Анализ ЕГЭ по биологи, 2011
материал по биологии по теме

Столярова Светлана Валерьевна

Анализ ЕГЭ по биологи в 2011году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_ege__biolog_2011.doc446.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

  ПО БИОЛОГИИ В г. УСОЛЬЕ – СИБИРСКОЕ,2011г.

Проведение единого государственного экзамена связано с необходимостью создания государственной федеральной системы управления качеством образования, оценивающей его соответствие утвержденным требованиям и нормативным показателям. Единый государственный экзамен служит важным элементом общероссийской системы оценки качества выпускников.

    В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 №17-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» и федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» с 2009 года Единый Государственный экзамен (ЕГЭ) является основной формой итоговой государственной аттестации в школе для всех выпускников школ Российской Федерации (ПОЛОЖЕНИЕ о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденное приказом МО и науки РФ от «28» ноября 2008 г. - http://www1.ege.edu.ru ).

Общие сведения о ЕГЭ 2011г. по биологии в РФ, Иркутской области и г. Усолье - Сибирское

  1. Число участников ЕГЭ по биологии

              в Иркутской области – 2408

              г. Усолье – Сибирское – 35, что составило 18% от общего числа  

              выпускников

  1. Средний тестовый балл:  Иркутская область – 48

     г. Усолье – Сибирское – 49,4

  1. В России минимальную границу ЕГЭ по биологии (36 баллов) преодолели 92,2% участников, не преодолели  - 7,8%,

    Иркутская область преодолели 86,38% участников, не преодолели –    

    13,62%

    г.Усолье - Сибирское -  82,9%, не преодолели 17,1%

  1. Более 80 тестовых баллов набрали

Иркутская область – 20 участника

г. Усолье - Сибирское - 1

  1. 100 баллов (чел.): РФ – 217

Иркутская область – 0

              г. Усолье - Сибирское - 0

  1. Максимальный тестовый балл

    Иркутская область – 96

г. Усолье - Сибирское – 91(МОУ «Лицей№1»

Основной целью ЕГЭ является получение объективной картины уровня биологической подготовки выпускников.

Его введение способствует  созданию условий, обеспечивающих эквивалентность государственных документов об образовании, которые должны иметь  одинаковый вес и могут быть признанными на всем образовательном пространстве РФ.

КИМ ЕГЭ по биологии формируются на основе обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказам Минобразования России №1236 от 19.05.98, №56 от 30.06.1999), а также федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России №1069 от 05.03.2004).

Модель экзамена по биологии в форме ЕГЭ

На протяжении 9 лет экзаменационная работа сохраняла свою структуру. КИМ по биологии состоят из трех частей: 1(А), 2(В), 3(С), различающихся по своему назначению, форме представления, содержанию и уровню сложности включенных в них заданий.

Структура и содержание КИМ ЕГЭ по биологии

Часть 1(А) содержит задания с выбором одного верного ответа и предназначена для проверки достижений выпускниками базового и повышенного уровня биологической подготовки.

Часть 2(В) включает задания с кратким ответом повышенного уровня сложности: с выбором нескольких верных ответов, на установление соответствия и на определение последовательности объектов, процессов и явлений природы.

Часть 3(С) содержит задания со свободным развернутым ответом повышенного и высокого уровня сложности. Все задания третьей части требуют письменного ответа, владения умением самостоятельно излагать свои мысли, решать биологические задачи, объяснять факты, использовать их для формулирования выводов и обобщений.

        Распределение заданий по уровням сложности в вариантах КИМ по биологии

        Таблица 1

Годы

Время

(в мин)

Общее число заданий

Число заданий в различных частях

Макс. первич. балл

А (Б/П)

В (П)

С (Б/П/В)

2009

180

50

36 (26/10)

8

6 (-/1/5)

69

2010

180

50

36 (26/10)

8

6 (-/1/5)

69

2011

180

50

36 (26/10)

8

6 (-/1/5)

69

     

Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, видам   умений и способам действий

Экзаменационная работа включает 7 содержательных блоков, представленных в кодификаторе. Содержание этих блоков направлено на проверку знания экзаменуемым основных положений биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез; строения и признаков биологических объектов; сущности биологических процессов и явлений; особенностей строения и жизнедеятельности организма человека; современной биологической терминологии и символики (таблица 2).

                   

                                                                                                            Таблица 2

Распределение заданий по основным содержательным блокам

курса биологии

Содержательные блоки

Общее число заданий

Число заданий в каждой части

Максимальный

первичный балл

Часть 1 А

Часть 2 В

Часть 3 С

1. Биология как наука. Методы научного познания

1

1

1

2. Клетка как биологическая система

8

5

1

1

10

3. Организм как биологическая система

9

8

2

1

14

4. Система и многообразие органического мира

7

6

2

1

13

5. Организм человека и его здоровье

10

7

1

1

12

6. Эволюция живой природы

8

5

1

1

10

7. Экосистемы и присущие им закономерности

7

4

1

1

9

Итого

50

36

8

6

69

Экзаменационная работа предусматривает проверку различных видов умений и способов действий у участника ЕГЭ (таблица 3).

Таблица 3

Распределение заданий по видам умений и способам действий

Основные умения и способы действий

Число заданий / число баллов за выполнение заданий (процент от максимального балла за выполнение заданий)

Вся работа

Часть 1 А

Часть 2 В

Часть 3 С

1. Требования: «Знать/понимать»

19 / 19

(27%)

19 / 19

(27%)

0

(0%)

0

(0%)

2. Требования: «Уметь»

28 / 46

(67%)

15 / 15

(22%)

8 / 16

(23%)

5 / 15

(22%)

3. Требования: «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»

3 / 4

(6%)

2 / 2

(3%)

0

(0%)

1 / 2

(3%)

Итого:

50 / 69

(100%)

36 / 36

(52%)

8 / 16

(23%)

6 / 17

(25%)

Задания экзаменационной работы направлены на проверку не только знаний, но и умений объяснять биологические процессы и явления, устанавливать взаимосвязи, решать биологические задачи, распознавать, определять, сравнивать биологические объекты, процессы и явления; анализировать и оценивать биологическую информацию; делать выводы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (см. кодификатор).

Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.

В работе используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности, которые отличаются по степени трудности (таблица 4). Интервал выполнения заданий базового уровня составляет 60 – 90%, повышенного – 30%-60%, высокого – 5%-30%.

Задания базового уровня предусматривают выбор одного верного ответа из четырёх. Задания повышенного уровня требуют: выбора одного или нескольких верных ответов, установления соответствия между биологическими объектами, процессами и явлениями, определения их последовательности. Кроме того, одно задание части 3 (С) предполагает развернутый свободный ответ практико-ориентированного характера.

Задания высокого уровня предусматривают развернутый свободный ответ и направлены на проверку умений экзаменуемых самостоятельно оперировать биологическими понятиями, грамотно формулировать ответ.

                                                                                                                Таблица 4

Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Число заданий

Максимальный первичный балл

( % первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу)

Всего

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Базовый

26

26

-

-

26 (38%)

Повышенный

19

10

8

1

28 (49%)

Высокий

5

-

5

15 (22%)

Итого

50

36

8

6

69 (100%)

Задания базового уровня предполагают знание биологической терминологии и символики, основных положений биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез, строения и признаков биологических объектов, сущности биологических процессов и явлений, особенностей строения организма человека; оперирование следующими учебными умениями: распознавать биологические объекты по их описанию или изображению, устанавливать родство организмов, решать простейшие биологические задачи.

Задания повышенного уровня сложности проверяют сформированность более сложных умений: устанавливать взаимосвязи организмов, процессов, явлений, сравнивать биологические объекты и процессы, выявлять общие и отличительные признаки, составлять схемы пищевых цепей, применять знания в изменённой ситуации.

Задания высокого уровня сложности требуют умения применять знания в новой ситуации и предусматривают оперирование такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов, использование теоретических знаний в практической деятельности, решение задач высокого уровня сложности.

Задания экзаменационной работы направлены на проверку освоения выпускниками содержания биологического образования в соответствии с ведущими идеями курса биологии: разноуровневой организацией живой природы, взаимосвязи ее систем, эволюции органического мира. Они предусматривают проверку усвоения знаний и умений выпускников на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях.  

