Приёмы формирования навыков культурного поведения в социальных сетях
учебно-методический материал по алгебре на тему

Мартынюк Марина Александровна

Подавляющее большинство современной молодёжи, в том числе и студентов моей группы на сегодняшний день зарегистрированы в социальных сетях. Кто-то обожает сайт ВКонтакте, а кто-то жить не может без одноклассников. Однако практически никто из студентов 3ж, да и колледжа в целом, наверное, не задумывались над тем, как правильно общаться в социальных сетях. Ведь общение в интернете достаточно сильно отличается от общения в реальности, хотя и там, и там мы общаемся с живыми людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21_vystupleniya_na_pedagogicheskih_sovetah_-_kopiya.docx464.44 КБ

Предварительный просмотр:

Выступления на педагогических советах и семинарах

Приёмы формирования навыков культурного поведения в социальных сетях

Мартынюк М. А.

Подавляющее большинство современной молодёжи, в том числе и студентов моей группы на сегодняшний день зарегистрированы в социальных сетях. Кто-то обожает сайт ВКонтакте, а кто-то жить не может без одноклассников. Однако практически никто из студентов 3ж, да и колледжа в целом, наверное,  не задумывались над тем, как правильно общаться в социальных сетях. Ведь общение в интернете достаточно сильно отличается от общения в реальности, хотя и там, и там мы общаемся с живыми людьми.

Впервые вопросом культуры общения в социальных сетях среди студентов я задалась ещё в сентябре этого учебного года, когда разрабатывала социальный проект «Экология жизни» об интернет-зависимости среди молодёжи. Вопрос действительно проблемный и неоднозначный. Одна сторона говорит о вреде интернета, другая об инновационных технология 21 века, ключевую роль в которых занимает интернет. Как бы то ни было, но одно можно сказать с полной уверенностью: не зависимо от того, пользу или вред приносят социальные сети нашему обществу, то, как строится диалог между пользователями социальных сетей, не соответствует нормам культурного поведения.

Если говорить непосредственно о моей работе со студентами по формированию культуры поведения в социальных сетях, то можно выделить несколько направлений моей деятельности.

Во-первых, я бы хотела обратить ваше внимание на оформление главных страниц, некоторых студентов моей группы.

Рисунок1Рисунок7Рисунок6Рисунок2

Например, большинство студентов группы ставят на заставку не свою фотографию, а изображение чего-либо или кого-либо. Например, Маргарян Денис, во всех социальных сетях заменяет личную фотографию изображением маленьких детей. Ассоциируя себя с ребёнком, или маленьким мальчиком, он действительно чаще всего так себя ведёт. Его, как маленького, нужно уговаривать, просить. Он очень любит похвалы в свой адрес, которые являются для него важнейшим стимулом для любого рода работы. В то же время, как и любой ребёнок, он реагирует агрессией на агрессию, не воспринимает критику.

Преподаватели, работающие в группе 3ж не дадут соврать, что одним из самых способных студентов в группе является Гуторов Александр. Однако, в последнее время, его успеваемость и посещаемость резко снизилась, что связано с его новым семейным положением. Учёба для него стала занимать далеко не первостепенное положение, отсюда и такой результат. Сейчас он активно осваивается о новым социальным статусом муж и отец, о чём и говорит его страничка в контакте.

Другими слова, лично для меня в работе с 3ж такой аспект, как их личная страничка в социальных сетях, немного помогает.

Во-вторых, пытаясь переписываться со студентам в социальных сетях, первое, что обратило на себя моё внимание, это безграмотность, с которой пишется текст. С целью написать как можно быстрее, молодые люди сокращают слова, опускают знаки препинания, заменяют слова смайлами, значками, символами или сленговыми выражениями. Всё это, естественно, не способствует развитию культуры общения не в виртуальной, не тем более в реальной жизни. Поэтому проводить работу в этом направлении необходимо более целенаправленно.

