Кейс обучающий №2: "Решение задач на моногибридное скрещивание" 9 класс
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Демидович Ирина Аркадьевна

Обучающий кейс №2 на определение генотипа и фенотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков.

Кейс используется с целью: 1) изучения нового материала; 2) ликвидации пробелов знаний у обучающихся, пропустивших занятия; 3)организации дистанционного обучения с детьми, обучающимися на дому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кейс обучающий  «Решение задач по генетике на моногибридное скрещивание».

Задание:

  1. Прочитайте параграф №39 учебника.
  2. Ответьте устно на вопросы в конце параграфа.
  3. Запомни генетическую терминологию и символику.
  4. Изучи статью: «При решении генетических задач помни».
  5. Изучи алгоритм решения задач №2.
  6. Рассмотри образец решения задачи.
  7. Из раздела «Задачи для самостоятельного решения» выбери две задачи и реши их.
  8. Сдать мне решения задач.



Предварительный просмотр:

ЗАПОМНИ !!!

Генетическая терминология

Генетика- наука о закономерностях наследственности и изменчивости ор-

ганизмов.

Наследственность- свойство организмов передавать наследственную(гене-

тическую) информацию от предков к потомкам.

Изменчивость- свойство организмов приобретать новые признаки под воз-

действием различных факторов, взамен утраченных старых.

Генотип- совокупность всех генов организма.

Фенотип- совокупность всех признаков организма.

Альтернативные признаки- взаимоисключающие, контрастные признаки

                                                  (голубоглазость и кареглазость; белый и серый

                                                   цвет шерсти; гладкие и морщинистые семена).

Доминантный ген- преобладающий, подавляющий.

Рецессивный ген- подавляемый.

Гомозиготный организм- организм, имеющий одинаковые аллели одного гена.

Гетерозиготный организм- организм, имеющий разные аллели одного гена.

Гамета- половая клетка.

Моногибридное скрещивание- скрещивание, при котором родительские ор-

ганизмы отличаются друг от друга по одному изучаемому признаку.

Генетическая символика

Р- родители;

А; В; С;D; К- доминантные гены;

a; b; с; d; k- рецессивные гены;

Аа; Вb; Сс; Dd; Кk- гетерозиготные организмы;

АА; ВВ; СС; DD; КК- гомозиготные организмы по доминантному гену;

аa; bb; сс; dd; kk- гомозиготные организмы по рецессивному гену; 

F- потомство(гибриды);

F1- гибриды первого поколения;

F2- гибриды второго поколения;

 ×- скрещивание;

♂- мужская особь;

♀- женская особь;

Г- гаметы;

Х и У- половые хромосомы;

ХХ- женский(гомогаметный) пол;

ХУ- мужской(гетерогаметный) пол;

Ха ; ХА – признак сцеплен с Х-хромосомой;

Уа- признак сцеплен сУ-хромосомой;

         ;         - - гаметы.

а

А



Предварительный просмотр:

При решении генетических задач

ПОМНИ !!!

  1. Доминантный ген обозначается заглавной буквой латинского алфавита (А, В, С и т.д.), а рецессивный- строчной буквой(а, b, с, d и т.д.).
  2. Первым записывается генотип женской особи, а затем- мужской

(♀ - - ×  ♂- -).

     3.Гомозиготный организм имеет две одинаковые аллели гена(АА или аа).

     4.Гетерозиготный организм имеет разные аллели (Аа).                                                                                                                                      

     5.При записи генотипа гетерозиготной особи доминантная аллель пишет-

ся на первом месте, а рецессивная- на втором (Аа; Вb; Сс; Dd и т.д.).

     6.Ген, который невозможно определить по фенотипу, обозначают значком

        « - » ( А - ).          

     7.Под генотипом всегда записывают фенотип.

     8.Гомозиготная по доминантному признаку особь и гетерозиготная особь

имеют одинаковый фенотип.

     9.Гаметы записывают, обводя их кружком (            ;            ).

                                                                                               

    10.Гомозиготная особь образует один тип гамет (АА →  

 

                                                                               или    аа  →          ).    

    11.Гетерозиготная особь образует два типа гамет (Аа  →           и          ).

