Нестандартный урок по математике на тему " Рациональные числа и действия над ними"
методическая разработка по алгебре (6 класс)

ПРИЛОЖЕНИЕ №8

Нестандартные уравнения по математике на тему:
Рациональные числа и действия над ними.

Цель урока: повторить действия сложения, вычитания, умножения, деления, возведение в степень рациональных чисел. Закрепить решение уравнения.

План урока:

1.     Разминка «Проверь себя и своего товарища».

2.      Ярмарка - распродажа.

3.      Математическое поле чудес.

4.      Умеешь ли ты решать задачи?

На доске записан план урока. Детям объявляется тема урока, раздаются заранее приготовленные для каждого ученика конверты, объясняется их назначение.

Ход урока:

1. Разминка: «Проверь себя и своего товарища».

Задание №1

Ученикам предложено на карточках { аблица 1) выполнить умножение. После того как эта работа выполнена, ученик обменивается работой с соседом по парте. Таблица с правильными решениями вывешивается на доске, и по таблице ребята проверяют друг друга и выставляют оценки. Критерий выставления оценок записаны на доске.

Всё правильно.......... «5»;

1-2 ошибки................ «4»;

3-4 ошибки................ «3»;

в остальных случаях ....«2».

Разминка закончена, поработаем немного устно: назовите коэффициенты в каждой строчке данной таблицы (таблица 2).

2. Ярмарка - распродажа, (самая активная часть урока).

Учитель: Я благодарный продавец за то,что вы покупаете у меня товар, я даю вам жетон. Чем больше жетонов (ребята их складывают в конверты, которые раздаются до начала урока каждому ученику), тем выше полученный вами балл. Наибольшее количество жетонов - 10. Мой товар - пример. Если вы решаете самые трудные задания и при этом проговариваете правило, которым пользовались, то получаете дополнительно два жетона.

Задание № 2 (см. таблица 3).

1.     Математическое поле чудес.

Это самый интересный этап урока. Правила игры таковы: каждый ученик получает своё задание. Решив его, выходит к доске, отыскивает букву (см. таблица 4) соответствующую его ответу, и записывает её напротив своего примера. В итоге должна получиться загадка, которую надо разгадать.

Примечание: иногда такую работу мы проводим по вариантам и в каждом варианте получается определённое слово, если пример решён правильно. В результате этой работы каждый ученик может оценить себя сам, так как если он решил пример правильно, то слово получилось. Если его буква не вписалась в слово, значит неверно.

2.     Умеешь ли ты решать задачи?

Если да, то получаешь 10 баллов, если нет, то решаешь уравнение за что получаешь 6 баллов.

Задание 1 варианта.

1)      . В одном ящике яблок в 3 раза больше, чем в другом. Когда из первого ящика взяли 20 кг, а во второй добавили 10 кг, то яблок стало в каждом ящике поровну. Сколько килограмм яблок было в каждом ящике первоначально?

2)      Решить уравнение:     5(х-7) = 3(х-4)-13

Задание 2 варианта.

1)     Длина отрезка АВ на 4см больше длины отрезка МН. Если длину отрезка АВ увеличить на 20см, а длину отрезка МН увеличить в 4 раза, то получим равные отрезки. Найдите длину отрезка АВ.

2)      Решить уравнение: 3(За + 7) + 4 = 5(а + 3)

После того как последнее задание выполнено, подводим итог урока.

Итак, каждый получил возможность проверить себя и своего товарища по всем предложенным вопросам и получить несколько оценок. Все задания вкладываем в конверт и сдаём. Для самопроверки уравнений включаем кодоскоп.

Таблица 1

 

-7m

-8b

10k

 

 

 

 

 

-Зb

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6k

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

-7т

-8Ь

10к

-14am

8 а2

-16ab

-2ас

20ак

-ЗЬ

21bm

-32аЬ

24bk

ЗЬс

-ЗОbk

-35mc

20ас

-40cb

-5с2

50ck

-42mk

24ак

-48bk

-бкс

60 к2

 

 

 

 

Таблица 3

1

-2,4 + 1,2

2 балла

2

82

3 балла

3

-4*(-4)*(-4)

5 балла

4

-5*100

1 балл

5

-12-25,5

4 балла

6

12,2: (-2)

3 балла

7

-3,4т+2,4т

4 балла

8

-10х + х

4 балла

9

-3,7 + 2,8

4 балла

10

-3,5:7

3 балла

11

(-5)2

2 балла

12

8,2 + (-8,2)

1 балл

13

-4,6 - 4,6

5 балла

14

11- (-0,3)

2 балла

15

6,23- (-1)

1 балл

16

-2,4: (-6)

