Методическая разработка урока математики по теме "Обыкновенные дроби" (5 класс)
учебно-методический материал по алгебре (5 класс) на тему

Куликова Ольга Викторовна

Данный урок разработан по новым образовательным стандартам (ФГОС). Тип урока: урок ознакомления с новым материалом. На уроке дети узнают, что такое дроби, как они читаются и записываются, каков содержательный смысл числителя и знаменателя дроби, где и как применяются дроби. В приложениях, размещённых в данном материале, Вы найдёте чайнворд, краткие исторические сведения по теме урока, задания математического диктанта, материал для проведения физкультминутки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx68.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 5 классе

Разработан по новым образовательным стандартам учителем математики МБОУ СОШ №5 г. Кашина Куликовой Ольгой Викторовной

Предмет:   математика

Класс:   5

Автор УМК:  И. И. Зубарева,  А. Г. Мордкович

Тема урока:   Обыкновенные дроби

Тип урока:   урок ознакомления с новым материалом

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Задание базового уровня

Задание повышенного уровня

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

  • Организационный момент            

 Задачи: создать благоприятный психологический настрой на работу

Учитель  приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, подготовленность классного помещения, организует внимание учащихся

Учитель: «Закройте глазки. Вспомните какое-нибудь приятное событие, которое произошло с вами совсем недавно или очень давно.

Я вижу у каждого из вас улыбку на лице.

Откройте глазки.

Вот эти улыбки и радостные лица давайте оставим на весь урок».

Включаются в ритм урока

Саморегуляция

 

  • Подготовка учащихся к работе на основном этапе  

  Задачи: актуализация опорных знаний и способов деятельности

Учитель: «Ребята, как называются числа, которые люди придумали для счёта предметов?»

Дети: «Натуральные».

«А какие числа вам ещё известны?»

Учащиеся предлагают свои ответы (могут быть различными).

Поиск и выделение необходимой информации

Учащимся предлагается разгадать чайнворд (смотри приложение 1)

«Оказывается, есть и другие числа, которые у многих народов назывались

Как назывались эти числа, вы узнаете, разгадав чайнворд».

После того, как дети выполнят задание, учитель знакомит их с историческими фактами (смотри приложение 2)

«А теперь попробуйте назвать тему нашего урока. Ведь вы, наверное, уже догадались, что это »

При необходимости учитель корректирует предложенные формулировки и записывает тему урока на доске. Тема урока:  «Обыкновенные дроби».

«Давайте попробуем сформулировать цели нашего занятия».

«Итак, сегодня на уроке мы должны узнать, что такое дроби; как записываются дроби; как читаются дроби; как называются числа в записи дроби и каков их содержательный смысл; где и как применяются дроби».

Дети разгадывают чайнворд

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Учащиеся формулируют цели урока.

Работа с информацией

Умение слушать и понимать друг друга

Дети формулируют тему урока. Возможные варианты ответов: дроби, дробные числа и т.д.

Умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной форме; выдвижение гипотезы

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование

  • Этап усвоения новых знаний и способов действий 

 Задачи: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала

Учащимся предлагается выполнить цепочку вычислений (смотри приложение 3)

Решите задачу: «Мама испекла пирог и разделила его на две равные части. Один кусок пирога она дала своей дочке Полине.  Какую часть пирога получила Полина?»

Решите задачу: «Мама испекла пирог и разделила его на три равные части. Дочке Полине она дала один кусок. Какую часть пирога получила Полина?»

«Буханку хлеба разделили на 7, 15, 20, 50, 100, 1000 равных частей. Как назвать одну часть в каждом из этих случаев?»

«На сколько равных частей разделили целое, если в результате получились: четвёртая, восьмая, десятая, двенадцатая доли?»

«Почему не получилось выполнить вычисления до конца?»

«Скажите, а в жизни вам никогда не приходилось делить 1 на 2? Если приходилось, то приведите примеры».

«Что ещё, кроме шоколадки, можно разделить на части?»

«Людям часто приходится делить что-то на части. То, что делят на части, будем называть «целое».

Итак, что может быть целым?»

«Если целое делят на равные части, то эти равные части называют долями».

Учитель демонстрирует  учащимся круговые модели (смотри приложение 4)

«Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать, пожалуй, каждый день.

