Программа элективных курсов "Уравнения и неравенства с параметрами", 9 класс
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме

Квиткова Марина Евгеньевна

Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся, обладают высокой диагностической и прогностической ценностью, существенно повышают уровень логической культуры, побуждают учеников к поиску, нестандартному подходу. Разработанная программа позволяет формировать умения по решению задач с параметрами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursy_.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курсов по выбору

"Уравнения и неравенства с параметрами"

( 9 класс)

разработана учителем математики

МАНОУ «Лицей №4»

г. Ленинск – Кузнецкого Кемеровской области

М.Е.Квитковой.

Содержание

Пояснительная записка                                                 3 – 5

Учебно-тематический                                                   6 – 7

Содержание программы                                                8

Контрольно-измерительные материалы                      9 – 11

Список литературы                                                        12

Список литературы, рекомендуемой для учащихся   13                                                    

Перечень ключевых слов                                               14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Особенность нашего времени – это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производственной деятельности. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». Способность размышлять, анализировать, строить планы – очень важные умения, которые в дальнейшем смогут помочь самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях современной жизни.

 Курсы предпрофильной подготовки по математике должны предусматривать формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей,

необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Курсы предпрофильной подготовки  являются ориентационными. На этом этапе ученику надо помочь осознать степень своего интереса к предмету, с тем чтобы по окончании 9 класса он смог сделать осознанный выбор в пользу углубленного или обычного изучения математики. Интерес и склонность учащегося к математике должны всемерно подкрепляться и развиваться.

 Главное место в школьных курсах математики занимают темы, которые наиболее эффективны для развития математических способностей учащихся.

   Решение задач с параметрами всегда вызывает большие трудности у учащихся, так как в школьном курсе им уделяется мало внимания. В школьных учебниках практически нет заданий на эту тему.

 Однако именно решение таких задач открывает перед учащимися большое число эвристических приёмов общего характера, применяемых на любом математическом материале. Кроме того задачи с параметрами обладают высокой диагностической и прогностической ценностью, существенно повышают уровень логической культуры, побуждают учеников к поиску, нестандартному подходу.

Разработанная программа позволяет формировать умения по решению задач с параметрами, сводящихся к исследованию линейных  и  квадратных уравнений, линейнх и квадратных неравенств, дробно – рациональных уравнений.

Задачи, предлагаемые в данном курсе интересны и не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить их способности к математике. Для поддержания и развития интереса к предмету следует включать в процесс обучения сведения из истории.

 Программа рассчитана на 17 часов.

 Цели уроков 1 – 4 – познакомить учащихся с основными понятиями: параметр, уравнение с параметром, неравенство с параметром; формировать осознанный подход к решению задач с параметром. Основная задача  состоит в том, чтобы у учащихся были сформированы первые представления о решении уравнений с параметром, чтобы ученики понимали, что решение уравнений с параметром зависит от значений параметра.  Важно, чтобы учащиеся перестали «бояться» параметр в задачах и пытались искать их решение.

Уроки 5 – 11 позволяют учащимся, используя свойства квадратного трёхчлена и его графика, теоремы Виета, изучить вопросы, связанные с решением квадратных уравнений и неравенств, и выработать умения решать квадратные уравнения, содержащие один параметр.

На  12 – 17 уроках учащиеся рассматривают дробно – рациональные уравнения, сводящиеся к линейным  или квадратным уравнениям, и текстовые задачи с параметром. При решениии текстовых задач с параметром следует обратить внимание на допустимые значения параметра, которые зависят от условия задачи.

  При прохождении программы целесообразно провести самостоятельные работы обучающего характера.

        

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего        Теория        Практика

Формы контроля

Раздел 1

Знакомство с параметром

  1. Что значит решить уравнение с параметром

Итого по разделу 1

Раздел 2

Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром

  1. Линейные уравнения и неравенства с параметром
  2. Исследоваие квадратных уравнений и неравенств  с параметром
  3. Применение теоремы Виета и ей обратной
  4. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек

Итого по разделу 2

Раздел 3

Дробно – рациональные  уравнения с параметром

  1. Решение дробно – рациональных уравнений, содержащих параметры

  1. Решение задач с параметрами

Итого по разделу 3

ВСЕГО                    

  2                0,5            1,5

  2                0,5            1,5

                 

  2                0,5            1,5

  2                0,5            1,5

  2                 0,5           1,5

 

  3                 0,5           2,5

  9                 2               7

 

 3                 1               2

 

  3                 -              3

  6                 1              5

  17               3,5           13,5

Самостоятельная работа № 1

Самостоятельная работа № 2

Самостоятельная работа № 3

Домашняя контрольная работа №1 ( 1.1 – 2.4 )

Самостоятельная работа № 4

Домашня контрольная работа №2 ( 3.1 – 3.2 )

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1  Знакомство с параметром

Понятие о параметре. Уравнение с параметром. Решение уравнения с параметром.

Раздел 2  Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром.

Линейное уравнение с параметром. Линейное неравенство с параметром. Решение линейных уравнений и неравенств с параметром. Квадратное уравнение и неравенство с парметром.

Теорема Виета и ей обратная. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек.

 Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром.

Раздел 3  Дробно – рациональные уравнения с параметром.

Дробно – рациональные уравнения с параметром. Решение дробно – рациональных уравнений. Решение задач с параметрами.

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Контрольная работа №1

  1. Решите для всех а:

а) N а2 – N = х ( а + 1 );

б) х2 – N а х + 9  0;

в) N а2  - N  х ( а + 1 ).

