Урок - состязание "Как рыба в воде"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Звонарева Татьяна Ивановна

Мультимедийный урок-состязание проводится  в конце изучения темы "Рыбы". Данный урок даёт возможность: 

  1. Закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных, их многообразии и приспособленности к условиям среды; определить общие признаки рыб;
  2. Активизировать мыслительные процессы учащихся, применяя активные методы обучения: дискуссии, сравнение, самостоятельное изложение гипотез, развивать наблюдательность, внимание;
  3. Воспитывать дух соревнования; коллективизма, точность и быстроту ответов, стремление к знаниям. Воспитание любви к родному языку, на примере мудрых пословиц и поговорок, загадок.  Воспитание бережного отношения к природе.

 На уроке используются  разнообразные методы и приёмы активизации познавательной деятельности: презентация, загадки, биологический диктант, рассуждения, поиск ошибок, элементы интеграции с математикой и физикой, демонстрация опытов и другие. Много внимания уделяется народной мудрости , богатству родного языка. Нестандартно привлекается внимание ребят к охране рыб.  

 Обобщающий урок по теме "Рыбы" проводится в виде состязания. Чтобы "наловить" как можно больше рыб, команды должны  показать свои знания, смекалку, эрудицию, сплочённость.  Болельщики по ходу урока  выпускают бюллетень «Как рыба в воде». 

http://bioshkola.ru

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok-sostyazanie.doc114.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - состязание «Как рыба в воде»

Цели:

  1. Закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных, их многообразии и приспособленности к условиям среды; определить общие признаки рыб;
  2. Активизировать мыслительные процессы учащихся, применяя активные методы обучения: дискуссии, сравнение, самостоятельное изложение гипотез, развивать наблюдательность, внимание;
  3. Воспитывать дух соревнования; коллективизма, точность и быстроту ответов, стремление к знаниям. Воспитание любви к родному языку, на примере мудрых пословиц и поговорок, загадок.  Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: презентация, рисунки, карточки, «рыбки», лото

Эпиграф к уроку:

"Без труда не вынешь рыбку из пруда"

  1. Вступительное слово учителя

(слайд 2)

Здравствуйте. Сегодня у нас самый  необычный урок по теме "Рыбы".  Во - первых, здесь собрались команды знатоков. Во–вторых, это не простой урок,  это урок «показушный». Что мы будем показывать? Давайте решать сами. Первое: когда говорят «Как рыба в воде»?

-Хорошо, что-то умеет, ориентируется, приспособлен.

 Вот и постараемся показать, что вы в теме «Рыбы» ориентируетесь «как рыба в воде», знаете, как самой рыбе живётся в воде.

Мы проведем урок  в виде состязания.

В ходе состязания мы должны выявить лучшую команду этого сезона. Ей окажется та команда, у которой будет богаче "улов". А чтобы "наловить" как можно больше рыб, команды должны будут показать свои знания, смекалку, эрудицию, сплочённость. Какую пословицу вы могли бы предложить для эпиграфа, чтобы в ней и о работе говорилось и рыбах.

-"Без труда не вынешь рыбку из пруда" (слайд 3)

Ребята, вы должны быть внимательны к ответам товарищей по команде и соперников. Болельщики по ходу урока будут выпускать бюллетень, который тоже будет называться «Как рыба в воде». Материалы у вас есть. Готовы потрудиться?

Учащиеся: Готовы!

"Разминка"(слайд 4)

Русский народ всегда подмечал признаки тех или иных явлений, предметов живой и неживой природы.

На основе этого складывались пословицы, загадки, шарады. Немало загадок в русской литературе и о рыбах. Я задам их вам, а вы дайте отгадку. Правильная отгадка будет вашим первым уловом.

(слайды 5,6,7, 8,9)

Загадки

1. У маленькой скотинки
сто монеток на спинке. ( чешуя на теле рыбы)

- А что по ней можно прочитать? (возраст)

2. Полосатые бока,
и клюёт на червяка. (окунь)

- Почему бока у него полосатые? (покровительственная окраска)

3. Хищна и прожорлива,
Длинна и поворотлива. (щука).

