию женщины (медицинский аборт)

                   


Пол ребенка неизвестен (беременность прервалась слишком рано, когда еще не представлялось возможным определить пол ребенка и/или такая задача не была поставлена)

Преждевременная смерть (до 45-летнего возраста):

                      женщины

                      мужчины

Преждевременная смерть ребенка в семье:

                       девочки

                       мальчика

                        Второй зарегистрированный брак вдовы

                        Второй зарегистрированный брак вдовца

                        Внебрачная связь вдовы

                        Внебрачная связь вдовца

                         Оба мужа этой женщины умерли до достижения ими

                         45-летнего возраста

                       

                          Обе жены этого мужчины умерли до достижения ими

                          45-летнего возраста

                             

        



Предварительный просмотр:

плыть в страну, существование которой - вопрос» - так писал Л.Н. Толстой о первооткрывателях Америки.

Сегодня мы с вами тоже совершим путешествие по океану знаний в страну, которой нет на карте, но с жителями этой страны вы немного знакомы. Это страна покрытосеменных или цветковых растений

Мы  отправимся в путешествие по прекрасному саду из разных растений и попытаемся разобраться в том, кто из них кому здесь родственник. Начнем, пожалуй с семейства которое получило название, благодаря, цветку, который  является эмблемой поклонения и пламенной любви. Родина этого цветка Персия. По персидски она называется гюль. С давних пор Персия любовно называется Гюлистаном. По индийским преданиям Лакшми, самая красивая женщина на свете родилась из раскрывшегося бутона этого цветка. В Коране говорится, что этот цветок возник из капель пота пророка Магомета. В Древней Греции это цветок Богини Красоты Афродиты (роза).

А семейство получило название Семейство Розоцветны.

В пути вам предстоит выполнить ряд заданий, прежде чем мы остановимся на конечном пункте путешествия. (Слайд 1)

Для того чтобы продолжить наше путешествие необходимо пройти тестирование.

ТЕСТ «Выберите правильное суждение»

  1. Побег – стебель с расположенными на нем листьями и почками.
  2. Цветковыми называют растения, которые цветут хотя бы раз в жизни.
  3. Цветок – видоизмененный побег, «Сумасшествие ехать по океану, не зная дороги, по океану, по которому никто не ездил,  на месте которого созревает плод с семенами или одним семенем
  4. Чашечка образована яркоокрашенными лепестками
  5. Венчик образован зелеными листочками – чашелистиками
  6. Главные части цветка – чашечка и венчик
  7. Главные части цветка – пестик и тычинка
  8. Тычинка состоит из широкой нижней части – завязи, узкого столбика и рыльца
  9. Тычинка состоит из тонкой тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца
  10. Пестик состоит из тонкой тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца
  11. Плод развивается из завязи
  12. Плод развивается из столбика
  13. Околоцветник, образованный венчиком и чашечкой, защищает внутренние части цветка от повреждений и может привлекать насекомых-опылителей
  14. Для цветковых растений характерно двойное оплодотворение

II. Проверьте свои ответы на экране (Слайд 2)

Ответы: 1, 2, 3, 7, 9, 11, 13, 14. Проанализируйте ошибки. Нет ошибок – 5; 1-2 ошибки – 4; более 3 – 3

Сообщение темы, цели урока. Цель: изучить характерные признаки класса двудольные, семейства розоцветные, их роль в природе и жизни человека

  1. Признаки однодольных и двудольных растений

Двудольные и однодольные – основные классы отдела покрытосеменных.

Бежит тропинка через лес

Ныряет влево вправо

Куда ни глянь цветы вокруг

Да по колено травы

На пути нашего следование перекресток. У перекрестке стоит столб, а на нем две стрелки.

Двудольные

Однодольные

На право пойдешь к двудольным попадешь. На лево пойдешь к однодольным попадешь.

Используя иллюстрации учебника, текст ,заполните таблицу (Задание 2 в маршрутном листе)

Основные признаки классов

Класс двудольные

Класс однодольные

1. Кол-во семядолей в зародыше

2. Строение корневой системы

3. Жилкование листьев

4. Цветок

  1. Семейства класса двудольные

Класс двудольные включает ряд семейств. Мы будем рассматривать не все семейства, а только некоторые, представители которых широко распространены на территории нашей страны и многие из них имеют важное хозяйственное значение. (Слайд 3)

Семейство розоцветных – это одно из крупных семейств цветковых растений, включающее около 100 родов и 3000 видов. Розоцветные распространены почти во всех областях земного шара, где могут расти цветковые растения, но основная их часть сконцентрирована в умеренной и субтропической зонах северного полушария. Они встречаются в самых разнообразных растительных сообществах и, хотя обычно не играют в них главной роли, являются тем не менее одним из важнейших для нас семейств растений.

УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЗАМОК

           На высоком холме стоит вишнёвый замок. Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены  пять зелёных зубцов, а во втором – пять больших белых стен. В центре замка стоит столб, а вокруг качаются на тонких ножках пушистые подушечки.

    О каком замке идёт речь? Как называются все части замка?

Строение цветка

По какому общему признаку 3000 видов растений могут объединяться в одно семейство? Оказывается, по строению цветка. У розоцветных цветок обычно имеет двойной околоцветник.

  1.  У большинства розоцветных чашечка состоит из пяти свободных, т.е. не сросшихся между собой, чашелистиков.
  2.  В венчике 5 свободных лепестков.
    Ты можешь спросить: "А как же роза? Ведь у нее так много лепестков, что их сразу и не сосчитаешь". Верно. Но такие сорта роз человек сам вывел и научился выращивать. В природе у дикой розы всего 5 лепестков.
  3.  В цветках розоцветных всегда множество тычинок разной длины.
  4.  А вот пестиков может быть много, а может быть и один. В цветках шиповника пестиков много.

