Равбочая программа по элективному курсу "Функция: сложно, просто, интересно" для 9 класса
календарно-тематическое планирование по алгебре (9 класс) по теме

Маркачева Ирина Валерьевна

Тема "Функция" одна из самых сложных в курсе алгебры. Данный элективный курс позволяет более глубоко изучить данную тему и показать важность, актуальность этой темы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                                                                                                   «Утверждено»

На педагогическом совете                                                             Директором МОУ «Чеховская  ООШ»

Протокол №____ от «___» ________                                           Приказ №_____ от «____» __________

Муниципальное казенное учреждения

«Чеховская основная общеобразовательная школа»

Рабочая программа

По элективному курсу

«Функция: сложно, просто, интересно»

в 9 классе

Учитель  :Маркачева Ирина Валерьевна

с.Чехово

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по элективному курсу «Функция: сложно, просто, интересно» составлена на основе : Сборника рабочих  программ 7-9 классов по алгебре  автор – составитель: Т.А. Бурмистрова. М.: Просвещения, 2011.  Сборник программ элективных курсов по математике 8-9 класс. Автор – составитель: М.Е. Козина Издательство «Учитель» 2007г.

Актуальность

Начиная с 7 класса в центре внимания школьной математики находится понятие функции. Однако размеры школьного учебника, количество часов, выделяемое на изучение темы «Функция» в разных классах, не позволяют показать в сколько-нибудь полном   объеме всё многообразие задач, требующих для своего решения  функционального подхода, научить учащихся глубоко понимать и  использовать свойства функции; нет времени изложить историю возникновения этого интереснейшего раздела в школьном  курсе математики.

С другой стороны , авторы контрольно- измерительных материалов ЕГЭ уделяют много внимания проверке умений читать по графику свойства функции, использовать их в решении уравнений и неравенств. Тесты итоговой аттестации по математике за курс основной школы предполагают наличие у школьников подобных знаний, поэтому формировать основы этих знаний необходимо начинать как можно раньше.

Курс  «Функция:просто, сложно, интересно» позволит углубить знания обучающихся по истории возникновения понятия, по способам задания функций, их свойствам, а так же раскроет перед школьниками новые знания об обратных функций и свойствах взаимно обратных функций, выходящие за рамки школьной программы.

ЦЕЛЬ: создание условий для обоснованного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в освоении математического материала на основе расширения представлений о свойствах функций.

Задачи:

  1. Закрепление основ знаний о функциях и их свойствах
  2. Расширение представлений о свойствах функций
  3. Формирование умений читать графики и называть свойства по формулам.
  4. Вовлечение учащихся в игровую, коммуникативную, практическую деятельность как фактор личностного развития.

Место курса в учебном плане:

Курс предназначен для обучающихся 9 класса средних общеобразовательных учреждений, реализующих предпрофильную подготовку.  Курс рассчитан на 17 часов. В Учебный план включен за счет школьного компонента в первом полугодии.

Характеристика курса

Курс «Функция: сложно, просто, интересно» нацелен на получение обучающимися конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у обучающихся умения использовать различные языки математики(словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Включенный в программу материал имеет познавательный интерес для обучающихся и может применяться для разных групп школьников вследствие своей обобщенности и практической направленности. Развертывание учебного материала четко структуировано и соответствует задачам курса.

Формы итоговой аттестации:

Формами итоговой аттестации являются представление «Портфеля достижений», а так же дидактическая игра «Восхождение на  вершину знаний».

«Портфель достижений» должен включать: конспекты занятий, схему исследования функции, самостоятельное исследование свойств функций (не менее четырех),  Применение ункций в природе и технике, тесты (не менее двух), анализ собственных успехов,  описание своего участия в игре, баллы,  набранные в ней.

Содержание курса:

Основные понятия. Историко –генетический подход к понятию «функция».  Зависимости между величинами. Область определения и область значения функций.Способы задания функций. Свойства функций, их отображение на графике. Примеры графиков зависимостей, отражающих реальные процессы. Функцианально –графический метод решения уравнений. Построение графиков функций. Исследование функций элементарными способами.

Числовые функции. Ограниченные и неограниченные функции. Монотонность функций. Четные и нечетные функции . Степенные функции.

Тематическое планирование учебного материала

Тема

количество часов

технология реализации

Подготовительный этап: постановка целей, проверка владения базовыми навыками.

1

беседа, тестирование

Историко-генетический подход к понятию «Функция»

1

лекция, демонстрация диафильма

Способы задания функции

1

беседа , практикум

Четные и нечетные функции

2

беседа , практикум

Монотонность функции

2

лекция, практикум, тестирование

Ограниченные и неограниченные функции

2

семинар, практикум

Исследование функции элементарными способами

2

практикум, тестирование

Построение графиков функции

2

практикум, тестирование

Функционально-графический метод решения уравнений

2

беседа, пратикум

Функция: сложно, просто, интересно.

1

Дидактическая игра «Восхождение на вершину знаний»

Функция: сложно, просто, интересно.

1

Презентация «Портфеля достижений»

Итого :

17часв

Требования к усвоению курса:

Учащиеся должны знать:

  1. Понятие функции как математической модели, описывающей разнообразие реальных зависимостей.
  2. Определение основных свойств функции

Учащиеся должны уметь:

  1. Правильно употреблять функциональную терминологию
  2. Исследовать функцию и строить её график
  3. Находить по графику функции её свойства.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. Проводить исследование, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить графики более сложные.
  2. Использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из разных разделов курса.

Календарно – тематическое планирование

№ урока

Тема

количество часов

предполагаемая дата

Урок №1

Подготовительный этап: постановка целей, проверка владения базовыми навыками.

1

Урок №2

Историко-генетический подход к понятию «Функция»

1

Урок №3

Способы задания функции

1

Урок №4-5

Четные и нечетные функции

2

Урок №6-7

Монотонность функции

2

Урок №8-9

Ограниченные и неограниченные функции

2

Урок №10-11

Исследование функции элементарными способами

2

Урок №12-13

Построение графиков функции

2

Урок №14-15

Функционально-графический метод решения уравнений

2

Урок №16

Функция: сложно, просто, интересно.

1

Урок №17

Функция: сложно, просто, интересно.

1

Итого :

17часв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа предпрофильного элективного курса. Портфолио ученика 9 класса

Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся. Курс рассчитан на 8 час...

Программа по элективному курсу "Конституционное право" 10 класс

Элективный курс является дополнительным, вспомогательным курсом по отношению к курсу « Обществознание» 10 класса, дополняет и расширяет знания учащихся, носит практико-ориентировочный характер и спосо...

Программа по элективному курсу «Рекреационная география»,9 класс

Программа элективного курса «Рекреационная география» предназначена для учащихся 9 классов.      Рекреационная география - это самостоятельное направление географической науки...

Рабочая программа по элективному курсу для 8-9 класса "Процентные расчеты на каждый день"

На изучение данной темы в курсе математике отводится малое количество времени. Данный курс позволяет изучить тему более глубоко. Элективный курс показывает на сколько важна тема "Проценты" в ре...

Рабочая программа по элективному курсу "Политическая география" 10 класс.

Рабочая программа может быть использована как в профильном, так и в универсальном классе....

Методическое обеспечение к программе по элективному курсу для 10-11 класса (девочки) по теме "Дизайн и обновление текстильных изделий".

Методическое обеспечение к программе по элективному курсу для 10-11 класса -" Дизайн и обновление текстильных изделий."...

Рабочая программа по элективному курсу: "Сложные вопросы биологии" (10 класс)

Настоящая программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендует последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипред...