Ролевая игра "Математик - бизнесмен" 7 - 8 класс
план-конспект занятия по алгебре (7 класс) по теме

 

1.Современное постиндустриальное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане могли самостоятельно и активно действовать, принимать решения и адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. При этом бесспорно, огромное значение получает  школа, которая и выполняет заказ общества по подготовке выпускников, способных действовать в современных, далеко не простых, условиях. Школа должна стать  ключевым  институтом  для реализации идей финансовой грамотности. Это  и понятно, ведь через школу проходит абсолютное большинство жителей страны. Поэтому, именно со школьной скамьи  нужно начинать знакомить учащихся с основными понятиями рынка финансовых услуг и правилами личной финансовой безопасности.

2. Многие  финансовые  проблемы поддаются анализу с помощью того математического аппарата, который изложен в курсе алгебры 7-11 классов. Взаимодействие математики и финансовой экономики приносит обоюдную пользу: математика получает широчайшее поле для многообразных приложений, а экономика –  инструмент для получения новых знаний.

3. В результате изучения некоторых вопросов финансовой грамотности учащиеся получают возможность знать и понимать:

-основные понятия и термины, связанные с вопросами финансирования и банковским делом: производительность труда, рентабельность, налоги, инфляция, индексация и т.д.

-основные категории экономики: товар, деньги, прибыль, финансы и т.д.

-экономическую теорию, ее проблемы и закономерности

-природу и сущность рассматриваемых финансово - экономических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon igra_matematik_-_biznesmen.zip2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Ролевая игра   «Математик – бизнесмен»

Кузнецова Татьяна Алексеевна,

Воракуто Ирина Ивановна,

учителя математики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа  №37»

На проведение игры отводится 2 урока для учащихся 7 – 8 классов.

Цель игры:

Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической и финансовой деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.

Задачи:

-выработка финансово -  экономической грамотности и способностей к саморазвитию;

-формирование умения оперировать финансово - экономическими терминами, анализировать, делать выводы;

-формирование практических навыков принятия решений в различных экономических ситуациях;

-привитие  учащимся основ финансовой грамотности;

-развитие навыков  экономического мышления;

-развитие  интереса  к финансовой математике;

Оборудование: плакат с высказыванием о деньгах 

(Деньги только тогда делают деньги, когда находятся в непрерывном обороте);игровое поле, фишки, кубик; карточки – задания для игры; мультимедийное оборудование; «деньги» - номиналом  100 у.е.,  500 у.е.,  1000 у.е.,  5000 у.е.,  10000 у.е. (по 50 штук)

Участники игры:

  1. Два  ведущих; Банкир; Три менеджера; Три  сотрудника патентного бюро; Три  группы участников (сотрудники фирм)  

План размещения игроков

Патентное бюро

▪     ▪     ▪

Банк

х      х                                    Б.                                   х        х

х                                                                                                             х

м                        м

х                                                                                                             х

х       х                                   м                                      х        х

х                         х

х                         х

х          х

За столами  1, 2 и 3 располагаются представители конкурирующих фирм;

Стол 4 – банк, за  которым располагаются  банковский работник (Б) и по одному  менеджеру (м) от  фирмы;

Стол 5  занимают три сотрудника () патентного бюро.

х – места расположения участников игры.

Правила игры:

1.  Каждая фирма имеет свой начальный капитал (деньги всех участников групп, заработанные в течение учебного года в ходе финансово-экономической игры). А так же для развития нового  бизнеса получает от банка субсидию в размере 20 000 у.е.

2.  Бросая кубик, участники-менеджеры разыгрывают порядок выполнения ходов (игру начинает тот, кто набирает большее число баллов).

3.   Менеджеры сидят за столом, на котором находится игровое поле. На девяти клетках которого, текстом вниз, лежат по три задачи разного уровня сложности. Бросая кубик, менеджер переставляет свою фишку на клетку, номер которой  совпадает с числом набранных очков. Если фишка попадает на клетку с задачами, менеджер покупает одну из задач для своей фирмы, не читая текста, а руководствуясь только её стоимостью (чем выше стоимость, тем сложнее задача), записанной на лицевой стороне. Стоимость задачи менеджер выплачивает банкиру, затем передает её специалистам своей фирмы для решения.

4.  Специалисты фирмы решают полученную задачу и передают её для проверки в патентное бюро. Если задача решена верно, то представители патентного бюро дают распоряжение банку  выплатить менеджеру фирмы удвоенную стоимость задачи, если не верно, менеджер не получает ничего.

