Пособие для учащихся «Алгоритм решения дробного рационального уравнения»
методическая разработка по алгебре (9 класс) на тему

Кузнецова Валентина Константиновна

Данное пособие для учащихся содержит краткую необходимую информацию по решению дробных рациональных уравнений. В пособии приведены алгоритм решения дробного рационального уравнения и примеры решения уравнений. Данный материал будет полезен ученикам при подготовке к экзамену по математике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie_algoritm_resheniya_drobno-ratsionalnyh_uravneniy.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

В.К. Кузнецова,

учитель математики ГБОУ «Школа № 329» г.  Москва

кандидат педагогических наук

Готовимся к ОГЭ

Пособие для учащихся

 «Алгоритм решения дробного рационального уравнения»

1. Определение дробного рационального уравнения.

Дробно-рациональным уравнением называется уравнение, обе части которого являются рациональными выражениями, причем хотя бы один из них – дробным выражением.

Наличие дроби в выражении не свидетельствует о том, что это дробное выражение (уравнение), необходимо присутствие переменной в знаменателе дроби.

2. Алгоритм решения дробного рационального уравнения:

1) Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение;

2) умножить обе части уравнения на общий знаменатель;

3) решить полученное целое уравнение;

4) исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.

Пример 1.

      

     Р е ш е н и е:

1). Общий знаменатель (у + 3).

2). Умножим обе части на общий знаменатель дробей.

    ▪ (у + 3).

3). Получим:

у2 = у;

у2 – у = 0;

у (у – 1) = 0;

у = 0     или        у – 1 = 0;

                        у = 1.

4). При обоих значениях у знаменатель не обращается в нуль.

Ответ: 0; 1.

Пример 2.

     Р е ш е н и е:

 ;

 

1). Общий знаменатель дробей (х – 2).

2). Умножим обе части на общий знаменатель дробей.

3). Получим:

2х2 = 7х – 6;

2х2 – 7х + 6 = 0,

D = (–7)2 – 4 · 2 · 6 = 49 – 48 = 1, D> 0, 2 корня.

x1 = = 2; x2 = = 1,5.

Если х = 2, то х – 2 = 0.

Если х = 1,5, то х – 2 ≠ 0.

Ответ: 1,5.

Пример 3.

   .

   Р е ш е н и е:

   1).  Общий знаменатель дробей (х + 7) (х – 1).

   2). Умножим обе части на общий знаменатель

   3). Получим:

(2х – 1) (х – 1) = (3х + 4) (х + 7);

2х2 – 2х – х + 1 = 3х2 + 21х + 4х + 28 = 0;

2х2 – 2х – х + 1 – 3х2 – 21х – 4х – 28 = 0;

х2 – 28х – 27 = 0;

х2 + 28х + 27 = 0.

По теореме, обратной теореме Виета, х1 = –27, х2 = –1.

Если х = –27, то (х + 7) (х – 1) ≠ 0.

Если х = –1, то (х + 7) (х – 1) ≠ 0.

Ответ: –1

Другой способ исключения посторонних корней.

  1. Сначала определить ОДЗ (любые числа, кроме тех, которые обращают знаменатель в нуль).
  2.  В конце проверить, входят ли полученные корни в ОДЗ или нет.

Например,

  1. Решить уравнение:

 – 4 = 0;                          ОДЗ:         х + 5 ≠ 0, х ≠ –5.

1). Общий знаменатель (х + 5)

2). Умножим обе части уравнения на общий знаменатель

3). Получим:                                                

2х – 5 – 4 (х + 5) = 0;

2х – 5 – 4х – 20 = 0;

–2х – 25 = 0;

–2х = 25;

х = –12,5.

4). Учитывая ОДЗ, получим

Ответ: –12,5.

  1. Решить уравнение:

                ОДЗ: х.

1). Общий знаменатель 4х

2). Умножим обе части уравнения на общий знаменатель

3). Получим:

х2 – 4 = 2 (3х – 2);

х2 – 4 = 6х – 4;

х2 – 6х = 0;

х (х – 6) = 0;

х = 0     или        х – 6 = 0; х = 6.

4). Учитывая ОДЗ, получим

Ответ: 6.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок алгебры 8 класс "Решение дробно-рациональных уравнений"

Приводится конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение дробно-рациональных уравнений"...

Решение дробных рациональных уравнений

Презентация содержит демонстрационный материал к обяснению нового материала по теме "Решение дробных рациональных уравнений". Учебник Макарычева Ю.Н. и др. "Алгебра 8"...

Решение дробно - рациональных уравнений с модулем.

Данная презентация разработана для подготовки учащихся 10 классса к КДР, может быть полезна для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ....

Урок алгебры в 8-м классе "Решение дробно-рациональных уравнений"

Урок закрепления изученного материала проводится в форме игры "Лабиринт". Задания в лабиринте дифференцированы по уровням сложности, что позволяет учащимся выбрать наиболее походящий для себя режим ра...

Урок в 8 классе"Решение дробных рациональных уравнений"

Урок формирования умений и навыков....

Разработка урока по теме "Решение дробных рациональных уравнений"

Алгебра возникла в связи с решением разнообразных задач при помощи уравнений. Обычно в задачах требуется найти одну или несколько неизвестных, зная при этом результаты некоторых дей...

Урок по теме "Решение дробно-рациональных уравнений"

Урок изучения нового материала по теме "Решение дробно-рациональных уравнений" в 8 классе по учебнику Ю.Н.Макарычева по ТРКМ...