Интегрированный урок по математике и географии по теме "Масштаб"
презентация к уроку по алгебре (6 класс) на тему

МОУ СШ №8

Г.Рославля

 

 

 

 

 

 

Математика 6 класс

 

Интегрированный урок

математика и география

 

 

ТЕМА:   «Масштаб»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Подготовили: Соловьева Г.Д. – учитель математики

                                                               Сакович М.В. –учитель географии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010год.

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока

с использованием информационно-коммуникационных технологий.

 

Тема урока: МАСШТАБ.

 

Цель урока: повторить  и закрепить материал о масштабе и его видах, проверить умения учащихся определять  расстояния по карте с помощью масштаба, переводить из численного масштаба в именованный и обратно;

изучить математическое определение масштаба, закрепить знания учащихся при решении задач двумя способами: с помощью определения и пропорций, показать связь математики с географией.

Задачи урока: развитие пространственного воображения, совершенствование

                             вычислительных   навыков; расширение знаний учащихся о масштабе.

 

ПЛАН УРОКА:

 

 

 

 

Содержание урока

 

Формы работы

 

 

I. Орг.момент

 

 

II. Актуализация опорных знаний по географии.

 

III. Объяснение нового материала по математике.

 

IV. Закрепление изученного материала.

 

V. Итог урока.

 

 

 

 

Приветствие учащихся. Постановка цели и задач урока.

 

Фронтальный опрос, работа с картами.

 

Эвристическая беседа.

 

Коллективная работа, самостоятельная работа.

 

Беседа.

 

ХОД УРОКА:

I. Орг.момент.  (учитель математики.) (слайд№1,2)

Здравствуйте. Сегодняшний урок не совсем обычный. На нем встретятся две  науки математика и география, поэтому урок проведут два учителя: учитель географии Сакович Марина Васильевна и учитель математики Соловьева Галина Дмитриевна.

Тема нашего урока «Масштаб» и проведем его под девизом:

«Друг и брат- масштаб для карты

Знайте это, вы, друзья,

Шар земной, страну и город

Не увидеть их без меня»

В ходе изучения этих предметов мы встречаемся с одной и той же темой «Масштаб». На уроке мы должны повторить  и закрепить материал о масштабе и его видах, найти связь между школьными предметами и проверить свои знания.

 

 

II. Актуализация опорных знаний по географии. (учитель географии)
Тема «Масштаб» нами была изучена в начале года и на уроках географии мы его неоднократно применяли.

Экскурс в историю .( Слайд №3)

Учитель географии: Итак, что такое масштаб? (слайд №4)

 Ответ: Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по отношению к её действительным размерам на местности.

Учитель географии: Какие виды масштабов мы знаем?

Ответ: Именованный, численный и линейный.

Где и для чего еще используется масштаб?

 Ответ : Вычерчивание карт, рассматривание микробов в микроскоп, в архитектуре и т.д.

А теперь применим теоретические знания на практике.

Соотнеси карту и масштаб (слайд№5).

 Выполним несколько заданий (слайд№6).

Переведите  численный  масштаб в именованный и наоборот:

Численный  1:1 000                           Ответ:  в 1 см – 10 м

                     1:75 000 000                                 в 1 см – 750 км

Именованный  в 1см – 50км             Ответ:   1:5 000 000

                        в 1см – 200м                        1:20 000

2.  Какой из масштабов крупнее?

а) 1:25       б) 1:300          в) 1:50 000

      Ответ:1:25

Учитель математики: Открываем тетради, запишем число и тему урока «Масштаб».(слайд №7)

III. Объяснение нового материала по математике (учитель  математики)

Ответьте на вопросы:

Что называют отношением двух чисел (величин)?

Что показывает отношение двух чисел?

Найдите  отношение:1см к 40м ответ:1:4000

                                       1см к 50 км ответ:1:5000000

                                       1см к 23 см   ответ: 1:23

Что означают эти отношения?

Что называют масштабом карты? (слайд №8)

Ответ: Итак, откроем учебник на стр.134 и найдем ответ на вопрос: «Что называют масштабом       карты?»

 Масштаб это отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности.

Масштаб-жезл размерный или мерило, мерник, размерник, мера линейная, принятая для чертежа или иной работы.

(Из толкового словаря В.И.Даля.)

Что означают эти масштабы?

Почему тема «Масштаб» изучается в математике? (слайд №9)

А теперь поучимся применять наши знания к решению математических задач (слайд №10).

Задача:

  Расстояние между городами  Рославлем и Десногорском на  местности в 30 км изображено на карте отрезком в 1см.

Определить масштаб карты.

Ответ: 1:3000000

Стр.135 задача №822. (слайд №11)

 Длина железной дороги Москва – Санкт- Петербург приближенно  равна 650км. Изобразите отрезком эту дорогу, применив масштаб 1:10 000 000.

1способ.