Оценка, которая фиксируется в сертификате для поступления в вузы, подсчитывается по 100-балльной шкале на основе результатов выполнения всех заданий из всех частей работы.

        Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)  установила минимальное количества баллов единого государственного экзамена по биологии, подтверждающего освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2010 году, составляет  36 баллов.

 Минимальное количество баллов ЕГЭ - биология

2011г - 36 баллов ( 03.06.2011 - № 1780-10 )

2010 г. - 36 баллов ( 01.06.2010 - № 1495-10 )

2009 г. - 35 баллов ( 01.06.2009 - № 1219-10 )

2008 г. - 35 баллов ( 30.05.2008 - № 1136-08 )

2007 г. - 29 баллов ( 19.06.2007 - № 1352-08 )

2006 г. - 32 балла   ( 31.05.2006 - №  964 -08 )

2005 г. - 32 балла   ( 01.06.2005 - №  880 -08 )

2004 г. - 35 баллов ( 04.06.2004 - №  6 -08 )

Основные результаты ЕГЭ по биологии в 2011 г.

Информация о числе участников ЕГЭ по биологии представлена в таблице

Таблица 5

Число участников ЕГЭ по биологии

Год

Число экзаменуемых

Процент успеваемости

2007

49

78,8

2008

53

86,8

2009

107

89,4

2010

120

88,3

2011

35

82,9

В 2010 г.Усолье – Сибирское – 120, что составило 16% от общего числа  

Выпускников выбрали биологию;2011г - 35, что составило 18% от общего числа   выпускников.

Можно констатировать, что из года в год увеличивается число  выпускников, участвующих в ЕГЭ, который признается в качестве важного способа педагогических измерений, позволяющего получить объективные данные об учебных достижениях экзаменуемых. С каждым годом укрепляется доверие к новой форме экзамена. По числу участников ЕГЭ по биологии занимает 5 место среди всех школьных предметов.

В едином экзамене участвовали выпускники образовательных учреждений различных типов. Основную массу составили выпускники государственных общеобразовательных школ (82,7%).

Основные результаты ЕГЭ по биологии за 2011 год представлены в таблице 6.

ОУ

Количество выпускников

Количество сдававших

Процент         сдававших

Не подтвердили освоение программы

Подтвердили освоение программы

Ср. тестовый балл по городу

Преодоли ср. тестовый балл  по городу            (49,4 баллов)

Преодоли ср. тестовый балл  по Ирк.области (48 баллов)

МАХ балл

МИН балл

набрали менее 36 баллов

%

набрали более 36 баллов

%

динамика (в сравнении с 2010г)

2011

динамика (в сравнении с 2010г)

СОШ №3

16

9

56,3

4

44,4

5

55,6

44,4

39,8

-10,8

2

22,2

3,0

33,3

51

17

СОШ №5

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОШ №10

16

4

25,0

1

25,0

3

75,0

25,0

43,8

-1,9

1

25,0

1

25,0

53

34

СОШ №12

19

1

5,3

0

0,0

1

100,0

14,3

41,0

-1,7

0

0,0

0

0,0

41

 

СОШ №16

20

5

25,0

0

0,0

5

100,0

0,0

47,4

3,9

2

40,0

2

40,0

53

42

ОСОШ №1

45

6

13,3

1

16,7

5

83,3

6,6

41,2

1,0

2

33,3

3

50,0

55

15

Лицей №1

47

10

21,3

0

0,0

10

100,0

7,1

67,2

2,1

10

100,0

10

100,0

91

50

УсГКК

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого по городу

194

35

18,0

6

17,1

29

82,9

-6,4

49,4

 

17

48,6

19

54,3

91

15

Среди всех участников ЕГЭ по биологии в городе подтвердили усвоение программы 82,9% учащихся, по сравнению с прошлогодними показателями наблюдается отрицательная  динамика (- 6,4) при снижении сдававших экзамен по биологии.

Средний тестовой балл по области 48; по городу 49,4( +3,95), минимальное количество баллов, установленное Рособрнадзором – 36баллов.

Исходя из имеющихся данных, 100 успеваемость по результатам ЕГЭ продемонстрировали: Лицей №1,  СОШ №12, СОШ №16.

