Конспект урока на тему "Решение задач с помощью рациональных уравнений. Задачи на движение"
план-конспект урока по алгебре (8 класс)

Астраханцева Анастасия Юрьевна

В данном конспекте показано, как с помощью рациональных уравнений можно решать различные задачи, как по реальной ситуации составить математическую модель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

по теме «Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Задачи на движение»

Класс 8.

Базовый учебник

Алгебра. 8класс. Е.Б. Буцко, А.Г Мерзляк, В.Б Полонский. 2018.

Цель урока: совершенствовать и систематизировать знания о математической модели, полученные обучающимися в 7 классе.

Задачи:

- образовательные:

выделять величины и обозначать их буквами; формулировать зависимости между величинами; записывать в виде алгебраического выражения словесно сформулированную зависимость и обратно; составлять уравниваемые алгебраические выражения; выражать одну и ту же зависимость разными способами; интерпретировать результат решения уравнения на языке данной задачи;

- воспитательные :

прививать интерес к предмету путём решения задач, связанных с жизненной деятельностью человека; формировать навыки аккуратного и грамотного математического письма;

- развивающие :

развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке через решение задач поискового характера: интеллектуальные качества личности ребёнка, такие как способность оценивать, обобщать; способствовать формированию навыков самостоятельной работы, культуры общения, культуры коллективного умственного труда, культуры ответа на вопрос.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование: учебники по математике, презентация, компьютер, проектор, доска

План урока:

  1. Организационный момент;
  2. Определение темы урока
  3. Актуализация опорных знаний;
  4. Этап изучения нового материала;
  5.  Решение задач на закрепление пройденной темы;
  6. Подведение итогов, рефлексия, д/з.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Учитель приветствует учеников и гостей. Проверяет готовность к уроку. Делит на группы по 5-человек и объявляет урок групповой работы и девиз

“Дорогу осилит идущий, а математику-мыслящий.” – слайд № 2

Определение темы урока-слайд №3.

II. Определение темы урока. На предыдущих уроках мы научились решать рациональные уравнения. Ребята, для чего нам нужен данный навык? Как его можно применить на практике, в жизни? (Для решения задач, которые описывают реальные ситуации из жизни).

Как вы думаете, если мы научились решать рациональные уравнения, то следующий шаг, какой? (с помощью них решать задачи).  

На слайде № 4 выводится тема урока.

III. Актуализация опорных знаний. (Слайд №5.)

  1. Давайте вспомним основную формулу, связывающую путь , время и скорость:

S=v*t,      (1)

где S –путь, v-скорость, t-время.

Из данной формулы выражаем cкорость и время:

v=     (2),    t=    (3)

На слайде № 6  выводится три этапа решения задачи.

IV.  Работа по теме урока, изучение новой темы.

- Ребята, мы с вами не впервые решаем задачи с помощью уравнений и знаем, что решение задачи делится на три этапа:

1. составление математической модели;

2.работа с составленной моделью;

3.ответ на вопрос задачи.

На слайде № 4  выводится три этапа решения задачи.

- А теперь давайте решим задачу. Предлагаю 1 этап «составление математической модели», выполнить в группах с помощью таблицы. (Слайд № 7).

1 этап составление математической модели    

 Из пункта А выехал велосипедист, а через 45 минут после него в том же направлении выехал грузовик , догнавший велосипедиста на расстоянии 15 км  от  пункта А. Найдите скорость велосипедиста и скорость грузовика, если скорость грузовика на 18 км/ч больше скорости велосипедиста. (Слайд № 8).

Слайд №9.

При решении такого типа задач удобно составлять таблицу, содержащую данные по основным величинам. За  неизвестную величину  х  всегда необходимо брать то, что спрашивают найти в задаче. Если необходимо найти две величины, то за х мы берём меньшую из величин. Так как у нас здесь сказано, что скорость грузовика больше скорости  велосипедиста, а скорость велосипедиста меньше, значит скорость велосипедиста и обозначаем за  х.

