Программа работы клуба "МИФ"
календарно-тематическое планирование по алгебре (7 класс) по теме

Рабочая программа математического клуба "МиФ"( математика и фантазия). На занятиях учащиеся учатся играть в шахматы, учатся решать математические и жизненные задачи, развивают, логику, кругозор, внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_kluba.doc260 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы клуба «МИФ»(математика и фантазия)

Пояснительная

При разработке программы объединения я руководствовалась утверждением Л.С. Выгодского о том, что ориентироваться нужно не на уже достигнутый ребенком уровнем развития, а немного забегать вперед, предъявляя к его мышлению требования, несколько превышающие его возможности, т.е. не на уровень актуального, а на зону ближайшего его развития. Программа направлена на развитие ряда параметров: умение логически мыслить, адаптироваться в обществе, разрешать проблемы, развитие быстроты реакции и воображения, памяти, внимания, творчества, образного и  словесного мышления, интеллекта. По мнению психологов, существует «золотое правило запоминания», в соответствии с которым для качественного усвоения необходимой информации после предъявления ее следует актуализировать и проверить трижды: на первом, третьем и седьмом занятиях. По этому принципу строятся занятия в нашем объединении. Программа рассчитана на 144 часа. Содержит занятия по улучшению памяти, усиление способности к анализу и дедукции, увеличению скорости мышления, расширению творческого потенциала. На занятиях учащиеся учатся игре в шахматы, решают логические задачи, решают упражнения на развитие внимания, мышления, учатся решать проблемы, выполняют упражнения на развитие памяти. Сегодняшние дети умнее своих предшественников, сегодня появляется все больше детей с ярким развитием, их способности постигать сложный мир проявляются очень рано. Важно не упустить время, открыть перед ребенком больше возможностей. И здесь на помощь могут прийти шахматы. Шахматы помогут развитию у  ребенка таких качеств, как:

  •  Ум, память, логика,
  •  Сообразительность и находчивость,
  •  Целеустремленность и вдумчивость.

 Способствуют формированию  внимательности и самостоятельности, научат принимать решения и побеждать. Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.

Предполагаемый результат:  Учащиеся более адаптированы к жизни, умеют быстрее принимать решения, справляются с проблемами, умеют соотносить свои потребности с нормами и законами общества. В процессе занятий  шахматами  учащиеся получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в жизни. Занятия шахматами развивают у ребят мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений.

Приступая к построению своей программы, я ориентировалась на следующие принципы дополнительного образования:

  • Свобода выбора дополнительной образовательной программы и видов деятельности;
  • Создание условий для самореализации;
  • Признание за ребенком право на ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самореализации
  • Обеспечение ситуации успеха для каждого
  • Возможность увидеть перспективы собственного развития

Направление: просветительное, социально – адаптивное, оздоровительное, патриотическое.

Актуальность: учащиеся не только понимают красоту математики, но и учатся применять логику, быстроту реакции, творчество на практике.

Таких образовательных программ нет, эта программа рождена в ходе работы с учащимися и с учетом их запросов и жизненных ситуаций, возраста детей.

Формы работы: ролевые игры, беседы, практические занятия, аудитотренинги

Способы проверки: мониторинг, тесты, тесты I Q

Режим работы: вторник, четверг в 14 00

Возраст детей:10 – 15 лет.

Срок реализации программы: 3 года.

Учебно-тематический план

Сроки

Наименование тем

Кол – во часов

Теория

Практика

1

сентябрь

Эффективное мышление

4

1

3

Умственная гимнастика

4

0,5

3,5

Развитие выносливости

4

1

3

История шахмат

4

1

3

2

октябрь

Шахматные фигуры   

1

1

 Начальная позиция

1

0,5

0,5

   Ходы фигур

4

4

   Шах и мат

4

1

3

    Рокировка

2

1

1

      Мат  в один ход

2

2

       Пат

2

2

3

ноябрь

     Вечный ход

2

2

      Шахматная нотация

2

2

     Король и фигуры против  короля

2

2

   Правила поведения

1

1

Матование одинокого короля  

2

2

   Реализация перевеса

2

2

   Игра с заданной позиции

2

2

  Игра с произвольной позиции

2

2

4

декабрь

Соревнование по шахматам

3

3

Исторические задачи

4

1

3

Сюжетные задачи

4

1

3

Логические задачи

4

1

3

Занимательные задачи

2

2

5

январь

Воображение

4

1

3

« Мышцы памяти»

4

1

3

Импровизация

4

1

3

Решение проблем

4

1

3

6

февраль

Шашки, история

4

1

3

Соревнования по шашкам

2

2

Волшебный мир комбинаций

4

1

3

Нотация волшебной доски

2

2

В стране шахматных чудес

4

1

3

7

март

Соревнования по шахматам

2

2

Игра со словами

4

1

3

Интегративные задачи

4

4

Коэффициент интеллекта

4

4

Игры для ума

2

 2

8

апрель

Наша память

4

1               3

3

Логика

4

1               3

3

Образное мышление

4

1               3

3

Логические цепочки

4

4

8

май

Учим играть в шахматы 1- 4 классы

6

6

Праздник шахмат для 1-4 классов

2

       

2

День «М.ИФа»

2

2

День головоломок

2

       

2

Задачи для ума

4

       

4

144

24

120

                    Содержание программы

Тема

Форма занятия

Краткое содержание

Эффективное мышление

Комбинаторное

Решение задач на умение концентрировать внимание, размышлять, мыслить четко и созидательно

Умственная гимнастика

Комбинаторное

Решение задач на логику

Развитие выносливости

Комбинаторное

Упражнения на развитие выносливости: с буквами, числами, словами.

