примерная рабочая программа по курсу "Разнообразие живых организмов: доядерные,растения, грибы, лишайники"
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме

Примерная рабочая программа была разработана на основе авторской программы А.А. Вахрушева. В ней учитывались новые требавания к целям  и результатам прохождения курса согласно стандартам второго поколения.( программа примерная, может требовать доработки)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnenie_k_rabochei_programme.doc23.5 КБ
Microsoft Office document icon primernaya_rabochaya_programma_5klass.doc606.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе по биологии разработанной на основе авторской программы А.А. Вахрушева, А.С. Раутиана  ««Биология. Разнообразие организмов:  доядерные, растения, грибы, лишайники». 

Разработана учителем биологиии Рыминой Г. В.

      Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы  Вахрушева А. А.,  Раутиана А.С. ««Биология. Разнообразие организмов:  доядерные, растения, грибы, лишайники». Она разработана с учетом современных требований в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В ней не только указаны основные разделы и темы уроков курса, но и большое внимание уделяется результатам учебной деятельности. В ней прописаны все виды  деятельности учащихся, результаты их деятельности и оценочная система их деятельности. В ней построена примерная система формирования УУД в ходе освоения программы по биологии в данном курсе.

      В 5-м классе ученики знакомятся с общими свойствами живых организмов,  их отличительными чертами и разнообразием, повторяя на протяжении первой части учебника сведения, изученные в начальной школе. В курс биологии 5 класса включен материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов. Этот курс несет комплексный характер, так как включает основы разных биологических наук о растениях, грибах, бактериях. Благодаря использованию краеведческого материала, данный курс способствует воспитания у школьников любви к родному краю, развитию экологической культуры, а также привитию самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе.

Последовательность тем соответствует логике развития основных биологических понятий, рассмотрением основных биологических явлений от клеточного уровня до биогеоценитического.

      Данная программа позволяет показать проявления жизни во всем разнообразии, ее ценности. Показывает влияния деятельности человека на взаимосвязи в природе. Существенное сокращен анатомический  материал расширен экологический компонент, что особенно актуально при современном состоянии природы. Экологические понятия вводятся с первых тем и на протяжении всего курса.

В программе предусмотрено несколько лабораторных работ, часть из которых носит иллюстрационный характер, другая требует определенной исследовательской работы.

Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.

Содержание курса   направлено на достижение следующих целей:

-        обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни,

-        понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности;

-         сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе её устойчивого развития;

-         дать представление о многообразии растительных организмов и принципах классификации;

-        сформировать понятия о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования и как основы здорового образа жизни;

-        познакомиться с экологией растений, изучить растительный мир Омской области.

В соответствии с учебным планом МКОУ «Гимназии имени Горького А. М.»  на изучение  биологии в 5 классе отводится 1 час в неделю, 34 часов в год соответственно.

 

Программа реализуется с помощью учебника: Вахрушева А. А.,  Раутиана А.С. ««Биология. Разнообразие организмов:  доядерные, растения, грибы, лишайники».

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.  

    Для изучения курса «Биология» применяются классические типы уроков: вводный, урок овладения новыми знаниями, закрепления , комбинированный, контрольно-обобщающий, урок КВН,   викторина.

 Рабочая программа предусматривает формирование у обучащихся общеучебных    

 универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение лабораторных работ и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в  кабинете биологии, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

            Результаты изучения курса «Биология. 5 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки  обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности;направленной на формирования у обучающихся универсальных умений , востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

  Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня не только уровня усвоения определенных знаний, но и на уровень сформированности УУД.  

         Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

-    текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы,  проверочные работы, устный и письменный опросы);

-    аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);

-    аттестация по итогам года;

-    формы учета достижений (урочная деятельность - ведение тетрадей по  биологии, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках,  конкурсах и т.д.)

           Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.



Предварительный просмотр:

Примерная рабочая программа по биологии для 5 класса по программе Вахрушева и Ловягина.