Опираясь на изложенные данные, можно сделать вывод о том, что за последние  три года наблюдается положительная динамика в выполнении экзаменационных тестов выпускниками; увеличивается средний тестовой  балл, но отрицательная динамика -6,4 по сравнению с 2010 годом справившихся с заданиями.

Распределение  тестовых баллов (%) отражено на рис.1.

Рис.1. распределение выпускников в зависимости от набранных баллов, %.

При анализе результатов ЕГЭ 2010 г. учитывались достижения сильных и слабых учащихся. Группа «сильных» состояла из выпускников, показавших по данной работе наилучшие результаты по сравнению с остальными учащимися и получившими высокий тестовый балл. К группе «слабых» были отнесены экзаменуемые, продемонстрировавшие наиболее низкие результаты по всей работе и получившие низкий тестовый балл. Около 66% всех участников ЕГЭ составили выпускники, получившие средние баллы. Перевод тестового балла в отметки в 2011 году не осуществлялось. Лучшего всего справились с заданиями  учащиеся МОУ «Лицей №1», хуже МОУ «СОШ №3»

Лучшие результаты по ЕГЭ        

                                                                                                                          таблица 7

№ п/п

Ф.И.О. учащихся

балл

МОУ

Ф.И.О. преподавателя

Прончина Лариса Юрьевна

94

Лицей №1

Соколова Э.Э.

Зюзя Андрей Витальевич

81

Лицей №1

Соколова Э.Э.

Шишкина Екатерина Андреевна

73

Лицей №1

Соколова Э.Э.

Семенкова Ольга Алексеевна

72

Лицей №1

Соколова Э.Э.

Черненко Ольга Петровна

72

Лицей №1

Соколова Э.Э.

Шишкина Светлана Владимировна

72

Лицей №1

Соколова Э.Э.

Сформированность  умений и навыков участников ЕГЭ-2011 по биологии.

В тестах ЕГЭ по биологии используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности ( таблица 5).

Распределение заданий экзаменационной работы по частям

        

                                                                                                                Таблица 8

Части

работы

Число зада-ний

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу

Тип заданий

1

Часть 1 (А)

36

36

52

с выбором ответа

2

Часть 2 (В)

8

16

23

с кратким ответом

3

Часть 3 (С)

6

17

25

с развернутым ответом

Итого

50

69

(100%)

Задания базового уровня составляют 38% от максимального первичного балла, повышенного – 40%, высокого уровня – 22%. Распределение заданий по уровням сложности в тесте выглядит следующим образом:

Базовый уровень – А1 – А-26;

Повышенный уровень – А27 – А36 и В1 – В8 и С1;

Высокий уровень – С2 – С6.

Содержательный анализ результатов выполнения экзаменационной работы по биологии

Анализ выполнения заданий части А,В, С представлен на рисунке 2.

        Рисунок 2

Рис.2. Процент выполнения заданий по частям.

Анализ результатов выполнения заданий по части А

Содержание заданий части А единого государственного экзамена по биологии и результаты их выполнения 


Порядковый номер задания 

Обозначение задания в работе

Содержание задания

Уровень сложности задания

Процент правильных ответов

1

А1

Методы биологической науки, признаки живого, уровни организации жизни

Б

65

2

A2

Клеточная теория. Многообразие клеток

Б

60

3

A3

Клетка: химический состав, строение, функции

Б

57

4

A4

Деление клеток

Б

74

5

A5

Разнообразие организмов. Вирусы

Б

54

6

A6

Воспроизведение организмов. Онтогенез

Б

65

7

A7

Основные генетические понятия

 

68

8

A8

Закономерности наследственности. Генетика человека

Б

85

9

A9

Закономерности изменчивости

Б

51

10

A10

Многообразие организмов. Бактерии. Грибы

Б

65

11

A11

Растения. Строение, жизнедеятельность

Б

42

12

A12

Многообразие и классификация растений

Б

80

13

A13

Беспозвоночные животные. Классификация, строение, жизнедеятельность

Б

54

14

A14

Хордовые животные. Классификация, строение, жизнедеятельность

Б

45

15

A15

Человек. Ткани. Органы, системы органов. Пищеварение, дыхание, кровообращение

Б

68

16

A16

Человек. Органы, системы органов. Опорно-двигательная, покровная, выделительная системы. Размножение и развитие