- Правильно ли изобразил художник охоту щуки? (Щука никогда не будет хватать окуня с хвоста, так как у этой рыбы часть плавниковых лучей имеет вид острых шипов)

4. Не лягушка, и не ёж.
На змею скорей похож. (Угорь, вьюн)

- Какое значение имеет такая форма тела? (Цилиндрическое змеевидное тело угрей позволяет им быстро ползать по дну).

- Вот вам первый улов в ваше ведёрко.  (слайд 10)

Итак, из загадок мы узнали, что рыбы различаются формой, окраской, способом питания.

Несмотря на различия, рыбы имеют общие признаки.

 Я предлагаю их вспомнить. Вот, как говорят, проектировщики, «рыба» характеристики класса Рыбы,  внимательно прочитайте и отредактируйте. Запишите пропущенные понятия в своих «Листах активности».  Каждый правильный ответ принесёт вам улов в ваше ведёрко.  Командиры (можно дать сильным ученикам) в это время выполняют задание , рисуют  фигуры рыб, выполнив правильно задания  (Лашкина Н. Игровые задания по зоологии. – «Биология», №15 2002г.)  ((слайд 11)

Рыбы – это … (1) животные, обитающие в воде. Органами дыхания служат …(2). Имеются парные конечности, представленные (3) … и … плавниками. Непарные конечности образованы (4)…,  … и … плавниками. Тело покрыто …(5) и …(6). Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают …(7).  Кровеносная система у них (8)…, сердце(9) …. Имеют центральную нервную систему, которая состоит из (10) … и … мозга. Органы выделения (11) ….

     Ответы для самопроверки : (слайд 12,13)

1.Позвоночные

2.Жабры

3.Грудные и брюшные

4.Спинной, анальный (подхвостовой) и хвостовой

5.Чешуёй

6.Слизью

7.Боковой линией

8.Замкнутая

9 Двухкамерное

10 Спинного  и головного

11 Почки

Эта характеристика не совсем полная, дополним ее, обратившись к русской народной мудрости. (слайд 14,15,16,17,18,19,20)

Конкурс «Лирики и физики»

1к. Верна ли  пословица: «Рыба в реке – еще не в руке»? 

-  Да, эта пословица верна.  В коже рыб располагаются железы: слизеотделительные и ядоотделительные.

Слизь уменьшает трение, поэтому её легко можно выпустить из рук.  

- Какое ещё значение может иметь слизь?

- Роль слизи в жизненных отправлениях рыб очень велика: она не только уменьшает трение тела о воду (механическая защита), но и предотвращает попадание в организм паразитов и бактерий (бактерицидная защита), ускоряет свертывание крови в случаях ранений.

2к. «Человек ищет, где лучше, а рыба – где глубже». Всегда ли рыбы ищут, где глубже?

-  Диапазон обитания рыб охватывает различные биозоны – от высокогорных водоёмов до предельных океанских глубин (самая глубоководная рыба – абиссорутола из семейства ошибиевых рыб обнаружена в желобе Пуэрто-Рико на глубине 8370м).

Прошу уточнить: «Чем можно объяснить, что форма тела у рыб, живущих на разных глубинах различна?»

- На разных глубинах  давление различное.

Рыбы, передвигающиеся в толще воды, обычно имеют веретенообразное, хорошо обтекаемое тело. У многих рыб, обитающих на большой глубине, лентовидная форма тела (например, рыба-сабля). Донные рыбы часто имеют плоское, дискообразное тело, что обеспечивает большее соприкосновение тела с грунтом и уменьшение удельного давления толщи воды (камбала, морские языки). Цилиндрическое змеевидное тело угрей позволяет им быстро ползать по дну.

3к. « Крылья есть, а не летает? (Рыба).  О чём говорится в этой загадке? И правдива ли она?

- Рыбы и плавники. Но рыбы способны к полёту.