2 балла

17

-6:0,5

5 балла

18

12а - 4а

2 балла

19

1,5 + (-6,3)

4 балла

20

-4,5: (0,03)

5 балла

21

(-0,1)3

5 балла

22

-0,8 - 3,2

3 балла

23

0: (-1,28)

1 балл

24

-6,7 + 2,9

5 балла

25

-0,35:0,7

4 балла

26

6,285* (-1)

2 балла

27

5,3-69

2 балла

28

4,2: (-0,1)

2 балла

 
 

 

 

 

 

image

 

 

 

 

 

1

5х+3 = 27-Зх

0

2

2у-12 = 18-4у

д

3

17+5х = Зх-9

и

4

11+6у = 18-у

н

5

2х-4 = х+9

л

6

2х+43 = 4x-65

ь

7

73-2г = 32+24

Ё

8

-х+11 = 4х-13

Т

9

2у-12 = 18-4у

д

10

-13+7у = 13у-7

р

11

х-1 = Зх-12

У

12

6х-12 = 5х+4

г

13

5х+3 = 27-Зх

o

14

-9а+8 = -10а-2

й

15

7т+1 = 8т+9

п

16

2т+43 = 4m-65

ь

17

73-22 = 32+24

Ё

18

-х+11 = 4х-13

т

19

-х+11 = 4х-13

т

20

-13+7у = 13у-7

р

21

-12т-3 = 11т-3

Е

22

-х+11 = 4х-13

т

23

17+5х = Зх-9

и

24

-9а+8 = -10а-2

й

25

-13+7у – 13y-7

р

26

5y+6 = -2y+20

А

27

8х-25 = 3х+30

С

28

-х+11 = 4х-13

т

29

73-22 = Зz+24

Ё

30

-х+11 = 4х-13

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок систематизирующего повторения по теме:

«Четырёхугольники »

Цели урока:

Общеобразовательные:

  1. Закрепление и углубление знаний учащихся по теме «Четырёхугольники».
  2. Формирование умений по применению знаний способов действий в изменённых и новых ситуациях.

Развивающие:

  1. Развитие познавательной активности учащихся, формирование учебнопознавательных действий по работе с дополнительной и справочной литературой.

Воспитательные:

  1. Обоснование учащимися вслух всех выполняемых операций при решении задачи.
  2. Формирование грамотной устной и письменной математической речи учащихся.

Ход урока:

  1. Работа с таблицей.

В классе заранее вывешиваю подготовленную таблицу и по ней с классом

разбираю следующие вопросы.

image1

  1. Какие виды четырёхугольников вы знаете? Дайте соответствующие определения.
  2. Если в условии задачи или теоремы дан ромб MNPQ, то такие какие следствия можно получить?
  3. Истинность, каких утверждений достаточно проверить, если в задаче требуется доказать, что четырёхугольник PQRS является параллелограммом?
  4. Перечислите свойства квадрата и попытайтесь при этом ответить на следующий вопрос, от какого четырёхугольника «унаследствовал» квадрат то или иное свойство?
  1. Самостоятельная работа.

Учащиеся выполняют на листочках с копиркой. Первые экземпляры они сдают мне на проверку, а по вторым контролируют себя при устной проверке в классе.

Содержание самостоятельной работы.

В таблице кратко записаны определения некоторых фигур и чертежами представлены их свойства и признаки. Укажите номер определения, свойства или признака, который необходим для решения каждой из следующих задач.

  1. Сумма двух углов параллелограмма равна 168. Найдите его углы.
  2. Дано: ABCD - прямоугольник.  = 58. Найдите 2и 3.

image2

  1. Дано: ABCD - ромб, АС = АВ. Найдите BAD и  ABC.

image3

  1. Дано: PQRS- квадрат. Найдите 1 и 2.

image4

  1. Дано: PQRS - выпуклый четырёхугольник  1 + 2. = 180°, P= R.

        Докажите, что PQRS - параллелограмм.

image5

  1. Дано ABCD - параллелограмм, АК = CM. Докажите, что  BKDM - параллелограмм

image6

При проверке самостоятельной работы на уроке особо подчёркиваю следующий момент:        утверждать, что данный четырёхугольник является

параллелограммом (прямоугольником, ромбом, квадратом) мы можем на основании либо определения, как в задаче №5, либо признака параллелограмма (прямоугольника, ромба, квадрата), как в задаче №6.

Вот на этом этапе и идёт наиболее эффективно подготовка к контрольной работе.

  1. Решение комплексной задачи.

