Проект урока по математике "Сравнение дробей с разными знаменателями" 6 класс.
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Дурнева Людмила Алексеевна

Познакомить учащихся с основными алгоритмическими приёмами при сравнении дробей с разными знаменателями и показать практическое применение сравнения дробей в жизни (технологическая карта урока).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka_po_predmetu.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока по предмету

Предмет: математика

Учитель: Дурнева Людмила  Алексеевна МБОУ СОШ №2 г. Задонск

Уровень образования:

Тема: «Сравнение дробей с разными знаменателями»

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Форма проведения урока:

Время проведения:

Участники: обучающиеся 6 класса

Цели: Образовательные:
1) ознакомить и обеспечить овладение учащимися основными алгоритмическими приемами при сравнении дробей с разными знаменателями

2) показать практическое применение сравнения дробей в жизни.

3) способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Развивающие:

Создать условия, в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, находить выход из любой ситуации, реально оценивать свои возможности и знания. развивать логическое мышление и речь (логичность, обоснованность, точность)

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к предмету, культуру  математического мышления, положительное эмоциональное отношение к учению, к математике, аккуратность, культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

 Предметный:

Понимать, что такое обыкновенная дробь. Знать, способы сравнения обыкновенных дробей.

Личностный: Развивать математические способности, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

Метапредметный  : уметь находить  необходимую информацию в тексте, анализировать информацию, формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы, соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. 

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, строить понятные для партнёра высказывания, сотрудничать; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. 

Регулятивные УУД:  умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности; работать по  коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. 

Личностные УУД: формирование таких качеств как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. 

        

Основные понятия: числитель дроби, знаменатель дроби, сравнение обыкновенных дробей

Межпредметные связи: математика

Ресурсы: Учебник для общеобразовательных учреждений : «Математика 6 класс»   Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков и др

- презентация к уроку

- карточки для рефлексии

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Определение потребностей и мотивов

1.1. Организационный момент

Определяет готовность обучающихся

Сосредотачивает внимание учащихся

Прием «Ключевые слова» (Слайд 3,4,5,6)

Тема, с которой мы будем работать связана с понятиями, которые нужно восстановить в

стихотворении, дать определение каждого понятия

Включаются в деловой ритм урока

Выявление ключевых понятий

(восстановление стихотворения)

Каждый может за версту

Видеть _______ черту.

Над чертой ________, знайте,

Под чертою – _________.

Дробь такую непременно

Мы зовем __________.

Взаимный опрос обучающихся

Формулируют свои вопросы и задания с ключевыми словами

Устно повторяют теорию, называют дроби, их числители и знаменатели

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

1.2. Актуализация знаний и умений

Мини-тест (приложение 1) 

Предлагает обучающимся задания для самостоятельной работы с последующей взаимопроверкой по образцу  (Слайд7)

Выполняют тест на выбор ответа, меняются выполненными работами в парах, производят проверку по эталону

Взаимопроверка

Регулятивные: планирование

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические, анализ объектов с целью выделения признаков.

1.3. Мотивация к учебной деятельности.

Мотивирует учащихся, предлагая опорную задачу (Слайд8)

Задача

На уроке математики ученики 1/5 урока  работали на ноутбуках, 1/3 урока выполняли самостоятельную, 2/9 урока решали примеры, 11/45 урока решали задачу.

Определите какой вид работы был самым продолжительным?

Координирует работу обучающихся

Решать задачу, можно используя своё знание, что длительность урока 45 мин.

  1. 1/5 от 45 это 9 мин
  2. 1/3 от 45 это 15 мин
  3. 2/9 от 45 это 10 мин
  4. 11/45 от 45 это 11 мин

Самой продолжительной 15 мин была самостоятельная работа.

Познавательные: анализ, аналогия,, осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация

Личностные: самоопределение

2. Принятие учебных целей и условий их достижения

2.1. Постановка проблемы

Создание проблемной ситуации  (Слайд 9)

Как  решить эту задачу, не используя фактическую длительность урока?

Предлагает решить эту задачу, используя сравнение дробей

Можно ли использовать уже известные алгоритмы сравнения дробей?

Выявление причины затруднения (Слайд10)

- Какое задание вы должны были выполнить?

- Почему возникли затруднения?