В Черном море обитает рыбка-летучка, которая способна пролететь над волнами до 100 м. другая – летучая рыба – тихоокеанский долгопер – пролетает еще больше, до 200 м, поднимаясь при этом на высоту до 5 м.

4к. Есть 2 поговорки: «Нем как рыба» и «Ревёт как белуга». Какая из них более правдива?

Долгое время считали, что рыбы немые. Рыбы иногда издают (особенно в брачный период) хорошо слышимые звуки при помощи плавательного пузыря, движениями плавников (сомы-косатки) или жаберных крышек . Белуга  свистит, воет, скрежещет, ревёт.

Следующий конкурс: "Следствие ведут знатоки" (слайд 21)

Мне ученик прислал письмо. Всё ли в нём верно?

«Путешествую по Волге от Москвы до Астрахани. Что за чудесное время! Красота неописуемая! Какой рыбы тут только нет. Вчера рыбачили. Я поймал больше всех: щуку, карасей, сельдь, судака, кальмара, других просто названий не знаю.

А сегодня ныряли с аквалангами. На дне видел здоровенного парусника. А Колька сфотографировал латимерию. Лососи стремятся на нерест в Каспий, прыгают до 4 м в высоту. Акул не встречали, для них, наверное, мелко. Нам рассказывали, что они даже во сне плывут. Надеюсь, вы нашли все мои приколы. Я же не такой дурак, знаю, акулы и дельфины хоть, и живут в воде, но не рыбы.

Советую и вам осуществить водное путешествие. Серёга»

Называют и объясняют ошибки.

Настало время передохнуть, физкультминутки. (слайд 22)

 Проведём и её необычно. Представьте вы на отдыхе. Вода кругом, тепло. Но по техники безопасности я не могу вам разрешить  купаться без средств страховки. Надуйте их. Молодцы. Плывём любимым стилем. Вышли на пляж. Рисуем носиками солнышко. Тянемся к солнцу, выше.  Как говорится: «Делу время, а потехе час».

 А теперь объясните как эти предметы: чашка с водой, воздушный шарик и рыба могут быть связаны?  Какой закон физики в жизни рыб вы можете проиллюстрировать? (показывают изменение плотности тела с помощью плавательного пузыря).  Положение тела в жидкости определяется зависимостью между его объемом и массой, т.е. плотностью. Если плотность тела больше плотности воды (1 г/см3), оно погружается, если меньше – всплывает. Плотность тела рыб близка к плотности воды, но они могут увеличивать или уменьшать эту величину, изменяя объем газов в плавательном пузыре.

 Увеличение объема пузыря уменьшает плотность тела и способствует свободному передвижению к поверхности воды. Уменьшение объема увеличивает плотность тела и облегчает погружение.

В одном из ваших сообщений я услышала, что скорость движения меч-рыбы в воде достигает 130 км/ч. Это обусловлено способностью рыбы изменять форму своего хвостового плавника.

 Такую же скорость развивают некоторые крупные рыбы семейства парусниковых  копьеносцы, марлины, парусники. Они имеют копьевидно заостренную верхнюю челюсть, что существенно снижает лобовое сопротивление воды и способствует турбулизации набегающего потока струй при движении в плотной среде. В серии испытаний, проведенных в рыболовецком лагере Лонг-Ки, шт. Флорида, США, парусник проплыл 91 м за 3 с. Так кто же из них быстрее плавает. Прошу привести доказательства в виде математических расчётов. (слайд23)

Пока по 1 представителю от команды  считают, у команды блиц - турнир.

  1. Из скольких отделов состоит тело рыбы? (из 3-х: голова, туловище, хвост).
  2. Чем прикрыты жабры рыб снаружи? (жаберными крышками).
  3. Сосуд, приносящий кровь к сердцу (вена).
  4. Как называется кровь, насыщенная кислородом? (артериальная).
  5. Из каких отделов состоит сердце рыб? (предсердие и желудочек).
  6. Сколько кругов кровообращения у рыб? (1).
  7. Ответная реакция организма на раздражение (рефлекс).
  8. С помощью какого органа большинство рыб может менять глубину погружения? (плавательный пузырь).
  9. Все ли рыбы откладывают икру? (нет, есть живородящие).
  10. Самая крупная рыба на Земле? (китовая акула).
  11. Рыба, по форме напоминающая шахматную фигуру. (морской конек)
  12. Какая рыба не имеет чешуи (сом).

