"Строим графики с удовольствием" доклад
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме

В докладе описано особенности построения квадратичной и дробной линейной функции. Показано на что надо обратить внимание учеников для того, чтобы они быстрее построили графики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Строим графики с удовольствием.

Доклад учителя математики Песковой Т.А. на ШМО математиков от 11.09.2012г., протокол №2

Построение графиков функций традиционно вызывает сложности у учеников. Что надо помнить при построении графиков:  график любой функции имеет характерные точки, обычно это точки минимума или максимума функции, точки пересечения с осями координат, значения независимой переменной, не принадлежащие области определения функции.

При построении графиков известных функций таких, как линейной, квадратичной,

дробно-рациональной некоторые из этих точек видны из формулы функции.

Рассмотрим это на примерах:

  1. построение графика линейной функции:

Из вида линейной функции   мы знаем точку пересечения графика с осью  ОУ: х=0,  у=b. Вторую точку ищем удобную. Самопроверка – по коэффициенту  , который  определяет наклон прямой к оси ОХ.

  1. построение графика квадратичной функции:

 График квадратичной функции симметричен относительно прямой, параллельной оси ОY и проходящей через вершину параболы. Знак коэффициента  а  показывает направление ветвей параболы. Это упрощает построение графика функции.

Квадратичная функция может быть задана в виде:

             

  1. (0,с) – точка пересечения с осью OY,
  2. - координаты вершины,

3.Нахождение дискриминанта позволяет понять, надо ли искать нули функции как дополнительные точки для графика.

                 

  1. (m , n) – координаты вершины,
  2. дополнительная точка  
  3. Этот вид тоже легко позволяет понять по значению , стоит ли искать нули функции как дополнительные точки графика.

            Если проанализировать эти две схемы, то видно, что одна точка графика видна из вида формулы, и надо найти еще одну точку, чтобы достаточно точно построить график. Что еще полезно знать при построении: при удалении по оси ОХ на единицу от вершины значение функции изменяется на значение коэффициента  а.  

           

 Иногда функция может быть задана в виде: . Здесь легко определить нули функции: (b;0) и (c;0), а Х координата вершины равна   , Х вершины находится посередине между нулями функции и не надо раскрывать скобки.

  1. построение графика дробно-рациональной функции:

График дробно-рациональной функции симметричен относительно точки пересечения его асимптот.

Дробно-рациональная функция может быть задана в виде:

           

  1. асимптоты: ,
  2. знак  k  определяет в каких четвертях, относительно асимптот, находится график функции,
  3. три точка для x>b,
  4. для x

                 

  1. асимптоты: ,
  2. точки пересечения с осями координат:

 ось ОХ: Y=0, точка  (b/a;0),

ось  OY: X=0, точка  (0;b/d),

  1. посчитать удобные дополнительные точки.

Конечно, чтобы строить графики с удовольствием, надо их строить. И это самое трудное заставить ученика их построить, сломить их предубеждение, что это трудно. Тем более, что ученики редко сталкиваются с заданиями, где нужно применить графические методы.

                   

                Для привлечения внимания можно показать построение ряда графиков линейных функций с модулем:

 ,

а потом показать пример применения графиков для решения задания с параметром.

Графиками этих функций являются ломаные прямые и ломаются они в точках, где значение подмодульного выражения равно нулю. Поэтому,

  1. надо посчитать координаты точки перелома, где значение модуля равно нулю,
  2. посчитать координаты одной точки справа и слева от точки перелома.

Этого будет достаточно для построения графика линейной функции с модулями.

Задание:

найти все значения параметра  , при которых уравнение  

имеет два корня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса. Учимся строить графики функций.

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов, формальная цель которого - подготовить ученика средней школы к сдаче Единого Государственного Экзамена по математике и продолжению образова...

Методический анализ ошибки: неумение строить график изотермического процесса для газа, находящегося в закрытом сосуде со своей жидкостью.

Качественная задача С1 по теме «Молекулярно-кинетическая теория» на итоговой аттестации выпускников средней школы, как и в предыдущие годы, вызвала существенные затруднения: 78 % экзаменуемых по...

Конспект: «Строим графики». «Решение уравнений». «Решаем задачи»

Конспект: «Строим графики». «Решение уравнений». «Решаем задачи»....

Тема: Зигзагообразная строчка и ее применение в изделиях. Инструктаж по охране труда при работе с тканью и утюгом. Выполнение зигзагообразной строчки на образце.

Цели: познакомить учащихся с устройством швейных машин, выполняющих зигзагообразную строчку, сферой применения зигзагообразной строчки при изготовлении различных швейных изделии; учить выполнять обмет...

тема: «Зигзагообразная строчка и её применение в изделиях, инструктаж по охране труда при работе с тканью и утюгом. Выполнения зигзагообразной строчки на образце»7 кл по разделу «Машиноведение»)1.обоснование актуальности поставленной для решения проблемы

Многие люди, как ни странно, не считают сферу образования опасной настолько, чтобы уделять повышенное внимание вопросам обеспечения безопасности. В их представлении сидящие за партами ученики получают...

Положение о проведении школьного конкурса строя и песни "Красив в строю, силен в бою".

Положение о проведении школьного  конкурса строя и песни "Красив в строю, силен в бою".I. Основной целью проведения конкурса является: целенаправленное формирование у мла...

Сценарий смотра-конкурса строя и песни "Красив в строю, силен в бою!"

Данное мероприятие проводится с целью повышения уровня патриотического воспитания в школе, а так же для сохранения и приумножения традиций отечественной истории и культуры....