разработка урока по теме "Класс Двудольные семейство Крестоцветные" 6 класс
методическая разработка (биология, 6 класс) по теме

Кащенко Наталья Сергеевна

данная разработка урока предназначена для 6 класса. учебник "Биология. Бактерии. Грибы. Растения" В. В. Пасечник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_semeystvo_krestocvetnye.doc64 КБ
Office presentation icon prezetaciya.ppt2.57 МБ

Предварительный просмотр:

Наталья Сергеевна Кащенко.

МОУ СОШ №1 п. Волоконовка, Белгородской  области

учитель биологии

ТЕМА: «Класс Двудольные.

Семейство крестоцветные»

Задачи

        Образовательная: Познакомить учащихся с характерными признаками семейства  

                                               крестоцветные, повторить признаки класса Двудольные.

        Развивающая: развивать умения анализировать, синтезировать, делать выводы, сравнивать;

                                 совершенствовать умения работать с учебником, находить в содержании текста

                                  и рисунках необходимые сведения для выполнения заданий и ответов на вопросы.

        Воспитательная: Раскрыть значение семейства и важность его изучения.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: постановка и решение учебной задачи.

Формы работы: индивидуальная, групповая, в парах.

Средства обучения: комнатные растения, гербарные экземпляры растений, рисунки.

Методы и методические приемы: рассказ, применение знаний, ре шение проблем методом мозгового штурма.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.

Ребята, на прошлом уроке мы с вами выяснили, что покрытосеменные растения делятся на 2 класса. Какие? (Однодольные и Двудольные)

Давайте с вами сравним признаки Однодольных и Двудольных растений.

СЛАЙД №1 «Сравнительная характеристика Однодольных и Двудольных растений.

СЛАЙД №2 «Исключения!!!»

- Ребята, объясните о чем предупреждает этот слайд? (Определить, к какому классу следует отнести растение, используя только один признак, не всегда возможно.

Вороний глаз имеет листья с сетчатым жилкованием, но зародыш с одной семядолей, поэтому его считают однодоль ным растением.

У подорожника дуговое жилкование листьев, мочковатая корневая система, но его относят к двудольным растениям, так как зародыш имеет две семядоли.

Таким образом, для определения принадлежности цветко вого растения к одному из классов необходимо знать все при знаки данного растения.)

- Ребята, мы с вами уже знаем, что Покрытосеменные делятся на 2 класса. А какие семейства относятся к классу Однодольных и Двудольных растений?

 СЛАЙД №3 «Классификация Покрытосеменных растений»

- Молодцы, вы отлично справились с домашним заданием.

  1. Изучение нового материала.

(на доске СЛАЙД №3 «Классификация Покрытосеменных растений»)

- Мы видим, что класс Двудольные включает в себя несколько семейств, но на сегодняшнем уроке мы остановимся на первом – КРЕСТОЦВЕТНЫЕ.

Итак, тема нашего урока: «Класс Двудольные. Семейство крестоцветные».

     СЛАЙД № 4 «ТЕМА: «Класс Двудольные. Семейство крестоцветные».

 Мы много знаем о Семействе крестоцветные? Значит, какая цель нашего урока? Узнать больше о Семействе крестоцветные. Мы должны ответить на следующие вопросы:

  1. Почему семейство «КРЕСТОЦВЕТНЫЕ» так называется?
  1. По каким признакам можно определить семейство «КРЕСТОЦВЕТНЫЕ»?

Общее представление о семействе:

Насчитывается 3200 видов, это главным образом однолетние и многолетние травы. Чтобы представить себе крестоцветные, следует вспомнить такие хорошо известные всем растения, как редис, капуста, пастушья сумка, сурепка. Это более хорошо вам известные растения, но мне бы хотелось остановиться с вами на менее известном растении представителе семейства КРЕСТОЦВЕТНЫЕ Горчице белой.

СЛАЙД № 4 «Горчица белая».