    12.Фенотипы и типы гамет записываются строго под соответствующим

генотипом.           Аа                                     аа

                      кареглазость                     голубоглазость

 

                   

               Г

   13.Каждая особь F1 получает один ген от материнского организма и один

ген от отцовского организма.

    14.Процесс оплодотворения носит равновероятностный характер, то есть

любой сперматозоид может оплодотворить любую яйцеклетку.

    15.В конце задачи записывается ответ, который должен соответствовать вопросу задачи.

а

А

А

а

а

А

 а

а

А



Предварительный просмотр:

Алгоритм  №2  решения задач

на моногибридное скрещивание

при определении генотипа и фенотипа родителей

по генотипу и фенотипу потомков


  1. Внимательно прочтите условие задачи.


  1. Сделайте краткую запись условия задачи (Дано:), используя генетическую символику.


  1. Укажите обозначения аллелей генов;


  1. Укажите их фенотипическое проявление;


  1. Запишите, что требуется определить в задаче;


  1. Если в условии задачи не указаны обозначения доминантного и рецессивного генов, введите обозначения самостоятельно.


  1. Запишите схему скрещивания родительских особей.


  1. Если по условию задачи точно определить генотип особи невозможно, то ген, который невозможно определить по фенотипу, обозначьте значком «-» (А-).


  1. Под генотипом родительских особей подпишите их фенотип.


  1. Запишите генотипы потомков F1.


  1. Установите недостающие гены у родительских особей.


  1. Проведите анализ генотипа родительских особей по генотипу и фенотипу потомков.


  1. Единообразным  потомство бывает при скрещивании: 1) гомозиготных особей (АА×АА; аа×аа; АА×аа); 2) гетерозиготной особи с гомозиготной по доминантному признаку особью (Аа×АА).


  1. Расщепление потомков в соотношении 1:1 бывает при скрещивании гетерозиготной особи с гомозиготной по рецессивному признаку особью (Аа×аа).


  1. Расщепление потомков в соотношении 3:1 бывает при скрещивании двух гетерозиготных особей (Аа×Аа).


  1. Перепишите схему скрещивания, полностью восстановив генотипы родительских особей.


  1. Решите задачу обычным способом (выполните действия 4-9 алгоритма№1).


  1. Запишите ответ, который должен соответствовать вопросу задачи.

   



Предварительный просмотр:

Образец решения задачи

на определение генотипа и фенотипа родителей

по генотипу и фенотипу потомков

Задача: Нормальный слух у человека обусловлен доминантным геном А, а наследственная глухонемота определяется рецессивным геном а. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребёнок. Определите генотипы родителей.

Ход решения задачи:

  1. Делаем краткую запись условия задачи:

Дано:

А- нормальный слух

а- глухонемота

Генотип Р - ?

  1. Определяем генотипы  родителей.

По условию задачи женщина глухонемая, у неё фенотипически проявляется рецессивный признак, поэтому её генотип однозначен- аа. Мужчина- с нормальным слухом, у него фенотипически проявляется доминантный признак. Организм, у которого проявляется доминантный признак, может иметь два варианта генотипа- АА или аа. Так как по условию задачи точно определить генотип отцовского организма невозможно, но зная, что он содержит доминантный ген, запишем его генотип как А - .

  1. Записываем схему скрещивания:

Решение:

  Р      ♀  аа     ×    ♂  А -

  1. Под генотипом подписываем фенотип:

  Р      ♀  аа     ×    ♂  А -

           глухонемая      норм.слух

              

  1. Записываем генотип и фенотип потомства F1:

В потомстве появился глухонемой ребёнок. У него фенотипически проявляется рецессивный признак, поэтому его генотип однозначен- аа.

  Р      ♀  аа     ×    ♂  А -

           глухонемая      норм.слух

  F1            аа 

        глухонемой

  1. Анализируем генотипы родителей и потомства.

Зная, что каждая особь F1 получает один ген от материнского организма и один ген от отцовского, видно, что от отцовского организма она получила рецессивный ген. Следовательно, генотип ♂ - Аа .