  1. При каких значениях а

а) разность корней уравнения х2 – 2 а х + а = 0 равна N;

б) Оба корня лежат в интервале ( 0; N ).

3. Не вычисляя корней уравнения N х2 – 5 х - 4 = 0   найдите

    1 : х12 + 1 : х22  .    

Замечание: N – номер варианта ученика.

Контрольная работа № 2

  1. Решите уравнение относительно х:

а)      N                                            б)          1                      N

                      +  а  =  1;                                            =

       х – 2                                                    х  - 5                  х  -  а        .

2. Два велосипедиста отправились одновременно навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми равно а км , и встретились через 2 часа. Определите скорость каждого велосипедиста, если у одного она на N км/ч больше, чем у другого.

Замечание:  N – номер варианта ученика.

 Самостоятельная работа № 1

Вариант 1

  1. Решите уравнение:

а) а х = 5;          б) 3 – а х = х.

  1. Решите неравенство :  

       ( а – 1 ) х  5.

Вариант 2

1. Решите уравнение:

а) 6 х = а;          б) 2 а х = 1 -  х.

  1. Решите неравенство :

      ( 4 + а ) х  6.

Самостоятельная работа № 2

Вариант1

1.  Решите уравнение:

 а) 4 х2 = а;      

 б) а х2 + 6 = 0.

Вариант2

 1.  Решите уравнение:

 а) а х2 = 0;    

   б) 2 х2 + а = 0.

Самостоятельная работа № 3

Вариант 1

 Найти все значения b, при   которых уравнение    

 х2  - 2 b х + b + 6 = 0 имеет отрицательные корни.

Вариант 2

 Найти все значения b, при   которых уравнение    

 х2  - 2 b х + b + 6 = 0 имеет положительные корни.

Самостоятельная работа № 4

Вариант 1

  1. При каких значениях а сократима дробь:

           х2   + х + 12

               х + а             .

  1. Решите уравнение:

             х - а

                         = 0 .  

             х – 1          

Вариант 2

  1. При каких значениях а      сократима дробь:

            х  -  а

          х2   - 3 х - 4       .

  1. Решите уравнение:

             х 2  - 9  

                             = 0 .  

             х – а        

        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антонова Н., Солодовников С. Квадратный трёхчлен // Математика.– Приложение к газете “Первое сентября”.- 1999. - № 21.
  2. Антонова Н., Солодовников С. Формулы Виета для квадратного трёхчлена // Математика. – Приложение к газете “Первое сентября”.- 1999.- № 37.
  3. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами.- Москва – Харьков: Илекса, 2002.
  4. Евсеева А.И. Уравнения с параметрами //Математика в школе. 2003. № 7
  5. Кочагин В. Уравнения и неравенства с параметрами // Математика. – Приложение к газете “Первое сентября”. – 2002. – № 27 – 28, 33.
  6. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра.Дополнительные главы к школьному учебнику. – М .: Просвещение, 1996.
  7. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажёр. – Москва – Харьков: Илекса, 1998.
  8. Семёнов В.И. По страницам учебника М.Л.Галицкого... .- Кемерово: ОблИУУ, 1999.
  9. Цыганов Ш. Квадратные трёхчлены и параметры. // Математика.– Приложение к газете “Первое сентября”.- 1999.-

     № 5.

  1. Шабунин М.И. Уравнения и системы с параметрами // Математика в школе. 2003. № 3.
  2. Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М.: Просвещение, 1986.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

  1. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра.Дополнительные главы к школьному учебнику. – М .: Просвещение, 1996.
  2. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажёр. – Москва – Харьков: Илекса, 1998.
  3. Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М.: Просвещение, 1986.
  4. Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе  алгебры 7 – 9 классов. – М.: Просвещение, 1991.

 

        

ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ

  1. Параметр
  2. Уравнение с параметром
  3. Решение уравнения с параметром
  4. Равносильные уравнения
  5. Равносильные неравенства
  6. Допустимые значения параметра
  7. Линейное уравнение с параметром
  8. Линейное неравенство с параметром
  9. Квадратное уравнение с параметром
  10. Квадратное неравенство с параметром
  11. Дробно – рациональные уравнения с параметром


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по алгебре для 10 - 11 классов "Решение уравнений и неравенств с параметрами"

Элективный  курс  по  алгебре  для  10 - 11  классов  "Решение  уравнений  и  неравенств  с  параметрами"...

Рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами"

Данная рабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы. Она может использоваться в качестве программы для профильного обучения. Программа данного...

Программа элективного курса по математике « Методы решения уравнений и неравенств с параметром» 10 класс

Программа элективного курса по математике« Методы решения уравнений и неравенств с параметром»...

рабочая программа по элективному курсу "Уравнения и неравенства с параметрами" для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.Х.Шахмейстера-4 изд.-М.:издательство МЦНМО. КТП составлено из  расчета 34 часа за один учебный год....

Программа элективного курса" Уравнения и неравенства с параметром"

В предлагаемых материалах задачи с параметром рассматриваются как средство обобщения и систематизации знаний учащихся. Сознательному усвоению учащимися методов решения уравнений и неравенств первой и ...

Программа курса по выбору «РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ С ПАРАМЕТРАМИ», 9 класс

Данный курс предназначен для учащихся 9 классов различного уровня математической подготовки, интересующихся математикой и желающих расширить свои знания по предмету, а также познакомиться с новым клас...

Рабочая программа учебного курса "Уравнения и неравенства " для 11 класса

Данная рабочая программа предназначеа для углубленного изучения математики во внеурочное время...