«Формирование навыков самооценки и самоконтроля у учащихся на уроках математики в условиях введения ФГОС ООО»
статья по алгебре

Комбарова Мария Анатольевна

Важнейшая задача современной школы -формирование универсальных учебных действий. А их формированию способствуют умения  самоанализа и самооценки

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование навыков самооценки и самоконтроля у учащихся на уроках математики в условиях введения ФГОС ООО»

Комбарова М.А., учитель математики высшей категории МБОУ «Новоярковская СОШ»  Каменского района Алтайского края

    Важнейшей задачей современной системы образования, согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту, является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Современная структура урока в рамках ФГОС

Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:

Учебная задача - цель, которую перед собой ставит ученик (Чему? Зачем?).

Учебное действие - система существенных признаков понятия или алгоритм  (Как?).

Самоконтроль - определение правильности выполненного действия (Правильно?)

Самооценка - определение правильности выполненного действия (Хорошо? Можно лучше?).

   Проблемы, вызывающие формирование самоконтроля:

  • ученики представляют себе учебную деятельность нерасчлененной, несамостоятельной, непланируемой;
  • учебные действия контролируются, как правило, педагогом, а не самими учениками;
  • допущенные ошибки не замечаются и не исправляются;
  • отсутствуют или не совсем четко сформулированы критерии контроля учебной деятельности;

педагоги видят эти затруднения учащихся и способны их снимать. [2]

Оценка представляет собой процесс сопоставления реальных результатов с планируемыми целями.

Отметка – это результат данного процесса, его условно-формальное проявление.

Самооценка представляет собой компонент деятельности, который связан не с выставлением себе отметок, а с самой процедурой оценивания.

Самоконтроль и самопроверка являются неотъемлемыми частями самооценки.

Основными функциями самооценки являются:

1) констатирующая , 2) мобилизационно-побудительная, 3)проектировочная

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей; также это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения. Самооценка является важным регулятором поведения человека, от неё зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Основной смысл самооценки состоит в самоконтроле школьника, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе, своей деятельности и в самостимуляции. Одним из важных качеств необходимых для управления собственной учебно-познавательной деятельностью и развития своих мыслительных способностей является развитие у учащихся адекватной, дифференцированной, критической самооценки себя и своих действий. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом, относясь к себе, личность способна регулировать и контролировать свою деятельность. Развитая самооценка, в свою очередь, способствует развитию мотивации достижения и мотивации успеха, подталкивает ученика к рефлексии, анализу собственных действий, и требует от него тщательного анализа, обобщения, обоснования и самопроверки каждого шага в собственной деятельности. Таким образом, потребность в самоконтроле и критической самооценке вызывает познавательную активность ученика, заставляет его активно и самостоятельно мыслить, подталкивает к действиям, направленным на изменение себя. [1]

Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля и самооценки:

1-й этап –  понимание и принятие учеником контроля и оценки своей деятельности со стороны учителя, 2-й этап – овладение навыками оценки деятельности товарища, 3-й этап – овладение самоконтроля и самооценки собственной деятельности

Используемые приемы самооценки и самоконтроля:

1) Словесные приемы, 2) Графики, 3)Рисунки, говорящие рисунки, 4) Символы, 5) Анализ работы за четверть, год, 6)  Таблицы, 7) Приём «ладошки», 8) Приём «Лесенка достижений» или «Лестница успеха», 9) Сигнальные карточки, 10) Оценивание с помощью «+» или  «-», 11) Оценивание при помощи поднятой руки, 12) Оценивание по инструкции, 13) Проверка по образцу, 14) Оценить ответ одноклассника, 15) Рабочая карта при групповой работе, 16) оценочный лист или лист самооценки. 17) Решай по алгоритму.[3]

Примеры:

Приложение 2

Оценочный лист (тема «Натуральные числа, 5 класс)

