Трудности в подготовке экзаменов в форме ЕГЭ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) по теме

Мужичук Марина Викторовна

Помощь учителю и ученикам при подготовке к ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мужичук Марина Викторовна, учитель математики, высшей категории, МБОУ-СОШ №8, г. АрмавирТрудности в подготовке к сдаче экзаменов в форме  ЕГЭ по математике.

Подготовка учащихся к экзаменам в форме ГИА и ЕГЭ, выпуски старшеклассников  с 1998 года  подтолкнули меня поделиться некоторыми выводами своей работы.

Происходящие в последние годы значительные изменения в российской системе образования, связаны не только  с демократизацией общества и переходом страны к рыночным отношениям, но и созданием условий для развития  разнообразных типов и видов образовательных учреждений, внедрением в практику вариативных образовательных программ, учебников, методик и технологий обучения. Включение России в добровольное сотрудничество образовательных систем европейских стран позволяет говорить об актуальности введения единого государственного экзамена как элемента инновационной педагогической технологии оценки и контроля качества знаний и умений выпускников школ.

Модернизация высшего образования в нашей стране, вызванная в том числе и фактом присоединения в  июне 2003 Российской Федерации к Болонскому процессу, повлекла за собой  переход от парадигмы знаний к личностно-ориентированной парадигме. Изначально ЕГЭ был задуман и экспериментально внедрен в большинстве регионов России с целью обеспечения государственных гарантий реализации  конституционных прав и свобод граждан на образование и, прежде всего, для обеспечения равного доступа молодых людей к полноценному образованию независимо от уровня доходов семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Придание с 2009 года единому государственному экзамену по математике  статуса обязательного испытания на выпускном и вступительном  этапах  выявляет ряд проблем в подготовке учащихся к экзаменам в форме ЕГЭ:

  • сложность самой математики как науки,
  • неоднозначное отношение к тестовому контролю по математике со стороны учащихся, родителей, учителей и вузовских преподавателей.

Проблема любого тестирования как формы контроля знаний школьников и студентов  имеет ряд плюсов и минусов. При контроле знаний тестирование, на мой взгляд, оправдано в качестве первой ступени оценки знаний, когда происходит выявление учеников, подготовленных плохо. Под сомнением остается глубина и качество усвоения данного материала. «Дрессировка и натасканность» выходят на первый план в целевой подготовке к испытанию в виде тестов, в то время как из устного   ответа учащегося можно выявить те моменты, которые он не понял, или понял неправильно, или понял не до конца  и в процессе собеседования устранить обнаруженные  пробелы в знаниях.

  • психофизиологические основы формирования готовности старшеклассников к выпускным экзаменам по предмету,  
  • особенности учебной деятельности каждого ребенка связаны с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д.,
  • интеграция содержания и методов преподавания алгебраического и геометрического материала с целью подготовки учащихся к ЕГЭ,
  • противоречие между осуществлением обязательного всеобщего среднего образования и реализацией принципа индивидуализации усвоения знаний, учебной деятельности при подготовке к экзаменам,
  • осуществление соответствующей подготовки учителей математики к работе с учащимися в условиях обязательного ЕГЭ,
  • несоответствие видов, форм, сложности заданий, теоритического материала в учебниках для 10-11 классов с заданиями по ЕГЭ в контрольно-измерительных материалах,
  • интеграция заданий, содержащих материалы по физике и химии  при подготовке к ЕГЭ по математике,
  • необходимость использования  большого объема дополнительного учебно-методического  материала для успешной сдачи ЕГЭ.

Опыт работы с учителями и учащимися старших классов по подготовке к экзаменам в  форме ЕГЭ позволяет утверждать, что в современных условиях необходимо:

- совершенствование учебного процесса не только в выпускных  классах, но и во всей средней школе,

-разработка авторскими  коллективами учебников, содержащих материалы по ЕГЭ,

- совершенствование работы методической службы, системы повышения квалификации учителей математики.

Для успешной сдачи ЕГЭ в нашем городе работает  тьютерская служба,   городское методическое объединение учителей математики;  на базе АГПА,  гимназии №1 и других школ города систематически проходят семинары-практикумы по обмену опытом учителями выпускных классов.

  • проблема запоминания учащимися большого объема материала по алгебре и геометрии с 5-11 классы.

Рекомендации: « Как лучше всего запоминать материал при подготовке к ЕГЭ»

    1. Секрет магической "семерки"

Психологи раскрыли секрет магической "семерки" (семь бед — один ответ; семеро одного не ждут; семь раз отмерь — один раз отрежь и т. д.). Оказывается, таков в среднем объем нашей оперативной памяти.  Поэтому, если подлежащего заучиванию материала, формул очень много, лучше разбить его на большие смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи.

     2. Ищите связи

 В заданиях могут быть следующие связи:

     а) смысловые. Решение, в котором одна мысль логически предопределяет следующую за ней, запоминается сравнительно легко. Поэтому с самого начала постарайтесь понять смысл задания, увидеть логические связи между этапами решения;

     б) структурные. Психологические эксперименты показали, что при запоминании логически не связанных между собой формул, терминов важное значение имеет их расположение на листе, объединение в группы и даже в какие-либо фигуры. Подчеркивайте, обводите нужное, используйте сокращения, группируйте.

     3. Используйте ассоциации.

Итак, если в заучиваемом материале мало внутренних связей - оглянитесь вокруг. Представив в памяти обстановку, в которой вы учили материал, решали задачи, уравнения, вы припомните и его, потому что полученные одновременно впечатления имеют свойства вызывать друг друга.

     4. Лучше один раз повторить, решить задание самому, чем семь раз прочитать готовое решение. Следовательно, решение  не менее 7 заданий одного вида приводит  к осмыслению и лучшему его запоминанию.

     5. От простого к сложному. Задания типа С1-С6 разбить на части, в каждой из которых выделить основные компоненты, связать эти части между собой, выделить опоры (математические понятия, формулы и стоящие за ними мысли) и понять ход решения.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 11 классе "Писхолого - педагогическая подготовка учащихся и родителей к выпускному экзамену в форме ЕГЭ"

Данный материал поможет родителям и учащимся подготовится к сдиче выпускного экзамена в форме ЕГЭ...

Зачетная система подготовки учащихся к экзамену в форме ГИА по математике

Для подготовки учащихся к экзамену в форме ГИА в короткие сроки эффективно использовать зачетную систему....

Из опыта работы по подготовке к экзамену в форме ЕГЭ по русскому языку (задание В8).

В статье представлен опыт работы по подготовке к ЕГЭ (задание В8) в форме научно-практической конференции....

Советы родителям и выпускникам при подготовке к экзаменов в форме ЕГЭ

при подготовке учащихся к сдаче экзаменов очень часто имеет большое значение не только решение определенного круга заданиий,но и прихологический настрой учеников и их родителей....

ПАМЯТКА для учащихся и родителей при подготовке к выпускным экзаменам в форме ЕГЭ

Основные сведения, которые необходимо знать родителям выпускников...

ПАМЯТКА для учащихся и родителей при подготовке к выпускным экзаменам в форме ОГЭ

Материал поможет родителям познакомиться с основными положениями проведения ОГЭ...

Родительское собрание «Психолого-педагогическая подготовка учащихся и родителей к выпускному экзамену в форме ЕГЭ»

Скоро наступит пора экзаменов. Очень непросто школьникам пережить этот напряженный период. Нелегко, конечно, и родителям: сплошные страхи и переживания. Но, согласитесь, у нас, взрослых, в отличие от ...