В-третьих, работая в группе по формированию навыков культуры общения в социальных сетях, мною также проводились тематические часы общения, на которых мы с ребятами говорили о всемирной паутине, её роли в нашей жизни, о том, как правильно строить диалог в виртуальном пространстве. На одном из таких занятий, я задала ребятам вопрос: «Чем виртуальная жизнь, по-вашему мнению, интереснее реальной?» Ответы некоторых из них вы можете сейчас видеть на экране:

  1. Такое общение имеет множество положительных качеств - есть возможность не вставая с кресла общаться с людьми, которых не видел долгое время, зимой замечательно сидеть у монитора в теплых тапках и  на мерзлую улицу плестись не надо. Замечательно познакомиться с человеком в сети, а потом еще раз в реале, есть возможность выразить себя на аудитории, которую в реале не собрал бы в жизни. Множество плюсов.
  2. У многих людей психологические барьеры исчезают, им проще в сети высказать виртуально свои чувства и ощущение, чем в реальном мире. Еще считаю немаловажным то, что в соцсетях люди собираются в группы по каким-то определенным интересам и в сети сразу виден характер человека, то, что в реальности сложнее увидеть, все же... Вот как-то так....
  3. Если взглянуть на реалии нашей жизни, то ни один человек не обходится без интернета. В наше время, это самое удобное средство общения между людьми. Ведь у каждого есть близкие, родственники, друзья, которые живут за многие тысячи километров от вас, и вы уж точно не будете общаться с помощью писем, нет лично я, ничего не имею против писем, но все таки это не совсем удобно в плане времени. А благодаря, к примеру, такой программе как скайп, вы можете не просто переписываться с человеком, а так же лицезреть его и слышать.

Всё это – реальные слова студентов 3ж на вопрос: «Почему им нравится интернет общение». В то же самое время ответить, в чём заключается культура интернет общения, ответить не смог никто.

Проводя беседы с ребятами, я старалась акцентировать их внимание на том, что самая главная проблема состоит в том, что многие люди становятся полностью зависимы от социальной сети, они уже не могут представить свою жизнь без неё. Постоянно взаимодействуя друг с другом посредством онлайн-переписки, они забывают про личное общение, у некоторых пользователей это доходит до фанатизма.

Каждый из нас, преподавателей, нередко был свидетелем, как входя на урок в группу, студенты, не зависимо от пола, группы и возраста держат в руках телефоны, с включенными интернет страницами, а вовсе не повторяют учебный материал. Время, проводимое нашими студентами за просмотром фотографий и видео из жизни знакомых, иногда сильно превышает время, отведенное на выполнение профессиональных обязанностей. А отсюда вытекает ещё один вопрос: «Почему чужая жизнь их интересует больше, чем своя собственная?»

Привитие навыков ЗОЖ  и правовой культуры у студентов

Мартынюк М. А.

В настоящее время проблема сохранения здоровья подростков приобрела особую актуальность и внесена в приоритетное направление федеральной политики государства в области национальной безопасности России. 

Очень важно в подростковом возрасте первоначально сформировать потребность быть здоровым и на этой основе прививать соответствующие стереотипы поведения, навыки здорового образа жизни.

В стенах нашего колледжа работа по привитию навыков ЗОЖ и правовой культуры у студентов является одной из приоритетных.

В 2013-2014 учебном году в плане воспитательной работы для студентов 3 курса группы «Ж» выделены следующие воспитательные задачи:

1. формировать патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, чувство гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям Родины;

2. формировать правовую культуру, гражданскую и правовую направленность личности, активную жизненную позицию;

3. воспитывать способность к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях;

4. формировать потребность в здоровом образе жизни, профилактика вредных привычек;

5. воспитывать духовные и эстетические ценности, убеждения и морали поведения, развитие творческих способностей.

Как я уже говорила выше, приоритетными направлениями деятельности в группе 3 «Ж» являются гражданско-патриотическая и
физкультурно-оздоровительная деятельность.