Ученика(цы)  5 класса ___________________________________

Критерии для самооценки

Кол-во баллов

Самооценка

Оценка учителя

1

Умение правильно подготовить рабочее место

0-1-2

2

Умение аккуратно оформить работу

0-1-2

3

Умение работать самостоятельно

0-1-2

4

Умение прочитать и понять условие

0-1-2

5

Умение уважать окружающих, соблюдать дисциплину

0-1-2

6

Умение правильно оформить решение задания

0-1-2

7

Умение записывать и читать числа в десятичной системе

0-1-2-3

8

Умение записывать натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых

0-1-2-3

9

Умение сравнивать натуральные числа

0-1-2-3

10

Умение отмечать числа на координатной прямой и находить координаты отмеченных точек

0-1-2-3

11

Умение округлять натуральные числа

0-1-2-3

12

Умение выполнять ещё и другие задания (указать несколько примеров)

0-1-2-3

Итого (сумма баллов)

Уровень работы

Приложение 3

ЛИСТ САМООЦЕНКИ (например, решение задач по теме: «Обыкновенные дроби»)

Фамилия, имя учащегося  _____________________________________________ Класс _____________

Этап урока

Моя работа на уроке

Комментарии учителя

Начало урока (орг. момент)

Обведи в рамку смайлик, соответствующий твоему настроению в начале урока:

Проверка домашнего задания

Поставь цифру, соответствующую количеству решённых заданий:

Я смог решить ______________ номеров.

«Повторяем правило»

Оцени своё участие в обсуждении правил по шкале от 1 до 5 (обведи в кружок нужную цифру):

                               1      2      3      4      5

Решаем задачи

Поставь «+» в нужном месте, ответив на вопросы:

      решил сам       решил с помощью       не решил

Задача 1  _________       _____________       ________

Задача 2  _________     ______________       ________

Задача 3  _________       _____________       ________

Задача 4  _________       _____________       ________

Работа в парах

Вырази своё мнение (поставь «галочку»):

- научился работать по алгоритму

- ничего не понял

- частично разобрался    

Итог урока

Оцени свою работу на уроке (подчеркни подходящую фразу): 

- отлично, у меня всё получилось!

- на уроке я старался, немного надо доработать…

- было трудно, смог сделать только некоторые задания;

- не справился с заданиями урока.

Рефлексия

Выбери смайлик, соответствующий твоему настроению в конце урока:

Вывод: потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Сформировавшись, она становится неотъемлемой чертой его характера, которая в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию мыслительных способностей учащегося.

Литература:

  1. Батурина Г.И.Введение в педагогическую профессию- М.:Знание,2011
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения: - М.: Педагогика, 2009

  1. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности:    Учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2011. - С.149, 160


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мышления при решении текстовых задач на уроках математики в условиях введения ФГОС

Решение  текстовых задач способствует развитию мышления учащихся. Моделирование задачи является важным этапом....

Обобщение педагогического опыта по теме «Применение информационных технологий в формировании естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках физики в условиях введения ФГОС.

Особое место в учебном процессе занимают современные информационные технологии. Увеличивается объем накопленной информации, расширяются сферыеё применения. При этом ученики ежедневно пропускают ч...

Технология деятельностного метода на уроках математики в условиях введения ФГОС в основной школе

Технология деятельностного метода на уроках математики в условиях введения ФГОС в основной школе. Типы уроков при деятельностном методе....

«Формирование естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках физики в условиях введения ФГОС»

В период перехода российского образования на новые стандарты обучения, что сопровождается существенными изменениями в учебно-воспитательном процессе, требуется отказаться от пассивного метода преподав...

Урок математики в условиях введения ФГОС

В статье рассматривается вопрос о том, каким должен быть современный урок математики в 5-6 классах, как сделать его интересным, какие технологии более эффективны....

"Исследовательская деятельность учащихся на уроках географии в условиях введения ФГОС"

Одна из серьезнейших проблем современной школы - полное отсутствие интереса у учащихся к предету география и, как следствие, снижение географичской грамотности и культуры развтия учащихся.  Чувст...

Современный урок математики в условиях введения ФГОС основного общего образования

Какие качества необходимы современному выпускнику?Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному.·  Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях,·  другие - о воспитании,·...