Решение:

Поскольку расстояние на карте в 10 000 000 раз меньше, чем на местности, то 650 км надо уменьшить в 10 000 000 раз. Вначале выразим это расстояние в см, а затем выполним деление:

650 км = 65 000 000 см,

65 000 000 : 10 000 000 = 6,5 ( см )

Ответ: расстояние между городами на карте 6,5 см.

2способ.

Скажите, пожалуйста, что происходит с длиной отрезка на местности, если длина соответствующего отрезка на карте увеличивается в несколько раз?

А если длина отрезка на карте  уменьшается в несколько раз?

В какой же зависимости находятся длина отрезка на карте и соответствующего отрезка на местности?

Расстояния на карте и соответствующее расстояние на местности – величины прямо пропорциональные.       Значит, эти задачи можно решать с помощью пропорций (слайд№12).

На карте                       на местности

    х см                              650км=65 000 000см

    1cм                                    10 000 000 см

                                                       

 Решение.

Пусть х см длина железной дороги на карте.

Составим пропорцию:

Х:1=65 000 000:10 00 000

Х*10 000 000=1*65 000 000

Х=65 000 000:10 000 000

Х=6,5

6,5см- длина железной дороги на карте.

Ответ:6,5см.

 

Учитель географии.

Практическая работа (слайд № 13)

IV.Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа (слайд №14).

1) Каждый ученик получает карточку с фрагментом карты, на которой указан масштаб. Найти           расстояние между двумя городами.

2)Рабочая тетрадь

1вариант                2вариант            

Стр.5 №4,5             Стр.7 №4,5

Проверка.(слайд №15)

Ответы.

1вариант.                     2 вариант.

400км                           400км

1:20000000                   1:4000000  

3,25 см                           25 см

 V. Обобщение и систематизация изученного материала.(слайд № 16)

Кроссворд «Масштаб»

1. Расстояние на местности, соответствующее 1 см на плане.

 

2 Вид масштаба.

 

3. Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка  на местности.

 

4.Вид масштаба.

Определить величину масштаба в географии и математике.

VI. Рефлексация. (слайд №20)

У каждого из вас на столе карточки (зеленая, желтая, красная).

Уходя из класса положите  на доску одну из них.

Красная – я  удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке и получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Зеленая --Урок был интересен, но я только присутствовал на уроке, руку поднимал редко, так как правила знал плохо.

Желтая - Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал о чем идет речь.

V.Итог урока (слайд №19).

      Объявляются оценки за урок. Задается домашнее задание.

По математике: стр.137 п.23(вопросы 1 ,2) №843,844,839(а)

По географии:

Учитель: Ребята, спасибо за урок! До свидания!

Приложение: презентация.

Интернет ресурсы:

http://www.nlefimova.21202s14.edusite.ru/p15aa1.html

http://mif-sosh43.narod.ru/p26aa1.html

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовили: Соловьева Галина Дмитриевна – учитель математики Сакович Марина Васильевна – учитель географии январь 2010г. МОУ СШ №8 г.Рославля Смоленской области М А С Ш Т А Б

Слайд 2

Научится читать масштаб. Научиться пользоваться масштабом, переводить из численного в именованный и обратно. Использовать полученные знания о масштабе для решения географических и математических задач. Рассмотреть связь двух наук на примере масштаба. девиз урока: Друг и брат- масштаб для карты Знайте это, вы, друзья, Шар земной, страну и город Не увидеть без меня. задачи урока:

Слайд 3

Еще с древности, люди всегда рисовали уменьшенные изображения местности, причем разные участки изображения уменьшали произвольно, т.к. ни один географический объект, например: реку, лес, поселок – невозможно изобразить в натуральную величину. Поэтому, на старинных чертежах местности нельзя определить, например, чему равна длина реки или дороги, какое расстояние между населенными пунктами и др. План охотничьего угодья на древней серебряной вазе. Вопрос : как вы думаете, что нужно сделать, чтобы план местности или карта были точными? Экскурс в историю:

Слайд 4

ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ: 1.Что называется масштабом карты? Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по отношению к её действительным размерам на местности. 2.Прочитайте масштабы: 3. Какие виды масштабов мы знаем? Именованный 1:1 000 Численный в 1 см 10 м Линейный : представляет собой линию, разделенную на равные отрезки. 4. Где и для чего используется масштаб? 1:500; 1:1000;1:5000

Слайд 6

Переведите численный масштаб в именованный и наоборот Численный: а) 1:1 000; в 1 см – 10 м б)1:75 000 000. в 1 см – 750 км Именованный: а)в 1см – 50км; 1:5 000 000 б)в 1см – 200м 1:20 000 Какой из масштабов крупнее? а)1:25 ;б) 1:300; в)1:50 000. Помни: 1км=100 000см, 1м=100см 1:25

Слайд 7

Что называют отношением двух чисел (величин)? Что показывает отношение двух чисел? Найдите отношение: 1см к 40м 1см к 50км 1см к 23см 1:23 1:4000 1:5 000 000 Помни: 1км=100 000см, 1м=100см Что означают эти отношения ?

