Презентация к докладу по теме Повышение вычислительных навыков на уроках математики
консультация по алгебре (5 класс) на тему

Горбунова Наталья Ивановна

Презентация к докладу по теме Повышение вычислительных навыков на уроках математики

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повышение вычислительных навыков на уроках математики, как средство достижения прочных знаний

Слайд 2

Математика и опыт – вот подлинные основания достоверного, естественного, разумного живого познания. Спиноза

Слайд 3

Важнейшей задачей обучения математике является обеспечение учащихся прочными знаниями и умениями, нужными в повседневной жизни. Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее закладывается впервые 5-6 лет обучения. В последующие годы, полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе изучения математики, физики, химии, и других предметов. Вычисления активизируют память учащихся, их внимание, стремление к рациональной организации деятельности.

Слайд 4

Данная тема в настоящее время актуальна, т. к.: научиться быстро и правильно выполнять устные и письменные вычисления в начальной школе необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе; по математике обязательный экзамен в выпускных классах в форме ГИА; во многих учебных заведениях после окончания школы математика - один из главных предметов; вычислительные навыки необходимы в практической жизни каждого человека, и в рыночных условиях математическая грамотность тоже необходима.

Слайд 5

Навык – это действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементарной сознательной регуляции и контроля. Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приемами. Правильность – ученик правильно находит результат арифметического действия над данными числами, т. е. правильно выбирает и выполняет операции, составляющие прием. Осознанность – ученик осознает, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения. Рациональност ь – ученик, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает для данного случая более рациональный прием, т. е. выбирает те из возможных операции, выполнение которых легче других и быстрее приводит к результату арифметического действия. Обобщенност ь – ученик может применить прием вычисления к большему числу случаев, т. е. он способен перенести прием вычисления на новые случаи. Автоматизм (свернутость) – ученик выделяет и выполняет операции быстро и в свернутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операции. Прочность – ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время.

Слайд 6

Способы решения проблем: игры, игровые моменты и занимательные задачи; тесты «Проверь себя сам»; математические диктанты; творческие задания и конкурсы; различные приемы устных вычислений.

Слайд 7

Устные упражнения важны тем, что: активируют мыслительную деятельность учащихся; развивают память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстроту реакции; повышают эффективность урока.

Слайд 8

Овладение навыками устных вычислений имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение: образовательное значение: устные вычисления помогают усвоить многие вопросы теории арифметических действий, а также лучше понять письменные приемы; воспитательное значение: устные вычисления способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи, математической зоркости, наблюдательности и сообразительности; - практическое значение: быстрота и правильность вычислений необходимы в жизни, особенно когда письменно выполнить действия не представляется возможным (например, при технических расчетах у станка, в поле, при покупке и продаже).

Слайд 9

умение выполнять все арифметические действия с натуральными (многозначными) числами; выполнять основные действия с десятичными числами; применять законы сложения и умножения к упрощению выражений; использовать признаки делимости на 10, 2, 5, 3 и 9; -округлять числа до любого разряда; -определять порядок действий при вычислении значения выражения. Важнейшими вычислительными умениями и навыками являются:

Слайд 10

низкий уровень мыслительной деятельности; отсутствие соответствующей подготовки и воспитания со стороны семьи и детских дошкольных учреждений; отсутствие надлежащего контроля над детьми при подготовке домашних заданий со стороны родителей; неразвитое внимание и память учащихся; -недостаточная подготовка учащихся по математике за курс начальной школы; -отсутствие системы в работе над вычислительными навыками и в контроле над овладением данными навыками в период обучения. Среди причин невысокой вычислительной культуры учащихся можно назвать:

Слайд 11

складывать и умножать однозначные числа; прибавлять к двузначному числу однозначное; вычитать из однозначного или двузначного числа однозначное; складывать несколько однозначных чисел; складывать и вычитать двузначные числа; делить однозначное или двузначное число на однозначное нацело или с остатком; - производить действия с дробными числами. Для того чтобы овладеть умениями, предусмотренными программой, учащемуся достаточно уметь устно:

Слайд 12

- отчетливо писать математические символы; цифры и знаки располагать строго в соответствии с правилами арифметических действий; - безошибочно применять таблицы сложения и умножения натуральных чисел. В письменных вычислениях учащимся необходимо владеть следующими навыками:

Слайд 13

С целью изучения интереса детей к вычислительным приемам был проведен письменный опрос, который включал следующие вопросы: -Любишь ли ты выполнять вычисления? -С удовольствием ли ты находишь значения выражений? -Какие ошибки чаще всего допускаешь в вычислениях? -Можешь ли самостоятельно найти и исправить ошибки, допущенные в вычислениях? -Нравится ли тебе самостоятельно открывать новые способы вычислений? -Всегда ли делаешь проверку выполняемых вычислений? Диагностическая работа

Слайд 14

73% детей предпочитают находить значения выражений, и делают это с удовольствием; 8,6% из них на сложение и вычитание. самостоятельно обнаружить и исправить ошибки способны 51% учащихся. Есть основания полагать, что дети не стремятся к выполнению действия контроля по результату. Получили следующие результаты:

Слайд 15

Анализируя программу по математике в 5–7 классах, я увидела, что важнейшими вычислительными умениями и навыками являются: -умение выполнять все арифметические действия с натуральными (многозначными) числами; -выполнять основные действия с десятичными числами; -применять законы сложения и умножения к упрощению выражений; -использовать признаки делимости на 10, 2, 5, 3 и 9; -округлять числа до любого разряда; -определять порядок действий при вычислении значения выражения; -выполнять основные действия с обыкновенными дробями и смешанными числами; -выполнять основные действия с положительными и отрицательными числами; -выполнять основные действия со степенями с натуральным показателем, с многочленами.

Слайд 16

Большое количество учащихся не владеют данными вычислительными навыками, допускают различные ошибки в вычислениях. Среди причин невысокой вычислительной культуры учащихся можно назвать: -низкий уровень мыслительной деятельности; -отсутствие надлежащего контроля за детьми при подготовке домашних заданий со стороны родителей; -неразвитое внимание и память учащихся; -недостаточная подготовка учащихся по математике за курс начальной школы; -отсутствие системы в работе над вычислительными навыками и в контроле за овладением данными навыками в период обучения.

Слайд 17

1) игры, игровые моменты и занимательные задачи; 2) тесты « Проверь себя сам » ; 3) математические диктанты; 4) творческие задания и конкурсы; 5) различные приемы устных вычислений. Для решения данных проблем целесообразно использовать следующие приемы, направленные на преодоление причин возникновения ошибок:

Слайд 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ывод : формирование устных вычислительных навыков у учащихся в процессе изучения ими математики – это длительный процесс, и является одной из актуальных задач, стоящих перед преподавателем математики в современной школе. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер. Они должны соответствовать теме и цели урока, помогать усвоению изучаемого на данном уроке или закреплять ранее пройденный материал. Для достижения цели учитель обязан решить следующие задачи: 1) воспроизводство, коррекция, закрепление знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для самостоятельной деятельности на уроке; 2) контроль состояния знаний учащихся; 3) автоматизация навыков простейших вычислений и преобразований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Повышение вычислительных навыков на уроках математики"

"Повышение вычислительных навыков на уроках математики"...

Повышение вычислительных навыков на уроках математики, как средство достижения прочных знаний

Важнейшей задачей обучения математике является обеспечение учащихся прочными знаниями и умениями, нужными в повседневной жизни. В связи с этим необходимо подчеркнуть роль вычислительной подготовки уча...

Повышение вычислительных навыков на уроках математики, как средство достижения прочных знаний

Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у учащихся сонательных и  прочных вычислительных навыков. Вычислительные навыки в повседневной жизни необходимы...

Повышение вычислительных навыков на уроках математики

В статье "Повышение вычислительных навыков учащихся на уроках математики" приведены примеры заданий, которые я использую на своих уроках.  Целью данной работы являлась разработка систем...

Повышение вычислительных навыков на уроках математики, как средство достижения прочных знаний

Одна из актуальных проблем на уроках математики и одна из важнейших задач обучения математике – это проблема вычислительных навыков. Педагогической наукой доказана необходимость теоретическ...