(Подготовительная работа)

  1. Покажите параллелограмм ABCD.
  2. Покажите диагонали, точку пересечения обозначьте через О.
  3. Покажите прямую, проходящую через точку О и пересекающую сторону AD в точке Р, а сторону ВС - в точке N.
  4. Покажите прямую, проходящую через точку О и пересекающую сторону АВ в точке М, а сторону  CD - в точке Q.

По этому чертежу предлагается следующая задача.

Дан параллелограмм ABCD. Через точку пересечения его диагоналей проведены две прямые, пересекающие стороны АВ и CD; ВС и CD соответственно в точках М и Q N и Р. Докажите, что четырёхугольник MNQP - параллелограмм.


Решение:

  1. ON = OAimage7image8
  2.  BCD =   DAO
  3. АСОЫ = ААОР Вывод: У СОК = УАОР ^>ОЫ = ОР аналогично ^0 = ОМ,

Тогда PMNQ - параллелограмм ( по признаку ).

  1. Решение нестандартных задач практического характера.
  1. Как на местности измерить расстояние между точками А и В, используя свойство сторон параллелограмма?image9
  2. Достаточно ли для проверки того, что данный четырёхугольник кусок материи имеет форму ромба, проверить совпадение краёв при сгибании по каждой диагонали?
  3. Пользуясь только линейкой с параллельными краями, проведите перпендикуляр к отрезку через его середину (длина отрезка больше ширины линейки).
  1. Творческое домашнее задание.

Повторяя изученную тему:

«Открыть»

  1. вариант признаков - ромба;
  2. вариант признаков - прямоугольника;
  3. вариант признаков - квадрата.

Сформулировать теорему, сопроводить доказательством.


ПРИЛОЖЕНИЕ №8

Нестандартные уравнения по математике на тему:
Рациональные числа и действия над ними.

Цель урока: повторить действия сложения, вычитания, умножения, деления, возведение в степень рациональных чисел. Закрепить решение уравнения.

План урока:

  1. Разминка «Проверь себя и своего товарища».
  2. Ярмарка - распродажа.
  3. Математическое поле чудес.
  4. Умеешь ли ты решать задачи?

На доске записан план урока. Детям объявляется тема урока, раздаются заранее приготовленные для каждого ученика конверты, объясняется их назначение.

Ход урока:

1. Разминка: «Проверь себя и своего товарища».

Задание №1

Ученикам предложено на карточках { аблица 1) выполнить умножение. После того как эта работа выполнена, ученик обменивается работой с соседом по парте. Таблица с правильными решениями вывешивается на доске, и по таблице ребята проверяют друг друга и выставляют оценки. Критерий выставления оценок записаны на доске.

Всё правильно         «5»;

1-2 ошибки        «4»;

3-4 ошибки        «3»;

в остальных случаях ....«2».

Разминка закончена, поработаем немного устно: назовите коэффициенты в каждой строчке данной таблицы (таблица 2).

2. Ярмарка - распродажа, (самая активная часть урока).

Учитель: Я благодарный продавец за то,что вы покупаете у меня товар, я даю вам жетон. Чем больше жетонов (ребята их складывают в конверты, которые раздаются до начала урока каждому ученику), тем выше полученный вами балл. Наибольшее количество жетонов - 10. Мой товар - пример. Если вы решаете самые трудные задания и при этом проговариваете правило, которым пользовались, то получаете дополнительно два жетона.

Задание № 2 (см. таблица 3).

  1. Математическое поле чудес.

Это самый интересный этап урока. Правила игры таковы: каждый ученик получает своё задание. Решив его, выходит к доске, отыскивает букву (см. таблица 4) соответствующую его ответу, и записывает её напротив своего примера. В итоге должна получиться загадка, которую надо разгадать.

Примечание: иногда такую работу мы проводим по вариантам и в каждом варианте получается определённое слово, если пример решён правильно. В результате этой работы каждый ученик может оценить себя сам, так как если он решил пример правильно, то слово получилось. Если его буква не вписалась в слово, значит неверно.

  1. Умеешь ли ты решать задачи?

Если да, то получаешь 10 баллов, если нет, то решаешь уравнение за что получаешь 6 баллов.

Задание 1 варианта.

  1. . В одном ящике яблок в 3 раза больше, чем в другом. Когда из первого ящика взяли 20 кг, а во второй добавили 10 кг, то яблок стало в каждом ящике поровну. Сколько килограмм яблок было в каждом ящике первоначально?
  2. Решить уравнение:        5(х-7) = 3(х-4)-13

Задание 2 варианта.

  1. Длина отрезка АВ на 4см больше длины отрезка МН. Если длину отрезка АВ увеличить на 20см, а длину отрезка МН увеличить в 4 раза, то получим равные отрезки. Найдите длину отрезка АВ.
  2. Решить уравнение: 3(За + 7) + 4 = 5(а + 3)

После того как последнее задание выполнено, подводим итог урока.