Раздел, тема урока

                     ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧА-СЯ

Система оценивания результатов

личностные

метапредметные

ПРЕДМЕТНЫЕ

Раздел №1 «Наука о жизни» (7 часов)

1

Живой организм и его свойства.

- Осознавать единство и целостность окружающего мира.  -Постепенно        выстраивать собственное целостное мировоззрение.

- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

- Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Общеучебные УД:

- умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.  

- поиск и выделение необходимой информации;

- умение структурировать знания;

- смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.

Логические УД:

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);

Объяснить и выявлять свойства живых организмов;

Различать основные группы живых организмов;

Характеризовать методы биологии;  

знакомство с объектом курса биологии и ее методами

определяют проблему урока,   после актуализации знаний и решение биологических заданий;

самооценка своей деятельности;

2

Экосистема-совместное хозяйство.

Показать типы взаимодействия в природе, влияния деятельности человека на природные сообщества;

Сформировать понятие о природном сообществе, как обязательном условии существования живых организмов;

определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий;

выделение существенных признаков различных типов взаимоотношений в природе.

тестирование

3

Почему живые организмы так разнообразны.

Актуализация понятии: « вид» и «орган» и «биология»;

Выявления причин разнообразия живых организмов на Земле;

Многообразие связей в природе.

определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий выявление причин разнообразия живых организмов на Земле;

самооценка своей деятельности

4

Систематика-наука о многообразии живых организмов.

Выявить принципы классификации живых организмов;

Дать понятия «систематики»;

Познакомиться с основными группами живых организмов и науками изучающих эти группы;

определить проблему урока, актуализация знаний;

разработка алгоритма  принципы классификации живых организмов;

Проверка умений применять принципов классификации;

5

Биология и ее роль в жизни человека.

Формировать представление, что живые организмы создают среду в которой мы живем;

Выявить принадлежность человека к миру живой природы и его особенности;

Выявить значение живых организмов в нашей жизни;

определить проблему урока, актуализация знаний ;

 выявляют значение живых организмов в нашей жизни;

Оценочный лист

6

Научные методы биологии.

Изучить методы изучения живой природы;

Формировать навыки простых биологических методов;

Познакомить и сформировать простые навыки работы с биологическими приборами;

определить проблему урока, актуализация знаний и осуществляют смысловое чтение для выявления сущности биологических методов;

формировать навыки простых биологических методов;

Самооценка своей деятельности.

7

Повторение и обобщение материала по теме: «Наука о жизни».

Выявить степень усвоения материала и сформированности определенных УУД

Выполнение познавательных заданий разного уровня и типов.

Контроль результатов учителем по критериям. Заполнение листа индивидуальных достижений ученика по теме «Биология-наука о живых организмах».




8

Раздел № 2 «Из чего состоят организмы». (1 час). В живых организмах одни вещества превращаются в другие.

Повторить понятия « вещества» и их разнообразие;

Формирование новых понятий «атом», «молекула», «химическое вещество»;

Выявить особенности химического состава тел органической природы;

Показать химический состав клетки

определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических познавательных заданий разного уровня;

Тестирование «Химический состав живых организмах».

Раздел №3 «Бактерии - самые мелкие и многочисленные живые существа. (5 часов).

Выяснить,  как устроены и живут бактерии, их разнообразие и значение в природе и жизни человека.

9

Бактерии - крохотные разрушители органических веществ.

Познавательные УУД

1. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

2. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

3. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);

2. Умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Познакомить с самой древней группой  живых существ, особенностями их строения

Доказать, что бактерии типичные живые организмы;

Выяснить особенности их строения;

Описать их движение питания и размножения;

определить проблему урока, актуализация знаний ;

выяснить особенности строения бактерий;

описать их движение питания и размножения;

самооценка своей деятельности;

Индивидуальные карточки по теме «Микроскоп», лабораторная работа по теме «Микроскоп»

1

0

Наследственность-воспроизведение детьми свойств родителей.

Сформировать понятие «наследственность», «деление клетки»;

Умение сравнивать биологические объекты и выявлять их сходства и различия;

определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий;

самооценка своей деятельности

1

1

Бактерии в организме человека.