(За каждый верный ответ - одна “рыбка”).

 Конкурс "Кто быстрее" (слайд 24,25)

Подписать рисунки

Задание: подпишите названия всех органов связанных с

1) пищеварением

2) сердце, почки, печень

3) нервную систему.

Пора и порыбачить на более серьёзную рыбку.

Конкурс  «Ловись рыбка мала и велика»   (слайд 26)

(вопросы записаны на рыбках)

  1. Каких рыб называют живыми электростанциями? Как велико напряжение, создаваемое ими?

Ответ. Электрический угорь, электрический скат - торпеда, электрический сом. Разряды постоянного тока могут иметь напряжение до 100, 200 и даже 650В а силу тока около 2А, т. е. мощность свыше 1000Вт)

2. Бывают ли «голые» рыбы? Приведите примеры. (10 баллов.)

Ответ. «Голой» рыбой является, например, речной угорь. Его кожа покрыта только слизью. Не имеют чешуи речной сом, морская меч-рыба.

3. Какие функции выполняют плавники рыб? (15 баллов.)

Ответ. Спинной и анальный плавники препятствуют вращению рыбы вокруг продольной оси при поступательном движении; хвостовой плавник обеспечивает поступательное движение и служит рулем; парные плавники используются в поддержании равновесия, участвуют в поворотах. Кроме того, у разных рыб плавники могут выполнять разные функции. Благодаря плавникам рыбы могут передвигаться по дну (например, морской петух тригла, чешуйчатник), перелетать по воздуху (летучие рыбы), обеспечивать ток воды над икринками и т.д.

4. От чего зависит количество выметываемых рыбами икринок? Приведите три примера. (20 баллов.)

Ответ. Количество икринок обратно пропорционально степени родительской заботы о потомстве. Самая плодовитая – рыба-луна, она выметывает около 300 млн икринок, которые оставляет на произвол судьбы. Лососевые рыбы, закапывающие свою икру в грунт, выметывают около 2–4 тыс. икринок. Колюшки, строящие для своих малышей шаровидное гнездо, откладывают в него всего несколько десятков икринок.

5. Чем личинка рыбы отличается от малька? (25 баллов.)

Ответ. Личинки рыб малоподвижны и не питаются, а живут за счет запаса питательных веществ икринки. Когда этот запас кончается, они превращаются в мальков – маленьких рыбок, способных активно плавать и разыскивать корм.

6. Какая известная всем рыба меняет окраску под цвет дна? (10 баллов.)

Ответ. Камбала. Эта рыба может изменять свою окраску всего за несколько секунд. Подобная особенность – пример мимикрии.

7. Самцы какой рыбы срастаются с телом самки? (25 баллов.)

Ответ. Самцы некоторых глубоководных удильщиков. В морских глубинах рыбам не просто найти друг друга в период размножения, поэтому они изобрели способ не расставаться после первой случайной встречи.

8. Какие рыбы не плавают? (5 баллов.)

Ответ. Представители некоторых семейств морских угрей роют норы и постоянно живут там, подобно червям высовывают половину тела наружу, чтобы собирать пищу, и прячутся при опасности. Плохо плавают рыбы, имеющие необычную маскирующую форму тела. Например, причудливые выросты на теле морского конька-тряпичника затрудняют его передвижение. Но коньку и не надо много плавать: среди водорослей он становится незаметным как для врагов, так и для плавающей вокруг добычи.

9. Какая рыба сбивает насекомых с листьев струей воды? (10 баллов.)

Ответ. Это брызгун. Особое устройство рта, напоминающее крошечный ружейный ствол, позволяет рыбе с силой и поразительной точностью выбрасывать струйку воды на высоту 4–5 м.