Задания:

На основании рис. СЛАЙДА № 5 перечислить органы представленного растения.

Ответить на предложенные вопросы: (на доске вывешиваются соответствующие рисунки в два столбика: признаки класса и семейства, но уч-ся об этом не сообщается)

  1. Рассмотрите строение данного Вам растения.
  2. К какому типу относится его корневая система? Почему?
  3. Какой стебель у растения?
  4. Какие у него листья?
  5. Как листья расположены на стебле?
  6. Какое жилкование листьев?
  7. Определите к какому классу относится данное растение, на основании этого расскажите строение семени этого растения.

- Ребята, а все ли органы мы рассмотрели? (Нет, мы забыли о цветке.)

Этим  мы сейчас с вами и займемся.

СЛАЙДА № 6. «Строение цветка семейства крестоцветные»

По модели цветка предложить ребятам самостоятельно рассказать о строении цветка. Если возникнут затруднения, то учитель сделает это сам. (Цветок правильный, чашечка состоит из 4 чашелистиков, венчик – из 4 лепестков, тычинок 6 (4 длинные, 2 короткие), пестик 1).

- А теперь, давайте попробуем записать формулу цветка.

Проверка формулы СЛАЙДА № 7.«Формула цветка».

- На рисунке большие цветки или мелкие? (мелкие), одиночный цветок или соцветие? (соцветие). Какое? (кисть). (Предложить зарисовать соцветие кисть.)

Проверка соцветия СЛАЙДА № 7.«Соцветие кисть».

- Какого цвета цветы у растений семейства Крестоцветные? (Жёлтого или белого.) А для чего мелкие и невзрачные цветки собираются в соцветия? (для привлечения насекомых).

- Правильно, большинство представителей этого семейства хорошие медоносы.

И только декоративные растения (их вывел человек) имеют сиреневый цвет, например мотиола.

- Сейчас за окном зима, а мы с вами давайте представим себе самое прекрасное время года – весну. Кругом цветут сады. Для чего они это делают? (из цветов образуются плоды).

СЛАЙД № 8

- Вы молодцы, цветы, действительно, нужны для образования плодов. А как называется плод у Крестоцветных? (стручок или стручочек). Стручок - у капусты, а стручочек – у ярутки, пастушьей сумки  (рис 111 на стр. 135 в учебнике).

-  Вопрос: чем отличается стручок от стручочка? (соотношение длины к ширине у стручка 3:1.

- Каждый из вас летом был на поле с горохом, а вот как называется плод у гороха? (боб)

- Чем отличается стручок от боба? (у стручка есть перегородка, на которой располагаются семена).

- Посмотрите на доску, почему признаки ГОРЧИЦЫ БЕЛОЙ расположены в два столбика? (первый столбик – признаки класса, второй – признаки семейства).

СЛАЙД  № 9.

- Почему семейство «КРЕСТОЦВЕТНЫЕ» так называется? (по расположению лепестков в цветке).

На доске вывешены изображения цветков растений разных семейств, попросить уч-ся выбрать только те, которые относятся к семейству крестоцветные.

- По каким признакам можно определить семейство «КРЕСТОЦВЕТНЫЕ»?

-Молодцы, вы отлично справились с этими заданиями, а теперь мы с вами немножко отдохнём, а поможет нам в этом всё то же семейство «КРЕСТОЦВЕТНЫЕ». Вы спросите как? Да очень просто, я буду вам перечислять признаки, если они подходят к нашему семейству, то вы должны хлопнуть в ладоши, если нет – то закрыть своё лицо руками.

СЛАЙД № 10 «Признаки семейства КРЕСТОЦВЕТНЫЕ»

- Итак, мы с вами немножко отдохнули, теперь снова приступим к работе. Признаки семейства мы с вами изучили, а теперь давайте с вами познакомимся с представителями семейства КРЕСТОЦВЕТНЫЕ.