Выявить значение бактерий в жизни человека;

Бактерии - причина  возбудителей болезней;

Пути передачи инфекционных заболеваний и их профилактика;

Разнообразие болезней человека вызванных бактериями;

определить проблему урока, актуализация знаний выполнение проектной работы «Практическое значение бактерий в природе и жизни человека»

Заполнение дневника самонаблюдения своей деятельности при выполнении проектной работы.

1

2

Бактерии в природе и промышленности.

Выявить значение бактерий в природе и жизни человека как средство промышленного производства;

13

Повторение и обобщение материала по теме: «Бактерии живые существа».

Применять полученные знания и умения на уроках  и в жизни .

Выявить степень усвоения материала и сформированности определенных УУД

Определение уровня сформированности УУД;

 

Контроль результатов учителем по критериям. Заполнение листа индивидуальных достижений ученика по теме «Бактерии самые мелкие живые существа».

Раздел №4 «Клетки ядерных организмов» (1 час).

Изучить строение клетки и ее жизнедеятельности;

Многоклеточные и одноклеточные организмы;

1

4

Клетки ядерных организмов устроены сложнее бактерий.

Ядерные и безъядерные клетки;

Выявляют функции  ее частей;

Сформировать умения различать структуры клетки и давать их описание;

Развивать понятие о клетки как живой единице растительного организма

определить проблему урока, актуализация знаний ;

выявляют функции клетки ее частей;

отрабатывать умения различать структуры клетки и давать их описание;

развивать понятие о клетки как живой единице растительного организма

Тестирование по теме «Строение эукариотической клетки».

Раздел №5 «Грибы» (4 часа).

Сформировать представление о строении и жизнедеятельности грибов;

Выявить значение грибов в природе;

15

Грибы – гетеротрофы.

Способы питания грибов и их значение в природе;

Строение грибов и их жизнедеятельность;

определить проблему урока,

проводят простейшие опыты, работают по плану, делатют выводы по результатам работы

Оформление листа наблюдений по проведению опыта «Выращивание плесени».

16

Размножение грибов.

Выявить виды размножения грибов;

Особенности размножения грибов;

определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий;

самооценка своей деятельности

Опрос учащихся с использованием итоговых заданий учебника. Работа в парах или малых группах. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности

17

Грибы в биосфере и жизни человека.

Грибы разрушители веществ;

Болезнетворные грибы;

Полезные для человека грибы;

Съедобные и несъедобные грибы;

Уметь извлекать пользу из своего опыта;

Самостоятельно заниматься своим обучением;

18

Повторение и обобщение материала по теме: «Грибы».

Применять полученные знания и умения на уроках  и в жизни .

Выявить степень усвоения материала и сформированности определенных УУД

Раздел № 6 «Растения» (16 часов).

Научить различать основные группы растений;

Определять основные органы растений;

Объяснять строение и жизнедеятельность растений;

Объяснять приспособление растений к разным условиям среды обитания;

Сравнивать и описывать разных представителей основных систематических групп;

19

Растение – автотрофы.

Выявить особенное значение растений в экосистеме;

Сформировать представление о способе питания растений и условий, необходимых для фотосинтеза;

Выявить особенности строения растительной клетки;

определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий;

самооценка своей деятельности;

20

Водоросли. Водоросли донные и плавучие растения.

Коммуникативные УУД

1. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);

2. Умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Дать представление о водорослях, как самых примитивных растениях;

Разнообразие водорослей и их среде обитания;

Различие процессов жизнедеятельности водорослей;

определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий;

самооценка своей деятельности

Устные ответы учащихся; сообщения и презентации учащихся

21

Размножение. Бесполое размножение. При бесполом размножении ДНК детей и родителей одинакова.

Разобрать условия прорастания семян, развивать навыки простых биологических опытов

определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий;

самооценка своей деятельности

Опрос учащихся с использованием итоговых заданий учебника. Работа в парах или малых группах. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности

22

Половое  размножение. При половом размножении ДНК детей и родителей различается.