  1. Переписываем схему скрещивания, используя  установленные генотипы родителей:

  Р      ♀  аа     ×    ♂  А а

           глухонемая      норм.слух

  1. Записываем типы гамет родителей:

  Р      ♀  аа     ×    ♂  А а

           глухонемая      норм.слух

   Г                                           

  1. Получаем потомков F1:

  F1            аа                Аа

          глухонемой     норм.слух

              50%

  1.  Проводим анализ скрещивания:

В F1 произошло расщепление 1:1. Такое расщепление получается при скрещивании гетерозиготной особи с особью, гомозиготной по рецессивному признаку. Следовательно, установленные нами генотипы родителей верны.

Краткая запись решения задачи:

  Р      ♀  аа     ×    ♂  А -

           глухонемая      норм.слух

  F1            аа 

        глухонемой

Зная, что каждая особь F1 получает один ген от материнского организма и один ген от отцовского, видно, что от отцовского организма она получила рецессивный ген. Следовательно, генотип ♂ - Аа .

  Р      ♀  аа     ×    ♂  А а

           глухонемая      норм.слух

   Г                                           

  F1            аа                Аа

          глухонемой     норм.слух

              50%

По генотипу: 1(Аа) : 1(аа)

                          Аа- гетерозиготный организм

                          аа-  гомозиготный организм по рецессивному гену.

По фенотипу: 1 : 1(50% или 1/2 глухонемых : 50% или 1/2с нормальным слухом).

Ответ: генотип ♀- аа,   ♂- Аа.



Предварительный просмотр:

Задачи для самостоятельного решения

Определение  генотипа и фенотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков или расщеплению в потомстве.

  1. Нормальный слух у человека обусловлен доминантным геном S, а наследственная глухонемота определяется рецессивным геном s. От брака  женщины с нормальным слухом и глухоне-мого мужчины родился глухонемой ребенок. Определите генотипы родителей.

  1. Альбинизм (отсутствие пигмента) у человека- рецессивный признак(b), нормальная пигментация кожи - доминантный(B). У родителей с нормальной пигментацией кожи ребенок- аль-бинос. Каковы генотипы родителей?

  1. Седая прядь волос надо лбом у человека- доминантный приз-нак (A), ее отсутствие –рецессивный (а). У матери- седая прядь волос надо лбом, а у отца и сына – нет. Каков генотип матери?

  1. У человека ген, определяющий карий цвет  глаз, доминирует    над геном, определяющим голубой цвет глаз. Кареглазый мужчина женился на голубоглазой женщине. От этого брака родились два кареглазых сына. Первый сын женился на голубоглазой женщине. Второй – на кареглазой, и у них родился голубоглазый сын. Определите: 1) генотипы всех членов семьи; 2) фенотип детей первого сына.

  1. У человека полидактилия (шестипалость) наследуется как до-минантный признак, пятипалость – как рецессиный. В семье пятипалой женщины и шестипалого мужчины семь детей. Все они шестипалые. 1) Определите генотипы родителей. 2)Какое потомство можно ожидать от брака шестипалого сына с пяти-палой женщиной?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс обучающий №1: "Решение задач на моногибридное скрещивание" 9 класс

Обучающий кейс " Решение задач на моногибридное скрещивание" на определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу и фенотипу родителей.Кейс используется с целью:1) изучения нового материала, 2) лик...

Самостоятельная работа по генетике "Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание" 9-10 класс

Данная самостоятельная работа может использоваться для обобщения и контроля знаний по темам «Основные понятия генетики», «Решение задач на моногибридное скрещивание» и «Решение задач на дигибридное ск...

Технологическая карта урока биологии по теме «Закономерности наследования. Решение задач на моногибридное скрещивание».

Технологическая карта к уроку  № 3 в теме «Основы учения о наследственности и изменчивости организмов».Автор УМК: И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова. Биология 9 класс. Учебник для о...

Методическая разработка "Решение задач на моногибридное и полигибридное скрещивание"

Методическая разработка практического занятия по дисциплине "биология"...

Методическая разработка "Решение задач на моногибридное скрещивание"

Методическая разработка по дисциплине "Биология"...


 

Комментарии

Каримова Элина Александровна

Огромное спасибо за доступное объяснение задач по генетике. Мне очень помогла ваша разработка урока.