СЛАЙД № 11 – 17 «Представители семейства КРЕСТОЦВЕТНЫЕ»

- Теперь, когда вы знаете и некоторых представителей этого семейства, мне хотелось бы у вас узнать, что вы запомнили самое главное на этом уроке. Каждый из вас попробует назвать по одному слову, но оно должно касаться нашего урока, например 4 чашелистика.( уч-ся порядку перечисляют слова).

СЛАЙД № 18 «Коротко о самом главном».

- На основании только что перечисленных признаков давайте попробуем составить следующую схему о КРЕСТОЦВЕТНЫХ (учитель рисует схему на доске, а уч-ся в тетрадях).

  1. Закрепление изученного материала.

СЛАЙД № 19. «ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА»

- Каждый из вас получит гербарный материал и попробует выполнить следующее задание: Пользуясь вопросами учебника на странице 211 – 212 опишите предложенные вам гербарные экземпляры растений.

Проверка и коррекция 1 -3 ответов.

   V.             Рефлексия

- Ребята, мне сегодня очень понравилось с вами работать. А о ваших чувствах я узнаю следующим образом: на доске висит картинка, поставьте любой значок под той рожицей, которая наиболее точно соответствует вашему настроению на уроке.

- Молодцы, мы сегодня с вами хорошо поработали. (Выставление и комментарии оценок). А теперь осталось записать домашнее задание. Оно у каждого может быть своим.

СЛАЙД № 20, 21

  1. Домашнее задание:
  1. Изучить § 47, ответить на вопросы в конце параграфа.
  2. Повторить  § 46

Задание для трудолюбивых и самостоятельных:

  1.      Подготовить сообщение о некоторых растениях семейства крестоцветные,

            занесенных в  Красную книгу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1
Класс Двудольные.Семейство Крестоцветные.
Автор: Кащенко Наталья Сергеевна, учитель биологии первой категорииМОУ «Волоконовская СОШ № 1»

Слайд 2
Сравнительная характеристика однодольных и двудольных растений
ПРИЗНАКИКоличество семядолей в семениТип корневой системыТип жилкования листьев Число частей цветка кратно…Проводящие пучки располагаются…
ОДНОДОЛЬНЫЕ
ДВУДОЛЬНЫЕ
1 2мочковатая стержневаяпараллельное сетчатое или дуговое 3 4 по кругу вразброс

Слайд 3
ИСКЛЮЧЕНИЯ!!!

Слайд 4
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ
класс однодольные класс двудольные сем-во сем-во сем-во сем-во сем-во злаки лилейные крестоцветные бобовые розоцветные сем-во сем-во паслёновые сложноцветные

Слайд 5
ТЕМА УРОКА: «КЛАСС ДВУДОЛЬНЫЕ.СЕМЕЙСТВО КРЕСТОЦВЕТНЫЕ.»
Почему семейство «КРЕСТОЦВЕТНЫЕ» так называется?По каким признакам можно определить семейство «КРЕСТОЦВЕТНЫЕ»?

Слайд 6
Горчица белая
Рассмотрите строение данного Вам растения.К какому типу относится его корневая система? Почему?Какой стебель у растения?Какие у него листья?Как листья расположены на стебле?Какое жилкование листьев?Определите к какому классу относится данное растение, на основании этого расскажите строение семени этого растения.

Слайд 7
Строение цветка семейства крестоцветные
Тычинки (2 короткие и 4 длинные)Пестик (1) Чашелистик (4) Лепесток (4)

Слайд 8
Соцветие кисть
Формула цветка
*Ч4Л4Т4+2П1

Слайд 9
Плоды крестоцветных
Вопрос:Чем отличаются стручок от стручочка?
СТРУЧОК
БОБ

Слайд 10
Почему семейство «КРЕСТОЦВЕТНЫЕ» так называется?По каким признакам можно определить семейство «КРЕСТОЦВЕТНЫЕ»?