   Ещё сказано, что оба они преодолели путь, равный 15 км. Обозначим  через t1- время, за которое прошел  грузовик эти 15 км, а через t2-время, за которое прошел велосипедист.

S, км

V, км/ч.

t, ч

грузовик

15

х+18

t1

велосипедист

15

х

t2

2 этап работа с составленной моделью и 3 этап  ответ на вопрос задачи - производится 1 учащимся на доске. (Слайд №10-11)

Поскольку  грузовик ехал  на 45 минут быстрее, чем велосипедист, значит время пройденного им пути меньше, чем время велосипедиста на 45 минут, следовательно, справедливо равенство:

t2- t1=45 минут,    45 минут  = часа.

Учитывая то, что     t1=,    а     t2=  (смотри формулу (3)), составляем

уравнение:    - = .     Решаем его как рациональное относительно х:

--54х+1080=0

+18х-360=0

Значение – 30 не подходит по условию задачи (скорость-величина положительная), значит скорость велосипедиста  равна 12 км/ч.

Находим скорость грузовика:  12+18=30 км/ч.


Ответ: Велосипедист ехал со скоростью 12 км/ч, грузовик-со скоростью 30 км/ч.

V. Закрепление пройденного.

1. В группах по реальной ситуации составьте математическую модель. (Слайд №12)

ЗАДАЧА. Первый мотоциклист проезжает 90 км на 18 минут быстрее второго, поскольку его скорость на 10 км/ч больше второго мотоциклиста. Найдите скорость каждого мотоциклиста.

На слайде №13,14 показывается ответ.

S, км

v, км/ч.

t, ч

Первый мотоциклист

90 км

(х+10) км/ч

Второй мотоциклист

90 км

х км/ч

18 минут=

Математическая модель реальной ситуации:

 =

(корни уравнения 50 км/ч  и  -60 км/ч, скорость не может быть отрицательной, значит ответ 50 км/ч)

50 +10=60 км/ч-скорость второго мотоциклиста.

  1. Работа в группах. По математической модели составьте текст задачи. (Слайд №15.)

S, км

v, км/ч.

t, ч

Планируемое движение

60 км

х км/ч

Второй мотоциклист

60 км

(х+10) км/ч

VI. Подведение итогов урока (рефлексия).  (Слайд №16)

Сегодня на уроке мы

      1. Повторили…

       2. Узнали…

       3. Закрепили…

       4. Зачем нам нужно уметь составлять математическую модель?

Домашнее задание: стр. 196,  №  804,  806 (Слайд №17)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по алгебре 7 класс по теме:Решение задач с помощью систем уравнений

Открытый урок для 7 класса по алгебре по теме "Решение задач с помощью систем уравнений" подготовленный для методической недели в школе № 1462 на 19 апреля 2013 года...

Урок алгебры в 8 классе по теме "Решение задач с помощью рациональных уравнений"

Конспект урока содержит интересный материал по устной работе и подготовке обучаемых к ГИА...

Презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме "Решение задач с помощью рациональных уравнений"

Презентация является дополнением к уроку алгебры в 8 классе по теме "Решение задач с помощью рациональных уравнений" (учебник "Алгебра 8 класс" , автор Ю.Н.Макарычев)...

Конспект урока алгебры в 8 классе «Решение задач с помощью рациональных уравнений»

Цель урока: формирование умений применять дробные рациональные уравнения при решении текстовых задач, проверять соответствие найденного решения условию задачи.Оборудование: презентация, конспект урока...

Конспект урока алгебры в 8 классе по теме: «Решение задач с помощью квадратных уравнений».

Тема урока: «Решение задач с помощью квадратных уравнений»....

Технологическая карта урока по алгебре 8 класс по теме "Решение задач с помощью рациональных уравнений."

Технологическая карта урока 8 класс Мерзляк по теме " Решение задач с помощью уравнений"...