Назовите несколько слов с этой приставкой».

«А как записать число «половина»?»

Учитель показывает на клеточках доски, как правильно записывать дроби в тетрадях.

Учитель демонстрирует  учащимся круговые модели (смотри приложение 4)

«А как записать число «треть»?»

Аналогичная работа проводится и с дробью .

«Но есть и другие доли. Например, шестая, десятая, сотая. Когда они образуются?»

«Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили целое».

Выполняют вычисления по цепочке.

Пройдя по цепочке до конца, дети находятся в некотором замешательстве (хотя возможны и ответы типа «у меня получилось 2»)

«Мы не умеем делить 1 на 2».

«Приходилось, например, делить одну шоколадку пополам».

«Яблоко, торт, хлеб, арбуз, круг, ленту, путь и т.д.»

«Яблоко, торт, хлеб, арбуз, круг, лента, путь и т.д.»

Называют ответ: «половину».

Дети приводят примеры употребления приставки «пол»: полчаса, полкило, пол-литра, полбулки и т.п.

На доске один ученик записывает: .

Учащиеся: «треть».

На доске один ученик записывает: .

«Когда один предмет (торт, яблоко) или единица измерения (час, метр) делятся на равные части».

Дети отвечают: «одна седьмая, одна пятнадцатая, одна двадцатая, одна пятидесятая, одна сотая, одна тысячная».

Учащиеся: «на 4, 8, 10, 12 частей».

Постановка и формулирование проблемы

Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию урока

Моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель)

Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

  • Первичная проверка понимания изученного

 Задачи: установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Выполните упражнения:

№1. Сколько сантиметров содержится в четверти метра; в половине метра; в десятой части метра; в пятидесятой части метра?

№2. Сколько минут в четверти часа, в трети часа, в половине часа?

Выполните упражнения:

№1*. Сколько сантиметров содержится в десятой доле половины метра; в пятой части четверти метра; в половине половины метра?

№2*. Запишите, который сейчас час, используя слова «четверть», «треть», «половина», если сейчас часы показывают: 11ч 15 мин., 8ч 30 мин., 13ч 45 мин.

Учитель предлагает учащимся выполнить упражнения, записанные на доске.

Учащиеся выполняют задание в своих тетрадях.

Учащиеся проверяют правильность выполнения работы по ключу, выданному учителем (смотри приложение 5)

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция-внесение необходимых корректив в случае расхождения с эталоном; оценка-выделение того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

  • Этап закрепления новых знаний и способов действий 

Задачи: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

Задание на карточке:

№1.

Прочитайте дроби, назовите числитель и знаменатель каждой из них и объясните, что они обозначают:

, , , , , , , , .

№2.

Запишите цифрами число: одна пятая, одна восьмая, одна двадцатая, две пятых, семь десятых, одиннадцать двадцатых, двадцать пять сотых.

Учитель: «А кто из вас знает, из чего состоит запись дроби?»

«Скажите, а как называются эти числа?»

Учитель предлагает учащимся придумать и записать любую дробь.

Учитель предлагает учащимся прочитать дроби, записанные на доске, назвать их числитель и знаменатель.

«Кто из вас может сказать, что показывает знаменатель дроби и что показывает числитель?»

«Объясните теперь смысл каждой из представленных на доске дробей».

Учитель предлагает учащимся поработать в парах, выполнив задание,  записанное на карточках

Учитель проводит для учащихся класса физкультминутку (смотри приложение 6)

Дети: «из двух чисел и черты».

Предполагаемый ответ: числитель и знаменатель дроби.

Дети выполняют задание учителя.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Дети дают ответ по образцу: «дробь ; целое разделили на восемь равных частей и семь таких частей взяли».

Учащиеся работают в парах. Придуманные дроби они записывают маркером на подготовленные листы, а затем вывешивают свои работы на доску.

Работают в парах

Умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками

Умение слушать и понимать друг друга

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Умение слушать и понимать друг друга

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи 

  • Контроль и самоконтроль знаний и способов действий 

Задачи: проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия

Учитель проводит с учащимися математический диктант (смотри приложение 7)

Учащиеся выполняют задание в тетрадях.

