Поурочное планирование урока по теме: "Вирусы"
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

Цель данного урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о неклеточных формах жизни-вирусах, их строении, особенностях жизнедеятельности и размножении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon virusy.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Вирусы.

Цель:обеспечить усвоение учащимися знаний о неклеточных формах жизни- вирусах, их строении, особенности жизнедеятельности и размножения.

Орг. момент.

Проверка д/з.

Изучение новой темы:

Вирусы- неклеточные формы жизни, занимающие пограничное положение между живой и неживой природой. Были  открыты  в 1892 году Д. И.  Ивановским.

Особенности вирусов.

Отличие от неживой природы:

  1. Способность воспроизводить себе подобных.
  2. Наследственность и изменчивость.

Отличие от живой природы:

  1. не имеют клеточного строения,
  2. не растут
  3. не способны синтезировать белки
  4. нет обмена веществ
  5. не делятся, не размножаются половым способом.
  6. Являются обязательными паразитами

Строение вирусов.

Каждая вирусная частица состоит из одной молекулы ДНК или РНК, которая окружена белковой оболочкой ( капсидом). Сложно организованные вирусы имеют дополнительную липопротеиновую оболочку. Свободноживущая форма вируса (вне клетки) называется вирион.

Различают: РНК- содержащие( ретровирусы) и ДНК-содержащие вирусы.

Этапы проникновения вирусов в клетку

  1. абсорция -прикрепление вируса к клеточной стенки за счет связывания белков- рецепторов клеточной оболочки со специальными белками вирусной частицы.
  2. Пенетрация- проникновение вируса в клетку в результате пиноцитоза и фагоцитоза или при различных повреждениях клеточной оболочки. Иной путь у бактериофагов- в конце хвоста имеется фермент, растворяющий бактериальную оболочку. Далее «мышцы» хвоста сокращаются и нуклеиновая кислота впрыскивается внутрь клетки, а белковый чехол фага остается на поверхности клетки.
  3. Эклипс- синтез ранних вирусных белков, направляющих деятельность клетки на производство вирусных белков или нуклеиновых кислот.
  4. Созревание вирусных частиц и выход их из инфицированной клетки и заражение других.

Вирусы обладают патогенным действием, т.е. способностью вызывать различные заболевания у человека, животных и растений. Помимо того, вирусы способны оказывать влияние на генетический аппарат клетки и вызвать мутации.

Закрепление:

  1. Кому принадлежит открытие вирусов?
  2. Какие особенности вирусов вы знаете?
  3. Какое строение имеют вирусы?
  4. Что является носителем наследственной информации у вирусов?
  5. Что такое: абсорция, пенетрация и эклипс?
  6. Как происходит проникновение бактериофаг в клетку?

Д/З: конспект лекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование уроков математики в 8 классе

Всего 6 часов в неделю: алгебра - 4 часа, геометрия - 2 часа.УМК: алгебра - Макарычев Ю.Н.           геометрия - Атанасян Л.С....

Поурочное планирование уроков математики в 9 классе

Всего - 5 часов, из них алгебра - 3 часа, геометрия - 2 часа.УМК: алгебра - Ю.Н.Макарычев и др.           геометрия - Л.С.Атанасян...

Поурочное планирование уроков английского языка во 2 классе по учебнику «Enjoy English 2 » , Биболетова М.З., 2010 г.

Поурочное планирование уроков английского языка во 2 классе по учебнику «Enjoy English 2 » , Биболетова М.З., 2010 г....

Поурочное планирование уроков технология 7класс

Поурочное планирование уроков технология в 7класс еее            епо программе В.Д.Симоненко.Вариант для девочек....

Календарно-поурочное планирование уроков английского языка по учебнику Кузовлева (7 класс, 2011 год)

Этот материал поможет составить планирование по новому учебнику для 7 класса...