Разработка открытого урока по теме "Основные методы селекции и биотехнологии" 11 класс
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме

Овсянникова Вера Александровна

Разработка открытого урока по теме "Основные методы селекции и биотехнологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_biologii_11_klass.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Донская средняя                                   общеобразовательная школа

         

       Урок   «Основные методы селекции и биотехнологии»

                                             

                                                    11 класс        

 

                                     

                                              Подготовила : Овсянникова Вера Александровна 

                                                                               2009 г

Урок № 20

Тема «Основные методы селекции и биотехнологии».

Цели урока: 1). Раскрыть сущность понятий селекция , сорт, порода и штамм; определить цели и задачи науки селекции;

Охарактеризовать основные методы селекции; сформировать знания о биотехнологии, клеточной и генной инженерии.

2).продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать, готовить сообщения, работать с текстом учебника и дополнительной литературой.

3).воспитывать гордость за  отечественных  и мировых ученых-селекционеров.

Основные понятия: селекция, сорт, порода, штамм, аутбридинг , гетерозис, биотехнология, клеточная инженерия, генная инженерия; гибридизация близкородственная (инбридинг), неродственная и отдаленная(аутбридинг).

Оборудование: компьютерная презентация, таблицы, иллюстрирующие различные  методы селекции ,породы животных  и сорта растений.        

                                                        Ход урока

Изучение нового материала        

  1. Вводное слово учителя .
  2. 2.Актуализация знаний и постановка проблемы.

На столах у учащихся кроссворды. Учитель предлагает разгадать его  и оценить. На столах у учащихся листы для оценки знаний. Учитель предлагает самим уч-ся оценить свои первоначальные знания по теме и кроссворд.                                                                 5 минут

Учитель просит прочитать ответ  на вопрос под номером 7.

Возникают вопросы.

Что такое селекция?

Для чего селекции необходимо знание законов наследственности и закономерностей  изменчивости ?

Почему селекцию можно назвать эволюцией . направляемой желаниями и трудом человека?

В ходе краткой беседы  формулируется тема и задачи урока. Тема :»Основные методы селекции и биотехнологии». Задача :выяснить основные  традиционные и современные методы селекции.

3.Работа с понятием селекция. Запись понятия в словарь.  Составление синквейна на понятие «селекция».

4.Работа с понятиями сорт, порода и штамм. Запись понятия в тетрадь.

Из определения селекции видно, что целью практической деятельности селекционеров является создание новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов, обладающих нужными для человека качествами .

Демонстрация слайдов с изображениями пород голубей, кошек, собак.                 5 минут.

5.Работа в малых группах.

Ответы учащиеся записывают на листах бумаги, которые раздаются каждой группе.

Задание №1

Представьте, что вы селекционеры, вам необходимо создать новый сорт томатов. Какими признаками вы наделили свой новый сорт? Почему именно на эти признаки вы обратили внимание?

Задание №2

Вам необходимо  вывести новый сорт томата, пригодного для механизированной уборки плодов. Какими признаками вы наделили бы свой сорт? Почему?

Задание №3

Какими способами,  методами вы будете пользоваться при выведении нового сорта? Где вы будете искать источники новых генов, формирующих лучшие продуктивные качества вашего сорта?                                                                                                               5 минут.

6.После завершения работы в группах заслушиваются варианты решения поставленных задач, проводится беседа, в ходе которой учитель подводит учащихся к формулировке задач селекции. Давайте посмотрим в учебнике стр.240. все ли задачи селекции вы назвали ?.

Работа с текстом учебника стр. 240.                                                                        

7.Постановка новой проблемы .Какими методами пользуется селекция при выведении новых сортов растений и пород животных? Почему считают. Что селекция животных и растений- одна из важнейших отраслей сельского хозяйства и биологической науки и почему успешная работа селекционеров -основа благосостояния страны?

8.Далее новый материал мы будем изучать самостоятельно. Работа с текстом учебника по группам  стр.241-242 и заполнение по ходу беседы таблицы. Сообщения учащихся о межвидовых гибридах, достижениях генной и клеточной инженерии, о клонировании, биотехнологии.

Методы селекции

Селекция растений

Селекция животных

1.Подбор родительских форм (искусственный отбор).

По наличию ценных для человека признаков.

По приспособленности к местным условиям среды.

По месту происхождения.

По хозяйственно ценным признакам и по внешнему виду –экстерьеру.

По способности к контактам с человеком и возможности содержания в неволе.

