Проблемы эколого-географического воспитания в системе школьного образования
статья по биологии по теме

Хазиева Лейсан Маратовна

 

«Проблемы  эколого-географического воспитания в системе школьного образования»

          В   век   научно  - технического    прогресса,      когда     сочетание  естественных   и   искусственных  факторов  среды   резко    изменило   состояние    биосферы,     создав,   как    результат     глубочайшего    и разностороннего     воздействия      человека   на      природу,    новую биотехносферу, когда  резкое  ухудшение  экологической обстановки в  мире  становится угрозой   жизни   человеческой   цивилизации   на   планете     Земля,     особую     актуальность    приобретает   проблема всеобщего  экологического образования  на  всех  уровнях   обучения, воспитания и развития в системе  учебно - воспитательной   работы в школе. Поэтому вполне закономерно, что в начале XXI века у ученых не вызывает сомнения необходимость развертывания широкомасштабного экологического образования, которое становится системообразующим фактором образования всех слоев населения. Экологическое образование признано приоритетным направлением в гармонизации отношений общества и природы. Признание ведущей роли образования среди мер, направленных на решение экологических проблем, нашло отражение в нормативных документах в нашей стране и за рубежом. Реализация экологического образования отвечает всем требованиям выполнения Национальной доктрины образования в Российской Федерации, Федеральной программы развития образования, Плана действий Правительства РФ в области социальной политики, Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года и направлена на разрешение противоречий в системе «общество – природа – личность». Сложившаяся ситуация в системе взаимоотношений природы и общества диктует необходимость всемерного развития экологического образования и, в первую очередь, образования школьного. Основной принцип экологического образования – междисциплинарный подход, а именно формирование системы компетенций на базе географии и биологии. Сегодня большая часть проблем, с которыми сталкивается цивилизация в процессе взаимодействия с природой – эколого-географические. Проблема актуальностиэколого-географические  воспитания вследствие обострения взаимоотношений общества и природы находит отражение во всех известных ныне науках и проецируется на все школьные дисциплины.                                                                                                                                                                                                                                    

        Среди конкретных наук, изучающих проблемы взаимодействия природы и общества, важное место занимает география. Это связано с тем, что, во-первых, географии органически присущ комплексный подход к познанию земного мира и во-вторых, география занимает пограничное положение между естественными и общественными науками. «Проблема взаимодействия общества и природы, как никогда ранее становится стержневой проблемой в географии …» [3,с.15]. Комплексный характер географии проявляется в использовании в географическом исследовании таких методологических подходов как: естественно-географический, ресурсный, производственно-экологический, социально-демографический.

        Целевой компонент модели эколого-географического обучения и воспитания состоит из совокупности образовательных целей:

- Обучающие цели эколого-географического обучения и  воспитания школьников в системе географического образования предполагают формирование и развитие системных знаний и умении;

- Развивающие цели  эколого-географического обучения и воспитания  школьников в системе географического образования предусматривают развитие способностей и потребностей школьников в экологической деятельности; интеллектуальное развитие школьников.

- Воспитательные цели эколого-географического  обучения и воспитания школьников в системе географического образования предполагают формирование глобально ориентированного научного мировоззрения, на основе создания целостной картины мира; усвоение учащимися экологических ценностей, отражающих объективную целостность и ценность природы; эмоциональное, эстетическое, познавательное восприятие природы; формирование ответственности за сохранение природной среды на Земле; понимание необходимости построения экосообразных отношений общества и природы на международном и внутригосударственном уровнях;  усвоение правил и норм поведения в природе, в быту, в повседневной деятельности, согласующихся с экологическим императивом.

        Содержание эколого-географического обучения и воспитания в системе школьного образования рассматривается как дидактически адаптированная система знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, что объективно определяется тенденцией экологизации образования.                                                                                                           

 - Образовательный компонент содержания экологического обучения и воспитания представлен экологическими теориями, закономерностями, принципами, понятиями, научными фактами.                                                                       

- Деятельностный компонент содержания экологической подготовки представлен видами деятельности (учебной, исследовательской, творческой). Усвоенные субъектом и ставшие его навыками способы деятельности, обусловливают его готовность к реальному участию в сохранении и воспроизводстве окружающей среды.

-  Эмоционально-ценностный компонент содержания экологического обучения и воспитания регулирует избирательное отношение к объектам и способам деятельности, определяет соответствие деятельности и объектов потребностям, оценивает степень удовлетворения потребностей, создает мотивы деятельности.

        Углубление экологических знаний у учащихся продолжается во время внеурочной работы. В систему этой работы, направленной на развитие экологических знаний, входят школьные экологические и географические олимпиады, предметные недели, декады.  Для учителя географии необходимо четко понять такие понятия, как «Экологическая культура», «экологическое образование», «экологическое воспитание», «экологический подход», «экологическое сознание».

         Понятие «экологическая культура» относится ко всем предметам школьного курса. Под ним понимают культуру всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанную с познанием, освоением и изменением природы; слагается из знаний экологических норм, их понимания, осознания необходимости их исполнения, формирования чувства гражданской ответственности за судьбу природы, разработка природоохранных мероприятий и непосредственное участие в их выполнении. Соблюдения норм природоохранного законодательства, укрепление законности в деле охраны окружающей среды.