Слайд 11
Какими признаками обладают представители Семейства Крестоцветные.1. Плод - ягода.2. Соцветие - кисть.3. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков.4. Венчик цветка состоит из 5 свободных лепестков.5. Плод - боб.6. Венчик цветка состоит из 4 свободных лепестков.7. Соцветие – головка.8. Цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок, из которых 2 короткие и 4 длинные.9. Плод – стручочек или стручок.10. Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок.

Слайд 12
ПЛОДЫ РЕДИСА

Слайд 13
КАПУСТА ДЕКОРАТИВНАЯ

Слайд 14
КАПУСТА ДЕКОРАТИВНАЯ

Слайд 15
КАПУСТА БЕЛОКАЧАННАЯ

Слайд 16
МЫ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ…МЫ ВСЕ ИЗ СЕМЕЙСТВА КРЕСТОЦВЕТНЫЕ…

Слайд 17
МЫ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ…МЫ ВСЕ ИЗ СЕМЕЙСТВА КРЕСТОЦВЕТНЫЕ
ЗУБЯНКА

Слайд 18
МЫ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ…МЫ ВСЕ ИЗ СЕМЕЙСТВА КРЕСТОЦВЕТНЫЕ
Сурепка.

Слайд 19
Коротко о самом главном

ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О КРЕСТОЦВЕТНЫХ?

Слайд 20
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Пользуясь вопросами учебника на странице 211 – 212 опишите предложенные вам гербарные экземпляры растений.

Слайд 21
Домашнее задание
Изучить § 47, ответить на вопросы в конце параграфа. Повторить § 46

Слайд 22
Задание для трудолюбивых и самостоятельных:
Подготовить сообщение о некоторых растениях семейства крестоцветные, занесенных в Красную книгу.

Слайд 23
Катран татарский Crambe tatarica, ковыль перистый Stipa pennata (Stipa joannis)

Слайд 24
МЫ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ…МЫ ВСЕ ИЗ СЕМЕЙСТВА КРЕСТОЦВЕТНЫЕ

Слайд 25
МЫ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ…МЫ ВСЕ ИЗ СЕМЕЙСТВА КРЕСТОЦВЕТНЫЕ

Слайд 26
Бурачок шершавый(Alyssum hirsutum Bieb.)ЗАНЕСЕН В КРАСНУЮ КНИГУ

Слайд 27
Желтушник лакфиолевидный Erysimum cheiranthoides
Вайда красильная     

Слайд 28
Название какого сорного растения семейства КРЕСТОЦВЕТНЫЕ здесь зашифровано
ИКОТНИК
Почему ИКОТНИК относится к семейству КРЕСТОЦВЕТНЫЕ?

Слайд 29
Составьте таблицу “Растения семейства Крестоцветные”
вид
род
Гулявник лекарственныйЖелтушник левкойныйСурепка обыкновеннаяГорчица полеваяГорчица белаяГулявник ЛезеляИкотник серый обыкновенная Ярутка полевая Редька дикая Редька
ГулявникЖелтушникСурепкаГорчицаГорчицаГулявникИкотникЯруткаРедькаРедька

Слайд 30
Составьте таблицу, записав известные Вам растения семейства Крестоцветные:

Пищевые
Масличные
Декоративные
Сорные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе

Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

Класс двудольные. Семейство Сложноцветные. Класс однодольные. Семейство Лилейные. 6 класс

Класс двудольные. Семейство Сложноцветные.Класс однодольные. Семейство Лилейные. Многообразие растений семейства сложноцветных.Роль в природе и жизни человека.Почти 25000 видов растений отн...

Методическая разработка урока по теме "Растения семейства Пасленовые""

Методическая разработка урока биологии для 6 класса "Растения семейства Пасленовые"и презентация, могут быть использованы в ходе изучения  многообразия семейств растений....

Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"

Урок включает несколько этапов: повторе­ние, изучение нового материала, лаборатор­ную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...