Б

57

17

A17

Внутренняя среда, иммунитет, обмен веществ

Б

51

18

A18

Строение и функции нервной и эндокринной систем. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности

Б

57

19

A19

Факторы здоровья и риска. Гигиена человека

Б

62

20

A20

Надорганизменные системы: популяция, вид

Б

42

21

A21

Движущие силы эволюции

Б

74

22

A22

Результаты эволюции: приспособленность организмов, видообразование, многообразие видов

Б

71

23

A23

Эволюция органического мира. Происхождение человека

Б

68

24

A24

Среды обитания. Экологические факторы. Взаимоотношения организмов

Б

62

25

A25

Экосистема и ее компоненты. Цепи питания. Разнообразие и развитие экосистем. Агроэкосистемы

Б

60

26

A26

Круговорот веществ в биосфере. Биосфера. Глобальные изменения в биосфере

Б

60

27

A27

Структурно-функциональная и химическая организация клетки

П

25

28

A28

Метаболизм

П

42

29

A29

Деление клетки. Размножение организмов

П

62

30

A30

Организм как биологическая система. Генетические закономерности

П

37

31

A31

Селекция. Биотехнология. Искусственный отбор

П

34

32

A32

Многообразие и классификация организмов

П

60

33

A33

Человек. Анализаторы. ВНД

П

48

34

A34

Человек. Процессы жизнедеятельности, их нейрогуморальная регуляция

П

48

35

A35

Эволюция органического мира. Движущие силы. Пути и направления эволюции

П

40

36

A36

Экосистемы. Саморегуляция и смена экосистем. Биосфера, функции живого вещества. Эволюция биосферы

П

48

Задания части А выполнены в среднем на 54 % (2010г. - 53 % ). При этом

 А1 - А26 (базовый уровень) – 57,1 % (2010г. - 66,5% )

 А27 – А36 (повышенный) – 44,4% (2010г. - 50% )

 Не кто из выпускников верно не выполнил все задания части А.

Наилучшие показатели выполнения заданий части А на базовом уровне:

  1. А8 - «Закономерности наследственности. Генетика человека» (85%)
  2. А12- «Многообразие и классификация растений «(80%)

Наилучшие показатели выполнения заданий части А на повышенном уровне:

  1. А29 – «Деление клетки. Размножение организмов» (62%)
  2.  А32 - «Многообразие и классификация организмов» (60%)

Самые низкие показатели выполнения части А на базовом уровне (А1 – А26) – в заданиях А20 (42% выполнения) «Надорганизменные системы. Вид. Популяция»

Самые низкие показатели выполнения части А повышенного уровня (А27 – А36) –

  1. в заданиях А27 (25%) «Человек. Нейрогуморальная регуляция. Анализаторы. Высшая нервная деятельность».
  2. в заданиях А 30 (37%) «Организм как биологическая система. Генетические закономерности».

Анализ неуспешных заданий

Наибольшие затруднения при выполнении заданий базового уровня вызвали вопросы о делении клетки (А4), что свидетельствует о недостаточном уровне знаний многих учащихся в области систем клеточного уровня, а также некоторые вопросы о функционировании организма человека (А6, А8), особенно задания по генетике и многообразии организмов (А5,А10,А13). Среди заданий повышенного уровня сложности много затруднений вызвали вопросы сходной тематики – «Генетические закономерности» (А30), а также вопросы о эволюции органического мира (А35).

Таким образом, в части А наилучшие результаты получены при выполнении заданий, предусматривающих проверку знаний главнейших биологических понятий и явлений, а также понимание основ строения и функционирования клеток и систем организменного уровня. Но следует больше внимания уделять вопросам из области систематики и многообразия организмов, которые изучались ещё в 6-8 классах. Вопросы о структуре и функционировании надорганизменных систем, нейрогуморальной регуляции в организме человека, метаболизме, селекции и биотехнологии вызвали у учащихся многочисленные затруднения. Эти разделы программы по существу трудны для понимания, и при этом на их изучение отводится совсем немного учебного времени.