Правильность выполнения заданий дети проверяют по образцу, предложенному на доске.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция-внесение необходимых корректив в случае расхождения с эталоном; оценка-выделение того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

  • Информация о домашнем задании 

Задачи: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Учитель информирует учащихся о заданиях для домашней работы:

1) § 19 (стр.91 правило)

рабочая тетрадь №1, 5, 7(а, в)

2) подготовить сообщение об истории возникновения дробей (1 человек)

3) сочинить стихотворение, рассказ, сказку о дробях.

Прогнозирование, самоопределение по выполнению домашнего задания

  • Подведение итогов занятия

 Задачи: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Учитель даёт характеристику работы на уроке класса в целом и отдельных учащихся.

Учащиеся подводят итоги урока, дают оценку своей работе.

Совершенствование критериев оценки и использование их в ходе оценки и самооценки

  • Рефлексия

Задачи: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Учитель: «Если вам сегодня на уроке всё было понятно, то хлопните три раза в ладошки. Если вам что-то было сегодня непонятно, то хлопните всего один раз. Если вы считаете, что вы не усвоили материал сегодняшнего урока, то хлопать не надо».

«Вы аплодировали себе и своим новым знаниям!»

Учащиеся хлопают в ладоши.

Приобретение навыков рефлексии результатов своей деятельности

                             



4

5

2

3

1

6

7

Приложение 1

Чайнворд

  1. Число, на которое делят.
  2. Действие, с помощью которого можно проверить                                                                                    правильность выполнения деления.
  3. Четырёхугольник, у которого все углы прямые.
  4. То, что у прямоугольника находят по формуле S=ab.
  5. Как называется результат деления?
  6. Результат какого действия называют разностью?
  7. Сумма длин всех сторон прямоугольника.

               

                                              Приложение 2

Термин «ломаные числа» появился в русском языке в 18 веке.

Такое название дробных чисел произошло от слова «дробить» - разбивать, ломать на части.

Именно это название  использовал автор первого русского учебника арифметики  Л. Ф. Магницкий.

В средние века, как и в древности, учение о дробях считалось самым трудным разделом математики.

Римский оратор и писатель Цицерон говорил, что без знания дробей никто не может признаваться знающим арифметику. А у немцев сохранилась такая поговорка: «попасть в дроби», что означает «попасть в трудное положение».

Приложение 3

Выполните цепочку вычислений:

                      :2                          :9                         :8                         :5                          :2

Приложение 4


Приложение 5

Ключ

№1. 25 см; 50 см; 10 см; 2 см

№2. 15 мин.; 20 мин.; 30 мин.

№1*. 5 см; 5 см; 25 см

№2*. Четверть двенадцатого; половина девятого; без четверти два.

Приложение 6

Физкультминутка

Раз – подняться на носки и улыбнуться,

Два – руки вверх и потянуться,

Три – согнуться, разогнуться,

Четыре – снова всё начать,

Пять – поглубже всем вздохнуть,

Шесть – на пояс руки ставим,

Семь – повороты туловища начинаем,

Восемь – столько раз приседаем,

Девять – потягиваемся и отдыхаем,

Десять – урок наш продолжаем.

Приложение 7

Математический диктант

№1. Запишите дроби: одна вторая; две третьих; три шестых.

№2. Запишите дробь . Числителем или знаменателем этой дроби является число 11?

№3. Начерти квадрат со стороной 6 клеток. Закрась цветным карандашом  квадрата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока математики в 5-м классе по теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

в данной работе изложен материал,который может быть полезен при проведении открытого урока....

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: "Действия с десятичными дробями" (медиа-урок)

Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний, на котором отрабатываются навыки решения уравнений, решения текстовых задач, примеров на порядок действий. Специфик...

Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" (для учащихся 6-го класса).

Урок математики "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....

Методическая разработка уроков математики для 5-6 классов с использованием приемов для интеллектуального и духовного развития, посвященная 70 - летию Великой Победы

Вокруг нас дети, независимо от того педагоги мы или родители.  А дети  нуждаются, прежде всего, в духовном питании, ведь так с латыни переводится слово воспитание. Современные условия ...

Методическая разработка урока математики "Построение треугольника" 6 класс

Материалы открытого урока по математике в 6 классе по теме "Построение треугольника". Содержат технологическую карту урока, 2 варианта самостоятельной работы,презентацию  "Пос...