Выявить особенности полового размножения;

Виды полового размножения и его значение в природе;

определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий;

23

Значение водорослей.

Коммуникативные УУД

1. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);

2. Умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Дать представление о водорослях, как обязательном компоненте водной экосистеме;

Выявить области применения водорослей человеком;

определить проблему урока, разрабатывают темы творческих заданий и план их выполнения.

24

Лишайники – не растения, а симбиоз гриба и водоросли.

Сформировать представление о лишайниках, как особой группе живых организмов состоящих из грибов и водорослей;

 Показать уникальность лишайников как особой группы симбиотических организмов.

определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий;

самооценка своей деятельности;

Устные ответы учащихся; сообщения и презентации учащихся

25

Повторение и обобщение материала по теме: «Бактерии. Грибы. Водоросли.»

Применять полученные знания и умения на уроках  и в жизни .

Выявить степень усвоения материала и сформированности определенных УУД

26

Высшие споровые растения. Мхи - неприхотливое одеяло почвы.

1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

3. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

4. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления.

3. Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

5. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст.

6. Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать пользу информации.

Регулятивные УУД.

  1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

5. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УУД

1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Научить различать высшие низшие  растения;

Дать представление о строении и жизнедеятельности мхов;

Показать уникальное значение в экосистеме;

определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий;

Оценочный лист

27

Ткани: для каждой работы лучше подходит особый сорт клеток.

Развивать понятие о клетки как живой единице растительного организма

Дать представление о внутреннем и внешнем строении основных тканях  цветковых растений и их многообразии;

определить проблему урока, актуализация знаний;

 умение  работать с текстом, выделять в нем главное; смысловое чтение;

Тестирование по теме «Ткани растений».

28

Крупные наземные растения: перенос растворов и опора.

Сформировать   знания об особенностях  строения растений, его органах;

Формировать практические навыки распознания натуральных объектов, их частей;

Изучить основы физиологии растений;  

определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических задач разной направленности;

Опрос учащихся с использованием итоговых заданий учебника. Работа в парах или малых группах. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности

29

Плауны, хвощи, папоротники – высшие растения.

Научить различать высшие низшие  растения;

Дать представление о строении и жизнедеятельности папоротникообразных;

Показать уникальное значение в экосистеме;

определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий;

самооценка своей деятельности

30

Семенные растения. Голосеменные – растения, для полового размножения не нужна вода.

Научить различать высшие низшие  растения;

Дать представление о строении и жизнедеятельности голосеменных;

Показать уникальное значение в экосистеме;

определить проблему урока, актуализация знаний ;

 работать с текстом, выделять в нем главное; смысловое чтение

31

Хвойные – особая группа высших растений.

прогрессивное усложнение отделов царства растений для формирования эволюционных взглядов

определить проблему урока,

проводят простейшие опыты, работают по плану, делают выводы по результатам работы

Опрос учащихся с использованием итоговых заданий учебника. Работа в парах или малых группах. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности

32

Хвойные – высокие многолетние деревья.

Познакомить с представителями отдела голосеменные, типичными для нашей местности;

Выявить черты прогрессивного усложнения данных растений;

определить проблему урока, актуализация знаний и решение биологических заданий;

самооценка своей деятельности

33

Растения в следующем учебном году – цветковые.

итоговый  уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с  учебной деятельностью.

Устные ответы учащихся; сообщения и презентации учащихся;

34

Повторение и обобщение материала по теме: «Растения».

Применять полученные знания и умения на уроках  и в жизни .

Обобщить знания по вопросам питания,  растений , обмене  веществ.

Обобщить знания по вопросам питания,  растений , обмене  веществ.

Итоговое тестирование за курс. Заполнение рейтинговой карты обучающегося.

Таблица «Предметные результаты изучения предмета «Биология» в 5  классах.

Таблица: «Сформированности  метапредметных  универсальных учебных действий в 5 «а» классе (УУД).

Фамилия имя

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

 Коммуникативные УУД:

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

Алмамбек Э.

Борисенко С.

Брюхачев А.

Вершинкин

Дорошенко

Иванченко И

Колесников

Латышевский

Литау Н.

