урок математики "Решение задач с помощью уравнений" 6 класс автор А.Г.Мордкович
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Подгорбунская Ирина Викторовна

данная разработка урока была представлена на конкурс и вошла в 10 лучших 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный  конкурс «Симфония урока»

«Решение задач с помощью уравнений».

Математика, 6 класс .

Подгорбунская И.В., 

I квалификационная категория,

 МОУ СОШ № 47 пгт. Шерловая гора

2013 год.

                                   Урок изучения нового материала

Урок спланирован согласно программе по математике Министерства Образования РФ. Разработка урока по теме «Решение задач с помощью уравнений».

Урок математики проводился по учебнику «Математика 6 класс» под ред. А.Г. Мордкович, изд. «Мнемозина», М., 2009.

Урок изучения нового материала, воспитывающий познавательный интерес к предмету, взаимопонимание, взаимовыручку, контроль и самоконтроль.

Организация учебной деятельности с учётом личностно - ориентированной технологии обучения

На уроке созданы условия для реализации основных  принципов личностно-ориентированного обучения:

  • создание атмосферы взаимной заинтересованности  в работе  учащихся и учителя;
  • стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов решения задачи без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
  • поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать способы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  • создание ситуации выбора и успеха;
  • создание условий для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся;
  • создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
  • на уроке применяется показ слайдов с решениями для контроля, самоконтроля, взаимоконтроля, учащиеся работают в парах, применяется диалоговая беседа.

Организация учебной деятельности с учётом здоровьесберегающей технологии обучения

Учебная деятельность, организованная на уроке, способствует сохранению здоровья детей, а именно:

  • своевременная подготовка к уроку и его мобилизующее начало;
  • доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;
  • антистрессовые  моменты, выраженные в стимулировании учащихся  к составлению различных по содержанию задач, а также к  использованию различных способов составления уравнений к одной задаче, без боязни ошибиться;
  • смена видов деятельности учащихся.

                                             Актуальность изучаемой темы

       При решении  задач с  помощью уравнений шестиклассники испытывают затруднения при составлении уравнений,  часто не могут в тексте задачи выделить те условия, которые связывают неизвестные величины, а также условие, на основании которого составляется уравнение.  О составлении уравнений несколькими способами, как правило,  не приходится говорить. Данный  урок в значительной мере способствует решению этой проблемы.

                              Место урока в тематическом планировании

В учебнике А.Г. Мордковича тема  «Решение задач с помощью уравнений» рассматривается сразу после тем «Упрощение выражений» и «Решение уравнений». К проведению данного урока учащиеся уже умеют упрощать буквенные  выражения, решать уравнения. В связи с этим  на уроке перечисленным навыкам особого внимания не уделяется.  

                                                            Ход урока

                            Тема:  «Решение задач с помощью уравнений»

Цели учителя:

1.создание условий для осознанного и уверенного владения навыком составления уравнений при решении текстовых задач.

Образовательные задачи урока:

Учить:

 составлять  уравнения к текстовым задачам; анализировать  условие задачи на предмет соответствия действительности;

составлять собственные задачи по заданным условиям.

Развивающие задачи урока:

Развивать:

 творческие способности  учащихся;

умение обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы;

коммуникативные навыки;

умение сотрудничать при решении учебных задач.

Воспитательные задачи урока:

Воспитывать:

культуру умственного труда;

культуру коллективной работы; упорство в достижении цели.

Цели учащегося:

1.полное понимание сути  решения задач с помощью уравнений,  осознанный и вдумчивый подход к анализу условий задач  и  отбору этих условий для связи между неизвестными величинами и для

составления уравнений, а также понимание необходимости и достаточности количества этих условий для единственности решения;

2.приобщение  их к процессу творчества, открытия для себя нового;    3.осознание чувства сопричастности к общему успеху.

Оборудование: компьютер, экран, слайды

Учитель нацеливает ребят на работу:

Объявляет, что сегодня мы займемся решением задач с помощью уравнений. Что нужно сделать, чтобы научиться правильно составлять уравнения по условию задачи?

 

Ученики в процессе обсуждения приходят к  мнению, как нужно самим научиться составлять уравнения по условию задачи. Выдвигают разные гипотезы.

I этап урока:

Цель: подготовить учащихся к деятельности на основном этапе  урока; развивать логическое мышление, умения обобщать, классифицировать,

строить умозаключения.

Учитель объявляет, что начало урока посвящается повторению. Всем предлагает поработать устно и выполнить следующие  задания.

