Проектная деятельность учащихся в 5 классе в рамках ФГОС
статья по алгебре (5 класс) на тему

Статья расказывает о значении проектной деятельности в формировании профильного обучения, о методике работы над проектм,о роли учителя и ученика в работе над проектом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что означает владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не, только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности.

В последнее время одним из наиболее популярных методов обучения стал
метод проектов.
Для учителя математики наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:
- появляется возможность осуществления действий, не оцениваемых немедленно учителем
- зарождаются основы системного мышления;
- формируются навыки формирования проблем, поиска аргументов;
- развиваются творческие способности, воображение, фантазия;
- воспитываются целеустремленность и организованность, способность ориентироваться в ситуации.

Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям.


Еще несколько лет назад мало кто из нас владел компьютером. Сейчас же без него невозможно представить себе нашу жизнь. Школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама мало что знает. Каким будет мир в середине XXI века, трудно представить не только школьным учителям, но и ученым. В любом случае общество будет заинтересовано в гражданах, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, обладают критическим и творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают коммуникативными навыками.

В 5-х классах я осуществляю проектную деятельность учащихся по темам курса математики составленного по программе Н.Я.Виленкина.
Деятельность учащихся нужно организовывать и моделировать так, чтобы обучающиеся научились:
● намечать цели и задачи;
● искать пути их решения,;
● осуществлять и аргументировать выбор;
● действовать самостоятельно (без подсказки);
● сравнивать полученное с требуемым;
● корректировать деятельность с учётом промежуточных результатов;
● объективно оценивать процесс  и результат
 .

МЕТОДИКА ТАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ 
Работа над проектами проводится поэтапно.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (определение темы и целей проекта)

 2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ Определение источников необходимой информации; определение способов сбора и анализа информации; определение способа представления результатов (формы проекта); установление процедур и критериев оценки результатов проекта; распределение задач  между членами рабочей группы;
3. ПРАКТИЧЕСКИЙ Сбор и уточнение информации; выявление и обсуждение альтернатив  возникающих в ходе выполнения проекта; выбор оптимального варианта хода проекта; поэтапное выполнение исследовательских задач.

 Выводы: анализ информации; формулирование выводов.
4. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ. Планирование презентации и подготовка презентационных материалов. Представление (защита) проекта. Представление проекта (защита) включает в себя: демонстрацию результатов исследовательской деятельности; предложения по разрешению проблем.
5. КОНТРОЛЬНЫЙ. Оценка проекта: предполагает оценивание планирования, процесса, деятельности, отношения конечного результата, самооценку, определение уровня знания предмета и выявление успехов и неудач работы над проектом, анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.
При добросовестной самостоятельной работе школьников над проектами на уроках удается значительно увеличить объем изучаемого материала. Меняется отношение учащихся к выполнению домашних заданий. Дети уже не боятся совершать ошибки, становятся более изобретательными в способах доказательства и решения задач. Этому способствуют задания проекта, совместная интеллектуальная деятельность учащихся и учителя.

Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим ( при работе над проектом дети часто более тесно общаются с родителями, что в данный момент тоже очень важно) неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию.

Одним из направлений реформирования отечественной системы образования является переход к профильному обучению. Но готовить учащихся к выбору будущей деятельности необходимо заранее, через выполнение проектных заданий.


Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом 
I. Роль учителя.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Он не передаёт знания, а консультирует. При реализации проектов учитель — это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то». Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Педагог проводит консультации с участниками проектов, наблюдает за ходом проектной деятельности,
планирует совместно с обучающимися работы в течение всего проектного периода,
поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности, координирует внутригрупповую работу обучающихся.
II. Роль ученика 
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать. Следует признать, что каждый ученик имеет право: участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;  в любой момент начать новый проект.
При защите проекта оценивается : 
1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, убедительность и убежденность.
2. Объем и глубина знании по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи.
3.Культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, удержание внимания аудитории.
4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность

5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.
После защиты проекта каждый участник заполняет индивидуальную карту ,что бы каждый осмыслил в целом свою работу над проектом и подумал о трудностях, над которыми нужно работать в будущем,
1. Нравится ли тебе заниматься проектной деятельностью 
А) нравится;
Б)равнодушен;
в) не нравится;
2. Умеешь ли ты ставить цели и задачи проекта:
А)умею;
Б) сомневаюсь;
В) не умею.
3. Умеешь ли ты искать нужную информацию: 
А) умею;
Б) не всегда получается;
Г) не умею.
4. Можешь ли ты составить план своей деятельности? 
А) могу,
Б) могу с затруднениями;
В) не могу.
5.Легко ли тебе общаться с коллегами по группе? 
А) легко;
Б) не очень;
В) трудно.
6. Боишься ли ты публично выступать при защите проекта? 
А) боюсь;
Б) сомневаюсь;
В) не боюсь.
. Итоговую оценку получает каждый ученик.

Проектная деятельность очень кропотливый труд, требующий много сил и внимания, а также, педагогического опыта. Учителю трудно перейти от привычной роли «источника знаний», к роли «направляющего помощника»  в самостоятельной добычи знаний учащимися. Но 5 класс это самый благодатный возраст, когда у ребят много желаний , энергии и именно в этом возрасте они с удовольствием берутся за все новое, именно в этом возрасте происходит закладка профильного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация проектной деятельности в 5 классах в рамках ФГОС

Системная поэтапная работа по формированию навыков проектной деятельности обучающихся – залог успешного основания планируемых результатов ФГОС...

Актуальность реализации внеурочной деятельности учащихся социального направления в рамках ФГОС

В настоящее время обнаруживается устойчивая тенденция к увеличению негативных факторов,  влияющих на жизнь ребенка: асоциальное поведение родителей, трудные жизненные ситуации, что в свою очередь...

Организация проектной деятельности учащихся с ОВЗ в рамках профессионально-трудового обучения

В этой статье представлен опыт по организации проектной деятельности  учащихся с ОВЗ в рамках профессионально-трудового обучения...

Проектная деятельность учащихся 7 классов как средство реализации ФГОС по биологии

Проектная деятельность учащихся 7 классов  как средство реализации ФГОС  по биологии...

Статья на тему: "Проектная деятельность обучающихся 10 классов в рамках требований ФГОС СОО на уроках математики"

Статья на тему: "Проектная деятельность обучающихся 10 классов в рамках требований ФГОС СОО"...

Учебно-исследовательская деятельность учащихся профильных классов в рамках ФГОС

В соответствии с требованиями ФГОС учебно-исследовательскую работу школьника следует рассматривать как неотъемлемую часть процесса обучения. Это в том числе и проектная деятельность, ставшая обязатель...