- Сформулируйте цель вашей деятельности

Проблема: Как сравнить две дроби с разными знаменателями?

Фронтальная беседа

Осмысление задания

Выявляют необходимость сравнения дробей с разными знаменателями.

Определение темы урока

«Сравнение дробей с разными знаменателями»

Определение недостающих знаний для решения задачи.

Выявляют затруднение

-Надо было сравнить дроби с разными знаменателями

-Не знаем способа сравнения таких дробей.

Формулирование цели

-Узнать способы сравнения дробей

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

2.2. Побуждение учащихся к выдвижению гипотезы

- Открывать знания вы будете в группах. (Слайд11)

Знакомство с направляющим листом (приложение 2) (Слайд12)

Направляющий лист указывает последовательные шаги в работе (учитель объясняет, как использовать).

Обучающиеся каждого ряда образуют группу, работающую с одним вариантом направляющего листа

Консультирует в случае затруднений

Знакомятся с направляющим листом.

Выполняют последовательные шаги, указанные в направляющем листе по подводящей задаче

Выдвигают гипотезу Если мы знаем алгоритм сравнения дробей с разными знаменателями, то можно сравнить данные дроби.

Познавательные: анализ, аналогия, осознанное построение речевого высказывания

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация

3. Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ, формулирование выводов

3.1. Организация

познавательной деятельности.

3.2 Первичное закрепление, которое необходимо для самостоятельной работы по новому материалу

Физкультминутка

Координация работы

Сможете ли вы выполнить сравнение обыкновенных дробей? (Слайд13-17)

-как сравнивать дроби с равными знаменателями;

-как сравнивать дроби с равными числителями;

-правило сравнения правильных и неправильных дробей;

-как сравнивать дроби с разными знаменателями

Учитель предлагает  записать решение в тетрадь.

Учитель предлагает выполнить задания из учебника №304 (а, б), №305 (Слайд18)

(Слайд19)

Обучающиеся повторяют правила сравнения дробей

Работа с направляющим листом для освоения новой темы урока, и решения поставленной задачи.

Записывают, комментируют  решение,  а затем проверяют друг у друга, работая в паре.

Формулируют вывод по своей работе.

Устанавливают правильность правила сравнения (по учебнику) и осознанность изучения темы.

Обмен полученными  знаниями с одноклассниками (фронтально)

Выполняют задания на сравнение дробей с разными знаменателями из учебника.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество

Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели; логическое формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные: планирование, прогнозирование

4. Итоговый самоконтроль и самооценка

Выявляет пробелы первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий(Слайд20,21)

Воспитывает способность принимать самостоятельные решения; развивает навыки самоконтроля.

Приведите свои примеры на правила сравнения дробей: Обсудите в паре

Координация работы: Создание портфолио проекта.

Рефлексия и подведение итогов (Слайд22)

− Что нового вы сегодня узнали?

− Что вы создали?

− Оцените свою деятельность на уроке

Задает домашнее задание(Слайд 23,24)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самооценка умения оценивать полноту и правильность усвоения информации.

Предлагают свои примеры на сравнение дробей

Умеют выбрать оптимальное решение

Коллективное составление памятки «Сравнение дробей» на магнитной доске из отдельных блоков.

Узнали правила сравнения обыкновенных дробей с разными знаменателями

Создали алгоритм сравнения обыкновенных дробей.

Работа с оценочными листами

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные: самоопределение

 

Коммуникативные: умение согласовывать свои действия в паре

Коммуникативные: инициативное сотрудничество

Личностные: самоопределение

Приложение 1

Мини-тест

I. Вариант

1.

Приведите дробь к знаменателю 60:  

а).          б ).            в).  

2.

Сравните дроби   и

а).  >    б).  <    в).  =  

3.

Выберите правильную дробь: ; ;

а).   б).     в).

4.

Какое число лежит на координатном луче правее других?  1,  или

а).    б).    в).   1

5.

Из двух дробей с одинаковыми знаменателями БОЛЬШЕ та, у которой …

а)  меньше числитель      б)  больше числитель

II Вариант

1.

Приведите дробь к знаменателю 60:  

а).         б ).            в).  

2.

Сравните дроби  и

а).  >  б ).  <   в).  =  

3.

Выберите неправильную дробь: ; ;

а).   б).  в).

4.