Матис М.

Мосиенко В.

Николенко В.

Платновский

Пылин С.

Скращук М.

Тараненко В.

Ташева А.

Титовцева А.

Толигенова

Хуснудинова

Шаповалов В

Таблица: «Сформированность метапредметных  универсальных учебных действий  5 «б» класс (УУД).

Фамилия имя

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

 Коммуникативные УУД:

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

Баранова А.

Брускова К.

Волченкова А

Воронин М.

Гайдабура М.

Гандолоев Д.

Гейнц А.

Грязнова З.

Губаноа И.

Дороненков А.

Карамщук С.

Лищинский Ю.

Лобанова М.

Мамонов С.

Махота Т.

Медведев Д.

Михно Д.

Маслов Д.

Осендловская

Поломина П.

Ткаченко Ж.

Харченко И.

Царенко Н.

Цыганок Вл.

Шкель Н.

Янюшкина М

Дубовой И.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:    

1.    Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  1. Определять цель учебной деятельности.
  2. Выбирать тему проекта.

4.   Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

5.   Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

6.   Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

7.   В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
  2. Выявлять причины и следствия простых явлений.

3.    Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

4.    Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

5.    Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

6.    Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

7.     Вычитывать все уровни текстовой информации.

8.   Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

1.  Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

2.  Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

3.  В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

4.   Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

5.  Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории.

  1. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Таблица «Предметные результаты изучения предмета «Биология» в 5 классе». По теме «НАУКА О ЖИЗНИ».

Фамилия имя

1линия

осознание роли жизни

2 линия

рассмотрение биологических процессов в развитии

 3 линия

использование биологических знаний в быту

 4 линия

использование биологических знаний в быту

5 линия

оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизн

1

2

3

1

2

3

4

1

2

3

1

2

3

4

5

1

2

Баранова А.

Брускова К.

Волченкова А.

Воронин М.

Гайдабура М.

Гандолоев Д.

Гейнц А.

Грязнова З.

Губаноа И.

Дороненков А.

Карамщук С.

Лищинский Ю.

Лобанова М.

Мамонов С.

Махота Т.

Медведев Д.

Михно Д.

Маслов Д.

Осендловская

Поломина П.

Ткаченко Ж.

Харченко И.

Царенко Н.

Цыганок Вл.

Шкель Н.

Янюшкина М.

Дубовой И.

Таблица «Предметные результаты изучения предмета «Биология» в 5 классе». По теме «НАУКА О ЖИЗНИ».

Фамилия имя

1линия

осознание роли жизни

2 линия

рассмотрение биологических процессов в развитии

 3 линия

использование биологических знаний в быту

 4 линия

использование биологических знаний в быту

5 линия

оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизн

1

2

3

1

2

3

4

1

2

3

1

2

3

4

5

1

2

Алмамбек Э.

Борисенко С.

Брюхачев А.

Вершинкин

Дорошенко

Иванченко И

Колесников

Латышевский

Литау Н.

Матис М.

Мосиенко В.

Николенко В.

Платновский

Пылин С.

Скращук М.

Тараненко В.

Ташева А.

Титовцева А.

Толигенова

Хуснудинова

Шаповалов В

Критерии таблицы требования:

1-я линия развития – осознание роли жизни:

1.Знать свойства живого организма  : обмен веществ, рост, индивидуальное развитие, размножение, раздражимость, приспособленность.

2.Биология – наука о живом.

3.Систематика – наука о многообразии живых организмов.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

1.Возникновение приспособлений – результат эволюции. Примеры приспособлений[1]*.

2.Экосистема – единство живых организмов разных «профессий» и неживой природы.

  1. Производители, потребители и разрушители, особенности их обмена веществ.
  2. Круговорот веществ в экосистеме и его роль в  поддержании постоянства условий.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

  1. называть причины многообразия  живых организмов.
  2. Различать представителей основных групп живых организмов.
  3. Знать значение представителей разных систематических групп в природе.

4-я линия развития –  объяснять мир с точки зрения биологии:

1.различать роль живых организмов  в круговороте веществ.

