Метод аналогия в педагогической технологии личностно-ориентированного обучения математики
методическая разработка по алгебре

Метод аналогия в педагогической технологии личностно-ориентированного обучения математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_analogiya_v_lo.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

 Метод аналогия в педагогической технологии личностно – ориентированного обучения математики.

«Не запрещать, а направлять.

Не управлять, а соуправлять.

Не принуждать, а убеждать.

Не командовать, а организовывать.

Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора»

    Ни для кого не секрет, что математика сложный предмет, который требует плодотворного труда. Математику нельзя выучить, ее надо понять! А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными. Вот здесь и нужна педагогическая находчивость, которая имеет одну цель – заинтересовать. Появление интереса к предмету можно добиться путем применения новых, современных инновационных технологий в обучении.

Нужно попытаться побороть страх у учащихся. Замотивировать их на:

- убрать задачу «Трудно»

- перевести ее в задачу «Я могу»

- использую метод аналогия

- научу другого.

     Очень важно   помнить слова педагога Е. Н. Ильина: «Учитель отнюдь не самый главный человек на уроке, а первый среди равных ему: ведущий и ведомый одновременно».

        На личностно-ориентированном уроке создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.

     Моя работа как учителя индивидуализируется, ориентируясь на обеспечение активной познавательной деятельности самих обучающихся. Иными словами, не учитель теперь призван обучать математике школьников, а сами ученики в созданных учителем обучающих ситуациях самостоятельно или в сотрудничестве друг с другом (или с учителем) овладевают системой математических знаний, умений и навыков.

      Я остановлюсь только на некоторых методах и приемах, используемых на уроках.
     Метод аналогии. Я считаю, что широкое применение аналогии в процессе обучения математике является одним из эффективных приёмов, способных побудить у учащихся живой интерес к предмету. Кроме того, широкое применение аналогии дает возможность более лёгкого и прочного усвоения школьниками учебного материала, так как часто обеспечивает мысленный перенос определенной системы знаний и умений от известного объекта к неизвестному.

Метод аналогии применяю в педагогической технологии личностно-ориентированного обучения, главной задачей которого является: раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.

Всем раздала памятку учителя, в которой можете ознакомиться с правилами, этапами личностно-ориентированного обучения. А также речевыми оборотами, которыми пользуюсь в своей практике для создания ситуации успеха.

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха. Это можно создать различными речевыми оборотами, подбадривающими словами.

        В процессе обучения математике учителю следует не только самому пользоваться полезными аналогиями, но и приобщать учащихся к самостоятельному проведению умозаключений по аналогии. При этом учащиеся должны понимать, что выводы, полученные по аналогии, требуют обязательного обоснования, так как не исключено то, что они могут оказаться ошибочными.

Аналогия при решении задач

 Полезно использовать аналогию при решении задач. При этом мы действуем по такой схеме:

    1) Подобрать задачу, аналогичную данной, т. е. такую, у которой   имелись бы, по сравнению с данной, сходные условия и сходное заключение;

    - вспомогательная задача должна быть проще данной или такой, решение которой известно и понятно.

2) Решить вспомогательную задачу; затем провести аналогичные рассуждения при решении данной задачи.

        Например, при решении такого типа задач, можно подобрать такую задачу:  

                 Задача за 6 класс:

  • За 11/4 кг яблок заплатили 126,5 рублей. Какова стоимость   5,4 кг таких же яблок?

                    1)126,5 : 11/4 = ?                     2)     ?  ·  5,4  = …

  • За 2 кг яблок заплатили 100 рублей. Какова стоимость 7 кг таких же яблок?  

                    1) 100 : 2 = 50                          2) 50 · 7  = 350

      После того, как ученик «разбирается» со вспомогательной задачей, он уже точно знает, что делить, а что умножать.

             Следующая задача – на проценты тоже из курса 6 класса. Как только ученики ознакомятся с условием задачи, сразу же у них готов ответ. Все утверждают, что цена не изменилась. Но стоит только взять конкретную цену товара, и «понятное» количество процентов всё сразу встаёт на свои места.

Задача:     Цену на товар сначала повысили на 15 %, а затем понизили на 15 %. Что произошло с первоначальной ценой товара?

        Решение.      Пусть товар стоил 1000 рублей

Повысили на 50 % (половину)           -         1500 рублей

Понизили на 50 % (половину)            -          750 рублей

Ответ: понизилась

                                                     Аналогия при решении задач на проценты

      В этом пункте я хочу рассказать о нестандартном приёме при решении задач на проценты. В заданиях типа В13 ЕГЭ можно встретить задачу на проценты, которая решается с помощью уравнения. Рассмотрев данный приём, даже слабый ученик понимает, что это легко и берёт его себе на «вооружение».

В13. Четыре рубашки дешевле куртки на 20%. На сколько процентов шесть рубашек дороже куртки? Знак процента в ответе не пишите.

                                                      Решение.

1) Пусть 500 р. - стоит 1 рубашка, значит 2000 р. – стоимость 4-х рубашек.

2) Четыре рубашки дешевле куртки => куртка – вся величина, её принимаем за 100%.

3) Пропорция:  2000 рублей      –       80%

                            Х рублей       -      100%

   х=2500 (рублей) – стоит куртка.

 После того как мы узнали цену куртки, разбираем второе предложение:

В13. Четыре рубашки дешевле куртки на 20%. На сколько процентов шесть рубашек дороже куртки? Знак процента в ответе не пишите.

                                                       Решение.

1) 3000 рублей – стоимость 6-ти рубашек;

2) Стоимость куртки 2500 рублей – составляет 100%;

3) Пропорция:         2500 рублей – 100%

                              3000 рублей -   Х %

         Х = 120%, значит дороже на 20%.                                Ответ:  20

Обязательным элементом структуры урока является рефлексия. Разные ее виды присутствуют на всех этапах урока.

        Я считаю, что используя  аналогии учащийся учится умению делать предположения, умению познавать неизвестное. Он понимает, что способен решить задачу своим способом, в обход каких – либо правил, у него появляется уверенность в своих силах. Всё это ведёт к созданию доверительной атмосферы, которая, по моему мнению, позволяет добиваться положительных результатов в обучении.  

Я уверена, что личностно-ориентированный подход, гуманные отношения между учителем и учеником в соответствии с принципами разноуровневого обучения должны выражаться в ориентации на посильные и доступные результаты обучения, чтобы практически на каждом уроке ученик испытывал удовлетворение от процесса учения.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты