рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе "Мой край" и "Юный математик"
рабочая программа по алгебре (5 класс) на тему

Ховалыг Оюмаа Биче-ооловна

Предназначена для ведения внеурочной работы в 5 классе по духовно-нравственному воспитанию и по математике

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Министерство образования Республики Тыва

Муниципальное бюджетное учреждение Ээрбекская средняя общеобразовательная школа

Кызылского кожууна Республики Тыва

Рассмотрено на заседании

Руководитель ШМО

Ховалыг Б.Л.

Протокол №___

«___»___________2015г.

«Согласовано»______

Сенги И.К.

Зам.дир. по УВР

«___»____________2015г.

«Утверждаю»______

Даваа М.П.

Директор школы

Приказ №____

«___»____________2015г.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный математик»

в 5 классе на 2015-2016 учебный год

Количество часов:

в неделю 1,

всего за год 34.

Учитель

Ховалыг О.Б

Пояснительная записка

Курс внеурочной деятельности  « Юный математик»  в 5 классе является одной из важных составляющих работы с детьми, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении  которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок  в развитии их способностей.    Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня.

Программа курса «Юный математик »  для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Курс состоит из двух тем : «Логические задачи» и «Занимательная математика». Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.

Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже  разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.

Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций,  игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.

Цель курса:

  • развитие математических способностей и  логического мышления;
  • развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому материалу, полученному по математике в начальной школе;
  • расширение и углубление представлений учащихся о культурно- исторической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии мировой науки;

Задачи курса:

  • пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;
  • раскрытие  творческих способностей ребенка;
  • развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной  и научно- популярной литературой;
  • воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
  • осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;
  •  наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;
  • приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами;
  • решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование  приемов мыслительной деятельности;
  • формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
  • специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач;
  • работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам. 
  • адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.

Содержание курса

Программа рассчитана на 34 часа, предполагает изложение и обобщение теории, решение задач, самостоятельную работу.     Примерное распределение учебного времени указано в тематическом планировании. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения.  Учащиеся  знакомятся с интересными свойствами чисел, приемами устного счета, особыми случаями счета, с биографиями великих математиков, их открытиями. Большая часть занятий отводится решению олимпиадных задач.

При разработке программы внеурочной деятельности основными  являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.

Частота занятий – 1 раз в неделю.

Ожидаемые результаты.

Предметные

Метапредметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Знают особые случаи устного счета

Могут построить алгоритм действия, применяют некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач.

Учитывают правила в планировании и контроле способа решения

Используют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной  литературы

Учитывают разные мнения  и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за       свою Родину; российский народ и историю России.

    

Решают тестовые задачи, используя при решении таблицы и «графы»;

Находят наиболее рациональные способы решения логических задач

Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Проводят несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач.

Контролируют действия партнера

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Решают  нестандартные задачи разрезание

Выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и окружающих предметах

Различают способ и результат действия.

Владеют общими приемами решения задач.

Умеют договариваться о совместной деятельности, приходят к общему решению

Формирование уважительного отношения к иному мнению, историй и культуре других народов;      

Решают неопределенные уравнения и уравнения под знаком модуля.

Имеют навыки работы с измерительными и чертежными инструментами

Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Знают определения основных геометрических понятий

Взаимопроверка в парах. Умеют работать с текстом. умеют составлять занимательные задачи;

Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок

Владеют общим приемом решения задач.

Могут участвовать в диалоге

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;      

решают простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

Распознают плоские геометрические фигуры, умеют применять их свойства при решении различных задач;

Умеют прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели

Умеют применять изученные свойства и формулы

Могут аргументировать свою точку зрения

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Измеряют геометрические величины, выражают одни единицы измерения через другие.

Решать несложные практические задачи на построение

Могут проводить сравнительный анализ

Устанавливают связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметами

 Умеют строить монологическое контекстное высказывание

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Вычисляют значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов)

Могут устно прикидывать и оценивать результаты

Умеют планировать пути достижения целей

Умеют анализировать свойства геометрических фигур

Могут аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию, приводить примеры

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду,

 I модуль: « Логические задачи»

п\п

Изучаемый материал

кол-во часов

дата

план

факт

1

 Как возникло слово «математика». Приемы устного счета. Счет у первобытных людей.

1

2.09

2

Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Математическая игра « Не собьюсь»

1

9.09

3

 Приемы устного счета : умножение двузначных чисел на 11.Цифры у разных народов. Решение логической задачи.

1

16.09

4

Интересный способ умножения. Мир больших чисел.

1

23.09

5

Решение олимпиадных задач арифметическим методом .Уникурсальные кривые ( фигуры).

1

30.09

6

Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся

на 5. Биографическая миниатюра. Пифагор.

1

7.10

7

Решение олимпиадных задач на разрезание. Игра «Перекладывание карточек».

1

14.10

8

Метрическая система мер.   Решение олимпиадных задач с применением начальных понятий геометрии.

1

21.10

9

Геометрия Гулливера. Геометрическая головоломка. Танграм.

1

28.10

10

Решение олимпиадных задач ( используя  действия с натуральными числами). Лабиринты.

1

11.11

11

Решение логических задач матричным способом. Как играть, чтобы не проиграть?

1

18.11

12

Возведение в квадрат трехзначных чисел, оканчивающихся на 25.

Решение олимпиадных задач различными способами.

1

25.11

13

Четность суммы и произведения. Решение олимпиадных задач на четность.

1

2.12

14

Прибавление четного. Знак произведения

1

9.12

15

Чередование. Решение задач игры « Кенгуру».

1

16.12

16

Разбиение на пары. Решение задач игры « Кенгуру».

1

17

Решение олимпиадных задач. Зачет.

1

II модуль : « Занимательная  математика».

п/п

Изучаемый материал

Кол-во

часов

дата

план

факт

1

Простые числа. Решение олимпиадных задач ( математические ребусы) .

Игра «Буриме» с использованием чисел.

1

2

Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. Биографическая миниатюра .Архимед. Решение олимпиадных задач (на  совместную работу).

1

3

Старинные  меры .  Оригами

1

4

Биографическая миниатюра. Ферма. Решение олимпиадных задач  ( на делимость чисел). Логическая задача «Обманутый хозяин»

1

5

Приемы устного счета.  Происхождение математических знаков.

1

6

 Решение олимпиадных задач( задачи мудрецов). Задача –сказка « Иван Царевич и Кощей Бессмертный, умевший считать только до 10».

7

Умножение на 155 и 175.Биографическая миниатюра . Б. Паскаль. Решение олимпиадных задач на взвешивание .

1

8

Геометрические иллюзии. Геометрическая задача – фокус

 « Продень монетку».

1

9

Умножение двузначных чисел, близких к 100. Решение олимпиадных задач

( инварианты).

1

10

Считаем устно. Решение олимпиадных задач ( бассейны, работа и прочее)

1

11

Деление на 5 (50), 25 (250).Математические мотивы в художественной литературе. Игра « Попробуй  сосчитай».

1

12

Решение олимпиадных задач ( с применением свойств геометрических фигур). Задачи в стихах.

1

13

Тестовые задачи( задачи, решаемые с конца)

1

14

Математические ребусы. Решение олимпиадных задач.

1

15

Геометрические задачи на разрезание.

1

16

Тестовые задачи (переливание).

1

17

Логические задачи. Зачет

1

Формы проведения занятий

При проведении занятий предлагаются следующие формы работы:

- построение алгоритма действий;

-фронтальная , когда ученики работают синхронно под управлением учителя;

- работа в парах, взаимопроверка

- самостоятельная, когда ученики выполняют индивидуальные задания в течение занятия;

- постановка проблемной задачи и совместное ее решение;

- обсуждение решений в группах, взаимопроверка в группах.

КОНТРОЛЬ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Контроль осуществляется, в основном, при проведении зачета в конце курса ,  математических игр,  математических праздников.

Творческие работы учащихся по темам:

1. Счет у первобытных людей

2.Цифры  у разных народов.

3.Пословицы, поговорки, загадки, в которых встречаются числа.

4. « Пифагор и его школа»

5. Биография Архимеда.

7.П. Ферма и его теорема.

8.Биография  Б. Паскаля

9. Биография  Р. Декарта

10.И. Ньютон и его открытия.

11.Задачи в стихах.

ЛИТЕРАТУРА:

1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.

2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.

3. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.

4. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.

5. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.

6. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.

7. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.

8. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М.,  1969 г.

9. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.

10. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.

11. И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2005г.

12. А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах». / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Провсещение», 1974 г.

13. А.  Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики»

14. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г.

15. В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 1990 г.

16. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.

 17. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.

18. О. С.Шейнина, Г. М. Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2007г.

        19. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.



Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

«Мой край» для 5 класса

по духовно-нравственному направлению

  Программа  внеурочной деятельности  “Мой край” по духовно-нравственному направлению (далее – программа “Мой край” ) разработана для занятий творческого объединения обучающихся 5-6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.

         

  1. Пояснительная записка

Программа «Мой край»  составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов  общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).

        В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ основного общего образования уточняется, что под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся  сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

       Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа «Мой край» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история развития села Ээрбек, Республики Тыва, тувинские добровольцы из села Ээрбек в годы Великой Отечественной войны.  Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

       Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Общая характеристика программы

       Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

         Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

        Основные направления  внеурочной деятельности  - изучение истории родного края.

Место кружка в учебном плане.

Программа адресована учащимся 5-6  классов  и рассчитана на 35 часов в год. Периодичность занятий – 1 час в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор занятий и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную  дать простор воображению.

Цели программы:

• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
• воспитывать патриотизм.

Образовательные задачи:

• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
• овладение начальными навыками исследовательской работы.

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
  • воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой   человеческой жизни;
  • воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие задачи:

• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.

Программа  предусматривает теоретические и практические занятия:

1)теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Программа предназначена для учащихся 5-6 классов.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Формы занятий:

  • групповая работа;
  • экскурсии;
  • беседы, викторины;
  • коллективные творческие дела;
  • трудовые дела.

          Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на два года обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 68 часов.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

2. Учебно-тематический план

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Характеристика деятельности обучающихся

5класс

(аудиторные)

Дата

Раздел I.