2.описывать различия  организмов в связи со средой обитания и образа жизни.

  1. распознавать важнейшие систематические группы живых организмов(  основные царства живой природы: безъядерные, растения, грибы, животные).
  2. доказывать, что клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов.
  3. различать   типы питания: автотрофный и гетеротрофный.

5-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

 1. приводить примеры роли живых организмов и биологии в жизни человека.

  2.  здоровый образ жизни и роль биологии в его обосновании.

 

 

БАКТЕРИИ – САМЫЕ МЕЛКИЕ

И МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА

Фамилия имя

1линия

осознание роли жизни

2 линия

рассмотрение биологических процессов в развитии

3 линия

использование биологических знаний в быту

 линия

использование биологических знаний в быту

5 линия

оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизн

1

2

1

2

1

2

1

2

3

4

1

2

3

Алмамбек Э.

Борисенко С.

Брюхачев А.

Вершинкин

Дорошенко

Иванченко И

Колесников

Латышевский

Литау Н.

Матис М.

Мосиенко В.

Николенко В.

Платновский

Пылин С.

Скращук М.

Тараненко В.

Ташева А.

Титовцева А.

Толигенова

Хуснудинова

Шаповалов В

БАКТЕРИИ – САМЫЕ МЕЛКИЕ

И МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА

Фамилия имя

1линия

осознание роли жизни

2 линия

рассмотрение биологических процессов в развитии

3 линия

использование биологических знаний в быту

 линия

использование биологических знаний в быту

5 линия

оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизн

1

2

1

2

1

2

1

2

3

4

1

2

3

Баранова А.

Брускова К.

Волченкова А.

Воронин М.

Гайдабура М.

Гандолоев Д.

Гейнц А.

Грязнова З.

Губаноа И.

Дороненков А.

Карамщук С.

Лищинский Ю.

Лобанова М.

Мамонов С.

Махота Т.

Медведев Д.

Михно Д.

Маслов Д.

Осендловская

Поломина П.

Ткаченко Ж.

Харченко И.

Царенко Н.

Цыганок Вл.

Шкель Н.

Янюшкина М.

Дубовой И.

Критерии таблицы требования:

1-я линия развития – осознание роли жизни:

1. определять роль  бактерий в природе ;

 2. объяснять роль бактерий,как редуцентов в круговороте веществ экосистемы.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

1. бактерии древнейшие организмы приспособившиеся ко вем средам обитания.

2. знать черты, свидетельствующие об  прметивности данных организмов  и давать им объяснение;

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

    1.   объяснять значение  болезнетворных бактерии в жизни и меры профилактики данных болезний.

               2.   бактери используемые в производстве.

4-я линия развития –  объяснять мир с точки зрения биологии:

1.  перечислять отличительные  черты бактерий.;

2. различать   основные группы бактерий;

3.  определять основные структуры бактериальной клетки;

4. объяснять строение и жизнедеятельность бактерий: (Строение и обмен веществ бактериальной клетки. Как происходит наследование, роль молекулы ДНК в размножении организмов. Размножение микробов.).

6.  понимать смысл биологических терминов (размножение, ДНК, Спора);

5-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

 1.   объяснять значение  болезнетворных бактерии в жизни и меры профилактики данных болезний.

  2.   полезная микрофлора организма: на коже, во рту, в кишечнике.

     3.  правила личной гигиены по уходу за телом;

Примерные таблицы требований.

Таблица «Предметные результаты изучения предмета «Биология» в 5 классе».

По теме «ГРИБЫ».

параметры

1линия

осознание роли жизни

2 линия

рассмотрение биологических процессов в развитии

 3 линия

использование биологических знаний в быту

 4 линия

использование биологических знаний в быту

5 линия

оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизн

1

2

1

2

3

1

3

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

Критерии таблицы требований по теме «Грибы»

1-я линия развития – осознание роли жизни:

1.  определять роль грибов в природе;  

2. объяснять роль грибов, как редуцентов в круговороте веществ в экосистеме.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

1. приводить примеры приспособлений грибов к среде обитания и объяснять их значение;

2. находить черты, свидетельствующие об усложнении грибов по сравнению с предками, и давать им объяснение (ядерное строение клетки);

3. объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов грибов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

  1. объяснять значение грибов в жизни  человека: грибы-разрушители древесины.
  2. грибы используемые человеком в промышленности, особенно медицинской.