10. Какую рыбу используют для ловли черепах? (15 баллов.)

Ответ. Рыба-прилипала плотно прикрепляется к панцирю черепахи с помощью спинного плавника, преобразованного в присоску.

11. Каких рыб называют проходными? (5 баллов.)

Ответ. Проходными называют рыб, которые живут в море, но для нереста входят в устья рек и поднимаются вверх по течению. Таковы, например, волжская сельдь, семга, кета, горбуша и т.д.

12. Назовите живородящих рыб. (10 баллов.)

Ответ. Живородящи около 1% всех видов рыб, живущих на Земле. Живородящи многие акулы (например, акула-молот), скаты (манта). А из костистых рыб – некоторые карпозубые (гамбузии, гуппи, моллинезии), бельдюга, и др.

13. Что произойдет, если на некоторое время зафиксировать жаберные крышки рыбы? Ответ пояснить. (25 баллов.)

Ответ. Она может задохнуться. Работой жаберных крышек поддерживается постоянный ток воды через жабры, обеспечивающий нормальный газообмен. Когда рыба прижимает жаберные крышки, тонкие кожистые оторочки, окаймляющие с внутренней стороны задний край каждой крышки, прижимаются к жаберным щелям, перекрывая сообщение с полостью глотки. В результате вода через рот попадает в глотку, омывая жабры. Когда рыба поднимает жаберные крышки, вода выталкивается через жаберные щели. При закреплении жаберных крышек газообмен нарушается.

Команды играют в биологическое лото и домино. (слайды27,28).  Командиры в это время, определяют,  какому силуэту рыбы соответствует каждое из данных здесь названий. (командирам раздаются рисунки с силуэтами данных рыб)

Конкурс «Жалуюсь» (слайд 29)

Роберт Бернс предвидел беду, нависшую над классом "Рыбы ", в своём стихотворении.

Живая быстрая форель в стремительном полёте
Обречена попасть на мель, барахтаться в болоте.
Увы! Ничем я не могу помочь своей форели —
Она лежит на берегу и дышит еле-еле.

Вы можете сегодня выразить своё отношение к рыбьим проблемам, жалуясь от их лица.

1команда.( инсценировка)

-Что-то, братец Окунь, дышать тяжело стало. Прямо в глазах темнеет!

-Что верно, то верно, Сестра Плотица! И у меня что–то голова кружится и в хвосте какая-то слабость! Что бы это всё значило?

-А  вы меня, Карася старого, спросите! Значит всё зто то, что в воде душно стало, кислорода нам не хватает. Того и гляди рыбий замор начнётся!

-Что же нам делать, Карась? Так и околевать, что ли?

-Можете околевать, коли ума нет! А если он есть, то плывите скорей к отдушине, высовывайте головы из воды и орите во всю рыбью глотку: «КАРАУЛ! СПАСИТЕ! ЗАДЫХАЕМСЯ!»

-Так кто ж наш рыбий язык понимает?

- Кто ж наш рыбий крик услышит?

-Рыболовы должны услышать. Их дело зимой проруби во льду рубить. Вся надежда на них: больше некому.

2команда (защита плаката).

Не очень-то нас рыболовы радуют, не что мы их! Полбеды, когда ещё червячка с крючком под нос подсовывают. Тут хоть честно: хочешь – червяка хватай, хочешь – не хватай. А то ведь что придумали. Вода осенью холодная прозрачная. Зажигают они ночью на носу лодки костерок из смолья и тихонько плывут вдоль берега – высматривают в воде, где мы спим. Увидят – и острогой в спину! Кого убьют, кого покалечат!

 Нечестно так, товарищи рыболовы: ночью, исподтишка, во время сна …  Да ведь и нельзя: запрещено!

                                                        Щуки, окуни, язи

3команда (исполняют реп).

Жили мы в прозрачном озерке. Жили – не тужили. Всё вокруг глаз радовало, и дышалось легко. Но протоптали ребята – туристы дорожку к нашему озерку. Это бы ничего: ребята аккуратные, хорошие. Зря деревьев не рубят, кусты не ломают, уходят – костёр заливают. Даже мусор после себя убирают. Только вот убирают они его по-своему: в охапку – да в наше озерко! Все концы в воду. Скопились у нас на дне разные банки-склянки, бумага да тряпки. Мы год терпели, два терпели, а на третий год -  не вытерпели!  На дне свалка – глаза б не глядели, вода ржавая – дышать нечем. Вот и жалуемся.

                       Озёрные рыбы большие и маленькие

4 команда.

Весной мы, речные рыбы, идём из больших холодных рек в тёплые мелкие речки. И вот кто-то на нашем пути строит заборы – заколы. По – средине воротца, а в воротцах – сеть. Мы идём, идём – да всё в сеть! А оттуда нам одна дорога – на сковородку! Нельзя нас так ловить, ведь мы же икру идём метать. Переловите всех – что потом делать станете?

                                            Проходные рыбы.

5 болельщики. (слайд 30)

 Исчезновение быстрых чистых рек с перекатами, загрязнение водоемов, интенсивный вылов привели к тому, что нас стало очень мало. Мы занесены в Красную книгу Московской области. Люди, одумайтесь, сохраните нас.

            11 видов рыб: европейская ручьевая минога, стерлядь, европейский хариус, подуст, русская быстрянка, белоглазка, синец, чехонь, сом, берш и обыкновенный подкаменщик.

Художники не остались в стороне, они приготовили конкурс «Фантастическая рыба», а я, чтобы ни кому не было обидно, взяла да объединила эти рисунки. Найдите, из каких рыб состоит моя «Рыбека» (слайд 31)

Итак, подведём итоги.

Насколько рыба приспособлена к жизни в воде. Прокомментировать таблицу (можно предложить заполнить 2и 3 графы на интерактивной доске, если позволит время). (слайд 32)

Признаки

Характеристика

Значение

*Факторы водной среды

Форма тела

Обтекаемая, сжатая с боков.

Снижение трения воды

Большая плотность воды.

Покровы:

Кожа, чешуя, слизь

Защита, снижение трения воды

 

Окраска

Спинка темная (сливается с дном), брюшко светлое (незаметно на фоне светлого неба)

Защитная, маскировка.

Прозрачность.

Отделы тела:

Голова плавно переходит в туловище и хвост.

Снижение трения воды

 

Органы чувств

 

 

 

Зрения

Глаза

Хорошо видят на близком расстоянии

Прозрачность.

Обоняния

Ноздри

Восприятие запахов растворенных в воде

Способность растворять различные вещества.

Боковой линии

Каналы лежащие под чешуей

Позволяет чувствовать потоки воды, различать предметы, воспринимать электромагнитные поля.

Текучесть.

Слуха

Внутреннее ухо

Восприятие звуковых волн

 Распространение звуковых волн

Равновесия

 

Ощущение положения своего тела.

 

Органы передвижения:

Не парные плавники: 

Спинной, анальный

Устойчивость при движении

 

 

Хвостовой

Движение вперед

 

 

Парные: 

Грудные

Повороты в воде, движение вверх вниз и в стороны

 

 

Брюшные

Удерживает в равновесии в вертикальном положении

Чёрный ящик.

Что ж потрудились вы на славу. Газеты повесим для обозрения в коридоре. Команда, набравшая больше всех баллов, имеет право первой разгадать, что лежит в Чёрном ящике.

  • Выведены впервые в Китае, и надежно скрывались за стенами дворцов китайских императоров. В Европе впервые появились только в XVII в. В Россию впервые попали из Китае в качестве дара царю Алексею Михайловичу. Царь велел посадить их в хрустальные чащи.
  • В хороших условиях содержания может дожить до 50 лет.
  • Телескоп, комета, львиная голова, жемчужина существует более 12 разновидностей
  • Сказочный персонаж, исполняющий желания [3].

(Золотая рыбка)

Рефлексия (слайд 32)

 

Если я чувствовал себя как «рыба в воде», рисуете улыбающееся выражение лица, если как карась на крючке, или на сковородке, грустное выражение, а если как сом на дне, равнодушное. На удочке расположите оценку, на которую вы считаете, прошёл наш урок, а в ведёрко положите оценку, на которую вы поработали.

Использованная литература:

  1. Акимушкин И.И. Мир животных. – М.: Мысль, 1991.
  2. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения. – Тула: Родничок, 1999.
  3. Жукова Т.Н. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 1973.
  4. Лашкина Н. Игровые задания по зоологии. – «Биология», №15 2002г.
  5. Молис С. С. , Молис С. А. . Активные формы и методы обучения биологии. Животные. Москва: " Просвещение", 1988.
  6. Сборник загадок. Составитель М.Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1988.
  7. Интернет-ресурсы
  1.  http://club-fish.ru/
  2. Ретроспектива Москвы рыбы распр. и исчезающие.htm
  3. Рыба москвы и подмосковья.htm



Предварительный просмотр:

Лашкина Н. Игровые задания по зоологии. – «Биология», №15 2002г.

Задание 29. «Золотая рыбка» (рис. 29)

Выберите по два правильных ответа из шести.

1. К классу хрящевых рыб относятся:

а) латимерия (2–20–12–4);
б) лепидосирен (13–6–9–5);
в) манта (2–15–20–4);
г) белуга (2–15–4–20);
д) луфарь (13–2–20–9);
е) хвостокол (13–9–6–5).

2. К акулам относятся:

а) катран (3–5–8–10–1);
б) манта (7–11–21–18–19);
в) рыба-молот (7–11–18–21–19);
г) пилонос (7–11–10–1–19);
д) хвостокол (3–5–10–8–1);
е) орляк 11–19–3–8–1.

3. К лососевым относятся:

а) густера (39–17–33–22–41);
б) красноперка (45–39–41–33);
в) кета (7–17–22–19);
г) горбуша (45–39–33–41);
д) плотва (7–22–17–19);
е) вьюн (7–17–45–33–22).

4. К двоякодышащим относятся:

а) латимерия (14–35–27–32–35);
б) лепидосирен (14–27–43–69–35);
в) белуга (28–69–29–43–27);
г) сардина (69–35–14–43–57);
д) неоцератод (35–32–14–28–29);
е) палтус (32–35–43–69–14).

5. К карповым относятся:

а) таймень (51–52–53–54–55);
б) скумбрия (29–51–44–52–57);
в) вобла (29–44–48–52–57);
г) сайра (29–44–52–48–57);
д) сазан (57–53–56–49–51);
е) стерлядь (57–56–53–51–49).

6. К сельдевым не относятся:

а) палия (43–45–51–54–55);
б) чехонь (33–36–37–26–12);
в) сардина (33–43–36–45–12);
г) килька (33–36–26–12–37);
д) пузанок (43–45–54–55–51);
е) иваси (43–36–51–26–55).

7. К осетровым не относятся:

а) стерлядь (24–40–31–38–47);
б) калуга (37–24–34–31–40);
в) шип (24–31–47–38–40);
г) белуга (37–34–42–46–47);
д) жерех (37–34–46–42–47);
е) омуль (24–31–38–40–47).

8. Плавательный пузырь отсутствует у:

а) карповых (50–59–8–4–66);
б) акул (8–4–24–20);
в) окуневых (66–24–50–20–8);
г) сельдевых (8–59–24–20–62);
д) лососевых (50–4–63–66);
е) скатов (50–59–63–66–62).

9. К внутренним органам акулы относятся:

а) слепая кишка (62–61–60–59–58);
б) печень (62–67–60–64–68);
в) легкие (68–62–67–58–64);
г) спинной плавник (68–61–65–55–61);
д) селезенка (68–61–65–58–55);
е) диафрагма (62–68–55–58–60).

10. Неравнолопастной хвостовой плавник характерен для:

а) лососевых (30–23–25);
б) осетровых (30–25–23);
в) акул (30–16–23);
г) карповых (25–16–30);
д) бычков (30–16–25);
е) двоякодышащих (16–25–7).