Основным общим признаком для различных видов семейства розоцветных является строение их цветка.

Теперь, зная, по какому признаку определить растение семейства розоцветных, мы отправляемся искать близких и дальних родственников обыкновенного шиповника. Смотри, мы попали в сад с разными фруктовыми деревьями.

Какое отношение они могут иметь к прекрасным розам? На всякий случай, проверим.

  1.  Сорвем и рассмотрим цветок. Смотри: 5 чашелистиков, 5 лепестков, множество тычинок. Вот это да! Яблоня относится к семейству розоцветных.
  2.  Теперь тебя, наверное, уже не удивит, что и вишня, и груша, и персик, и абрикос, и слива – тоже члены семейства розоцветных.

Посмотри, под деревьями тут и там видны грядки с садовой земляникой.

  1.  Неужели и она имеет отношение к семейству розоцветных?! Конечно! У нее такое же строение цветка.

Вот и закончился сад, дальше лес. Может быть, и там мы найдем растения из семейства розоцветных?

  1.  Разумеется. Ведь их 3000 видов! Не могут же все они расти только в садах! И в лесу тоже много розоцветных: рябина, боярышник, дикая малина, терн.

Теперь ты можешь убедиться в том, как разнообразны представители семейства розоцветных.

  1.  Это деревья: яблоня, рябина, слива, миндаль, груша и другие.
  2.  Есть и кустарники. К ним относятся шиповник, боярышник, терн.
  3.  Среди розоцветных много и травянистых растений: гравилат, калган, клубника, земляника и многие другие.

Нельзя не вспомнить о великолепных розах, которые украшают сады и парки.

  1.  Не обошли своим вниманием люди и ягодные культуры этого семейства. Вряд ли найдется сад, в котором не растет клубника или земляника, нет малины. Их плодами мы с большим удовольствием лакомимся: едим их свежими, варим варенье, делаем из них соки.
  2.  Ты прекрасно знаешь, что люди выращивают в садах разные плодовые деревья. Почти все они относятся к семейству розоцветных. Спелые ароматные яблоки, сочные груши и персики, янтарные абрикосы, миндаль, айва, вишни и черешни каждому из нас доставляют в жизни много приятных минут.

 

Ты прекрасно знаешь, что люди выращивают в садах разные плодовые деревья. Почти все они относятся к семейству розоцветных. Спелые ароматные яблоки каждому из нас доставляют в жизни много приятных минут.

мы проведем маленькое исследование, выполнив лабораторную работу «Строение растений семейства розоцветных». При выполнении лабораторной работы используйте инструктивную карточку маршрутного листа. (Задания 3,4 маршрутного листа)

Эх, яблочко, да на тарелочке... А еще – в креманке, кастрюле, на противне, в бокале. С орехами, мороженым, сдобой – всего и не перечислишь. Что может быть полезнее яблок? Только... яблоки.

 6. Рефлексия. Выберите изображение соответствующее вашему настроению.

МОЁ НАСТРОЕНИЕ!

МОЁ НАСТРОЕНИЕ!

 МОЁ НАСТРОЕНИЕ!

 МОЁ НАСТРОЕНИЕ!

ТЕСТ «Выберите правильное суждение»

  1. Побег – стебель с расположенными на нем листьями и почками.
  2. Цветковыми называют растения, которые цветут хотя бы раз в жизни.
  3. Цветок – видоизмененный побег, на месте которого созревает плод с семенами или одним семенем
  4. Чашечка образована яркоокрашенными лепестками
  5. Венчик образован зелеными листочками – чашелистиками
  6. Главные части цветка – чашечка и венчик
  7. Главные части цветка – пестик и тычинка
  8. Тычинка состоит из широкой нижней части – завязи, узкого столбика и рыльца
  9. Тычинка состоит из тонкой тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца
  10. Пестик состоит из тонкой тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца
  11. Плод развивается из завязи
  12. Плод развивается из столбика
  13. Околоцветник, образованный венчиком и чашечкой, защищает внутренние части цветка от повреждений и может привлекать насекомых-опылителей
  14. Для цветковых растений характерно двойное оплодотворение

II. Проверьте свои ответы на экране (Слайд 2)

Ответы: 1, 2, 3, 7, 9, 11, 13, 14. Проанализируйте ошибки. Нет ошибок – 5; 1-2 ошибки – 4; более 3 – 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение генетических задач и анализ составленных родословных

Урок-презентация, в ней приведены примеры родословных известных людей, символика используемая при составлении родословны, тренировочные зачачи для работы на уроке.  Материал больше чем 3 МБ, поэт...

Урок-практикум по генетике "Составление родословной"

Разработка бинарного урока по литературе и биоологии. Решение генетических задач, исследование родословной А. С. Пушкина. Презентация.Использованная литература: Смелова, В. Г. Генеалогия как мето...

Конспект урока биологии по теме: Генетика пола. Составление родословной.

Конспект урока биологии по теме: Генетика пола. Составление родословной....

Конспект открытого урока биологии в 10 классе. Тема: Составление родословных.

Конспект открытого урока биологии в 10 классе. Тема: Составление родословных....

разработка урока "Составление родословной"

методическая разработка урока по биологии...

Урок-практикум. Составление плана местности. Полярная съёмка

Материал состоит из конспекта урока и мультимедийной презентации, которая служит наглядным пособием для проведения урока географии в 6 классе....

Урок-практикум. Составление схем сложных предложений с различными видами связи: сочинительной, подчинительной, бессоюзной. 9 класс

Урок-практикум. Составление схем сложных предложений с различными видами  связи 9 класс...