В рамках нражданско-патриотической деятельности помимо общеколледжных мероприятий запланированы и уже частично проведены  тематические часы общения на темы: «Люди, творившие историю колледжа», «Город, в котором я живу», «Молодёжь 21 века: диалоги о времени и о себе», «Войны священные страницы навеки в памяти людской» и другие, направленные на формирование патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, гордости за достижения своей страны; бережное отношение к историческому прошлому и традициям народов России,  гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции, готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

Физкультурно-оздоровительная деятельность в группе направлена на создание условий для становления психически и физически здоровой личности;  формирование потребности в здоровом образе жизни и профилактике вредных привычек; охрану жизни и укрепление здоровья студентов. В колледже работает большое количество спортивных кружков и секций, только закончилось КТД «Мы выбираем ЗОЖ», в котором студенты 3 «Ж» принимали участие. Тематические часы общения «Составляющие нашего здоровья», «Здоровый путь к успешной карьере», «Здоровая молодёжь – здоровая Россия», «Мы хотим жить в здоровом мире» и другие также направлены на привитие навыков ЗОЖ.

Духовное и физическое здоровье подрастающего поколения является сегодня одной из самых глобальных проблем современности. Здоровье студентов колледжа представляет собой одну из главных педагогических целей действительности. И мы со студентами 3 «Ж» естественно заинтересованы в её успешной реализации.

Работа со студентами группы «риска»

Мартынюк М.А.

Девиантное поведение, а именно таким поведением характеризуются подростки группы «риска» имеет одинаковые психологические корни. Подростки группы «риска» в тот или иной период жизни либо были лишены постоянной любви и заботы значимого для них взрослого, либо подвергались излишней опеке.

Всех детей группы «риска» объединяет один патогенный фактор - их биографии.  В моей группе 3ж из 15 студентов: 1 сирота, 5 студентов растут без отцов, у 3-х студентов родители в разводе и их общение с отцами ситуативно, нерегулярно, 1 студент проживает с бабушкой, 4 студента другой национальности. Как показывают цифры, семейная ситуация достаточно сложная. Кроме того, 2 студента уже имеют своих детей, один готовится стать отцом в мае этого года. Одна из вновь образовавшихся семей имеет разное вероисповедание. На первый взгляд, всё это лишь цифры. Не совсем благополучная семья – это ещё не показатель девиантного поведения студента. Но, тем не менее, среда, в которой долгое время жил и воспитывался подросток, не могла не оставить свой отпечаток и на его психике. А тем более не стоит говорить о том, как иногда не хватает мужского внимания мальчикам в юности. Как иногда мамы пытаются компенсировать отсутствие папы дорогими подарками, что не всегда идёт на пользу тому же подростку.

В начале учебного года, когда я только пришла работать в группу, мною было проведено психодиагностическое анкетирование «Кто такой Я». Результаты анкетирования были внесены в базу данных руководителя группы, которая служит информационным полем углубленного изучения, анализа деятельности студента, прогнозирования жизненных ситуаций в группе, увлечений, интересов, способностей и их дальнейшего творческого развития. Результаты данного анкетирования помогли мне познакомиться со студентами группы, узнать их  интересы, склонности, составить психологический портрет каждого студента группы. На основе данного диагностирования  и анализа посещаемости, успеваемости, индивидуальных бесед с преподавателями были выявлены студенты группы «риска» и разработаны возможные индивидуальные маршруты деятельности с каждым студентом.

На данный момент из юношей 3ж нет студентов, стоящих на ВКК, комиссии по делам несовершеннолетних. Но, тем не менее, к группе «риска» относится ряд студентов. В первую очередь, это Сидоров Денис, из-за большого количества пропусков. Студент имеет хорошие способности к успешной учебной деятельности, но в связи с систематическим пропуском занятий его успеваемость оставляет желать лучшего. Мною со студентом проводятся индивидуальные беседы, поддерживается взаимосвязь с мамой. Студент посильно вовлекается в различные групповые и общеколеджные мероприятия.

Не меньшую озабоченность у меня, как руководителя группы, вызывает Маргарян Денис. Это, в первую очередь, связано с его повышенной эмоциональностью и, иногда, чрезмерно вызывающим поведением. Нередки опоздания Дениса на учебные занятия, хотя проживает он в общежитии №1. С данным студентом также проводится много индивидуальных бесед, регулярно посещаю его в общежитии после уроков и до начала учебных занятий. Большое влияние на студента имеет его папа, поэтому связь с родителями тоже поддерживаю по мере возникновения проблемных ситуаций.