2).Гибридизация:

А). неродственная (аутбридинг)  

 

 

   

б).близкородственная(инбридинг)

Осуществляется с помощью простых и сложных скрещиваний. Простые- однократные скрещивания между двумя родительскими формами.

Сложные -в которых задействованы более чем две родительские формы или происходит повторное скрещивание гибридного потомства с одним из родителей.

Скрещивание различных сортов (внутривидовое, межвидовое, межродовое), ведущее к гетерозису. Используется для получения гетерозиготных популяций и повышения продуктивности. Для получения плодовитых гибридов применяют полиплоидию (капустно-редечный гибрид).

Искусственное самоопыление у перекрестноопыляющихся растений , для получения чистых линий, использующихся для дальнейшего скрещивания.

Скрещивание отдаленных пород, отличающихся контрастными признаками, межродовое скрещивание для получения гетерозиготных популяций и проявления гетерозиса.

Скрещивание между близкими родственниками для получения гомозиготных (чистых)линий с желательными признаками.

Скрещивание отдаленных пород, отличающихся контрастными признаками. Ведет к гетерозису. У животных потомство бесплодно (мул-гибрид осла и лошади).

Скрещивание между близкими родственниками для получения гомозиготных чистых линий с желательными признаками, т. е. для закрепления этих признаков. Часто ведет к снижению жизнеспособности.

4).Отбор

А).массовый

Б).индивидуальный

Применяется в отношении перекрестноопыляющихся растений (рожь)

Применяется в отношении самоопыляющихся растений, выделяются чистые линии- потомство одной самоопыляющейся особи (пшеница, овес, ячмень)

Практически не применяется из-за небольшого количества особей в потомстве.

Применяется жесткий индивидуальный отбор по хозяйственно ценным признакам, выносливости, экстерьеру

4.Экспериментальное получение мутаций- индуцированный мутагенез

Применяется в генетике и селекции для получения мутантных форм(более продуктивных, урожайных, полиплоидов

Используются естественные (спонтанные)  мутации. Метод получения полиплоидов не применяется

5.Метод испытания производителей по потомству

Не применяется

Используется метод искусственного осеменения от лучших самцов-производителей

Генная инженерия

Это целенаправленный перенос нужных генов от одного вида живых организмов в другой

Клеточная инженерия

Основана на культивировании отдельных клеток или тканей на искусственных питательных средах.


9.Подведение итогов и ответ на вопросы: Какие же основные методы селекции растений и животных используют ученые? Что такое инбридинг? Аутбридинг? Что такое гетерозис? Так  почему же селекцию называют эволюцией, направляемой желаниями и трудом человека?

10.Учитель: Традиционные, описанные выше методы селекции имеют естественные  ограничения в области изменения генотипа организма. Методы клеточной и генной инженерии открывают возможности создания организмов с  новыми, в том числе и не встречающимися в природе, комбинациями наследственных признаков. Сообщение учителем фактов «Это интересно».

11.Сообщения учащихся о методах генной и клеточной инженерии.              

12.Тесты.                     3 минуты.

13.Домашнее задание: § 64, ответить на вопросы.                                    

14.Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 8 «А» КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Do you know Miss Manners?»

Цели урока:Познавательные:v знакомство учащихся с правилами поведения принятыми в Великобритании, с главными человеческими качествами. «В чем красота человека».Развивающие:v развитие умение ...

методическая разработка открытого урока " Поиск работы - тоже работа" для 10 класса

поиск работы - действительно тоже работа.Необходимо знать как вести себя на собеседовании, уметь правильно написать  резюме и заявление о приеме на работу. Знать особенности стиля официальной пис...

Открытый урок по биологии. Методы селекции растений и животных.

Этот урок о методах селекции растений и животных. История создания методов селекции,заслуга Башкирских селекционеров в создании новых сортов полиплоидных растений....

Разработка открытого урока. Самоанализ. Основные методы, которыми я пользуюсь на уроках.

Разработка открытого урока. Самоанализ. Основные методы, которыми я пользуюсь на уроках....

Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"

               Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения:  литературная викторина –презентацияЦели:1.      По...

Разработка открытого урока по теме "Home Sweet Home", 4 класс ( технологическая карта урока)

Аннотация урока. Данный урок является 6 уроком 2 раздела «Я люблю свой дом» УМК М. З. Биболетовой, для 4 класса. Тип урока: урок-закрепление изученного материала. Урок направлен на обеспеч...