4-я линия развития –  объяснять мир с точки зрения биологии:

1. перечислять отличительные свойства грибов;

2. различать  основные группы грибов по способу питания и строения;

3. определять основные органы  грибов;

4.  объяснять строение и жизнедеятельность грибов: (Грибы – гетеротрофы (сапротрофы). Строение и жизнедеятельность грибов. Перенос вещества на большие расстояния и роль мицелия в этом процессе. Размножение грибов).

5. понимать смысл биологических терминов: мицелий, гетеротрофы,  сапрофиты,;

6. использовать  методы  наблюдение, сравнение в исследовании одноклеточных и многоклеточных грибов;;

7. проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов. Лабораторные работы: Устройство микроскопа и работа с ним. Рассматривание гифов плесневых грибов с помощью микроскопа. Изучение внешнего строения дрожжей с помощью микроскопа. Изучение строения древесных грибов-трутовиков. .

5-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

1. использовать знания биологии при соблюдении правил при сборе и приготовлении грибов;

2. различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.    

           3.правила хранение продуктов питания;

Предметные результаты изучения предмета «Биология» в 5 «а» классе по теме «Грибы».

Фамилия имя

1линия

осознание роли жизни

2 линия

рассмотрение биологических процессов в развитии

 3 линия

использование биологических знаний в быту

 4 линия

использование биологических знаний в быту

5 линия

оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни

1

2

1

2

3

1

3

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

Алмамбек Э.

Борисенко С.

Брюхачев А.

Вершинкин

Дорошенко

Иванченко И

Колесников

Латышевский

Литау Н.

Матис М.

Мосиенко В.

Николенко В.

Платновский

Пылин С.

Скращук М.

Тараненко В.

Ташева А.

Титовцева А.

Толигенова

Хуснудинова

Шаповалов В

Предметные результаты изучения предмета «Биология» в 5 «б» классе по теме «Грибы».

Фамилия имя

1линия

осознание роли жизни

2 линия

рассмотрение биологических процессов в развитии

 3 линия

использование биологических знаний в быту

 4 линия

использование биологических знаний в быту

5 линия

оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни

1

2

1

2

3

1

3

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

Баранова А.

Брускова К.

Волченкова А.

Воронин М.

Гайдабура М.

Гандолоев Д.

Гейнц А.

Грязнова З.

Губаноа И.

Дороненков А.

Карамщук С.

Лищинский Ю.

Лобанова М.

Мамонов С.

Махота Т.

Медведев Д.

Михно Д.

Маслов Д.

Осендловская

Поломина П.

Ткаченко Ж.

Харченко И.

Царенко Н.

Цыганок Вл.

Шкель Н.

Янюшкина М.

Дубовой И.

Критерии таблицы требований по теме «Низшие растения.Водоросли.»

1-я линия развития – осознание роли жизни:

1. определять роль растений в природе, как главных производителей органических веществ ;

2. объяснять роль низших растений в круговороте веществ экосистемы: (Экологическая роль автотрофов).

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

1. приводить примеры приспособлений водорослей к среде обитания и объяснять их значение; (Среда водорослей – вода).

2. находить черты, свидетельствующие об усложнении водорослей по сравнению с предками, и давать им объяснение;

3. объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов (Жизненный цикл водорослей. Редукционное деление. Гаметофит, спорофит.)

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

  1. объяснять значение водорослей в жизни и хозяйстве человека.

2.         экологическая роль многоклеточных водорослей и фитопланктона. Хозяйственное значение водорослей.

4-я линия развития –  объяснять мир с точки зрения биологии:

1.  выявлять отличительные черты строения низших растений ( Одноклеточные водоросли. Многоклеточные водоросли и их строение: слоевища).