В последнее время у меня вызывает озабоченность Гуторов Александр. После его женитьбы и рождения ребёнка он также довольно часто стал пропускать учебные занятия. Успеваемость, естественно резко снизилась, хотя не так давно этот студент был одним из лучших в группе.

С целью вовлечения студентов в активную жизнь колледжа и заинтересованности подростков интересной деятельностью, всем им предложено посещать колледжные кружки и секции. К сожалению, не все студенты группы имеют желание воспользоваться предложенной им возможностью.

С целью профилактики правонарушений и экстремизма, в группе проводятся часы общения по формированию толерантности и доброжелательности в подростковой среде. Примером таких занятий являются следующие часы общения: «Молодёжь 21 века: диалоги о времени и о себе», «Нет экстремизму», «Когда мы едины, мы непобедимы», правое заседение, на котором мы с ребятами говорили о ФЗ №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», о ФЗ №35 «О противодействии экстремизму», о ФЗ №113 «О противодействии экстремистской деятельности» и другие.

Особое место в своей работе я уделяю сплочению коллектива группы, проведению работы по формированию актива группы, созданию доброжелательной атмосферы. Очень часто при общении со студентами 3ж я понимаю, что группа не представляют собой единый коллектив. Каждый в группе отвечает только за себя, и им зачастую нет дела до того, почему нет их одногруппника на занятиях, почему кто-то не пришёл в столовую и т.д. Для группы 3 курса, это плохой показатель, поэтому в своей работе я стараюсь как можно больше уделять внимания формированию именно коллектива студентов группы, а уже потом каждого отдельного студента. На мой взгляд, вовлечение студентов в коллективные или групповые дела, такие как выступление агитбригад, смотр строя и песни, выпуск стеногазет, спортивные соревнования, фестиваль «студенческая весна», имеет большое воспитательное значение и способствует формированию устойчивых ценностных ориентиров. В этих целях проводятся часы общения, на которых мы проговариваем распределение обязанностей в группе, выслушиваем отчёт студентов группы «риска» об их организации свободного времени и т.д.

На мой взгляд, не мало важным в работе со студентом является единство требований со стороны всех участников воспитательного процесса. Поэтому я стараюсь поддерживать тесную взаимосвязь со всеми родителями в группе и держать их в курсе всех важных моментов в жизни их детей, происходящих в стенах нашего учебного заведения. Это важно в целях профилактики правонарушений и девиантного поведения. Именно поэтому в группе проводилось родительское собрание, на котором одним из важнейших вопросов было предупреждение и профилактика девиантного поведения в подростковой среде.

Я уверена, что общими усилиями мы сможем сделать жизнь наших студентов лучше, интересней, целенаправленней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы на уроке, направленная на формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

Состояние учебно-воспитательной работы школы на сегодняшний день можно характеризовать как становление воспитательной системы социальной ориентации, под которой подразумевается особая среда, где проис...

Формирование навыков безопасного поведения обучающихся в условиях образовательного пространства на основе технологии проектного управления

Выбор  данного направления  обусловлен ухудшением криминальной ситуации в обществе (участились случаи похищения детей с целью продажи, насилия или выкупа; увеличилось количество несчастных с...

Беседа: "Воспитание навыков культурного поведения"

Беседа о воспитании навыков культурного поведения у учащихся. Может быть проведена с  родителеми на классном или общешкольном родительском собрании. Является актуальной в настоящее время, т...

Беседа: "Воспитание навыков культурного поведения"

Беседа о воспитании навыков культурного поведения у учащихся. Может быть проведена с  родителеми на классном или общешкольном родительском собрании. Является актуальной в настоящее время, так как...

Роль педагога в привитии навыков культурного поведения у воспитанников социально – реабилитационного центра

В настоящее время наше общество находится на пути становления новой альтернативной модели отношений педагога и ребёнка. Педагогическое творчество - непременное условие современного процесса воспитания...