Введение в ИКТ

1

Содержание и задачи работы внеурочных занятий. Организация  занятий.

1

Личностные формирование мотивации к обучению, развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Регулятивные планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

познавательные добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

2

Формы и методы исследовательской работы.

1

3

Исследовательский  проект. Разработка исследовательских   проектов.

1

Раздел II.

История развития села Ээрбек и Республики Тыва

4

Территория нынешней Тувы в древние времена

1

Личностные формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Регулятивные учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

познавательные умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

5

История Ээрбека

1

6

Исторические памятники Республики Тыва

1

7

История городов Тувы

1

8

История города Кызыла

1

9

История города Турана

1

10

История села Ээрбек и его окрестностей

1

11

Территория Республики Тыва в средние века

1

12

Тыва в Российской империи

1

13

История ТНР.

1

14

 Топонимика родного края.

1

15

Географическое расположение  

1

16-17

Символика Республики Тыва. Флаг, герб , гимн .

2

18

Известные люди села Ээрбек

1

19

Известные люди Республики Тыва

1

20-21

Достопримечательности Республики Тыва

2

22

Музеи Республики Тыва

1

223

Раздел III.

Тува  в  годы  Великой  Отечественной  войны.

1

24

Героизм на фронтах войны.

1

Личностные формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Регулятивные учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

познавательные умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

25

Тувинцы-добровольцы

1

26

Тува– фронту.

1

27

Вклад Тувы в победу над врагом.

1

28

Изучение семейных архивов: фотографий, трудовых книжек, военных билетов, наградных документов и др.

1

29

Анализ  и   обработка  информации.

1

30-31

Экскурсии

2

32-35

Сбор материалов и защита проектов. Отчет о работе

3

3. Содержание программы

Раздел I.  Введение в ИКТ.  

Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ при работе с ПК. Исследовательская работа. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

Раздел II.История Республики Тыва и села Ээрбек

Раздел  посвящен  истории родного  края. История села Ээрбек .Символика республики Тыва. Известные люди родного края. Достопримечательности и  музеи.

Раздел III. Тува в  годы  Великой  Отечественной  войны.

Раздел  посвящен  историческим  событиям  нашего  государства  и  родного  края  периода  Великой Отечественной  войны. Начало Великой  Отечественной  войны. Перестройка всей жизни  на военный лад. Героизм  тувинских добровольцев на фронтах войны. Земляки – Герои  Советского Союза. Вклад Тувы в победу над врагом.

VI. Итоговое занятие.

Оформление  и  защита  творческих  работ.  Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий.

4. Предполагаемые  результаты

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у  школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностные   и   метапредметные результаты

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

  • формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

Первый уровень:

Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении

Второй уровень:

Формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

Третий уровень:

Приобретение школьниками социального опыта самостоятельного социального действия.

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

5. Формы контроля

  • альбом;
  • газета;
  • плакат;
  • серия иллюстраций;
  • справочник;
  • стенгазета;
  • сценарий праздника;
  • фотоальбом;

6. Методические рекомендации.

1. При проведении занятий  необходимо активно задействовать школьников в сборе информации о родном  районе и станице. Привлечь  учащихся  к  созданию  презентаций о защитниках Отечества. Подготовить фотовыставки о ветеранах станицы.

2. Важно вовлекать учащихся  в процесс исследования прошлого своей семьи, составления родословной.

3. Обязательно нужно приглашать гостей, родителей обучающихся, которые расскажут ребятам об истории станицы, района, о героях Вов, наших земляках.

7. Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд ( книгопечатная продукция)

1

И. Кондратьева,  Города России. Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия,  1994. – 148 с.

1

2

Пчелов Е.В.,  Государственные символы России – Герб, Флаг, Гимн. – Москва: «Русское слово», 2002. – 94 с.

1

3

Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

1

4

Вырщиков А.Н., Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. - М.: Глобус, 2007. – 78 с.

1

5

Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. -  М.: Глобус, 2007. – 140 с.

1

6

Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с

1

7

Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис - пресс, 2005. – 95

1

8

Карта   РФ, Республики Тыва

1

Технические средства обучения

1

Компьютер

1

2

Интерактивная доска

1

3

Фотоаппарат

1

Экранно - звуковые пособия

1

Презентации  

10

Оборудование класса

Мебель:

столы,

стулья,

шкафы

доска аудиторная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика".

      Содержание занятий «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догады...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности интеллектуального направления «Занимательная математика»

Цель и задачи курса.Цель:    Создание эмоционально-психологического фона восприятия математики и развитие интереса к ней.Задачи:Выявить одаренных и талантливых детей, создать условия дл...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» (10-11 класс)

Предлагаемая программа «За страницами учебника математики» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития лично­сти, таким ка...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас"

Программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Программа рассчита...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности«За страницами учебника математики» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов...

Методическая разработка рабочей программы по внеурочной деятельности "За страницами учебника математики", 7 класс.

     Для развития познавательного интереса к математике, творчества, любознательности, организуется данный курс внеурочной деятельности. Разнообразный дидактический материал и со...