2. различать  основные группы водорослей (многообразие водорослей: зеленые, бурые и красные водоросли) ;

3. объяснять строение и жизнедеятельность водорослей (Обмен веществ растения: фотосинтез и дыхание растений. Минеральное питание растений.Регенерация и размножение водорослей: вегетативное, бесполое и половое.).

4.  понимать смысл биологических терминов: (Низшие, таллом, одноклеточные и многоклеточные водоросли,фотосинтез, хлорофилл, строение и функции растительной клетки. Хлоропласт. Вакуоль).

5.  использовать метод наблюдение и сравнение для изучения низших растений;

6.  проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.Лабораторные работы: Изучение строения живых клеток   листьев элодеи .

5-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

1.  использовать знания для  соблюдении правил повседневной гигиены с точки зрения чистоты питьевой воды;

2.  различать представителей низших растений.

  1. Экологическая роль многоклеточных водорослей и фитопланктона. Хозяйственное значение водорослей.

Таблица «Предметные результаты изучения предмета «Биология» в 5 «а» классе».

По теме «Низшие растения».

Фамилия имя

1линия

осознание роли жизни

2 линия

рассмотрение биологических процессов в развитии

 3 линия

использование биологических знаний в быту

 4 линия

использование биологических знаний в быту

5 линия

оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизн

1

2

1

2

3

1

2

1

2

3

4

5

6

1

2

3

Алмамбек Э.

Борисенко С.

Брюхачев А.

Вершинкин

Дорошенко

Иванченко И

Колесников

Латышевский

Литау Н.

Матис М.

Мосиенко В.

Николенко В.

Платновский

Пылин С.

Скращук М.

Тараненко В.

Ташева А.

Титовцева А.

Толигенова

Хуснудинова

Шаповалов В

Таблица «Предметные результаты изучения предмета «Биология» в 5 «б» классе».

По теме «Низшие растения».

Фамилия имя

1линия

осознание роли жизни

2 линия

рассмотрение биологических процессов в развитии

 3 линия

использование биологических знаний в быту

 4 линия

использование биологических знаний в быту

5 линия

оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизн

1

2

1

2

3

1

2

1

2

3

4

5

6

1

2

3

Баранова А.

Брускова К.

Волченкова А.

Воронин М.

Гайдабура М.

Гандолоев Д.

Гейнц А.

Грязнова З.

Губаноа И.

Дороненков А.

Карамщук С.

Лищинский Ю.

Лобанова М.

Мамонов С.

Махота Т.

Медведев Д.

Михно Д.

Маслов Д.

Осендловская

Поломина П.

Ткаченко Ж.

Харченко И.

Царенко Н.

Цыганок Вл.

Шкель Н.

Янюшкина М.

Дубовой И.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс (биология 1 час/нед) Авторы: Пономарёва Н.И., Корнилова О.А., Кучменко В.С. на 2012 – 2013 учебный год

Рабочая программа на 2012 – 2013 учебный год разработана на основе авторской «Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, 6 класс Растения. Бактерии. Грибы....

Рабочая программа по биологии "Живой организм" 6 класс

Рабочая программа по биологии "Живой организм" 6 класс (линия Н.И.Сонина)...

Рабочая программа курса Биология. Живой организм. 5-6 классы.

Личностные, метапредметные, предметные результаты обучения. Содержание курса. Тематический план....

Презентация к уроку по программе курса 6 класса «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» под ред. И.Н.Пономаревой

план урока1.Контроль знаний (проверка домашнего задания, тест, индивидуальные карточки). 2.Изучение нового материала:ØСемя как орган полового размножения растений (самостоятельная работа – задани...

Рабочая программа по биологии: " Живой организм". 6 класс, автор Н.И. Сонин.

Рабочая программа по биологии. Живой организм.6 класс, автор Н.И. Сонин. Программа состоит из федерального и регионального компонентов....

Рабочая программа элективного курса "Живой организм и химия"

Курс носит межпредметный характер. Он ориентирован на углубление и расширение знаний на развитие любознательности, интереса к химии, биологии и экологии. Содержание курса рассказывает о роли важнейших...