Рис. 29. Точечный рисунок к заданию 29

Задание 25. «Флаундер» (рис. 25)

Рис. 25. Точечный рисунок к заданию 25

1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела (10–1–2–9).

2. Кожа рыб имеет кожные железы, выделяющие слизь (10–1–11–2).

3. Голова рыбы незаметно (без шейного перехвата) переходит в туловище, а туловище – в хвост (4–1–3–8).

4. На спине у рыбы имеется один плавник (1–6–3–8).

5. У мирных рыб, например у карпов и линей, спинной плавник, как правило, широкий и высокий (8–5–9–2).

6. Глаза у рыб не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами (6–12–13–7).

7. Рыбы видят предметы, расположенные на близком расстоянии (16–21–14–20–22).

8. Ноздри рыб не сообщаются с ротоглоткой (21–19–23–24–18).

9. Рыбы не имеют органов слуха (20–21–16–14–19).

10. В каналах органов боковой линии имеются чувствительные клетки (17–15–25–24).

11. Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда (30–36–39–29–28).

12. Высушенная хорда осетровых рыб используется в пищу (39–35–38–40–39).

13. Сердце рыб состоит из двух камер – предсердия и желудочка (40–33–42–43).

14. Кровеносная система рыб незамкнутая (35–36–29–30).

15. Спинной мозг находится в позвоночном канале (32–31–34–41–44).

16. У рыб в течение жизни формируются различные условные рефлексы (50–47–52–45–49).

17. У всех рыб имеется плавательный пузырь (41–52–58–60–10).

18. Плавательный пузырь наполнен смесью газов (50–48–46–51–49).

19. Органы дыхания рыб – жабры (53–56–61–63–60).

20. Органы выделения рыб – почки (61–55–59–54).

21. Мочевой пузырь у рыб отсутствует (51–50–34–44).

22. У рыб обмен веществ происходит медленно (58–60–57–62–68).

23. Температура тела рыб низкая, но постоянная (49–47–37–34).

24. Большинство рыб – раздельнополые животные (28–26–27–68).

25. Сформировавшийся в икринке зародыш потом превращается в личинку рыбы (64–66–70–65).

26. Карп – одомашненная рыба, происходящая от сазана (65–69–67).

27. Все пресноводные рыбы умеренных широт нерестятся весной (58–54–59–57).

28. К классу хрящевых относится значительно больше видов, чем к классу костных рыб (69–66–65–70).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку Хрящевые рыбы

Презентация используется на уроке биологии в 7 классе при изучении темы "Хрящевые рыбы"...

Конспект урока. БИО КВН. Урок обобщения Рыбы.

Конспект урока БИО КВН.  Способствует расширению кругозора.  Повышает интерес к предмету....

Заключительный урок химии по теме "Вода. Растворы" в 8 классе "Ее величество вода"

Урок позволяет актуализировать знания учащихся по теме, познакомиться с уникальными свойствами воды как химического вещества. Урок проводится в игровой форме, сочетает в себе командные и индивидуальны...

Конспект урока географии по теме "Воды суши. Подземные воды"

Тема урока: "Воды суши. Подземные воды"   Цели:Сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, усло­виях залегания, использования и проблемах охраны....

презентация "Промысловые рыбы" по теме урока "Промысловые рыбы. Их использование и охрана"

представлены фотографии и описание  основных промысловых групп рыб, при изучении нового материала учащиеся заполняют таблицу...

Урок "Хрящевые рыбы" Биология -7 материалы к уроку.

Данная разработка содержит пояснительную записку, технологическую карту и дидактический материал. Переход на стандарты 2-го поколения предполагает развитие метапредметных универсальных учебных действи...

Конспект урока по окружающему миру :Вода.Свойства воды"

Данная тема может быть использована на уроках окружающего мира в начальных классах. 1.Вода-основное богатство на свете. 2.Три состояния воды. 3.Основные свойства воды. Учебный предмет :окружаю...