         Понятие «экологическое образование» - овладение знаниями основ экологии (экологической грамотностью); помогает пониманию общения человека и природы, в конструктивном участии в охране природы и рациональному природопользованию. В преподавании географии внедрение экологических идей в обучении зависит от умения учителя объяснить это понятие и его значение учащимся так, чтобы они восприняли его не только умом, но и чувствами. Это зависит от мастерства учителя, подбора технологий преподавания, суммарностью методов и приемов в раскрытии роли экологического потенциала о взаимосвязи природы и общества. Вместе с тем учитель обучает и воспитывает учащихся.

   Само понятие «экологическое воспитание» отсутствует в словарях. Экологическое образования – это беспрерывный процесс охватывает триединую цель: обучение, воспитание и развитие. Однако, рассматривая этот вопрос необходимо выделить такие понятия «экологическое сознание», «экологическая ответственность». Это обозначает отношение личности к природе, что характеризуется выполнением своего долга по защите окружающей среды. Познакомить учащихся с правилами, которые складываются не только с осознания актов по охране окружающей среды, но и также в выполнении автоматических действий, которые стали привычкой, его другой натурой.      

          Особенность нашего поведения в природе состоит из тех знаний, которые учащиеся приобрели на уроках и внеурочное время. От степени экологических знаний и экологической компетентности зависит кругозор учащихся, в будущем профессиональное поведение, как в природе, так и на производстве, в быту, на отдыхе. Поэтому, экологическое воспитание, сегодня читается важным способом усовершенствования и рационализации практически всех видов хозяйственной деятельности людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проблемы эколого-географического воспитания в системе школьного образования»                   

          В   век   научно  - технического    прогресса,      когда     сочетание  естественных   и   искусственных  факторов  среды   резко    изменило   состояние    биосферы,     создав,   как    результат     глубочайшего    и разностороннего     воздействия      человека   на      природу,    новую биотехносферу, когда  резкое  ухудшение  экологической обстановки в  мире  становится угрозой   жизни   человеческой   цивилизации   на   планете     Земля,     особую     актуальность    приобретает   проблема всеобщего  экологического образования  на  всех  уровнях   обучения, воспитания и развития в системе  учебно - воспитательной   работы в школе. Поэтому вполне закономерно, что в начале XXI века у ученых не вызывает сомнения необходимость развертывания широкомасштабного экологического образования, которое становится системообразующим фактором образования всех слоев населения. Экологическое образование признано приоритетным направлением в гармонизации отношений общества и природы. Признание ведущей роли образования среди мер, направленных на решение экологических проблем, нашло отражение в нормативных документах в нашей стране и за рубежом. Реализация экологического образования отвечает всем требованиям выполнения Национальной доктрины образования в Российской Федерации, Федеральной программы развития образования, Плана действий Правительства РФ в области социальной политики, Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года и направлена на разрешение противоречий в системе «общество – природа – личность». Сложившаяся ситуация в системе взаимоотношений природы и общества диктует необходимость всемерного развития экологического образования и, в первую очередь, образования школьного. Основной принцип экологического образования – междисциплинарный подход, а именно формирование системы компетенций на базе географии и биологии. Сегодня большая часть проблем, с которыми сталкивается цивилизация в процессе взаимодействия с природой – эколого-географические. Проблема актуальности эколого-географические  воспитания вследствие обострения взаимоотношений общества и природы находит отражение во всех известных ныне науках и проецируется на все школьные дисциплины.                                                                                                                                                                                                                                    

        Среди конкретных наук, изучающих проблемы взаимодействия природы и общества, важное место занимает география. Это связано с тем, что, во-первых, географии органически присущ комплексный подход к познанию земного мира и во-вторых, география занимает пограничное положение между естественными и общественными науками. «Проблема взаимодействия общества и природы, как никогда ранее становится стержневой проблемой в географии …» [3,с.15]. Комплексный характер географии проявляется в использовании в географическом исследовании таких методологических подходов как: естественно-географический, ресурсный, производственно-экологический, социально-демографический.

        Целевой компонент модели эколого-географического обучения и воспитания состоит из совокупности образовательных целей:

- Обучающие цели эколого-географического обучения и  воспитания школьников в системе географического образования предполагают формирование и развитие системных знаний и умении;

- Развивающие цели  эколого-географического обучения и воспитания  школьников в системе географического образования предусматривают развитие способностей и потребностей школьников в экологической деятельности; интеллектуальное развитие школьников.

- Воспитательные цели эколого-географического  обучения и воспитания школьников в системе географического образования предполагают формирование глобально ориентированного научного мировоззрения, на основе создания целостной картины мира; усвоение учащимися экологических ценностей, отражающих объективную целостность и ценность природы; эмоциональное, эстетическое, познавательное восприятие природы; формирование ответственности за сохранение природной среды на Земле; понимание необходимости построения экосообразных отношений общества и природы на международном и внутригосударственном уровнях;  усвоение правил и норм поведения в природе, в быту, в повседневной деятельности, согласующихся с экологическим императивом.

