Урок - экскурсия по теме: "Кровеносная система. Кровь."
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Урок - экскурсия по теме: "Кровеносная система. Кровь" в 7 классе. Цель урока: проследить эволюцию кровеносной системы животных и обобщить знания обучающихся. Виртуальная экскурсия в музей "изобретений" природы позволяет обучающимся посетить три зала музея "изобретений", каждый из которых имеет своё название. Ученики вспоминают об особенностях строения кровеносной системы разных животных, узнают о  составе крови и её функциях. Данный урок формирует правильное представление об эволюционном изменении органов кровообращения, воспитывает любовь и бережное отношение к живой природе. Урок с применением ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18

имени героя Советского Союза

Эдуарда Дмитриевича Потапова»

Тема урока:

«Кровеносная система. Кровь»

(урок с использованием ИКТ)

7 класс

                                                       Составил: учитель биологии

                                                                           Кондакова И.А.

                 

Мичуринск – Наукоград, 2010 г.

Тема: «Кровеносная система. Кровь».

Цель:

проследить эволюцию кровеносной системы и обобщить знания учащихся.

Задачи:

Образовательная: вспомнить особенности строения кровеносной системы животных разных групп; изучить состав крови, её функции.

Развивающая: развивать умение выявлять различия в строении сердца, системы кровообращения разных групп животных.

Воспитательная: формировать правильное представление об эволюционном изменении органов кровообращения, воспитывать любовь и  бережное отношение к живой природе.

Оборудование: слайдовая презентация, карточки с терминами, кружки зелёного и красного цвета.

Ход урока:

         Учитель: Сегодня мы проведём необычный урок, мы  отправимся в музей «изобретений» природы. У природы много чудес и разных «изобретений», но нас пока интересует одно из них - кровеносная система. 

         Учитель объявляет тему урока: «Кровеносная система. Кровь».

         Совершая экскурсию по залам, мы узнаем, как изменялись  кровеносная система, состав крови в процессе эволюции животных.

         Начнём экскурсию с проверки необходимых терминов и понятий по данной теме.

         

Термины по теме «Кровеносная система»

Учитель показывает на карточках термины, обучающиеся дают им определения. 

Термины: сердце, вены, кровообращение, венозная кровь, артерии, незамкнутая кровеносная система, желудочек, предсердие, замкнутая кровеносная система, артериальная кровь, капилляры.

Учитель: вспомнив необходимые понятия, я предлагаю вам войти в первый зал (слайд 4, гиперссылка «Пленённое море»)

Зал №1 «Пленённое море»

В этом зале мы найдём ответ на вопрос -

Что делает кровь внутри организма?

  1. Состав крови.
  2.  Функции крови.
  3.  Эволюция состава крови.

Учитель: Представим, что мы уменьшились в тысячи раз и оказались внутри кровеносного сосуда. Итак, совершим путешествие по кровяному руслу.(слайд)

         Многие считают, что кровь – это однородная красная жидкость. Оказывается, на 55% кровь состоит из жидкости – плазмы, но не красной, а светло – жёлтой. А плазма на 90% состоит из воды, остальное – растворённые в ней соли, белки, витамины, вредные вещества, которые предстоит выбросить из организма. (слайд)

         Оказавшись в кровяном потоке, можно заметить, что кровь – не жидкость, а текучая ткань. Вокруг нас со всех сторон плывут особые клетки крови. Их называют форменными элементами:

  1. красные кровяные клетки – эритроциты (именно они придают крови красный цвет). Имеют округлую или овальную форму. В процессе эволюции эти клетки тоже будут изменяться.

Эритроциты  доставляют кислород от лёгких ко всем клеткам организма. В них содержится белок гемоглобин. Когда кровь проходит через лёгкие, гемоглобин присоединяет молекулы кислорода. Без  кислорода гемоглобин имеет тёмно – красный цвет, а приняв его – ярко – алый. Соответственно меняется и цвет крови: из бедной кислородом и тёмной она превращается в богатую кислородом и алую. Совершая путешествие через организм, эритроциты отдают кислород тканям.(слайд)

  1. Лейкоциты – бесцветные клетки, похожие на «амёб». Они передвигаются с помощью ложноножек и захватывают ими чужеродные вещества и микробы. Затем лейкоциты  поедают их, защищая организм, а сами погибают. (слайд)
  2. Тромбоциты – кровяные пластинки. Это не клетки, а «осколки» специальных клеток. Они защищают организм от потери крови, закрывая рану.(слайд)

      Учитель предлагает учащимся составить в тетради  схему «Состав крови». Затем проверяем правильность выполнения работы с изображением на слайде.

  1. Какие функции выполняет кровь?

     Учащиеся, прослушав информацию и прочитав текст о функциях крови на странице 219, записывают в тетрадь «Функции крови».