5.   Если фишка попала на клетку с надписью:

-«Биржа» - менеджер оставляет фишку на месте, не выполняя никаких действий;

-«Маклер» - менеджер переставляет фишку на клетку «Биржа» и платит банку штраф 5000 денежных единиц;

«Сюрприз» и «Извещение» - менеджер выполняет требование соответствующее верхней карточке и помещает её под самую нижнюю карточку.

6.   После трех купленных задач менеджерам предлагаются специальные задания (смотри задания для менеджеров). Всего предусматривается три паузы. За каждый правильный ответ менеджеры для своей фирмы  получают по 100у.е. В это время специалисты заканчивают решение купленных задач и передают их на проверку   в «Патентное бюро».

7.     Если у менеджеров фирм не хватает денег на покупку задач, они могут взять заем в банке под 10%.

8.    По  окончанию игры,  каждая  фирма, в присутствии сотрудника патентного бюро,  подсчитывает свой  капитал. Определяет размер полученной прибыли. Побеждает та фирма, которая за время игры смогла получить большую прибыль. Все участники игры получают именные сертификаты «бизнесмена». Фирма – победитель получает сладкий приз, остальные – поощрительные призы.                                  ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Игровое поле  75 х 75 см.

На клетки, не имеющие надписи, раскладывают по три задачи различной стоимости.

Тексты извещений:

  1. Заплатите штраф пожарному надзору 15000 у.е.
  2. Отойдите на три клетки назад.
  3. Оплатите ремонт вашего отдела 5000 у.е.
  4. Идите на «старт», получите 20000 у.е.
  5. Тащите карточку «Сюрприз».
  6. Ваш отдел облагается налогом 3000 у.е.
  7. Получите почтовый перевод 1000 у.е.
  8. Банковская ошибка – оплатите банку 10000 у.е.
  9. Банковская ошибка – получите 5000 у.е.
  10. Оплатите аренду помещения 15000 у.е.

Тексты сюрпризов:

  1. Получите премию 15000 у.е.
  2. Тащите карточку «Извещение».
  3. Идите на «старт», получите 20000 у.е.
  4. Ваш день рождения, каждый игрок делает вам подарок 5000 у.е.
  5. Получите наследство 20000 у.е.
  6. Оплатите телефонные переговоры 1500 у.е.
  7. Перейдите на 3 клетки вперед.
  8. Ваша фирма приносит доход 20000 у.е.
  9. Оплатите страховку 3000 у.е.
  10. Получите годовой процент 10000 у.е.

Задания  для менеджеров:

Первая пауза          Экономический алфавит

Называть в алфавитном порядке экономические термины (на букву «А» - первый менеджер, на «Б» -второй, на «В» - третий  и т.д.);

Вторая пауза: (слайды 17- 21)   Блиц – опрос

1. Вещи, сделанные на продажу (товар).
2. Денежная единица Англии (фунт).
3. Плата за пользование кредитом или денежной ссудой (процент).
4. Вклад в банке (депозит).
5. Выдача в долг денег или товара (кредит).
6. Денежная единица Японии (иена).
7. Учреждение, где заключаются сделки (биржа).
8. Разорившийся предприниматель (банкрот).

9. Лицо или учреждение, которые дают в долг деньги или товары (кредитор).
10. Основная единица какой-либо страны (валюта).

11. Изменение цены валюты или акции на бирже (курс).
12. Ценная бумага (акция).
13. Посредник по заключению сделок на бирже (брокер).
14. Денежная единица Беларуси (рубль).
15. Денежное выражение стоимости товара (цена).
16. Информация о товарах и видах услуг с целью привлечения к ним внимания (реклама).
17. Денежная единица европейских стран (евро).
18. Публичная продажа (аукцион).
19. Учреждение, где хранятся деньги и осуществляются операции с ними (банк).
20. Занятие, которое приносит доход (бизнес).

Третья пауза:        Разгадай кроссворд

 (Каждому менеджеру выдаётся карточка с заданием, которое выполняется на скорость. Проверяется сразу, как   закончит первый)

  1. Деньги, взимаемые государством на его нужды с граждан и организаций. (Налоги)
  2.  Событие, которое разрушает, убивает, грабит людей, но может служить пополнением казны. (Война)
  3. Печатание денег.  (Эмиссия)
  4. Одна из финансовых инспекций.  (Налоговая)
  5. Процесс, когда цены растут, а деньги обесцениваются. (Инфляция)

