Роль педагога в духовно-нравственном воспитании школьника
статья по биологии по теме

Романова Марина Игоревна

Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Стало всё заметней утрата нашим обществом традиционно российского патриотизма. Нарушена преемственность поколений. В общественном сознании получило распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_pedagoga_v_duhovno_-_nravstvennom_vospitanii.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обоснование необходимости решения проблемы  духовно-нравственного воспитания системными  методами.

Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Стало всё заметней утрата нашим обществом традиционно российского патриотизма. Нарушена преемственность поколений. В общественном сознании получило распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Продолжается разрушение института семьи. Именно семья является для ребёнка единственным местом получения опыта социального взаимодействия.   Испокон века воспитание доброго нрава ребёнка, развитие его способности к добродетельной жизни определялись образом жизни отца и матери; тем, насколько сами родители могли показать своему чаду добрый пример. Без примера  и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Об этом пишут и святые отцы, и  пастыри Церкви. Священник Александр Ельчанинов сказал: “Для воспитания детей – самое важное, чтобы они видели своих родителей живущих большой внутренней жизнью”.

Для всех уже очевидно, что использование разовых мер в преодолении кризисных явлений не дает позитивных результатов. Проблема восстановления ценностей традиционной культуры является настолько трудной, что эффективность ее решения может быть обеспечена только общими действиями при условии использования системного подхода в решении основных задач. Основой системного подхода в воспитании гражданственности, патриотизма, восстановлении духовно-нравственной культуры общества является принцип комплексного решения спектра проблем с различными   возрастными группами учащихся. В связи с этим работа по воспитанию гражданственности, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию включает в себя и совершенствование школьного образования, и систему мер, адресованных семье, внедрение патриотического и духовно-нравственного содержания в сферу дополнительного образования, работу общественных объединений с подростками и молодежью, деятельность правоохранительных органов.

Цель и основные задачи  деятельности. 

Целью системы работы является гражданское, патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения посредством создания в школе  системы условий, ориентированной на традиционные культурные, общечеловеческие ценности. 

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

формирование комплекса организационно-методического, информационно-просветительского обеспечения системы духовно-нравственного воспитания детей  в урочное и внеурочное время;

осуществление комплекса мер по просвещению родителей в вопросах  духовно-нравственного становления и воспитания детей;

интегрирование духовно-нравственного содержания в социально-педагогические и другие гуманитарные программы, осуществляемые в школе;

реализация комплекса мер по социальному служению, развитию милосердия и благотворительности;

развитие одухотворённого отношения к труду как к средству жизни и духовно исцеляющему фактору;

воспитание всесторонне обдуманного поведения во всех сферах жизни;

привитие любви к Родине, уважение к законам и нормам жизни.

Основные принципы  деятельности.

Принцип духовно – нравственного воспитания – построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила – «Уклонись от зла и сотвори благо»).

Гуманистическая направленность – отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития, реализуется путём формирования отношения к себе, миру и с миром («любовь к ближнему»).

Культуросообразность – воспитание строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям  различных регионов.

 Система программных мероприятий представляет собой сочетание традиционных, практических форм с современными интерактивными технологиями, позволяющие активизировать позитивные факторы и нейтрализовать негативные.

Формы работы с детьми.

Система школьного образования:

диагностика  предпочтений нравственных и семейных ценностей учащихся;

система классных часов, игр  и бесед;

праздники с родителями, семейная гостиная;

благотворительные акции (подарки для ветеранов, пожилых людей, солдату), спортивная акция «Гармония тела и духа»;

акции милосердия «Чужой беды не бывает», посвященной Дню пожилого человека, акция «Вы оставшимся помнить и жить завещали…»,

проведение Дней памяти;

 конкурсы сочинений, мультимедийных проектов «Моя семья», «В чём красота, подвиг и счастье женщины», «За сохранение семейных ценностей», «Как зёрнышко в земле, растёт человек в утробе матери, согретый любовью и заботой», «Почитай отца и мать свою, чтобы ты долго жил на земле»;

праздники, связанные с церковным календарём, экскурсии по святым местам;

творческие встречи, круглые столы с участием военнослужащих, конференция «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева;

вовлечение детей в исследовательскую деятельность: «Моя родословная», «Герб моей семьи», «Корни отечества», «Что значит моё имя», «Судьба мой семьи в годы Великой Отечественной войны»  позволяет воспитать чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности данной семьи к истории своей страны, прошлому, настоящему.

Деятельность правоохранительных органов и службы

 психолого – педагогического сопровождения.

Заботясь о духовном состоянии своих детей, классный руководитель обязан знать, чем живёт его ребёнок дома, в какой атмосфере он воспитывается, всё ли благополучно в его семье. И здесь неоценимую помощь оказывает сотрудничество с социальным педагогом школы и правоохранительными органами по предупреждению правонарушений в подростковой среде, организуя профилактические беседы на тему: «Поговорим об ответственности», «Ребёнок и закон», участвуют в дискуссионных вечерах.  Не секрет, что на сегодняшний день социализация в определённой группе семей имеет явно антисоциальный характер. Это те семьи, в которых дети не только безнадзорны, но и оказываются в антисоциальной среде, которая определяет их развитие. И здесь очень важно с самого начала деятельности с классом не оставить без внимания проблемы семьи. В рамках акции «Внимание, дети» в школе мною была спланирована и проведена неделя правовых знаний, а так же девятиклассники участвовали в городском конкурсе «Я и мои права», заняв первое место.

Привлечение общественных объединений для работы с учащимися: 

муниципального объединения №26 «Ульянка»: экскурсии, районные акции, поддержка социальных проектов, программа «Поиск и поддержка молодёжных лидеров»;

«Совет Ветеранов»: творческие встречи, митинги у мемориалов, посвящённым защитникам Отечества, «Вахта Памяти», участие в тематических  классных часах.

Формы работы с родителями:

родительские собрания на духовно – нравственные темы,

открытые показы воспитательно – образовательного процесса,

вечера вопросов и ответов,

проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы),

индивидуальные консультации,

совместные с родителями праздники, спектакли, дни рождения детей,

совместные экскурсии.

Оценка эффективности деятельности.

В результате осуществления системного подхода в воспитании гражданственности, патриотизма, восстановлении духовно-нравственной культуры ожидается:

снижение неблагоприятных социальных показателей и остроты духовно-нравственных проблем в школе;

ответственность за свои поступки,

активизация деятельности общественной организации, рост социальной активности учащихся; деятельное отношение к труду;

укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания,

приобщение к опыту православной культуры, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании школьника

В условиях современной общеобразовательной школы вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных  проблем.   Потребности современного общества возлагают на шко...

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Статья  подготовлена в рамках  мероприятия "Рождественские чтения. 2018 г."....

Выступление по теме "Роль монастырей в духовно-нравственном воспитании школьников", 23.11.2017 г.

Программа XXVI  международных Рождественских образовательных Чтениях "Нравственные ценности и будущее человечества" (региональный этап), 23.11.2017 г....

Роль музыки в духовно-нравственном воспитании школьников

Музыка в школе – одно из средств воспитания и образования учащихся, с помощью которого воспитывается ценностное отношение к прекрасному, формируются представления об эстетических идеалах и ценно...