Учитель: Итак, какие функции выполняет кровь?

       Мы узнали, что кровь – это особая ткань, представляет собой сложнейший мир, населённый миллиардами живых клеток, каждая из которых выполняет свою работу.

Учитель: Все ли животные имеют кровь красного цвета? (слайд)

        Оказывается, у некоторых животных, моллюсков, кровь бесцветна и по составу ближе к морской воде. У других моллюсков (например, головоногих) она имеет голубой цвет. Кислород у них переносит не гемоглобин, содержащий железо, а другой белок, содержащий медь. У дождевого червя кровь красного цвета и содержит гемоглобин. Но он не собран в эритроциты, а растворён в крови. Из-за этого кровь может переносить мало кислорода. Позвоночным животным кислорода надо больше. Но если увеличить количество растворённого гемоглобина, кровь станет слишком вязкой. Природа выходит из затруднения, «собирает» гемоглобин в клетки – эритроциты.

Учитель: Используется ли кровь животных человеком?

На столах у вас находятся буклеты, найдите раздел «Знаете ли вы, что …» и прочитайте об использовании крови человеком.

Учитель: Мы посетили зал, который называется «Пленённое море». Почему он так назван?

- Оказывается, учёные обнаружили удивительное сходство в составе солей крови и морской воды. Получается, что живые организмы сохранили внутри себя частицу вод древнего океана.

(слайд 4, гиперссылка «Удивительные преобразования»)

Зал №2 «Удивительные преобразования»

Как изменялась кровеносная система в процессе эволюции животных?

  1. Животные, у которых  впервые возникла кровеносная система.
  2. Изменения в строении кровеносной системы  в процессе эволюции.

 

Учитель:

    - Все ли животные имеют кровь и кровеносную систему?

    - У каких изображённых животных впервые появляется кровеносная система? (слайд)

    - К какому типу относятся дождевые черви?

    - Что представляет кровеносная система дождевого червя? (замкнутая, имеются брюшной, спинной и кольцевые сосуды, роль сердца выполняют 5 пар пульсирующих кольцевых сосудов).(слайд)

    - Какие изменения происходят в кровеносной системе моллюсков? (слайд)

(появляется сердце – одно из «изобретений» природы, незамкнутая).

    - У каких животных, кроме моллюсков, кровеносная система незамкнутая? (слайд)

    - К какому типу они относятся? (Членистоногие)

Учитель: Природа на этом не останавливается и в процессе эволюции возникают другие «изобретения» - замкнутая кровеносная система, усложняется строение сердца, появляется 2-й круг кровообращения. (слайд)

    - Какого представителя животного типа хордовых нет на слайде?

(ланцетника)

Кровеносная система хордовых животных.

Представители от каждой группы берут карточку с названием класса хордовых животных и отвечают на вопросы учителя.(используя слайд)

    - Какие изменения происходят в кровеносной системе рыб?

(Кровеносная система замкнутая, сердце 2-х камерное, один круг кровообращения)

    - Как движется кровь по системе кровообращения у рыб?

(рассказ с использованием слайда)

(Из сердца кровь у рыб течёт к голове, где в жаберных капиллярах она насыщается кислородом. Оттуда она течёт по всему телу. Органы тела получают насыщенную кислородом кровь).

Учитель: Но вот животные выходят на сушу.

    - Какие изменения претерпевает их кровеносная система?

(Малый, или лёгочный, круг кровообращения – ещё одно «изобретение» природы, в сердце 3 камеры. Если бы лёгкие образовались на месте жабр, то сохранился бы один круг кровообращения. Но лёгкие земноводных развились из выростов глотки: появился малый круг.

Учитель: Какая кровь попадает к клеткам органов тела? (Смешанная, так как желудочек один, а предсердий два. Кислород пополняется только кожным дыханием земноводных).

Учитель: Какие изменения происходят в кровеносной системе пресмыкающихся?

( В желудочке сердца начинает расти перегородка, но кровь остаётся смешанной).

Учитель: Что представляет собой кровеносная система птиц?

(Сердце 4-х камерное с правой дугой аорты, полное разделение артериальной и венозной крови).

Учитель: Есть ли различия в строении кровеносной системы птиц и млекопитающих?

(Сердце 4-х камерное с левой дугой аорты).

Учитель: Докажите, что увеличение числа камер повышает уровень организации животного.

       Вывод формулируют обучающиеся, учитель обобщает и дополняет. За долгие годы эволюции кровеносная система усложнилась. Из незамкнутой она стала замкнутой, в замкнутой системе усложнилось строение сердца, появилось 2 круга кровообращения.

       Таким образом, эволюция системы кровообращения шла по пути создания высокоспециализированной кровеносной системы, которая обеспечивает все клетки тела необходимые для их жизни условия.