Какое число лежит на координатном луче левее других?  , , 1

а).            б).              в).      1  

5.

Из двух дробей с одинаковыми числителями МЕНЬШЕ та, у которой …

а)    меньше знаменатель      б)    больше знаменатель

Направляющий лист                                                                                                                                                                                  Приложение 2

Вариант 1

Наблюдаем…Сравниваем…Утверждаем!

Информирование

Прочитайте подводящую задачу и подберите известное вам правило сравнения дробей для решения задачи.

Задача 1 (подводящая)

Саша и Коля играли в баскетбол. Саша сделал 10 бросков и попал 4 раза в кольцо. Коля сделал 8 бросков и попал 4 раза в кольцо. Чей результат лучше?

Запишите решение задачи в тетради

Планирование.

Решив подводящую задачу, продумайте можно ли решение проблемной задачи свести к аналогичному решению.

Задача 2 (проблемная)

Саша и Коля играли в баскетбол. Саша сделал 10 бросков и попал 7 раз в кольцо. Коля сделал 8 бросков и попал 6 раз в кольцо. Чей результат лучше?

Выполнение.

  1. Решите проблемную задачу. Запишите решение задачи в тетради
  2. Сформулируйте шаги сравнения дробей с разными числителями и знаменателями.

Вывод: чтобы сравнить две дроби с разными числителями и знаменателями нужно…

Запишите шаги сравнения дробей с разными числителями и знаменателями в тетради.

Контроль. Проконтролируйте свою работу в соответствии с планом.

Оценка. Оцените самокритично проведенную работу. Определите свою отметку.

Вариант 2

Наблюдаем…Сравниваем…Утверждаем!

Информирование

Прочитайте подводящую задачу и подберите известное вам правило сравнения дробей для решения задачи.

Задача 1 (подводящая)

Саша и Коля играли в баскетбол. Саша сделал 10 бросков и попал 5 раз в кольцо. Коля сделал 10 бросков и попал 4 раза в кольцо. Чей результат лучше?

Запишите решение задачи в тетради

Планирование.

Решив подводящую задачу, продумайте можно ли решение проблемной задачи свести к аналогичному решению.

Задача 2 (проблемная)

Саша и Коля играли в баскетбол. Саша сделал 10 бросков и попал 7 раз в кольцо. Коля сделал 8 бросков и попал 6 раз в кольцо. Чей результат лучше?

Выполнение.

  • Решите проблемную задачу. Запишите решение задачи в тетради
  • Сформулируйте шаги сравнения дробей с разными числителями и знаменателями.

Вывод: чтобы сравнить две дроби с разными  числителями и знаменателями нужно …

Запишите шаги сравнения дробей с разными числителями и знаменателями в тетради.

Контроль. Проконтролируйте свою работу в соответствии с планом.

Оценка. Оцените самокритично проведенную работу. Определите свою отметку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Слова бывают разные..." 7 класс

Этот урок я давала в рамках муниципального конкурса "Учитель года". Урок из раздела "Лексика". Предложила ребятам осмыслить понятие "слово", убедила их с том, что слова бывают разные. Самыми нужными о...

Урок русского языка "Слова бывают разные..." 7 класс

Этот урок я давала в рамках муниципального конкурса "Учитель года". Урок из раздела "Лексика". Предложила ребятам осмыслить понятие "слово", убедила их с том, что слова бывают разные. Самыми нужными о...

Проект урока по теме "Смешанные числа", математика 5 класс

Урок изучения нового материала по математики в 5 классе по учебнику "Математика. 5 класс Дорофеева Г. В., Шарыгина И. Ф. Для наглядного восприятия материала предлагаю использовать презентацию....

Проект урока «Мировой океан и его части», 6 класс

  В учебном плане на изучение географии в 6 классе отводится всего 1 час вместо 2 часов. Предлагаемый проект рассчитан на 1 час аудиторного занятия (45 минут) с достаточно интенсивным темп...

Презентация к уроку "Деление обыкновенных дробей" по математике 6 класса, УМК Н.Я. Виленкин и др.

Презентация к уроку изучения нового материала по математике в 6 классе "Деление обыкновенных дробей"....

Конспект урока на тему «Дома бывают разные» 1 класс

Конспект урока изобразительного искусства на тему «Дома бывают разные» 1 класс...