История шахмат

Лекция

Рассказать об истории шахмат, познакомить с известными шахматистами

Шахматные фигуры   

Комбинаторное

Вводятся понятия шахматной доски и шахматных фигур, определяется состав компонент шахматной доски, расстановка шахматных фигур на шахматной доске в начальной позиции. В первый

 Начальная позиция

Практическое

Пробуем играть в шахматы

   Ходы фигур

Практическое

 Решение задач с конкретно поставленной целью, правилам обдумывания ходов и отсечения неперспективных ходов, игры с заданным лимитом времени.

   Шах и мат

Практическое

Шахматные ходы

    Рокировка

Практическое

Шахматные ходы

      Мат  в один ход

Практическое

Шахматные ходы

       Пат

Практическое

Шахматные ходы

     Вечный ход

Практическое

Шахматные ходы

      Шахматная нотация

Практическое

Шахматные ходы

     Король и фигуры против  короля

Практическое

Шахматные ходы

   Правила поведения

Комбинаторное

Элементарные правила игры в шахматы

Матование одинокого короля  

Комбинаторное

Шахматные ходы

   Реализация перевеса

Комбинаторное

Шахматные ходы

   Игра с заданной позиции

Комбинаторное

Шахматные ходы

  Игра с произвольной позиции

Комбинаторное

Шахматные ходы

Соревнование по шахматам

Соревнование

Провести соревнования с целью проверки знаний игры в шахматы

Исторические задачи

Комбинаторное

Решение  исторических задач

Сюжетные задачи

Комбинаторное

Решение сюжетных задач

Логические задачи

Комбинаторное

Решение логических задач

Занимательные задачи

Комбинаторное

Решение занимательных задач

Воображение

Комбинаторное

Набор упражнений на воображение

« Мышцы памяти»

Комбинаторное

Упражнения на развитие памяти

Импровизация

Комбинаторное

Процесс творчества ,поиск соединений

Решение проблем

Комбинаторное

Подход к решению проблем

Шашки, история

Комбинаторное

Научить игре в шашки

Соревнования по шашкам

Соревнование

Проведение соревнований по шашкам

Волшебный мир комбинаций

Комбинаторное

Виды игр в шашки

Нотация волшебной доски

Комбинаторное

Виды игр в шахматы

В стране шахматных чудес

Комбинаторное

Шахматные головоломки

Соревнования по шахматам

Соревнование

Проведение соревнований для любителей шахмат

Игра со словами

Комбинаторное

Небывальщины, софизмы, кроссворды

Интегративные задачи

Комбинаторное

Анализ и синтез. Мысленные прыжки.

Коэффициент интеллекта

Комбинаторное

Умение решать логические задачи

Игры для ума

Комбинаторное

Набор упражнений для развития мышления

Наша память

Комбинаторное

Упражнения на развитие способности захватить сложный объект и прочно удержать его

Логика

Комбинаторное

Упражнения на поиск закономерностей

Образное мышление

Комбинаторное

Упражнения на развитие воображения

Логические цепочки

Комбинаторное

Упражнения с логическими цепочками

Учим играть в шахматы 1- 4 классы

Практическое

Уметь передавать свои знания другим

Праздник шахмат для 1-4 классов

Комбинаторное

Праздник шахмат

День «М.ИФа»

Комбинаторное

Провести открытое заседание клуба «МиФ»

День головоломок

Комбинаторное

Провести школьную олимпиаду головоломок

Методическое обеспечение программы

Тема занятия

Вид занятия

Дидактический и наглядный материал

Приемы и методы обучения

Формы подведения итогов

Эффективное мышление

Беседа

Карточки: «ребусы» и «Головоломки»