Итак, каждый получил возможность проверить себя и своего товарища по всем предложенным вопросам и получить несколько оценок. Все задания вкладываем в конверт и сдаём. Для самопроверки уравнений включаем кодоскоп.

Таблица 1

-7m

-8b

10k

-Зb

6k


-7т

-8Ь

10к

-14am

8 а2

-16ab

-2ас

20ак

-ЗЬ

21bm

-32аЬ

24bk

ЗЬс

-ЗОbk

-35mc

20ас

-40cb

-5с2

50ck

-42mk

24ак

-48bk

-бкс

60 к2

Таблица 3

1

-2,4 + 1,2

2 балла

2

82

3 балла

3

-4*(-4)*(-4)

5 балла

4

-5*100

1 балл

5

-12-25,5

4 балла

6

12,2: (-2)

3 балла

7

-3,4т+2,4т

4 балла

8

-10х + х

4 балла

9

-3,7 + 2,8

4 балла

10

-3,5:7

3 балла

11

(-5)2

2 балла

12

8,2 + (-8,2)

1 балл

13

-4,6 - 4,6

5 балла

14

11- (-0,3)

2 балла

15

6,23- (-1)

1 балл

16

-2,4: (-6)

2 балла

17

-6:0,5

5 балла

18

12а - 4а

2 балла

19

1,5 + (-6,3)

4 балла

20

-4,5: (0,03)

5 балла

21

(-0,1)3

5 балла

22

-0,8 - 3,2

3 балла

23

0: (-1,28)

1 балл

24

-6,7 + 2,9

5 балла

25

-0,35:0,7

4 балла

26

6,285* (-1)

2 балла

27

5,3-69

2 балла

28

4,2: (-0,1)

2 балла


1

5х+3 = 27-Зх

0

2

2у-12 = 18-4у

д

3

17+5х = Зх-9

и

4

11+6у = 18-у

н

5

2х-4 = х+9

л

6

2х+43 = 4x-65

ь

7

73-2г = 32+24

Ё

8

-х+11 = 4х-13

Т

9

2у-12 = 18-4у

д

10

-13+7у = 13у-7

р

11

х-1 = Зх-12

У

12

6х-12 = 5х+4

г

13

5х+3 = 27-Зх

o

14

-9а+8 = -10а-2

й

15

7т+1 = 8т+9

п

16

2т+43 = 4m-65

ь

17

73-22 = 32+24

Ё

18

-х+11 = 4х-13

т

19

-х+11 = 4х-13

т

20

-13+7у = 13у-7

р

21

-12т-3 = 11т-3

Е

22

-х+11 = 4х-13

т

23

17+5х = Зх-9

и

24

-9а+8 = -10а-2

й

25

-13+7у – 13y-7

р

26

5y+6 = -2y+20

А

27

8х-25 = 3х+30

С

28

-х+11 = 4х-13

т

29

73-22 = Зz+24

Ё

30

-х+11 = 4х-13

т


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Рациональные числа и действия с ними

Цель: обобщить знания студентов о числах. Напомнить правила действия с ними.Обращаю ваше внимание, что в окне предварительного просмотра слайды показываются не полностью - не показаны цифры и формулы,...

Конспект урока по математике по теме "Рациональные числа" 6 класс

Урок математики в 6 классе.  Тема: "Рациональные числа".Тип урока - изучение нового материала. Математика: учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / М 34 (С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Ре...

Обобщение по теме "Рациональные числа и действия над ними"

Урок посвящён 70-летию Победы на фашистской Германией....

Технологическая карта урока по теме «Натуральные числа и действия с ними»

Это урок с применением технологии проблемного обучения в 5 классе в рамках реализации ФГОС. Обобщение темы проходит в форме решения интересных практических и познавательных заданий....

Тест по математике по теме "Натуральные числа и операции с ними"

Данный тест  предназначен для проверки знаний учащихся 5 класса по теме "Натуральные числа и операции с ними". Очень удобна форма теста, так как его можно выполнять на компьютерах и сразу увидеть...

Технологическая карта урока математики по теме "Десятичные дроби и действия с ними"

Это урок с применением технологии проблемного обучения в 5 классе в рамках реализации ФГОС. Обобщение темы проходит в форме решения интересных практических и познавательных заданий....

Урок -игра в 5 классе. "Найди сокровища" по теме "Натуральные числа и действия с ними"

Разработка урока-игры для 5 класса.В игре материал усваивается лучше.Все дети включаются в процесс....