Содержание заданий части В единого государственного экзамена по биологии и результаты их выполнения 

Порядковый номер задания 

Обозначение задания в работе

Содержание задания

Процент правильных ответов

0

баллов

1

балл

2 балла

1

В1

Обобщение и применение знаний о клеточно-организменном уровне организации жизни

31

40

28

2

B2

Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов

17

31

51

3

B3

Обобщение и применение знаний об эволюции и экологических закономерностях

20

34

45

4

B4

Сопоставление особенностей строения и функционирования организмов разных царств

43

31

26

5

B5

Сопоставление особенностей строения и функционирования организма человека

51

9

40

6

B6

Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на всех уровнях организации жизни

51

14

34

7

B7

Установление последовательности биологических объектов, процессов, явлений

37

31

31

8

B8

Установление последовательности экологических и эволюционных процессов и объектов

46

31

23

Рис3. Распределение баллов, полученных участниками ЕГЭ по биологии в 2011 году при выполнении заданий части В (в %)

 Часть В включает исключительно задания повышенного уровня сложности: 3 задания с выбором нескольких верных ответов из шести предложенных (В1-В3), 3 задания – на соответствие (В4-В6) и 2 задания на определение последовательности биологических явлений и процессов (В7, В8). Задания, за исключением В5 и В8, успешно выполнены большинством участников экзамена: 1 или 2 балла получили более 50% участников. Наилучшие результаты получены при выполнении задания  В1,В2,В3 (обобщение и применение знаний о клеточном и организменном уровнях организации жизни), В2 (организм человека) что согласуется с результатами выполнения заданий части А.

Заметим, что распределение баллов в некоторых заданиях имеет бимодальный характер: участники либо понимают существо затронутых проблем и полностью справляются с заданием (2 балла), либо не понимают и не справляются с ним вообще (0 баллов). Особенно резко бимодальность выражена в результатах по критериям В5 и В6. Немногие участники экзамена, получившие 1 балл, вероятно, случайно угадали часть правильной последовательности или сопоставления, поскольку «полупонимание» вряд ли возможно в контексте содержания заданий.

Результаты выполнения заданий части В приведены на рис 3.Задания части В представляют собой вопросы повышенного уровня сложности, которые требуют выбора нескольких правильных ответов из предложенных, установления соответствия между группами организмов или явлениями, выявления последовательности процессов или явлений. Исходя их материалов спецификации ЕГЭ по биологии, эта часть теста предусматривает оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно – следственных связей, анализ обобщение, формулирование выводов. Задания, контролирующие степень овладения данными умениями, охватывает наиболее существенные вопросы содержания.

Базируясь на полученных результатах, можно сделать вывод о том, что не более половины всех выпускников, принявших участие в ЕГЭ, успешно справились с поставленными задачами и проблемами.

Рис.4. процент выполнения заданий с выбором нескольких верных ответов части В.

Наилучшие показатели выполнения заданий части В в заданиях на обобщение и применение знаний В1,В2 и В3 : 

  1. В3 «Обобщение и применение знаний об эволюции и экологических закономерностях» - 80% (2010 -68%)
  2. В2 «Обобщение и применение знаний о многообразии организмов и человеке», 82% (2010 -67%)

Самые низкие показатели выполнения части В 

В6,5 «Сопоставление особенностей строения и функционирования организма человека.», «Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на всех уровнях организации жизни».

Таким образом, анализ результатов выполнения заданий с кратким ответом части 2 (В) позволяет констатировать, что из трех типов заданий наибольшие затруднения вызывают задания на установление соответствия. Они требуют от учащихся не только конкретных знаний, но и умений проводить определенные мыслительные операции (сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи). Не кто из выпускников не справился полностью с частью В.

Анализ выполнения выпускниками заданий части 3 (С) показал, что к их выполнению приступило в среднем 68% экзаменуемых.

Часть С представляет собой группу заданий, требующих развёрнутого ответа на поставленный вопрос или проблему. ЧастьС экзаменационной работы включает одно задание повышенного уровня сложности (С1) и пять заданий высокого уровня сложности (С2-С6), причем во всех случаях требуется дать развернутый ответ. Полностью справившихся со всеми заданиями - нет. Не справились со всеми заданиями части С или же вообще не приступали к выполнению этих заданий – нет.