Словесный, аудильный

Игра

Умственная гимнастика

Тренинг

Раздаточный материал

Словесный

Мониторинг

Развитие выносливости

Игра

Объяснительно- иллюстративный

Мониторинг

История шахмат

Беседа

Объяснительно- иллюстративный

Шахматные фигуры   

Практика

шахматы

Объяснительно- иллюстративный

 Начальная позиция

Практика

шахматы

Объяснительно- иллюстративный

   Ходы фигур

Практика

шахматы

Объяснительно- иллюстративный

   Шах и мат

Практика

шахматы

Объяснительно- иллюстративный

Игра

    Рокировка

Практика

шахматы

Объяснительно- иллюстративный

      Мат  в один ход

Практика

шахматы

Объяснительно- иллюстративный

       Пат

Практика

шахматы

Объяснительно- иллюстративный

Игра

     Вечный ход

Практика

шахматы

Объяснительно- иллюстративный

      Шахматная нотация

Практика

шахматы

Объяснительно- иллюстративный

Игра

     Король и фигуры против  короля

Практика

шахматы

Объяснительно- иллюстративный

   Правила поведения

Беседа

Объяснительно- иллюстративный

Матование одинокого короля  

Практика

шахматы

Объяснительно- иллюстративный

   Реализация перевеса

Практика

шахматы

Объяснительно- иллюстративный

   Игра с заданной позиции

Практика

шахматы

Объяснительно- иллюстративный

  Игра с произвольной позиции

Практика

шахматы

Объяснительно- иллюстративный

Соревнование по шахматам

Соревнования

шахматы

практический

Игра

Исторические задачи

Тренинг

Карточки

Дедуктивный, индуктивный

Групповая работа

Сюжетные задачи

Тренинг

Карточки

Дедуктивный, индуктивный

Групповая работа

Логические задачи

Тренинг

Карточки

Дедуктивный, индуктивный

Групповая работа

Занимательные задачи

Тренинг

Карточки

Дедуктивный, индуктивный

Групповая работа

Воображение

Беседа

Ватман, карандаши, фломастеры

Кинестический

Групповая работа

« Мышцы памяти»

Тренинг

Карточки

Дедуктивный, индуктивный

Групповая работа

Импровизация

Составление проекта

Ватман

Кинестический

Групповая работа

Решение проблем

Игра

Репродуктивный, дедуктивный

Игра

Шашки, история

Беседа

шашки

Словесный, проблемный

Игра

Соревнования по шашкам

Соревнование

шашки

Проблемный

Игра

Волшебный мир комбинаций

Тренинг

шашки

Частично - поисковый

Игра

Нотация волшебной доски

Тренинг

шашки

Частично - поисковый

Игра

В стране шахматных чудес

Тренинг

шахматы

Частично - поисковый

Игра

Соревнования по шахматам

Соревнования

шахматы

Практический

Игра

Игра со словами

игра

Карточки

Поисковый

Тест

Интегративные задачи

игра

Карточки

Поисковый

Тест

Коэффициент интеллекта

Тест

Карточки

Поисковый

Тест

Игры для ума

игра

Карточки

Аудильный, словесный

Тест

Наша память

Беседа

Карточки

Поисковый

Тест

Логика

игра

Карточки

Поисковый

Тест

Образное мышление

игра

Карточки

Аудильный, словесный

Тест

Логические цепочки

игра

Карточки

Аудильный, словесный

Тест

Учим играть в шахматы 1- 4 классы

Игра

шахматы

Объяснительно- иллюстративный

Праздник шахмат для 1-4 классов

праздник

шахматы

практический

День «М.ИФа»

Открытое заседание

Дидактический материал

День головоломок

Открытое заседание

Дидактический материал

Поисковый

Тест

Литература

1. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», М., 1998 г.;
2. «Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта» – Спб, 1995г.;
3. «Педагогика наших дней «/Сост. В.П. Бедерханова, Краснодар, 1989г.;
4. Окунев А. «Как учить не уча.» – Спб.: Питер-Пресс, 1996г.;
5. Апатова Н.В. «Информационные технологии в школьном образовании», М., 1994г.;
6. «Дидактические основы компьютерного обучения», Л., 1989г.;
7. «Педагогика» /Под ред. П.И. Пидкасистого, М.: РПА, 1996г.;
8. Роберт И.В. «Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использовани», М.:Школа-Пресс, 1994 г.;
9. Щеншев Л.В. «Компьютерное обучение; прогресс или регресс?» /Педагогика, 1992 г.;
10. «Политика в области образования и новые информационные технологии»/ Информатика и образование, № 5, 1996 г.

11. О.С.Шейнин, Г.М.Соловьева. «Занятия школьного кружка», 2006г.

12. А.г.Мадера, Д.А.Мадера «Математические софизмы», 2005г.

13. К.Рассел. «Тренинг интеллекта», 2003г.

14. Т.Вьюжек «Логические игры, тесты, упражненимя», 2003

15. Ч.Б.Тазнанд «Звездные головоломки», 2002г.

16. Ч.Б.Тазнанд «Самые невероятные головоломки», 2000г.

17. Ч.Б.Тазнанд «Самые трудные головоломки», 2000г.

18. Ч.Б.Тазнанд «Самые заковыристые головоломки», 2000г.

19. И.К. Винокурова «Развиваем способности детей», 2003г.

20. Г.А. Чижов «Тесты IQ», 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы военно-патриотического клуба "Арго"

К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важным условием реализации цели и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необход...

Программа работы над научно-исследовательской работой учащихся по теме «Корневая гласная – самая опасная!»

Пояснительная записка Изучение безударных гласных в корне в школьном курсе русского языка представляется фундаментом, на котором строится все обучение ребенка русской орфографии. Но, как ни парадокса...

Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике

Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике...

Программа работы с родителями «Мы вместе» предназначена для работы с родителями (законными представителями)

Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей не рассматривать, всегда оказыва...

Рабочая программа "Программа работы со слабоуспевающими учащимися по английскому языку"

Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и...

Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»

Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...