Ход игры

  1. Вступительное  слово  учителя

          Бесспорный факт, что все люди из года в год вынуждены, подчас  бессознательно,  подстраиваться под требования экономики, чтобы  жить счастливо, в довольстве и радости, а не скитаться в поисках милостыни и временного крова над головой. Кем бы ни был человек, он обречен, всю жизнь решать экономические проблемы, думая о том, как заработать на жизнь и как разумнее использовать полученные доходы. И мы с вами в течение данного учебного года постарались наши факультативные занятия максимально приблизить к экономической действительности. Каждый из вас старался заработать себе определенный капитал. У кого-то это получилось очень хорошо, ну а у кого-то пока  не очень.   А сегодня мы, объединившись в группы,  постараемся заработанный капитал увеличить, пустить в оборот,

чтобы деньги делали деньги. Итак, вы бизнесмены и ваша задача – получать прибыль. А как лучше всего фирма может заявить о себе на рынке? Конечно же, дать рекламу.

  1. Проверка  домашнего задания

(Каждая группа ребят представляет свою фирму, показывает рекламу).

  1. Экзамен на профессиональную пригодность

          Ну что ж, фирму вы готовы открыть. Но чтобы получить лицензию на работу, вы должны доказать свою профессиональную пригодность. А для этого вы должны сдать экзамен по экономике.

(На экране слайд со стихотворением об экономике (слайд 2), его читает  ведущий)

   Вот мы и проверим сейчас правдивость данных строк.   Ваша задача узнать экономический термин, зашифрованный в ребусе и дать ему определение (слайды 3-16).

       Молодцы! Вы успешно выдержали экзамены. Я поздравляю вас с открытием ваших фирм.  Теперь вы – бизнесмены! И я желаю всем успеха!

  1. Увеличь свой капитал.

            Ну что ж, уважаемые бизнесмены, окунемся в реальные трудовые будни. Вам предстоит не только зарабатывать деньги, но и тратить их. Вы должны уметь рассчитывать заработную плату, оплачивать коммунальные услуги, решать вопросы, связанные с благоустройством ваших офисов, решать различные экономические ситуации. Вы готовы к этому? Итак, «Деньги только тогда делают деньги, когда находятся в непрерывном обороте». Начинаем «делать деньги»!

 (Работа участников игры)                           (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

  1. Внимание! К нам едет «ревизор»!

Итак, пришло время подсчитать заработанную вами прибыль.

(Каждая фирма, подсчитывает свой капитал)

  1. Награждение победителей.

Каждый участник игры получает именной сертификат «бизнесмена».

Фирма-победитель получает сладкий приз, остальные – поощрительные призы

Список используемой литературы:

1.Балк М.Б., Балк  Г.Д. Математика после уроков.

2. Кордемский Б.А. Математическая смекалка.

3. Василевский А.И.Школьный справочник. Экономика.

4. Газета «Математика» № 24,  № 45, 2002г.,

5. Елховский Е.Л. Экономика. Популярный словарик.

6. Сафронова Г.А. Экономическая игротека на уроках математики.

7. Задачи  из открытого банка заданий для подготовки к ЕГЭ по математике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка про то, как Баба Яга о физике узнала". Ролевой проект. 7 класс.

Вашему вриманию представлен ролевой проект как пример активизации познавательной деятельности учащихся при использовании пропедевтических дидактических игр при работе с разновозрастными группами...

Суд над этанолом. Урок - ролевая игра, 10 класс

В игровой форме проводится обобщение и систематизация знаний учащихся об этноле и областях его применения человеком; формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни. Группова...

"Суд над бактериями". Ролевая игра.6 Класс.

Урок-систематизация и обобщения знаний с использованием технологии проблемного обучения и игровой технологии....

Сюжетно-ролевой урок (4 класс) Подвижные игры: « Поход на чудо-поляну»

Сюжетно-ролевой урок ( 4 урок) Подвижные игры: " Поход на чудо поляну"...

КТД: Театрализовано-познавательная система микромодульных игровых технологий(ролевая).9-10 классы.Литературно-музыкальная композиция "Лебединая песня Ивана Сергеевича Тургенева"( к юбилею со дня рождения)

Литературно-музыкальная композиция"Лебединая песня  И.С.Тургенева"посвящена 195-летию со дня рождения русского писателя И.С.Тургенева.Его творчество принадлежит к лучшим страницам мировой литерат...

Развитие речевых навыков у младших школьников посредство ролевой игры. Кукольный театр как вид ролевой игры.

Развитие речевых навыков у младших школьников посредство ролевой игры. Кукольный театр как вид ролевой игры....

Значение витамина С в нашей жизни (классный час в форме ролевой игры) 10 класс

Урок призывает задуматься о великой роли витаминов, витамина С в частности, для  людей. Урок строится на информации учителя, докладов учащихся (выступления в форме ролевой игры). В конце урока уч...