Результаты выполнения этой части представлены на рис.5.

Рис. 4. Процент выполнения заданий с развёрнутым ответом (часть С)

Наилучшие показатели выполнения части С в заданиях

С3 (40%) в которой предусматривалась проверка умений выпускников обобщать и применять знания о многообразии организмов. К выполнению заданий этой линии приступили 75% участников ЕГЭ. Максимальное число баллов набрали только 6% участников.

С4.(40%) Обобщение и применение знаний о биологических системах

Самые низкие показатели выполнения отмечены в  заданиях 

Задания С1 направлены на проверку умения применять полученные знания в практической ситуации – 26%.

Заданий С5 большинство трудностей по-прежнему связано с недостаточным пониманием структуры и функционирования наследственного материала: структура ДНК, принцип комплементарности, экспрессия генов, функциональная зависимость структуры ДНК и строения белков, свойства генетического кода, поведение хромосом и ДНК при делении клеток. Многие участники продемонстрировали слабое умение анализировать условие задачи и представленные данные, четко формулировать свои мысли и выводы. Самым трудным оказался вопрос о поведении хромосом и молекул ДНК при делении клетки.

Выявленные проблемы

Довольно низкий уровень знаний по вопросам:   

  1.  «Структурно-функциональная и химическая организация клетки»,
  2.   «Человек. Нейрогуморальная регуляция. Анализаторы. Высшая нервная деятельность»,
  3.   «Многообразие организмов».

 Плохо сформированы умения:

  1.   устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями органов, систем органов и организмов,
  2.   применять биологические знания в некоторых практических  

  ситуациях;

  1.   работать с рисунками;
  2.   решать биологические задачи по молекулярной биологии и генетике

         В целом анализ результатов по части 3 (С) показал, что у экзаменуемых по-прежнему слабо сформированы умения давать развернутые ответы в повествовательной форме, применять теоретические знания для обоснования результатов эволюции, биохимических процессов, протекающих в клетке и организме.

Анализ выполнения заданий разного уровня сложности показал, что выпускники образовательных учреждений г. Усолье - Сибирское имеют низкие результаты выполнения заданий всех уровней сложности. Учителям необходимо проанализировать УМК по биологии; усилить контроль знаний основных биологических закономерностей, теорий, общебиологических понятий; провести поэлементный анализ проверочных.

Единый государственный экзамен по биологии показал удовлетворительные результаты, выполнение составило – 82,9,16% (2010 – 88,3%, 2009 – 89,4%, 2008 г. – 86,8%, 20067г. – 78,8%, ), что несколько  ниже результатов прошлых лет.

Преодолели минимальную границу тестового балла в2,9% выпускников. Набрали 94 баллов 1 выпускник, что составляет 2,1% от общего числа экзаменуемых.

Анализ результатов единого государственного экзамена по биологии в МОУ СОШ №1 в 2011 году позволяет сделать следующие рекомендации по совершенствованию процесса преподавания биологии