        Содержание эколого-географического обучения и воспитания в системе школьного образования рассматривается как дидактически адаптированная система знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, что объективно определяется тенденцией экологизации образования.                                                                                                          

 - Образовательный компонент содержания экологического обучения и воспитания представлен экологическими теориями, закономерностями, принципами, понятиями, научными фактами.                                                                        

- Деятельностный компонент содержания экологической подготовки представлен видами деятельности (учебной, исследовательской, творческой). Усвоенные субъектом и ставшие его навыками способы деятельности, обусловливают его готовность к реальному участию в сохранении и воспроизводстве окружающей среды.

-  Эмоционально-ценностный компонент содержания экологического обучения и воспитания регулирует избирательное отношение к объектам и способам деятельности, определяет соответствие деятельности и объектов потребностям, оценивает степень удовлетворения потребностей, создает мотивы деятельности.

        Углубление экологических знаний у учащихся продолжается во время внеурочной работы. В систему этой работы, направленной на развитие экологических знаний, входят школьные экологические и географические олимпиады, предметные недели, декады.  Для учителя географии необходимо четко понять такие понятия, как «Экологическая культура», «экологическое образование», «экологическое воспитание», «экологический подход», «экологическое сознание».

         Понятие «экологическая культура» относится ко всем предметам школьного курса. Под ним понимают культуру всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанную с познанием, освоением и изменением природы; слагается из знаний экологических норм, их понимания, осознания необходимости их исполнения, формирования чувства гражданской ответственности за судьбу природы, разработка природоохранных мероприятий и непосредственное участие в их выполнении. Соблюдения норм природоохранного законодательства, укрепление законности в деле охраны окружающей среды.

         Понятие «экологическое образование» - овладение знаниями основ экологии (экологической грамотностью); помогает пониманию общения человека и природы, в конструктивном участии в охране природы и рациональному природопользованию. В преподавании географии внедрение экологических идей в обучении зависит от умения учителя объяснить это понятие и его значение учащимся так, чтобы они восприняли его не только умом, но и чувствами. Это зависит от мастерства учителя, подбора технологий преподавания, суммарностью методов и приемов в раскрытии роли экологического потенциала о взаимосвязи природы и общества. Вместе с тем учитель обучает и воспитывает учащихся.

   Само понятие «экологическое воспитание» отсутствует в словарях. Экологическое образования – это беспрерывный процесс охватывает триединую цель: обучение, воспитание и развитие. Однако, рассматривая этот вопрос необходимо выделить такие понятия «экологическое сознание», «экологическая ответственность». Это обозначает отношение личности к природе, что характеризуется выполнением своего долга по защите окружающей среды. Познакомить учащихся с правилами, которые складываются не только с осознания актов по охране окружающей среды, но и также в выполнении автоматических действий, которые стали привычкой, его другой натурой.      

          Особенность нашего поведения в природе состоит из тех знаний, которые учащиеся приобрели на уроках и внеурочное время. От степени экологических знаний и экологической компетентности зависит кругозор учащихся, в будущем профессиональное поведение, как в природе, так и на производстве, в быту, на отдыхе. Поэтому, экологическое воспитание, сегодня читается важным способом усовершенствования и рационализации практически всех видов хозяйственной деятельности людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая физическая и спортивная подготовка в системе школьного образования

Физическое воспитание – общественно явление. Оно возникает вместе с обществом и развивается по  законам общественного развития  идеи, направляющие социальную практику физического воспитания,...

Выступление на МО учителей гуманитарного цикла на тему: "Мой предмет в системе школьного образования"

Здравствуйте, уважаемые … Меня зовут…и мне бы хотелось спросить у вас : « На каком языке мы с вами говорим? На каком языке мы понимаем друг друга?...

Интеграция художественного и музейного воспитания в системе школьного образования (из опыта работы)

Интеграция художественного и музейного воспитания в системе школьного образования оказывает огромное влияние на становление личности ребёнка – приобщение её к опыту творческого освоения д...

Экологическое воспитание в системе школьного образования.

В статье рассматриваются требования экологического воспитания.Методы и приёмы для их реализации....

Разработка воспитательного компонента образовательной программы для реализации направления «Воспитание молодых югорчан» в Концепции развития воспитания в системе общего образования ХМАО-Югры

Разработка воспитательного компонента образовательной программы для реализации направления «Воспитание молодых югорчан» в Концепции развития воспитания в системе общего образования ХМАО-Югры...

Проблемы эколого-географического воспитания в системе школьного образования

Проблемы эколого-географического воспитанияв системе школьного образованияМихайлова Светлана Олеговна,учитель географии и биологии ГБОУ гимназия №66 Приморского района Санкт-Петербурга...

План мероприятий по повышению качества образования и управлению системой школьного образования в МОУ «СОШ № 12 г. Зеленокумска» в 2020-2021 году

План мероприятий по повышению качества образования и управлению системой школьного образования...