Учащиеся, работая устно, выполняют задания слайдов №2,№3,№4,№5, при этом повторяют определения, составление буквенных выражений, решение простых уравнений.

II этап:

Цель: вырабатывать  навык анализа условия задачи на необходимость и достаточность данных для решения;

развивать навыки составления уравнений по данным задачи и творческие способности школьников.

Учитель переходит ко II этапу урока, к решению задач. Если в задаче неизвестны значения каких-либо величин, но известна зависимость между ними, то задачу можно решать с помощью составления уравнения. Для этого необходимо ввести переменную и составить уравнение.

Поэтому, чтобы успешно решать такие задачи, попытаемся выработать алгоритм их решения. Задача №1. Учитель заостряет внимание учащихся на слайде (№6) - условие задачи. Вместе с учащимися ее разбирает.

Учитель направляет учащихся, предлагает им краткое условие и решение задачи с помощью уравнения.

Слайды №7, №8

Учащиеся работают коллективно, вместе с учителем разбирают условие задачи и отвечают на вопросы. 

О чем говориться в задаче? (Предполагаемый ответ: в задаче говорится о бидонах с молоком)

На какие части можно условно разделить бидоны в задаче? (I бидон, II бидон)

Сколько литров молока было в I бидоне? (неизвестно)

Сколько литров молока было во II бидоне? (неизвестно)

Какова зависимость между неизвестными величинами? (В одном бидоне молока в 3 раза больше, чем в другом)

Учащиеся предлагают, какую величину взять за Х, как, используя условия задачи, составить уравнение.

Задача №2. Учитель предлагает учащимся самим разобрать задачу. Желающих вызывает к доске.

Учитель предлагает решение на слайдах №10, №11

Учащиеся коллективно обсуждают задачу, предлагают свои решения, находят вместе общее решение. Желающие работают у доски.

 III этап: Физкультминутка

Цель: предупреждение нарушений осанки, профилактика заболеваний.

IV этап:

Цель: закрепить полученные на уроке знания учащихся; умения работать самостоятельно и в парах.

IV этап, завершающий, учитель предлагает самостоятельную работу, состоящую из 2-х заданий .

1задание. Решите задачу (слайд №13). А затем каждый сам проверит свое решение (слайд №14,№15 с проверкой).  На это задание 5 мин.

2 задание творческого характера

Работа в парах (слайд №16)

В течение 5 мин учащиеся решают, затем проверяют решение  

Учащиеся в течении 10 мин работают в парах

Итоги урока:

Цель: способствовать формированию умения анализировать собственную деятельность по достижению поставленной цели.

Учитель подводит  итог урока.

Домашнее задание: №598; №600

Учащиеся сами ставят себе оценки, (оценивают свою работу, удовлетворенность от проделанной работы).

 

Используемая литература.

  1. Математика. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.- М.: Мнемозина, 2009г.

  1. Материалы сайта «Социальная сеть работников образования» (на котором у меня создан свой мини - сайт)   http://nsportal.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольные работы по алгебре в 9 - ом классе ( автор А.Г.Мордкович)

Данные контрольные работы работы представляют тестовые задания по типу ГИА...

Рабочая программа по алгебре 7 класс, автор А.Г.Мордкович

Рабочая программа по алгебре 7 класс, автор А.Г.Мордкович и др. на 2013-2014 г....

Рабочая программа по алгебре 8 класс автор А.Г.Мордкович 3часа в неделю.

рабочая программа состоит из пояснительной записки и КТП....

8 кл алгебра Решение задач с помощью квадратных уравнений, автор Набок Н.Н.

презентация для интерактивной доски по теме: 8 кл алгебра Решение задач с помощью квадратных уравнений, автор Набок Н.Н....

урок математики 6 класс Бунимович тема урока "Решение задач с помощью уравнений"

урок составлен полностью в соответствии с требованием ФГОС, разработка содержит технологическую карту, презентацию...

Рабочая программа по алгебре и началам анализа (профильный уровень) 11 класс. Автор: А. Г. Мордкович и другие

Рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня в 11 классе содержит учебное тематическое планирование в объеме 140 часов (4 часа в неделю), календарно тематическое планирование с тр...

Технологическая карта урока математики в 6 классе УМК «Математика 6 класс» Г.В.Дорофеев Тема урока: «Решение задач с помощью кругов Эйлера»

Технологическая карта урока математики в 6 классеУМК «Математика 6 класс» Г.В.ДорофеевТема урока: «Решение задач с помощью кругов Эйлера»Цели:образовательные: формирование...