  1. Учитывать рекомендации государственного образовательного стандарта и школьных программ по биологии и добиваться усвоения всеми учащимися.
  2. Более строго соблюдать принцип преемственности в преподавании биологии с 6 по 11 классы, конкретизируя общие закономерности примерами из ранее изученных курсов биологии («Растения», «Грибы», «Лишайники», «Бактерии», «Животные», «Человек»).
  3.  Шире использовать возможности интеграции биологии с другими предметами естественно-научного цикла на уровне содержания, методических приемов, задач формирования общеучебных и интеллектуальных умений.
  4.  Формировать ценностное отношение учащихся к биологическим знаниям, их теоретической и практической составляющей на основе личностно-ориентированного обучения.
  5. Особое внимание уделять разделам программы, вызывающим наибольшие затруднения учащихся: «Химическая организация клетки», «Строение и функции клеток прокариот и эукариот», «Наследственность и изменчивость организмов», «Многообразие растений и животных», «Анатомия и физиология человека», «Эволюция живого мира».
  6.  Обеспечивать полноценную подготовку учащихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ начиная с 6-го класса. Знакомить учащихся с содержанием заданий из курсов: «Растения и др.», «Животные», «Человек», с формами заданий, представленных в тестовой форме. Обращать внимание учащихся на критерии оценивания устных и письменных ответов. Изыскать возможность увеличения часов на изучение биологии в 6 классе, когда закладываются основы биологических знаний и формируется отношение к природе и к предмету.
  7.  В старших классах использовать разнообразные примеры из ранее изученных курсов биологии, иллюстрирующие общие теоретические положения, условия задач по молекулярной биологии, по генетике с целью успешного обобщения, уверенной конкретизации и интерпретации изучаемого материала.
  8.  Предусмотреть в 11 классе дополнительное время для повторения изученного материала (6-11 классы) с целью подготовки учащихся к ЕГЭ.
  9.  Обращать внимание на развитие таких способностей учащихся, как внимательное прочтение заданий, четкое и краткое формулирование ответов, ясное выражение мысли, аккуратное оформление. Уделить больше внимания работе с учебным рисунком, включая развитие навыков его выполнения и анализа.
  10.  Создавать условия для развития способности учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы.
  11.  Большее внимание уделять написанию проверочных работ в форме теста.
  12.  Обязательно знакомиться с демонстрационными версиями КИМ, доводить до сведения учащихся их структуру и содержание.
  13.  Продолжать курсовую подготовку педагогов к ЕГЭ по биологии.

Исполнитель: Столярова С.В., руководитель ГМО учителей   биологии

Список литературы и других источников

  1. Единый государственный экзамен: биология: контрольные измерительные материалы: 2005-2006 /под общ. редакцией Г.С.Калиновой; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба в сфере образования и науки, Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Просвещение, 2005
  2. Единый государственный экзамен 2007. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова, В.З.Резникова – М.: Интеллект-Центр, 2007.
  3. Единый государственный экзамен. Биология. Контрольные измерительные материалы 2007/ ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, В.З. Резникова, А.Н. Мягкова – М.: Вентана-Граф, 2007.
  4. ЕГЭ-2007: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова,  С.П. Шаталова – М.: Астрель, 2007.
  5. Сдаем единый государственный экзамен: Биология / ФИПИ авторы составители: Г.С. Калинова, В.Н. Кузнецова, Л.Г. Прилежаева – М.: Дрофа, 2007.
  6. ЕГЭ-2008. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Биология/ ФИПИ автор-составитель: Р.А. Петросова – М.: Эксмо, 2007.
  7. ЕГЭ-2009. Биология: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ автор-составитель: Р.А. Петросова – М.: Эксмо, 2009.
  8. Единый государственный экзамен 2009. Биология. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова– М.: Интеллект-Центр, 2009.
  9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Биология/ ФИПИ авторы составители: Е.А. Никишова, С.П. Шаталова - М.: Астрель, 2009.
  10. Единый государственный экзамен 2010. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова, В.З.Резникова – М.: Интеллект-Центр, 2009.
  11. ЕГЭ-2010: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова,  С.П. Шаталова – М.: Астрель, 2009.
  12. ЕГЭ-2010. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Биология/ ФИПИ автор-составитель: Р.А. Петросова – М.: Эксмо, 2009.
  13. www.fipi.ru - РЕЗУЛЬТАТЫ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ методической работы за 2011-2012 учебный год

Анализ методической работы за 2011-2012 учебный год...

Анализ работы ШМО за 2011/2012 учебный год

Анализ  работы ШМО естественно-гуманитарного направления МКОУ "СОШ № 4" г. Называевска...

Анализ работы МО за 2011-2012

Работа МО учителей истории, химии, биологии, географии за 2011-2012 учебный год...

Анализ воспитательной работы за 2011 - 2012 учебный год

Анализ воспитательной работы за 2011 - 2012 учебный год в 5 классе...

Анализ ЕГЭ за 2010 - 2011 учебный год

В материалах представлена аналитическая справка зам. директора по УВР...

Анализ воспитательной работы за 2011 - 2012 учебный год

Данный анализ воспитательной работы может заинтересовать школьных организаторов, так как в нем указаны названия месяцев и девизы, под которыми проходили мероприятия в школе....