Слайд 8

Что называется масштабом карты? (математическое определение) Учебник стр.134 Масштаб- это о тношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности 1:4000 = 1:5 000 000 = 1:23 = Масштаб-жезл размерный или мерило, мерник, размерник, мера линейная, принятая для чертежа или иной работы (Из толкового словаря В.И.Даля) 1смк50км 1см к 40м 1смк23см

Слайд 9

. Задача: Расстояние между городами Рославлем и Десногорском на местности в 30 км изображено на карте отрезком в 1см. Определить масштаб карты 30км 1см М А С Ш Т А Б К А Р Т Ы ? Помни: 1км=100 000см 1:3 000 000

Слайд 10

650км Стр.135 задача №822 Длина железной дороги Москва – Санкт- Петербург приближенно равна 650км. Изобразите отрезком эту дорогу, применив масштаб 1:10 000 000 Санкт- Петербург Москва

Слайд 11

1способ РЕШЕНИЕ 650 км = 65 000 000 см, 1)65 000 000 : 10 000 000 = 6,5 ( см )-длина железной дороги на карте 6,5 см Ответ: 6,5 см 2способ. На карте на местности х см 650км=65 000 000см 1c м 10 000 000 см Решение Пусть х см длина железной дороги на карте Составим пропорцию: Х:1=65 000 000:10 00 000 Х*10 000 000=1*65 000 000 Х=65 000 000:10 000 000 Х=6,5 6,5см- длина железной дороги на картеОтвет:6,5см

Слайд 12

Практическая работа: найти расстояние между городами Рославлем и Смоленском. Масштаб карты: 1:1 500 000 в1см-15км

Слайд 13

Самостоятельная работа 2 вариант Стр.7 №3,5 1вариант Стр.5 №3, 5 1 задание : Каждый ученик получает карточку с фрагментом карты, на которой указан масштаб. Найти расстояние между городами Смоленском и Москвой 2 задание : тест №18

Слайд 14

1 ВАРИАНТ 1:4 000 000 Проверьте себя: 2 В А Р И А Н Т. 3 ,25см 400км 2 5см 1:20 000 000 400км

Слайд 15

Р 1. Расстояние на местности, соответствующее 1 см на плане 2 Вид масштаба 3. Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности 4.Вид масштаба В Е Л И Ч И Н М А С Ш Т А Б А Ч И Л Е Н Н Ы Й М А С Т А Б И М Е Н О В Н Н Ы Й Кроссворд «Масштаб»

Слайд 16

Определение величины масштаба в географии и математике Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по отношению к её действительным размерам на местности Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности

Слайд 17

Виды масштабов в географии и математике. Численный Именованный Линейный Численный Именованный

Слайд 18

Домашнее задание: по математике п.23(правило), №8 21 ,826(б),846(а). по географии п.5 вопросы 1-4 с п а с и б о з а у р о к !

Слайд 19

Рефлексия У каждого из вас на столе карточки(зеленая, желтая, красная) Уходя из класса положите на доску одну из них -Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке и получил заслуженную оценку , я понимал все , о чем говорилось и что делалось на уроке -Урок был интересен, но я только присутствовал на уроке, руку поднимал редко, так как правила знал плохо -Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал о чем идет речь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного урока по математике и географии

Интегрированный урок по информатике и математике по теме "Масштаб" (6 кл) - рассматривается понятие масштаба с математической и географической точки зрения, закрепляются знания учащихся по теме пропор...

конспект интегрированного урока по математике и географии

Интегрированный урок по информатике и математике по теме "Масштаб" (6 кл) - рассматривается понятие масштаба с математической и географической точки зрения, закрепляются знания учащихся по теме пропор...

интегрированный урок по математике и географии по теме "Масштаб"

Презентация интегрированного урока урока по математике и географии по теме "Масштаб" в 6 классе - рассматривается: основные виды масштаба и их применение на уроке математики и географии...

Интегрированный урок по математике и географии. Тема «План и карта. Масштаб».

План урока:I. Блок математики и географии. Организационный  момент. Постановка задач урока.II. Блок математики.  Проверка выполнения домашнего задания.III. Блок географии (фронтально-ин...

интегрированный урок по математике и географии тема "Масштаб"

архив содержит конспект урока, презентацию, опорный конспект для учащихся....

Интегрированный урок по математике и географии в 8-м классе по темам «Решение линейных уравнений» (2-ой урок) и "Байкал"

Данный урок разработан для проведения в 8 классе. Урок является интегрированным: по теме «Решение линейных неравенств» по алгебре и по теме «Байкал» по географии. В начале урока учитель объявляет тему...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ И ГЕОГРАФИИ В 6-М КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВОКРУГ ПРОПОРЦИИ»

Интегрированный урок по математике и географии в 6-м классе по теме «Вокруг пропорции»...