(слайд 4, гиперссылка «Бескровные животные»)

Зал №3 «Бескровные животные»

Все ли животные имеют кровеносную систему?

 Учитель: Какие животные не имеют кровеносную систему? (слайды)

 Учитель: Мы знаем, что все ткани животных должны дышать, получать кислород. Как же перечисленным животным удаётся выжить, не имея крови, доставляющей кислород?

(У медуз, например, кишечная полость занимает изнутри всё тело целиком. Получается так, что любая клетка тела медузы расположена не дальше 1 мм от воды, насыщенной кислородом. Она получает кислород прямо из воды. У плоских червей форма тела уплощённая, что также позволяет каждой клетке тела получать кислород из воды. У кольчатых червей и моллюсков строение тела усложняется, кишечная полость уже не занимает всё тело целиком. Возникает необходимость во «внутреннем море», которое омывало бы тело изнутри).

      Так возникла в процессе эволюции кровеносная система.

       

Учитель предлагает учащимся выполнить тестовую работу.

(см. Приложение)

        Итак, мы вспомнили особенности строения кровеносной системы животных разных групп, рассмотрели, как шла эволюция органов кровообращения, изучили состав крови  и её значение.

Рефлексия:

Ребята если вам понравился урок, то поднимите зелёный кружок, если вы сомневаетесь – то красный.

Задание на дом: параграф 41.

Учитель подводит итоги урока.

Приложение.

Тест по теме: «Кровеносная система. Кровь»

Вариант №1.

Задание №1.

Выберите правильный ответ:

  1. Кровеносная система впервые появляется у

а) моллюсков;

б) плоских червей;

в) кольчатых червей;

г) круглых червей.

  1. Сердце карася

а) двухкамерное;

б) трёхкамерное без перегородки;

в) трёхкамерное с неполной перегородкой;

г) четырёхкамерное.

3)  Замкнутую кровеносную систему имеет

а) дождевой червь;

б) речной рак;

в) жук – олень;

г) паук – крестовик.

Задание №2.

Выберите правильные утверждения.

  1. Эритроциты выполняют защитную функцию.
  2. Усложнение в строении сердца пресмыкающихся (по сравнению с земноводными) появилось в образовании в желудочке неполной перегородке.
  3. По венам течёт только венозная, а по артериям только артериальная кровь.

Тест по теме: «Кровеносная система. Кровь»

Вариант №2.

Задание №1.

Выберите правильный ответ:

  1. Кровеносная система отсутствует у

а) членистоногих

б) моллюсков;

в) кольчатых червей;

г) иглокожих.

2) Сердце лягушки

а) двухкамерное;

б) трёхкамерное без перегородки;

в) трёхкамерное с неполной перегородкой;

г) четырёхкамерное.

3) Незамкнутую кровеносную систему имеет

а) дождевой червь;

б) большой прудовик;

в) окунь;

г) ящерица.

Задание №2.

Выберите правильные утверждения?

  1. Лейкоциты выполняют транспортную функцию.
  2. У млекопитающих в лёгкие поступает артериальная кровь.
  3. Гемоглобин способен присоединять и отдавать кислород.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Кровеносная система животных. "

Тема: Кровеносная система животных. Кровь. Цели:познакомить учащихся с особенностями строения кровеносной системы у животных разных групп, с составом крови, значением крови и кровообращения; сформиро...

Урок биологии 8 класс Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь»

Контрольно-обобщающий урок по теме«Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь» Цели: обобщить и проверить знания по теме «строение кровеносной и дыхательной системы» продолжить разви...

Урок биологии 7 класс с использованием ИКТ. "КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА. КРОВЬ". ( Виртуальная экскурсия в музей «изобретений» природы)

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА. КРОВЬ. 7 КЛАСС(урок с использованием ИКТ).Виртуальная экскурсия в музей «изобретений» природы   Цель: проследить эволюцию кровеносной системы  и обобщить знани...

Урок-экскурсия "Компьютер - универсальная техническая система обработки информации"

Документ-инструкция. Тема: Компьютер - универсальная техническая система обработки информации. Цель: повторить устройство компьютера, актуализировать знания по теме.Задача: действовать согласно а...

7 класс. Тема: «Кровеносная система. Кровь».

Цель:познакомить учащихся с особенностями строения кровеносной системы у животных разных групп, с составом крови; значением крови и кровообращения для живых организмов;создать условие для развития про...

Технологическая карта урока по теме "Кровеносная система. Кровь"

Конспект соответствует требованиям ФГОС, можно использовать при изучении данной темы по учебнику В.В.Пасечника "Биология. Животные"...

Урок обобщения по теме "Кровеносная система. Внутренняя среда организма".

Урок обобщения по теме: "Кровеносная система. Внутренняя среда организма"....